Развитие речи""Зимние радости"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Бурганова Евдокия Емельяновна

Использование ИКТ на уроке развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок развития речи58.31 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Развитие речи на уроке русского языка в условиях внедрения ФГОС ООО на тему 

 «Зимние радости» (наблюдаю, думаю, пишу).

Составитель: Бурганова Евдокия Емельяновна, первая квалификационная категория, учитель русского языка и литературы.

2015 учебный год.

Использование материала:

1.Текст И.Соколова-Микитова «Зимняя ночь»;

2.Картина Художника И.И.Шишкина «Зима»;

3.Стихотворение М.Ягодиной из детской газеты…

Цель: мотивировать учащихся к повышению уровня грамотности и коммуникативной деятельности;

стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся, выполняя творческие и развивающие задания;

приобщить к культурным ценностям.                                                                       СЛ.3

Оборудование: ИКТ, рисунки учащихся, мини-сочинения на тему «Зимние радости», стихотворения классиков, картина И.И.Шишкина «Зима», портрет художника И.И.Шишкина, снежинки.

  1. Приветствие.                                                                                                     СЛ.1

Снег идет, снег идет.

Стало все белым-бело.

Много снега намело.

Дремлет все под белой шапкой…

Только мне не спится-

Рада снегу я!

                /М.Ягодина/

-какой образ предстает перед нами?

-какое настроение передает автор?  

-каким символом можно обозначить зиму?                                                    СЛ.2

  1. Выразительное чтение наизусть.

      Зиму приветствуют поэты в своих произведениях, они выражают ее суровость, но

       вместе с этим и красоту зимы. (Послушаем ребят).                                            СЛ.4

                                                                           

  1. Чтение мини-сочинений (д/з) учащихся на тему «Зимние радости».

Бесспорно, вместе со снегом к нам приходят и зимние забавы. Послушаем ребят. Некоторые изобразили свои занятия  в своих рисунках. (Выставка детских рисунков).

  1. Работа с предложением. В продолжение этой темы  попрошу выполнить следующие задания:                                                                                          

-списать, расставив знаки препинания;

-вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы;

-составить схему предложения;

-подобрать синоним слова «забавный».                                                    

Ребята пригласите в гости милых и забавных п.рнатых друзей чтобы нак.рмить их в трудное для них время года и полюбоват(ь)ся ими                             СЛ.5

                 

*Работа в парах: проверить по образцу и оценить работу соседа.

Верный вариант:

Ребята, пригласите в гости милых и забавных пернатых друзей, чтобы накормить их в трудное для них время года и полюбоваться ими.          СЛ.6

-пернатый- пёрышко

-накормить -корм

-полюбоваться -что делать?

-Забавный, веселый, интересный, смешной, прикольный (молодежный лексикон).

5. Работа по картине.  Предлагаю переместиться в зимний лес. В этом поможет нам картина И.И.Шишкина «Зима».                                                                                         СЛ.7  

* Работа в группе: собрать информацию о творчестве художника И.И.Шишкина.                                                                                                  

Учитель дополняет: И.И.Шишкин  родился в Елабуге. Он написал такие картины, как: «Корабельная роща», «Золотая осень», «Дубы», «Утро в сосновом лесу» и т.д. Он всю свою жизнь следовал отцовскому завету: «Трудиться на пользу Родине».      

                                                                                                                                               

Беседа по картине:

-какое настроение передает художник?

-какие краски он использует?

-сосны какие?

-составим синонимы к соснам: великан, исполин, колосс, гигант, громада.

-зима сковала могучие великаны.                                                                                    СЛ.8                                                                                                                                                                                                                      

6. Физкультминутка.                                                                                                      СЛ.9

Здравствуй Зимушка-зима!       (кланяемся)
Что в подарок принесла?           (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый,               (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый                       (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки,              (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки!                     (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

7. Работа с текстом. Многие говорят, что природа зимой спит, чтобы это опровергнуть, предлагаю переместиться в лес. В этом поможет нам текст И.Соколова-Микитова

 «Зимняя ночь».    

 Наступила ночь в лесу.

По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней. В темном высоком небе видимо-невидимо рассыпалось ярких зимних звезд... Бесконечное количество звездочек и на земле.

Но и в морозной зимней ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин, завыли и замолчали ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы. Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идет в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                          СЛ.10, 11

-стиль текста?

-тип текста?

-какое настроение передает автор?

-что происходит в лесу?

Выполним задания в паре:

*подчеркнуть глаголы, обозначающие жизнь в ночном лесу.                                  

*чем отличаются глаголы в этих столбиках?                                                               СЛ.12

                          -постукивает                                     -пробежал

                          -хрустит                                            -ухнуло

                          -охотятся                                           -захохотало

                                                                                     -закричал

               -завыли

 *в последнем предложении указать спряжения глаголов:                                      

-слышит- 2 спр.

-видит- 2спр.

- идет- 1спр.

* вспомним художественные средства выразительности, которые подчеркиваю яркость и точность сказанного.

Метафора-/звезды – снежинки/                                                                                     СЛ.13

Эпитет -/серебряный иней/

Олицетворение - /постукивает/

Сравнение- /как часовой/

8. Рефлексия. Урок подошел к концу, благодарю за работу, прошу оценить свою работу (нарисуйте в тетради свое отношение к уроку, к работе)

http://allforchildren.ru/pictures/snowman_s/snowman041.gifактивность на уроке хорошая, все успел выполнить, понравился урок.

http://static7.depositphotos.com/1036813/719/v/170/depositphotos_7198241-Snowman-and-spring.jpg   не все успел сделать, постараюсь повторить материал.

http://admin.moyaokruga.ru/img/image_big/9dfb2e23-c258-4c38-bc7c-417fe636ecbf.jpg   урок не понравился, ничего не понял.

 Ребята, дарю за работу на уроке снежинки, а на их обратной стороне домашнее задание – написать мини-сочинение на тему «Благодарю зиму…»

Спасибо!      

                                                                                                                                            СЛ.14

PS: Этимология слова «ЗИМА».                                                                                     СЛ.15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе "Радость есть особая мудрость"(обучение написанию сочинения-рассуждения)

Закрепить понятие о типах речи текстов, обучить приемам разграничения описания, повествования, рассуждения ( прием вопроса к тексту, прием рисования текста).Расширить представления детей о таком...

Мониторинг образовательных результатов и индивидуального развития учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Радость танца» возраст детей 7-10 лет 3 года обучения

  Представленные материалы являются обобщением опыта практического использования диагностики результатов образовательной деятельности, физического, творческого, личностного развития учащих...

Нелёгкая радость моя (Радости и трудности моей работы) Времен связующая нить

Мы привыкли  к нескончаемому потоку во время перемен, к рабочему шуму , к детским голосам, к самым неожиданным поступкам и уже не удивляемся ничему. Такова уж наша профессия с её бесконечными ноч...

Урок музыки в 6 классе по программе В.В.Алеев, Т.Н.Кичак с применением технологии развития критического мышления. Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»

Урок музыки в 6 классе по программе В.В.Алеев, Т.Н.Кичак с применением технологии развития критического мышления. Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «РАДОСТЬ» (для развития коммуникативных навыков у школьников с ОВЗ)

В данной работе представлены условия, обеспечивающие повышение доступности и качества образования через оказание консультативной помощи школьникам с ОВЗ и их родителям. Сроектирована Программа психоло...

Развитие мотива радости в романе «Братья Карамазовы»

В романе Достоевского «Братья Карамазовы», самом идеологически законченном из всех произведений писателя, строится напряженно ­драматическая фабула, в центре которой стоит загадочное п...