Активизация творческих способностей, учащихся на уроках развития речи
статья по русскому языку (5 класс) на тему
Особенностью современного этапа методики развития речи учащихся является непосредственное обращение к тексту как к коммуникативной единице. Этому способствовали исследования текста как единицы языка и речи в лингвистике, а также исследования речи в психологии и речевой деятельности в психолингвистике. Развить связную речь учащихся – это значит научить их воспринимать и создавать коммуникативно ориентированные тексты в процессе трудовой, учебной, бытовой, общественной деятельности, т.е. научить школьников полноценно общаться. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация творческих способностей, учащихся на уроках развития речи.
Егорова Л. В., учитель русского языка и литературы,
МОБУ Табагинская СОШ.
Содержание курса русского языка в школе, по новым стандартам, «обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций». Особенностью современного этапа методики развития речи учащихся является непосредственное обращение к тексту как к коммуникативной единице. Этому способствовали исследования текста как единицы языка и речи в лингвистике, а также исследования речи в психологии и речевой деятельности в психолингвистике. Развить связную речь учащихся – это значит научить их воспринимать и создавать коммуникативно ориентированные тексты в процессе трудовой, учебной, бытовой, общественной деятельности, т.е. научить школьников полноценно общаться. Развитие связной речи в школе опирается на следующие выводы в учении о тексте как единице языка и речи.
Чтобы научить школьников излагать грамотно свои мысли, адекватно воспринимать и передавать информацию различного характера и т.п., необходимо помочь детям овладеть соответствующими знаниями о единице общения (тексте) и особыми коммуникативными умениями и навыками, т.е. компетенциями. Вся трудность в том, что коммуникативная компетенция не поддается автоматизации, так как включается в речевую деятельность, которая характеризуется прежде всего, как деятельность интеллектуальная, познавательная, требующая от человека в каждом конкретном случае творческого подхода к решению коммуникативной задачи. Чтобы помочь ребенку научиться решать конкретные коммуникативные задачи, мы должны развивать умения логического и лингвистического характера, определяемые развитием мышления и чувства языка. Т.е. кроме умений выделять и классифицировать признаки предметов, явлений, группировать факты, выделять основную информацию, делать выводы из полученной информации, учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по заголовку, по началу, по аннотации и т.д.; предвидеть структуру предложения по началу, по отдельным компонентам; прогнозировать композицию текста по его жанровой характеристике. Вся работа по развитию речи учащихся должна строиться на том, что язык – средство выражения мыслей, чувств и переживаний человека. Следовательно, изучение языка должно способствовать развитию коммуникативных умений, должно помочь учащимся осознать богатство русского языка, научиться пользоваться этим богатством в практической деятельности. А для этого нужно научить ребенка обращаться к классическим текстам ради «сознательного заимствования» духовного опыта познания мира, учитывать этот опыт в процессе самостоятельной речевой деятельности. В изучении языка необходимо идти от наблюдений за живой речью к познанию законов языка. Следовательно, явления языка должны усваиваться через текст, на основе текста, с помощью текста. Тогда изучаемые понятия предстанут перед детьми в естественном окружении, в естественной речевой ситуации, что приведет к положительной мотивации учения, к осознанию учащимися необходимости познания языка. Целью уроков развития речи в школьном курсе русского языка являются развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, оценивать языковые факты; овладение видами речевой деятельности в разных ситуациях общения. Задачи уроков развития речи: формировать и развивать коммуникативную компетенцию; реализовать коммуникативно-деятельностный подход; формировать функциональную грамотность; формировать и развивать коммуникативные универсальные учебные действия. Но все это невозможно без творчества, без умения придумывать, создавать свой речевой продукт. Еще Дж. Родари писал: «Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать». Именно в этом трудность: как научить придумывать. Предлагаю некоторые виды работы по активизации творческих способностей на уроках развития речи. Многие из нас используют слуховые и зрительные диктанты из методики Федоренко – Пальченко. Эти диктанты могут служить материалом для упражнений для развития речи, если взять текст, а не разрозненные предложения. Вот несколько примеров. Слуховые и зрительные диктанты. Текст №1.
Текст №2.
6. Ответьте на вопрос. Текст №3.
Примерные задания к слуховым и зрительным диктантам.
