Урок музыки в 6 классе по программе В.В.Алеев, Т.Н.Кичак с применением технологии развития критического мышления. Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Урок музыки в 6 классе по программе В.В.Алеев, Т.Н.Кичак с применением технологии развития критического мышления. Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 6 «а» классе по технологии развития критического мышления.
Тема раздела: Мелодия
Тема урока: «Мелодией одной звучат печаль и радость»
Цель урока: показать, как в искусстве наиболее ярко проявляют себя те чувства и раздумья, которыми живет человек.
Задачи урока:
Образовательная:
- Дать понятие «мелодия», «серенада», «реквием», «лакримоза».
- Познакомить с произведениями В.А.Моцарта: «Маленькая ночная серенада», «Реквием».
- Познакомить с историей создания произведения «Реквием».
Воспитательная:
- Воспитывать умение коллективно работать в группах.
- Воспитывать любовь и интерес к музыке на примере произведений Моцарта.
Развивающая:
- Развивать логическое мышление и речь учащихся.
- Развивать вокальные данные детей.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, проектор, экран, CD-записи музыкального материала, листы и фломастеры.
Ход урока:
Здравствуйте ребята. На прошлом уроке мы завершили изучение раздела под названием «Ритм» и сегодня приступаем к изучению следующего, не менее значимого раздела, название которого вы определите сами.
Вызов.
С помощью ключевых слов определите тему урока, составьте рассказ, применяя эти слова, обсудите в группе и выберите один для презентации.
Ключевые слова: напев, пропевать, человеческие чувства, звуки, голос, выразительно, «льется».
(работа в группах, слушание творческих работ групп)
Содержание.
Звучит фрагмент «Серенады» Ф.Шуберта.
Музыка, как особое искусство, начинается именно с мелодии, без нее музыка не смогла бы существовать. Не случайно П.И. Чайковский, великий создатель мелодий, говорил: «Мелодия – душа музыки». Ибо где, как не в ней – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной, - слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья…
Что можно сказать о только что прозвучавшей мелодии? О чем она рассказывает? Как называется песня, которая исполняется ночью в честь возлюбленной?
Вывод: В мелодии «Серенады» мы угадываем все чувства, которыми живет сердце возлюбленного в этот ночной час: и нежную грусть, и томление, и надежду на скорую встречу.
В Вене XVIII века было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием. Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным. Послушайте фрагмент музыкального произведения, обсудите в группе и попробуйте дать ему свое название.
(слушание, обсуждение)
Может быть кто-то из вас узнал это произведение и его автора?
Какие чувства и настроения передает мелодия «Маленькой ночной серенады»?
В таком ночном концерте участвовало несколько человек, почему?
Вывод: Мелодия прелестной и грациозной «Маленькой ночной серенады» В.А.Моцарта полна света и обаяния праздничной ночи, она пленяет тонкостью и изяществом. В ее звуках оживает облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днем и ночью можно было услышать чудесную музыку.
Давайте сравним эти две серенады.
Иногда, слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза – ведь переживание музыки относится к самым сокровенным человеческим чувствам. Как вы думаете, чем же объясняется воздействие мелодии? (Предположения учащихся).
Задолго до создания музыкальных инструментов, она принадлежала голосу – человеческому голосу, пением выражавшему то, что бессильны были выразить слова.
С каким чувством, на ваш взгляд, можно сравнить мелодию?
У Пушкина в «Каменном госте» есть такое сравнение: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; но и любовь мелодия». Великий поэт видит в мелодии вдохновляющую силу, ту силу, которая есть высший предел человеческих чувств.
(слушание песни)
О чем эта песня? Согласны ли вы с Пушкиным?
(разучивание песни)
Предлагаю вновь вернуться к Моцарту, этому великому композитору, которого композитор А.Рубинштейн называл Гелиосом – богом солнца музыки, о котором восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт!»
В этих искренних словах отражена лишь одна сторона музыки Моцарта - та, что связана с самыми светлыми образами и настроениями. Сможете ли вы назвать композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными? (нет) И это понятно: ведь и жизнь никогда не бывает только светлой и ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования. Человек думает не только о том, куда поехать отдыхать или как отпраздновать день рождения, но и о более важных и серьезных проблемах – добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти.
Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя чувства и раздумья, которыми живет человек. И поэтому не следует удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший «Маленькую ночную серенаду», создает одно из самых скорбных во всем мировом искусстве сочинений – свой Реквием.
Знакомо ли вам это слово и что оно означает?
Как сказал Моцарт: «Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой».
Реквием состоит из 12 частей. Перед вами названия 4 частей. Мы послушаем только одну. Вам нужно будет определить по интонации, какая часть звучит.
(слушание, обсуждение)
Вывод: Мелодия основана на интонации вздоха и плача, одновременно выражая состояние глубокой искренности и благодарной сдержанности чувства.
Рефлексия.
Вернемся к ключевым словам. Предложите свои ключевые слова к теме нашего урока и дополните в группе ваши рассказы.
(работа в группах, слушание творческих работ)
А в качестве домашнего задания я предлагаю составить синквейн на одно из произведений, прозвучавших сегодня на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока с применением технологии развития критического мышления на уроках технологии.
Проект урока технологии по кулинарии в 7 классе «Сладкие блюда» с применением технологии критического мышления....
Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)
Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...
Доклад на тему: «Технология развития критического мышления на уроках музыки и искусства»
Выступление на педсовете«Технология развития критического мышления на уроках музыки и искусства»...
Применение методических приёмов технологии развития критического мышления на уроках музыки в средних классах
Новизна современной педагогической практики преподавания музыки характеризуется изменением педагогической технологии с переориентацией её на развитие ребенка, на его раскрытие и утверждение. Поэтому, ...
Авторская программа "Применение технологии развития критического мышления на уроках истории"
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в обеспечении условий для развития интеллектуальной деятельности учащихся через использование технологии развития критического мыш...
Выступление на РМО по теме «Применение технологий развития критического мышления на уроках английского языка»
Применение разных технологий на уроке помогает добится поставленных целей и задач. Одним из них является технология развития критического мышления....
Участие в Международной конференции, проводимой на портале «Солнечный свет» в качестве докладчика по теме: Применение технологии развития критического мышления на уроках физики
Участие в Международной конференции, проводимой на портале «Солнечный свет» в качестве докладчика по теме: Применение технологии развития критического мышления на уроках физики...