Урок в 6 классе. Число существительных.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Цель: Ученики должны понимать, что в основе категории числа - количественные отношения предметов; развивать умение вести дискуссию на лингвистическую тему и доказывать правильность своей точки зрения, объясняя причину использования формы единственного числа существительного, обучаться правильному употреблению существительных в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_6_klasse._chislo_sushchestvitelnyh_.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Прикуле Марина Николаевна
Учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 6 классе (УМК авторов М.В. Панов, С.М.Кузьмина и др )
Тема: Число существительных.
Цель: Ученики должны понимать, что в основе категории числа - количественные отношения предметов.
Задачи:
Образовательные:
- Уметь определять форму числа существительного;
- Уметь, заменять форму единственного числа формой множественного числа;
- уметь работать с текстом научного стиля;
- уметь составлять план ответа: «Роль категории числа?»;
- уметь исправлять ошибки и аргументировать ответ;
- уметь трансформировать предложения и приводить примеры согласно заданию;
- обучаться правильному употреблению существительных в речи.
Развивающие:
- развивать аналитические способности,
- развивать умение вести дискуссию на лингвистическую тему и доказывать правильность своей точки зрения, объясняя причину использования формы единственного числа
- развивать внимание, мышление, память,
- развивать орфографическую зоркость;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать самостоятельность, ответственность,
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; умение исправлять чужие ошибки так, чтобы не обижать одноклассников.
Ход урока:
- Орг. момент.
- Проверка домашнего задания.
Обсуждение удачных и неудачных предложений, исправление ошибок. Например, почему можно сказать Профессор выступал перед участниками конференции, но нельзя сказать Профессор Иванова выступал перед участниками конференции?
- Работа с учебником (чтение материала учебника стр.201).
Знакомство с исторической справкой
В древнерусском языке, в отличие от современного русского языка, было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное:
стол, бок – единственное число
стола, бока – двойственное число
столы, боки – множественное число
В подавляющем большинстве современных индоевропейских языков двойственное число исчезло, оставив только более или менее многочисленные следы своего существования. В настоящее время в русском языке имеются только некоторые, немногочисленные остатки двойственного числа. Формы двойственного (вместо множественного) числа сохранили названия некоторых парных предметов: рога, глаза, берега, рукава, бока, плечи, бёдра, руки, ноги, колени, уши, очи и т.д.
Сравните у Пушкина: "Умыть лицо, плеча и груди" ("Евгений Онегин").
4. Наблюдения и анализ. Работа с учебником (стр.201-202).
- Что вы узнали о грамматической категории числа существительного?
- Используя материал учебника, составьте краткий план ответа «Роль категории числа».
Учащиеся работают с учебником и составляют план. Затем зачитывают его и обсуждают.
Примерный план:
1.Форма единственного числа: 1) может обозначать один предмет, 2) может вообще не сообщать о количестве предметов.
2. Форма множественного числа употребляется лишь тогда, когда счет предметов возможен.
4. Работа с текстом (тест на листках на каждой парте или проецируется на доску)
Распахнулась навстречу и откликнулась под певучими полозьями сумеречная тундра. На сугробах угасали последние отблески солнца…
На другой день звероловы надели лыжи, положили в заплечные мешки куски мерзлого мяса, капканы и отправились в дорогу. Через полчаса ходьбы наткнулись на одинокий волчий след.
Тынерей поставил шесть капканов. Два из них обнесли невысокой изгородью из тонких жердей, и в жерди понатыкали еловых лап.
- Волк – животное осторожное и умное, - сказал дед Тынерей. – Он не всегда берет приваду, ежели привада лежит на виду, открыто. Зверь опасается: уж больно легкая добыча, как бы не попасть в беду. Ну, а раз мясо от тебя спрятано, как овца в хлеву, стало быть, его можно взять.
(По Ю. Качаеву).
- В каком предложении есть существительное, форма единственного числа которого не обозначает только один предмет? Что подразумевает автор, употребляя слово в единственном числе? (Слово волк употреблено в форме единственного числа, но речь идет не об одном животном, а о виде зверей и имеет родовое значение. О количестве животных ничего не сообщается, и не предполагается их счет).
- Сколько предметов подразумевается, когда употребляется существительное во множественном числе?
Дед Тынерей появлялся в стойбище редко – только в магазин да по большим праздникам. Промышлял он охотой: ловил песцов, ставил петли на зайцев и изредка бил волков.
Количество предметов неизвестно, но ясно, что больше одного.
5. Закрепление.
а) Групповая работа. Задание 251. Чтение задания.
Обсуждение в группах. Анализ предложений. Учащиеся должны найти и объяснить, в каких предложениях выделенная форма имеет значение «один предмет», а в каких – указания на количество нет. Заменить формы единственного числа формами множественного числа. Отразится ли это на смысле предложения?
Работа в тетрадях и 1-2 учащихся у доски – трансформация предложений.
Составьте рассказ на тему «Я помогаю папе», включив в них слова плоскогубцы, тиски. клещи, кусачки, ножницы, опилки.
Обсуждение рассказов, внимание к употреблению существительных. Возможна взаимопроверка (обмен тетрадями).
в) Задание 254. Самостоятельная работа. Варианты проверки – собрать тетради у всех учащихся или выбрать 5-6 тетрадей.
г) Индивидуальное задание: работа в карточках - подчеркните имена существительные, не имеющие формы множественного числа.
6. Рефлексия.
- Что нового мы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились? Что не совсем получилось, осталось не очень понятным?
- Было ли вам сложно?
- О чем бы вы хотели еще поговорить на следующем уроке.
- Домашняя работа: устно – рассказать о категории числа существительного, письменно - задание 252.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по английскому языку для начальных классов по теме "Множественное число существительных".
На уроках английского языка большое внимание уделяется изучению грамматики. В начальной школе необходимо представить грамматические правила ученикам в доступной им форме. В данной разработке урока исп...
Урок по английскому языку в 3 классе "Забавные животные. Множественное число существительных - исключений"
Данный урок подходит для учителей, работающих в неязыковых школах по программе "Spotlight".Посвящён грамматической теме "Множественное число существительных - исключений" .Содержит:1) Презентацию...
Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"
Урок русского языка по ФГОС "Имена существительные, которые имют форму только множественно числа" (5 класс). Цели урока: обобщение и расширение ранее изученных наний о существительном, развитие ...
Презентация к уроку английского языка в 3 - 4 классах по теме "Множественное число существительных".
Презентация подойдёт при первом знакомстве с темой: "Множественное число существительных".Используемые материалы:1. Round-Up 3. V .Evans. 2006....
Конспект урока "Множественное число существительных" 2 класс по учебнику М. З. Биболетовой "Enjoy English"
Конспект урока по английскому языку составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).
Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа)....