1.Комплексный анализ текста (разборы, найти изобразительно-выразительные средства, найти те или иные синтаксические конструкции и т.д. )
Развитие связной речи в контексте всей системы работы по русскому языку может осуществляться путем устных и письменных высказываний малой формы, т.е. изложений и сочинений небольшого объема. Изложение как создание вторичного текста предполагает восприятие, осмысление, понимание исходного, первичного текста. «При этом осмысление есть процесс анализа, а понимание – его результат, синтез, обобщение воспринятой информации, содержание которой затем должно быть воспроизведено полно, выборочно или сжато в зависимости от установки.» (А. Д. Дейкина, Ф. А. Новожилова) Например, изложение текста как сжатый пересказ с максимально возможным сохранением особенностей авторского языка и стиля. Или изложение с анализом текста по данному плану:
Тексты изложений с заданиями. Притча об императоре и нищем В саду, у дворца, сидел император; вокруг него стояли слуги. В это время мимо проходил один монах с посохом в руке и сумою за плечами. Он намеревался зайти во дворец.
Император, заинтересовавшись случившимся, объяснил монаху, что он – император, а это его дворец.
Император приказал дать ночлег страннику, ибо понял, что хотел сказать монах: мы проходим по этой земле, и нет у нас здесь вечного жилища. Примерные задания.
Басня. Жила одна мышь под амбаром. В его полу была дырочка, и хлеб сыпался туда, так что еды у этой мыши всегда было вдоволь. Житье у норушки было хорошее, и она захотела похвастаться этой сытой жизнью. Прогрызла мышь дыру побольше и позвала других мышей себе в гости. Она сказала:
Когда она привела друзей, то увидела, что дыры совсем не стало, потому что мужик приметил большую дыру в полу и заделал ее. Примерные задания.
А. Приставкин «Муравей» Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из нее капал сок, и у муравья щипало глаз. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника. По тропинке шел человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом увидал муравья и щелчком сбил его на землю. «Поди прочь, привык на готовенькое!» И с тем засунул ягоду в рот. И пошагал дальше. Примерные задания.
Очень важное значение имеет этап анализа работ и последующая коррекция учениками своих текстов. Например, сравнить авторский и ученический варианты, проанализировать и понять авторский замысел. «Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную.» «Муравей тащил тяжелую красную ягоду.» Михаил Михайлович Пришвин Голубые тени Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками. Наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. На малых текстах можно проводить работу по интерпретации текста. Осинкам холодно В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки густо одна к одной, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят и сидят на завалинках. Примерные задания. 1. Запишите по памяти, сохраняя средства выразительности. 2. Представьте себя «внутри» пейзажа, опишите свои ощущения, чувства. 3. Представьте это место осенью, весной, летом, зимой. 4. Напишите текст по аналогии, озаглавьте. 5. Добавьте в текст, что вам хочется. Школьники учатся в сочинениях «грамотно и выразительно передавать свой опыт эмоционального восприятия жизни, проявлять самостоятельность суждений, а значит, развивают речь». (А. Д. Дейкина, Ф. А. Новожилова). Для создания сочинений – миниатюр можно использовать материал из записных книжек Антона Павловича Чехова:
- Не человеку, а трупу. Человеку нужен весь земной шар. 6. Смерть страшна, но еще страшнее было бы сознание, что будешь жить вечно и никогда не умрешь.
Три последних сюжета можно использовать для написания рассказа по плану. Как написать рассказ (примерный план работы) Пишем черновик
Пишем черновик 1. Экспозиция. Знакомим читателя с героями, указываем место, время (помним: экспозиция не должна быть затянутой; рекомендуемый тип речи – повествование с элементами описания) 2. Завязка действия (тип речи – повествование, желателен диалог) 3. Продолжение действия (повествование с элементами описания) 4. Кульминация (пик действия – вдруг! нет - длинным предложениям, да - БСП, неполным предложениям) 5. Продолжение действия (повествование с элементами описания) 6. Развязка (повествование с элементами рассуждения) Правим текст
Хорошо использовать на уроках развития речи парадоксальные тексты, вот несколько примеров. Джанни Родари «Старые пословицы» А вот что случилось со Старой Пословицей, которой захотелось яблока. Села она под яблоню и бормочет про себя:
Примерные задания.
