УРОК КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА В 8 КЛАССЕ
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Данный урок - один из этапов подготовки учащихся 8 класса к ОГЭ. В основе этих уроков лежит работа с текстом. Основная задача таких уроков – выработка орфографических и пунктуационных навыков, формирование творческих навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_utrom_vy_prosnetes_ot_strannogo_zvuka_v_steklo_i.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА В 8 КЛАССЕ
Барышкина Татьяна Михайловна,
учитель МБОУ СОШ № 95 г.Воронежа
Данный урок - один из этапов подготовки учащихся 8 класса к ОГЭ. В основе этих уроков лежит работа с текстом. Основная задача таких уроков – выработка орфографических и пунктуационных навыков, формирование творческих навыков.
Цель урока: Выработка умений создавать сочинение-рассуждение.
Задачи урока:
- Закрепить основные речеведческие понятия.
- Развивать навыки, связанные с осмыслением текста при определении проблемы, поднятой автором.
- Формировать умение выразить авторскую позицию.
- Выражение собственного отношения к поднятой проблеме.
Оснащение урока: использование интерактивной доски
Текст (проецируется на интерактивную доску; предложения без знаков препинания ):
1. Если утром вы проснетесь от странного звука в стекло и приподнявшись увидите синицу на подоконнике не удивляйтесь – из леса пожаловал гость. 2. Если вы каждое утро хотите просыпаться под колокольчик синицы положите на подоконник кусочек сала и постоянная дружба синиц дятлов и поползней вам обеспечена.
3. Это соседство людям совсем не в тягость. 4. Человеку легче живется когда холода и ненастье если рядом эти суетливые и доверчивые попрошайки. 5. Всякое проявление жизни рядом питает душу… 6. Осенью около дома собирается немало живности. 7. Ласточки скворцы перед отлетом обязательно посещают родную скворечню – сидят посвистывают.
8. Не так, как весной,- тихо, задумчиво свистят, будто что-то вспоминают. 9. Если у дома растет рябина или калиновый куст – ожидайте дроздов, свиристелей, снегирей. 10. И на земле приглядитесь явились мыши, юркая ласка, охотница за мышами, еж по ночам шуршит в саду листьями. 11. А старые и надежные друзья – синицы почти не отлучаются, весь день на виду: пинь- пинь… 12. Маленький колокольчик. 13. Услышишь - и вздохнешь глубже, и лишний раз улыбнешься…
Слово учителя.
Автор данного текста Василий Песков. Это человек, влюбленный в природу. И всем известны его зарисовки о природе, в которых он показывает влияние окружающей среды на состояние здоровья и души человека.
Беседа по осмыслению текста.
- Докажите, что это рассуждение
- Найти средства выразительности
- -слова со значением оценки
(Колокольчик синицы, доверчивые попрошайки, старые и
надежные друзья.)
- сравнения
(Как весной, будто что-то вспоминают.)
- приложения
(Друзья-синицы, юркая ласка - охотница за мышами.)
- фразеологизм
(не в тягость)
- слова, употребленные в переносном значении:
(Питает душу, дружба синицы обеспечена, из леса пожаловал
гость, ласточки и скворцы посещают родную скворечню,
задумчиво свистят.)
З. Грамматические средства.
- Какое местоимение встречается здесь?
(Вы. Обращает наше внимание на то, что это относится ко всем).
- Какой союз употребляется чаще других?
(Если. Автор заставляет нас внимательно следить за природными
явлениями, заставляет бережно относиться к природе, черпать в
ней вдохновение.)
4. Синтаксические средства.
- Найти односоставные предложения, в том числе и в составе
сложных. Определите их тип.
(Безличные и определенно-личные. Они обращают наше
внимание на то, что текст касается всех).
- Что еще характерно для этого текста?
(- Бессоюзные предложения помогают почувствовать
взаимодействие человека и природы.
- Однородные члены. Они придают определенную мелодичность
тексту.)
Проведем орфографическую разминку:
- Найти слова с чередующимися гласными. Объяснить их правописание.
- Записать слова с приставками, правописание которых зависит от значения, от первого звука корня.
- Правописание ь после щипящих.
Синтаксическая разминка.
- Объяснить расстановку знаков препинания в предложениях с разными видами связи.
- Составить схему расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами
- Калиновый куст с/сочетание построено на основе подчинительной связ и - согласование. Перестроить данное словосочетание с подчинительной связью на основе управления.
4 Построить схему предложения 4, способ связи придаточных определить.
5 В предложении 1 замените слово «пожаловал» стилистически нейтральным синонимом.
6 Выписать грамматичесую основу предложения 1.
Итоговые задания:
- Напишите сочинение-рассуждение по данному тексту.
- Напишите, о чем этот текст, какова позиция автора. Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Комплексный анализ текста" (подготовка к ГИА, 9 класс)
Открытый урок по русскому языку, направленный на подготовку учащихся 9 классов к сдаче ГИА. Рассматриваются приемы сжатия текста, тестовые задания....
Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.
Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...
Открытый урок: Изучение языка, как духовной памяти народа, проявления национального и личностного самосознания, результат взаимовлияния и взаимопроникновения разных культур. (Комплексный анализ текста). 8 класс.
Открытый урок: Изучение языка, как духовной памяти народа, проявления национального и личностного самосознания, результат взаимовлияния и взаимопроникновения разных культур. (Комплексный анализ текста...
КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК ЕГЭ русский язык КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 5 КЛАСС РАБОТА №1.
КОНТРОЛЬНЫЙ УРОКЕГЭ русский языкКОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА5 КЛАССРАБОТА №1....
Конспект урока по теме "Имя существительное. Орфограммы в именах существительных. Комплексный анализ текста" 10 класс
Повторение лексических, грамматических категорий имени существительного, орфограмм на примере текста Ю.Бондарева. Подготовка к сочинению-рассуждению в форме ЕГЭ....
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Открытый урок. Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе.
Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ....