«Формирование грамматических конструкций на уроке развития речи»
план-конспект урока (5 класс) по теме
Цели: Знакомство со сложными предложениями , с их лексико – грамматическим строем, учить взаимосвязывать слова в предложениях, уметь формулировать собственные высказывания, совершенствовать произносительные навыки.
Оборудование: домик, таблички, кодоскоп, разноцветные карточки, картинки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grammaticheskih_konstrukciy.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование грамматических конструкций на уроке развития речи»
Цели: Знакомство со сложными предложениями , с их лексико – грамматическим строем, учить взаимосвязывать слова в предложениях, уметь формулировать собственные высказывания, совершенствовать произносительные навыки.
Оборудование: домик, таблички, кодоскоп, разноцветные карточки, картинки.
Ход:
1 Организационный момент.
Работа с экраном на развитие слухового восприятия.
( дается установка говорить четко слова, проговаривать все звуки, следить за произносительной стороной речи, следить за осанкой.)
- Ребята, вы готовы к уроку?
- Мы готовы к уроку.
- Вы знаете какой сейчас будет урок?
- Нет не знаем.
- Коля, спроси у Нади , она знает какой сейчас будет урок?
- Надя, ты знаешь, какой сейчас будет урок?
- Нет не знаю. Надо спросить у Ларисы Николаевны.
- Лариса Николаевна, какой сейчас будет урок?
- Сейчас будет урок развития речи.
2 Сообщение темы урока.
- Спросите у меня, какая будет тема урока.
- Лариса Николаевна, какая сегодня будет тема урока?
- Я вам тему сообщу чуть позже, т. е. вы ее сформулируете сами. А сейчас давайте вспомним какое самое любознательное и непоседливое слово.
- Почему?
- А какой друг есть у слова « почему»
- Потому что.
- Отвечая на вопрос почему? вы употребляете в речи предложения, состоящие из 2 частей: 1 – то, что объясняется, 2 – объяснение. И эти два простых предложения связывает слово « потому что». И как же называются эти предложения?
- Эти предложения называются сложные.
- Какая же у нас сегодня будет тема урока?
- Тема урока- сложные предложения.
- Сколько основ в простом предложении?
- В простом предложении одна основа.
- А сколько основ в сложном предложении?
- В сложном предложении несколько основ.
3 Игра « Домик»
- А сейчас мы с вами закрепим простые и сложные предложения и поиграем в игру « Домик» ( на столе стоит домик). В окошечко домика вы будете опускать только таблички , на которых написаны сложные предложения. Прочитайте внимательно предложения, вспомните все, что вы знаете о простом и сложном предложении. Игра « Домик»
( дети опускают в окошечко нужные таблички )
Через кодоскоп проверяется правильность выполненной работы, дети зачитывают предложения , находят основу и объясняют какие это предложения.
4 Составление предложений по данному началу.
- Мы с вами поиграли, вы показали свои знания, различаете простые и сложные предложения, а сейчас мы будем составлять предложения по данному началу. Если вы правильно составите предложения , то с обратной стороны у вас получится рисунок.
1Коля не может поднять чемодан, потому что он тяжелый.
( с обратной стороны нарисован носильщик)
2 Женя не может надеть туфли, потому что туфли тесные.( с обратной стороны нарисованы туфли)
- Ребята, а вы знаете, что обозначает слово тесные.
- Тесные – значит маленькие, недостаточные по величине, размеру.
( предлагается ребенку надеть туфли меньшего размера и пройти в них, ему трудно это сделать, повторяю, что туфли тесные)
Слово тесные читается с элементами фонетической ритмики.
Те_______
Тес______
НЫ_______
Е_________
НЫЕ_______
Тесные
3 Отец не может нарезать хлеб, потому что у него нет ножа.( с обратной стороны нарисован нож)
5 Составление предложений по цветным карточкам.
- Молодцы, с заданием справились.
А теперь мы будем составлять цветные предложения. У вас на партах лежат разноцветные карточки, на которых написаны слова. У кого красные карточки- выходите к доске и правильно составьте предложение. Не забывайте о том, что слова в предложении должны быть взаимосвязаны , а предложение не должно потерять смысла. Ищите свои места.
( дети составляют предложения из красных карточек )
Вова не знает стихотворения, потому что он его не выучил
-А сейчас составим предложение из синих карточек.
Дети должны убрать столовую, потому что они дежурные.
- Составляем предложение из зеленых карточек.
Малышам нельзя играть со спичками, потому что может быть пожар.
Объясняю детям слово пожар, показываю картинку, а затем проговариваем слово с элементами фонетической ритмики.