работа не волк, в лес не убежит и т.д. Велимир Хлебников. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! …………………. Смейево, смейево, Усмей, осмей, смешики, смешики, Смеюнчики, смеюнчики…
Л.С.Петрушевская Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: - Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявка волит за напушкой: - Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Даниил Хармс «Вываливающиеся старухи». Одна старуха от чрезмерного любопытства вывалилась из окна, упала и разбилась. Из окна высунулась другая старуха и стала смотреть вниз на разбившуюся, но от чрезмерного любопытства тоже вывалилась из окна, упала и разбилась. Потом из окна вывалилась третья старуха, потом четвертая, потом пятая. Когда вывалилась шестая старуха, мне надоело смотреть на них, и я пошел на Мальцевский рынок, где, говорят, одному слепому подарили вязаную шаль. Оптический обман Семен Семенович, надев очки, смотрит на сосну и видит: на сосне сидит мужик и показывает ему кулак. Семен Семенович, сняв очки, смотрит на сосну и видит, что на сосне никто не сидит. Семен Семенович, надев очки, смотрит на сосну и опять видит, что на сосне сидит мужик и показывает ему кулак. Семен Семенович, сняв очки, опять видит, что на сосне никто не сидит. Семен Семенович, опять надев очки, смотрит на сосну и опять видит, что на сосне сидит мужик и показывает ему кулак. Семен Семенович не желает верить в это явление и считает это явление оптическим обманом
3. Словарная работа: абсурд, гротеск, пародия. 4. Цель писателя – только смех? 5. Прочитайте свой текст, подумайте, получилось ли у вас создать свой мир? Очень страшная история Доедая булку с маслом, Братья шли по переулку. Вдруг на них из закоулка Пес большой залаял гулко. Сказал младший: «Вот напасть, Хочет он на нас напасть. Чтоб в беду нам не попасть, Псу мы бросим булку в пасть». Все окончилось прекрасно. Братьям сразу стало ясно, Что на каждую прогулку Надо брать с собою… булку.
Для того чтобы у ребенка возникло желание высказаться, поделиться своими впечатлениями, мыслями, надо его мотивировать, а для этого предложенная тема должна заинтересовать ученика, тема должна содержать в себе интригу, парадокс. Вот несколько тем по лексике, которые могут помочь учителю в этом, к тому же работая над такими миниатюрами, ребенку придется обратиться к словарям, чтобы вслед за С. Я. Маршаком спуститься в «подвалы слов». «В подвалы слов не раз сойдет искусство, держа в руке свой потайной фонарь.»
Мы часто с детьми пишем сказки, но не всегда ребенок понимает, что делать, чтобы помочь детям понять алгоритм действий, можно предложить такую памятку. Пишем сказку План работы над сказкой.
Примерный план сказки
Дети любят заполнять анкеты, можно предложить электронный вариант. Вопросы должны быть личными, злободневными, подходящими для возраста ребенка. Анкета
Предлагаю еще несколько тем для миниатюр:
«Обитаемый» остров (примерный план)
Старшеклассники любят писать сочинения по текстам сверстников. Перед вами сочинение выпускницы 2012 года Ефимовой Яны Тепло. Солнце освещает все в этом мире, все то, что я очень люблю. Это солнышко, такое знакомое и родное, дарит столько радости, столько любви. Небо большое и бесконечное, от него исходит неземной покой, глубокий и всепроникающий, кажется, что слышишь «ангелов полет». Любовь - это небо и солнце, это лес и луга, это горы и море. Это гармония, мир и счастье. Она находится у нас в душе, возможно, вся душа создана из любви и любовью. Такое маленькое слово, и такая бездна чувств. Любовь является ключом, она одухотворяет жизнь и вносит смысл в судьбу каждого человека. Наш мир, наша земля- все, что нас окружает, все пропитано любовью. Ведь любовь возвращает человека к жизни, одухотворяет его, дарит ему счастье, радость, помогает тонко чувствовать - помогает человеку быть человеком, помогает полюбить мир и наполнить его яркими красками, о которых раньше и не подозревал. Любовь- это не только счастье и радость, это еще и большая ответственность. Сестры любви - это Вера и Надежда. В некоторые моменты жизни любовь чувствуется очень слабо, и для того, чтобы эти моменты пережить, надо верить и надеяться. Надо любить! Любовь является тем источником жизни, которым должен питаться каждый человек. При нехватке любви, мы чувствуем себя одинокими. Но надо знать: человек никогда не останется один, человек всегда кем-то любим…
Предложенный материал можно использовать на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе. Использованная литература. 1. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Универсальные дидактические материалы: 5 класс. – СПБ, 1996. 2. Дейкина А. Д., Новожилова Ф. А. Тексты – миниатюры на уроках русского языка. 5 – 6 классы. – М. «Флинта», «Наука», 2000. 3. Орлик Е. Н. Занимательные диктанты и изложения. М.: «Грамотей», 2005. 4. Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе. - М. «Флинта», «Наука», 1998.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье
презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....
Активизация познавательных и творческих способностей учащихся на уроках биологии.
Калиева А. Т. в статье "Активизация познавательных и творческих способностей на уроках биологии" знакомит с одним из эффективных методов развития ребенка, позволяющего получить результат, - это ...
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».
Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...
Активизация познавательной деятельности и развитие творческих способностей учащихся на уроках физики на основе личностно ориентированного подхода
диссеминация педагогического опыта по использованию современных технологий в обучении и развитии интеллектуальных способностей учащихся на основе личностно -ориентированного подхода....
Развитие творческих способностей учащихся через обучение письменной речи
Язма сөйләмгә өйрәтү аша укучыларның иҗади сәләтләрен үстерү...