Формирование оценочных способностей на уроках развития речи
статья по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Малявина Людмила Александровна

статья о работе над сочинением 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_sochinenii_2016.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование оценочных способностей на уроках развития речи

Малявина Л. А.,

 учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №26 г. Краснодара

 

Наиболее сложный вид деятельности для школьников – сочинения. Их разнообразие позволяет активно развивать оценочные способности. Важно научить детей думать, о чём писать, как лучше выразить свою мысль. На своих уроках развития речи постоянно работаю над этим, используя разные формы: предлагаю коллективно оценить одно из написанных сочинений или отрывок из него; из нескольких прочитанных вслух сочинений выбрать, обосновывая, более удачные для классного родительского собрания; предлагаю обменяться своими сочинениями, рассказать затем только о положительных или только отрицательных сторонах рецензируемой работы.  Полезной считаю работу по анализу новых для ребят сочинений (работы учеников прежних лет или параллельных классов). Это помогает объективно проверить усвоение учениками критериев оценивания творческих работ.

      Так, на одном из уроков развития речи предлагаю пятиклассникам оценить два сочинения на тему «Дождь».

  1. Я проснулась. Кто-то стучал. Я подумала, что кто-то пришёл к нам, и пошла открывать. Но стук был совсем с другой стороны, возле окна. Я подошла и увидела, что об окно играет свой вальс дождь. И у меня возникло чувство радости. Дождь польёт землю. Земля будет лучше плодоносить. Пока я это думала, о стекло ударялись капельки, похожие на маленькие круглые шарики. А дождь всё льёт и льёт. По лужам прыгают одуванчики. Дороги намокли, на них морей и луж много. А дождь всё идёт и идёт. И даже жалко, что нельзя побегать под дождём, подышать свежим воздухом. Ведь после дождя воздух насыщен тысячами запахов цветов и деревьев, трав и кустарников. Они как будто говорят: «Понюхай нас, и ты станешь веселее, бодрее, смелее».
  2. Дождь. Мрачный день. Крыша мокрая, хоть выжимай. Воробышки бояться выглянуть из-под крыши. А смельчаки летают под дождём озябшие. Дождь бьёт по подоконникам: «Дзинь-дзинь-дзинь». Прохожие, закутавшись в пальто, поёживаются. А машины не унывают – весело мчат по шоссе. И я надеюсь, что скоро выглянет солнце.

Одной группе учеников понравилось первое сочинение. Вот их отзывы на него:

- Много рассказано о весеннем дожде.

- Можно по описанию представить картину.

- Есть новые образы: «дождь танцует вальс», «прыгают одуванчики», стук дождя сравнивается со стуком в дверь.

- Настроение есть. Автор чувствует себя рядом с дождём, будто старый друг заглянул на минутку. Очень красиво.

 - Прямая речь украшает. Пишет от себя.

- Описывает, будто радуется всем весенним поступкам дождя.

  Другая группа детей высказала замечания:

- Предлогов много, союзов. Часто употребляется «я».

- Лишние слова: «к этому дождю», «кто-то» (стучал, пришёл). Это звучит плохо.

 - Пишет: «У меня возникло чувство радости». А потом два раза «дождь всё идёт и идёт», «а дождь всё льёт и льёт». Но ведь так говорят, когда нет радости.

- Стук дождя, я считаю, не похож на вальс. Он не плавный, резкий, отрывистый.

- Лучше сказать «луж море».

 Второе сочинение понравилось большинству детей. По их мнению, его сильные стороны заключались в следующем:

- Предложения краткие, ничего лишнего, создаётся настроение.

- Понравилось предложение «Крыши мокрые, хоть выжимай».

- Хорошо описаны воробьи. Так и видишь: серенькие комочки забились под крышу, боятся выглянуть, только искоса поглядывают на дождь. Я вижу, как смельчаки летают, какие они маленькие, мокрые, перья слиплись.

- Здесь есть слова, передающие звуки, они украшают речь: «дзинь-дзинь-дзинь» - так бьёт дождь по подоконникам, будто кузнец стучит молотом.

- Хорошо рисуется картина словами: «Прохожие, закутавшись в пальто, поёживаются от дождя».

- Автор «оживил» машины. Они у него не унывают, как люди. Так и видишь: машины весело мчатся по лужам, и урчат, и поют.

- И хоть день такой мрачный, сочинение закончено красиво: «И я надеюсь. Что скоро выглянет солнце».

Нашлись и недостатки в работе:

- Можно было бы больше описать природу: небо, тучи, деревья.

- Нужно переставить предложения: сначала «Дождь бьёт…», а потом про воробышков, прохожих, машины.

Обобщая мнения, пришли к выводу: первое сочинение имеет лишние предложения, которые не помогают раскрыть тему, вторая работа краткая, точная.

          Шаг за шагом критерии оценивания творческих работ становятся для учащихся требованиями их вкуса, и они обосновывают ими свои впечатления, умеют аргументировать своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование грамматических конструкций на уроке развития речи»

Цели: Знакомство со сложными предложениями , с их  лексико – грамматическим строем, учить взаимосвязывать слова в предложениях, уметь формулировать собственные высказывания, совершенствовать прои...

Проектирование систем деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных ресурсов при формировании коммуникативных универсальных действий на уроках развития речи в 8 классе

Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно об этом идёт речь в Стандартах второго поколения ФГОС. ...

Итоговая работа на тему: «Технология развития критического мышления как средство формирования коммуникативных способностей на уроках английского языка»

Министерство образования  и науки Самарской областиГосударственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистовС...

Активизация творческих способностей, учащихся на уроках развития речи

Особенностью современного этапа методики развития речи учащихся является непосредственное обращение к тексту как к коммуникативной единице. Этому способствовали исследования текста как единицы языка и...

Доклад "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках развития речи"

Развитие связной речи обучающихся – это раздел школьного курса, интерес к которому у специалистов не иссякает, а, напротив, только возрастает, что объясняется наличием ряда проблем у поколения ...

Педагогический проект «Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся c ОВЗ на уроках развития речи»

Поиск методов и технологий педагогического воздействия, позволяющих наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию у обучающихся c ОВЗ ....