ПА___________
ЖА___________
ЖАР
ПОЖАР
6 Физкультминутка.
( сейчас мы с вами отдохнем , а затем продолжим работу)
7 Подбор картинок по содержанию предложений.
- Следующий вид работы заключается в том, что вы должны подобрать картинки по содержанию предложения, определяя причину событий, изображенной на 1 картинке.
Основные картинки | Картинки для выбора |
1 У дороги стоит сломанное дерево (картинка) Дерево сломалось, потому что мальчик наехал на дерево. ( запись составленного предложения на доске) | 1 Мальчик едет на велосипеде по дороге. 2 Мальчик наехал на дерево. ( картинки) |
2Лодка перевернулась ( картинка) Лодка перевернулась, потому что столкнулись две лодки. | 1 Две лодки столкнулись. 2 На пруду дети катаются на лодках.( картинки) |
3 Лыжи сломались. (картинка) Лыжи сломались, потому что мальчик упал. | 1 Мальчик съезжает с горы. 2 Мальчик упал. ( картинки) |
4 Мальчик заболел. (картинка ) Мальчик заболел, потому что он бегал босой по лужам во время дождя. | 1 Мальчик гуляет в солнечный день. 2 Мальчик бегал босой по лужам во время дождя. ( картинки) |
8 Составление предложений по демонстрации действий.
Ну, а сейчас мы будем составлять предложения по демонстрации действия.
Предлагаю кому- нибудь из учеников выпить лекарство.
( дети составляют предложение)
1Рузалин не хочет пить лекарство, потому что оно горькое.
Предлагаю детям конфету.
2Ильдар хочет есть конфету, потому что она вкусная.
Показываю карточку с примером, которые дети еще не изучали.
3Ранис не может решить пример, потому что он очень трудный.
.Достаю корочку черствого хлеба.
- Надя не хочет есть хлеб, потому что он черствый.
9 Ответы на вопросы.
- Хорошо ребята . И с этим заданием вы разобрались. И в заключении урока я хочу проверить как вы усвоили сложные предложения. Сейчас вы ответите на вопросы , употребляя сложные предложения.
( вопросы задаются за экраном на развитие слухового восприятия )
- Почему зимой люди одеваются тепло?
- Люди одеваются тепло ,потому что зимой холодно.
- Почему зимой птицам голодно?
- Птицам зимой голодно, потому что все занесено снегом и насекомые попрятались.
- Почему люди носят очки?
- Люди носят очки , потому что плохо видят.
10 Итог урока.
- Ребята, какую мы сегодня разбирали тему?
- Сложные предложения.
- Чем мы занимались на сегодняшнем уроке?
- На уроке мы составляли предложения по началу предложения;
- Составляли предложения по картинкам;
- Составляли предложения из разноцветных карточек;
- По демонстрации действия.;
- Играли в игру « Домик»
- Отвечали на вопросы.
- Вам понравился сегодняшний урок?
- Да, понравился. Нам было интересно.
- Вы хорошо сегодня занимались, я вами довольна.
( выставляются оценки, дается вечернее задание )
.
Учитель 1 квалификационной категории
Тужикова Лариса Николаевна
Специальная ( коррекционная) школа 2 вида города Бугульмы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над грамматическими омонимами, как средство развития речи учащихся.
Явление омонимии привлекает внимание исследователей не первое десятилетие. А.А.Реформатский отмечает, что впервые внимание этому явлению уделил Аристотель, который обозначил омонимы как «предмет, у ко...
Проектирование систем деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных ресурсов при формировании коммуникативных универсальных действий на уроках развития речи в 8 классе
Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно об этом идёт речь в Стандартах второго поколения ФГОС. ...
Статья «Использование упрощённых грамматических конструкций на уроках английского языка»
Разговорный язык до сих пор ещё в ряде случаев рассматривается как «низший» вариант грамматической нормы, которые оказывают пагубное воздействие на языковое воспитание, тогда как нормативная гра...
Доклад "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках развития речи"
Развитие связной речи обучающихся – это раздел школьного курса, интерес к которому у специалистов не иссякает, а, напротив, только возрастает, что объясняется наличием ряда проблем у поколения ...
Средства формирования познавательных УУД на уроках развития речи
Методический материал для уроков (ФГОС)...
Формирование оценочных способностей на уроках развития речи
статья о работе над сочинением...
Педагогический проект «Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся c ОВЗ на уроках развития речи»
Поиск методов и технологий педагогического воздействия, позволяющих наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию у обучающихся c ОВЗ ....