Использование современных педагогических технологий, реализующих идеи системно-деятельностного подхода, в практике работы учителя русского языка и литературы
статья по русскому языку (11 класс)

Введение

В настоящее время наука быстро развивается, поэтому знания о привычных вещах стремительно обновляются. Старые профессии становятся невостребованными, и чтобы оставаться конкурентноспособными, работники должны все время учиться и переучиваться. Важно, начиная со школьных лет, научить ребенка добывать качественную информацию самостоятельно. Повышение адаптации в информационном мире и обучение самоорганизации – важные цели современного образования. Для их достижения может использоваться системно-деятельный подход.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sovremennyh_pedagogicheskih_tehnologiy.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Гаспарян Валентина Евгеньевна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №277

Использование современных педагогических технологий, реализующих идеи системно-деятельностного подхода, в практике работы учителя русского языка и литературы 


Введение

В настоящее время наука быстро развивается, поэтому знания о привычных вещах стремительно обновляются. Старые профессии становятся невостребованными, и чтобы оставаться конкурентноспособными, работники должны все время учиться и переучиваться. Важно, начиная со школьных лет, научить ребенка добывать качественную информацию самостоятельно. Повышение адаптации в информационном мире и обучение самоорганизации – важные цели современного образования. Для их достижения может использоваться системно-деятельный подход.

Цель моей работы – показать необходимость внедрения системно-деятельного подхода на уроках русского и литературы и поделиться накопленным опытом.

Задачи:

  1. Дать определение системно-деятельного подхода
  2. Рассказать о преимуществах этой системы
  3. Поделиться опытом внедрения и использования игровых технологий на уроках русского и литературы

Определение системно-деятельностного подхода

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает готовый набор знаний от учителя, а добывает их самостоятельно в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

В основе этого подхода развитие личности ребенка. Подразумевается, что учитель дает задание и первичные знания, необходимые для его выполнения, а ученик, опираясь на собственные способности, приходит к ответу. Педагог руководит процессом и, в случае необходимости, предлагает помощь, а не подсказку. Школьник может пользоваться вспомогательными средствами – учебниками, энциклопедиями, справочниками. Такая деятельность носит творческих характер, поэтому он свободен в выборе средств получения ответа. Эта методика развивает мотивацию, повышает способность к самообразованию, тренирует коммуникативные способности и стимулирует детей к саморазвитию.

Деятельностный подход включает в себя следующие виды деятельности: самоопределение, нормотворчество и рефлексивный анализ собственной деятельности.

Использование системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

Русский язык входит в число наиболее трудных школьных предметов. При его изучение приходится запоминать большое количество правил и исключений. Этот массив данных не сможет усвоиться учениками при простой передаче, где учитель рассказывает тему, а школьник запоминает. Так как процесс трудный, у детей снижается мотивация изучать этот предмет самостоятельно.

Применение на уроках системно-деятельного подхода позволяет усилить интерес к предмету, повысить усвоения материала и выработать у учащихся навык самостоятельного поиска различных правил русского языка и их правильного применения.

На уроках литературы тоже необходимо применять этот метод, ведь предмет подразумевает большую долю личной работы ученика – анализ литературных произведений, написание сочинений, прочтение объемных книг. Выработка личной позиции учащегося – это важная задача, которую нельзя решить стандартными методами.

Задания должны реализовывать развивающую функцию, формировать общие способы умственной деятельности: сформулировать основную мысль произведения, подобрать аргументацию, сделать выводы, а преобразовать эти знания в графическую систему – план, таблицу.

Основой урока является опорный конспект, содержащий модель понятия. На уроках русского языка моделирование производится чаще всего в графической форме, в виде схем и таблиц. Например, модель понятие «Глагол» можно изобразить как таблицу, содержащую все его признаки или отличия от деепричастного оборота.

Системно-деятельностный подход подразумевает отказ от объяснительно-иллюстративного подхода к обучению в пользу проектных и поисковых методов. Это может быть реализовано через индивидуальную и групповую работу учеников.

В процессе урока учащиеся:

- формулируют вопрос

- изучают различные источники информации;

- критически осмысливают эту информацию;

- формулируют собственную точку зрения и подтверждают ее аргументами;

Формулировка вопроса – важнейший этап. Он определяет проблемную ситуацию, когда наблюдается противоречие между тем, что ученик знает и тем, что ему предстоит узнать. В зависимости от вопроса определяются средства поиска информации и используемые приемы.

На уроках русского и литературы можно использовать такие приемы как:

  1. Ассоциации. Например, задать классу вопрос «Какие ассоциации связаны с произведениям А.П.Чехова?» и обсудить с ним это.
  2. Взаимный опрос или теоретическая эстафета. Например, ученики по очереди спрашивают у любого человека в классе «В этом слове пишется нн?»
  3. Игра «верно – неверно». Например, задать вопрос «Чехов написал «Человек в футляре». Верно?».
  4. Таблица «знаю – хочу узнать – узнал» и др. В процессе этой работы происходит систематизация знаний учащихся, постановка целей обучения и их самооценивание. Это повышает мотивацию к улучшению знаний.

Заключение

Системно-деятельный подход отвечает вызовам современного общества. Он формирует замотивированную на обучение личность, способную к анализу и самообразованию. С точки зрения подготовки это сложные метод, но он эффективнее, по сравнению с «классическим».

Список использованной литературы:

  1. Корбакова И. Н., Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения. – Волгоград: Учитель, 2008 
  2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4.
  3. Дозморова Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов//Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская. – Томск: ТОИПКРО, 2015

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ в практике работы учителя русского языка и литературы

Данная статья  рассказывает об использование ИКТ в работе учителя русского языка и литературы и является сопровождением к презентации...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....

Технология проблемного обучения в практике работы учителя русского языка и литературы

Технология проблемного обучения  (из практики учителя русского языка илитературы)...

Использование современных педагогических технологий, реализующих идеи системно - деятельностного подхода, в практике работы учителя физики

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятель...

Системно-деятельностный подход в практике работы учителя английского языка

Системно-деятельностный подход в практике работы учителя английского языка...