Развитие речи""Зимние радости"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Развитие речи на уроке русского языка в условиях внедрения ФГОС ООО на тему
«Зимние радости» (наблюдаю, думаю, пишу).
Составитель: Бурганова Евдокия Емельяновна, первая квалификационная категория, учитель русского языка и литературы.
2015 учебный год.
Использование материала:
1.Текст И.Соколова-Микитова «Зимняя ночь»;
2.Картина Художника И.И.Шишкина «Зима»;
3.Стихотворение М.Ягодиной из детской газеты…
Цель: мотивировать учащихся к повышению уровня грамотности и коммуникативной деятельности;
стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся, выполняя творческие и развивающие задания;
приобщить к культурным ценностям. СЛ.3
Оборудование: ИКТ, рисунки учащихся, мини-сочинения на тему «Зимние радости», стихотворения классиков, картина И.И.Шишкина «Зима», портрет художника И.И.Шишкина, снежинки.
- Приветствие. СЛ.1
Снег идет, снег идет.
Стало все белым-бело.
Много снега намело.
Дремлет все под белой шапкой…
Только мне не спится-
Рада снегу я!
/М.Ягодина/
-какой образ предстает перед нами?
-какое настроение передает автор?
-каким символом можно обозначить зиму? СЛ.2
- Выразительное чтение наизусть.
Зиму приветствуют поэты в своих произведениях, они выражают ее суровость, но
вместе с этим и красоту зимы. (Послушаем ребят). СЛ.4
- Чтение мини-сочинений (д/з) учащихся на тему «Зимние радости».
Бесспорно, вместе со снегом к нам приходят и зимние забавы. Послушаем ребят. Некоторые изобразили свои занятия в своих рисунках. (Выставка детских рисунков).
- Работа с предложением. В продолжение этой темы попрошу выполнить следующие задания:
-списать, расставив знаки препинания;
-вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы;
-составить схему предложения;
-подобрать синоним слова «забавный».
Ребята пригласите в гости милых и забавных п.рнатых друзей чтобы нак.рмить их в трудное для них время года и полюбоват(ь)ся ими СЛ.5
*Работа в парах: проверить по образцу и оценить работу соседа.
Верный вариант:
Ребята, пригласите в гости милых и забавных пернатых друзей, чтобы накормить их в трудное для них время года и полюбоваться ими. СЛ.6
-пернатый- пёрышко
-накормить -корм
-полюбоваться -что делать?
-Забавный, веселый, интересный, смешной, прикольный (молодежный лексикон).
5. Работа по картине. Предлагаю переместиться в зимний лес. В этом поможет нам картина И.И.Шишкина «Зима». СЛ.7
* Работа в группе: собрать информацию о творчестве художника И.И.Шишкина.
Учитель дополняет: И.И.Шишкин родился в Елабуге. Он написал такие картины, как: «Корабельная роща», «Золотая осень», «Дубы», «Утро в сосновом лесу» и т.д. Он всю свою жизнь следовал отцовскому завету: «Трудиться на пользу Родине».
Беседа по картине:
-какое настроение передает художник?
-какие краски он использует?
-сосны какие?
-составим синонимы к соснам: великан, исполин, колосс, гигант, громада.
-зима сковала могучие великаны. СЛ.8
6. Физкультминутка. СЛ.9
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
7. Работа с текстом. Многие говорят, что природа зимой спит, чтобы это опровергнуть, предлагаю переместиться в лес. В этом поможет нам текст И.Соколова-Микитова
«Зимняя ночь».
Наступила ночь в лесу.
По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз, хлопьями осыпается легкий серебряный иней. В темном высоком небе видимо-невидимо рассыпалось ярких зимних звезд... Бесконечное количество звездочек и на земле.
Но и в морозной зимней ночи продолжается скрытая жизнь в лесу. Вот хрустнула и сломалась мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями, мягко подпрыгивая, заяц-беляк. Вот что-то ухнуло и страшно вдруг захохотало: где-то закричал филин, завыли и замолчали ласки, охотятся за мышами хорьки, бесшумно пролетают над снежными сугробами совы. Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый серый совенок. В ночной темноте он один слышит и видит, как идет в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.
СЛ.10, 11
-стиль текста?
-тип текста?
-какое настроение передает автор?
-что происходит в лесу?
Выполним задания в паре:
*подчеркнуть глаголы, обозначающие жизнь в ночном лесу.
*чем отличаются глаголы в этих столбиках? СЛ.12
-постукивает -пробежал
-хрустит -ухнуло
-охотятся -захохотало
-закричал
-завыли
*в последнем предложении указать спряжения глаголов:
-слышит- 2 спр.
-видит- 2спр.
- идет- 1спр.
* вспомним художественные средства выразительности, которые подчеркиваю яркость и точность сказанного.
Метафора-/звезды – снежинки/ СЛ.13
Эпитет -/серебряный иней/
Олицетворение - /постукивает/
Сравнение- /как часовой/
8. Рефлексия. Урок подошел к концу, благодарю за работу, прошу оценить свою работу (нарисуйте в тетради свое отношение к уроку, к работе)
активность на уроке хорошая, все успел выполнить, понравился урок.
не все успел сделать, постараюсь повторить материал.
урок не понравился, ничего не понял.
Ребята, дарю за работу на уроке снежинки, а на их обратной стороне домашнее задание – написать мини-сочинение на тему «Благодарю зиму…»
Спасибо!
СЛ.14
PS: Этимология слова «ЗИМА». СЛ.15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе "Радость есть особая мудрость"(обучение написанию сочинения-рассуждения)
Закрепить понятие о типах речи текстов, обучить приемам разграничения описания, повествования, рассуждения ( прием вопроса к тексту, прием рисования текста).Расширить представления детей о таком...
Развитие творческих способностей учащихся через индивидуальную работу, радость творчества, более глубокое и многогранное восприятие окружающего мира.
Статья о работе танцевального кружка в школе...
Мониторинг образовательных результатов и индивидуального развития учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Радость танца» возраст детей 7-10 лет 3 года обучения
Представленные материалы являются обобщением опыта практического использования диагностики результатов образовательной деятельности, физического, творческого, личностного развития учащих...
Нелёгкая радость моя (Радости и трудности моей работы) Времен связующая нить
Мы привыкли к нескончаемому потоку во время перемен, к рабочему шуму , к детским голосам, к самым неожиданным поступкам и уже не удивляемся ничему. Такова уж наша профессия с её бесконечными ноч...
Урок музыки в 6 классе по программе В.В.Алеев, Т.Н.Кичак с применением технологии развития критического мышления. Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»
Урок музыки в 6 классе по программе В.В.Алеев, Т.Н.Кичак с применением технологии развития критического мышления. Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «РАДОСТЬ» (для развития коммуникативных навыков у школьников с ОВЗ)
В данной работе представлены условия, обеспечивающие повышение доступности и качества образования через оказание консультативной помощи школьникам с ОВЗ и их родителям. Сроектирована Программа психоло...
Развитие мотива радости в романе «Братья Карамазовы»
В романе Достоевского «Братья Карамазовы», самом идеологически законченном из всех произведений писателя, строится напряженно драматическая фабула, в центре которой стоит загадочное п...