Программа учебного курса внеурочной деятельности «Занимательные страницы истории языка». 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
учебного курса
внеурочной деятельности
«Занимательные страницы истории языка»
5 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения
Программу разработала
учитель русского языка и литературы
Береснева Татьяна Юрьевна
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика курса.
- Ожидаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
- Содержание курса.
- Тематическое планирование.
- Методическое обеспечение курса.
- Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательные страницы истории языка» предполагает введение в курс средней школы элементов истории языка и отвечает всем требованиям федерального государственного образовательного стандарта, в котором на первый план выдвигается положение о воспитании личности, способной «к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию».
В настоящее время программы для общеобразовательных учебных заведений свидетельствуют о том, что необходимо поднимать преподавание русского языка на новый качественный уровень, который соответствовал бы условиям и потребностям современного общества. В связи с этим на первый план выдвигается проблема формирования языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Таким образом, акцентируется внимание на усилении практической и речевой направленности обучения, а также значительное место отводится воспитанию у школьников научно-лингвистического мировоззрения.
Практическая значимость введения в курс средней школы элементов истории языка очевидна. Одним из основных направлений развития современного среднего образования является научный принцип изучения предметов. В педагогике принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Для курса русского языка таким принципом признается историзм в подаче материала. Необходимо отметить, что принцип сознательности и активности учащихся в обучении, – один из самых главных принципов современной дидактической системы, реализующийся при условии, если программный материал усваивается путем активной мыслительной деятельности: сравнений и сопоставлений; выделения причины и следствия; классификации и обобщений и т.д. Исторические же экскурсы и сравнения при изучении языка помогут школьникам сознательно усваивать учебный материал и покажут им, что современные нормы языка являются результатом длительного процесса его развития и совершенствования.
Данный принцип предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач. Именно поэтому в указанном учебном курсе привлекаются только такие исторические сведения, которые освещают процесс развития основных грамматических категорий, объясняют внутреннюю логику и обусловленность существующих сейчас языковых явлений разного уровня.
Учитывается и такой принцип дидактики, как доступность, требующий учета возрастных особенностей развития обучающихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.
Укажем еще на один принцип, которому отвечает историзм на уроках русского языка. Это принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, направленный на всестороннее развитие личности и индивидуальности обучающегося. Таким образом, историческое комментирование русского языка отвечает важнейшим принципам дидактической системы, что позволяет говорить об актуальности включения элементов истории в курс русского языка в средней школе.
2. Общая характеристика курса.
Курс внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательное путешествие в историю языка» рассчитан 1 учебный год (34 часа).
Данный курс обеспечивает достижение следующих целей:
• Обучающая цель заключалась в том, чтобы облегчить ученикам понимание и усвоение некоторых фактов языка, кроме того, исторические сведения помогают понять природу некоторых исключений в современном русском языке.
• Развивающая состояла в следующем: научное освещение фактов и явлений современного русского языка обеспечивает сознательное отношение учащихся к изучаемым явлениям, повышает интерес к занятиям по русскому языку, расширяет кругозор учащихся.
• Сообщаемые ученикам сведения по истории языка повышают познавательную самостоятельность у учеников, воспитывают любовь и уважение к родному языку.
Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);
- овладение нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
- формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);
- развитие языкового и эстетического представления о прекрасном в языке и речи.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы являются:
- воспитание учащихся средствами данного предмета;
- развитие их логического мышления;
- обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.).
- Ожидаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Предметные результаты:
- понимание и осознание места русского языка среди других языков мира;
- знать основные этапы развития русского алфавита;
- понимать основные законы изменения фонетической, лексической и словообразовательной систем русского языка;
- познакомится с творчеством выдающихся деятелей в области науки о языке;
- уметь строить тексты в соответствии с законами русского литературного языка.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
12) осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
4. Содержание курса.
1. Русский язык среди других языков мира (2ч)
2. Развитие русского письма (8ч). Особенности развития русского алфавита. Исторические изменения. Выдающиеся личности в истории русского письма.
3. Развитие фонетического строя языка(11ч.). Система гласных и согласных звуков языка. Основные фонетические законы, по которым развивается язык.
4. Развитие лексического строя языка (6ч). Лексика и фразеология. Этимология слов и устойчивых выражений.
5. Словообразование (3ч). Изменение строения слов.
6. Текст (3ч). Комплексный анализ текста с учетом исторического контекста.
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Кол-во часов | Тема | Форма урока | УУД | ||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | ||||
1-2 | 2 | Язык и его семья (русский язык среди других языков мира). | Лекция-беседа. Творческая мастерская |
|
|
|
3 | 1 | Знакомьтесь, г-жа Кириллица! (От древней азбуки до современного алфавита) | Творческая мастерская | |||
4 | 1 | «Все оттенки смысла…» | урок-исследование. | |||
5 | 1 | Открытие музея «История в лицах». Кирилл и Мефодий – создатели русского алфавита | урок-экскурсия. | |||
6 | 1 | Петр I | урок-экскурсия. | |||
7 | 1 | М.В.Ломоносов | урок-экскурсия. | |||
8 | 1 | В.И.Даль | урок-экскурсия. | |||
9 | 1 | Н.Ушаков | урок-экскурсия. | |||
10 | 1 | С.И.Ожегов | урок-экскурсия. | |||
11 | 1 | Фонетика от древности до наших дней Система гласных и согласных звуков. | Творческая мастерская | |||
12 | 1 | Тайна Ъ и Ь. | Творческая мастерская | |||
13 | 1 | Древнерусский звук «ять» | Творческая мастерская | |||
14 | 1 | Носовые гласные | Творческая мастерская | |||
15 | 1 | Полногласие | Творческая мастерская | |||
16 | 1 | Система безударных гласных | Творческая мастерская | |||
17 | 1 | Звуки, передаваемые буквами В и Ф. | Творческая мастерская | |||
18 | 1 | История одного исключения. Звуки [ж], [ш], [ч], [ц] | Творческая мастерская | |||
19 | 1 | Согласный [j] | Творческая мастерская | |||
20 | 1 | Согласные глухие и звонкие | Творческая мастерская | |||
21 | 1 | Согласные твердые и мягкие | Творческая мастерская | |||
22-24 | 3 | Лексика Лаборатория слов | Урок-исследование | |||
25-27 | 3 | Слово, бьющее в цель (фразеологизмы) | Урок-исследование | |||
28-30 | 3 | Словообразование Слово под микроскопом (исследуем строение слов) | Урок-исследование | |||
31-33 | 3 | Текст «Как слово наше отзовется…» (исследуем текст) | Урок-исследование | |||
34-35 | 2 | Праздник «День славянской письменности» | Урок с элементами театрализованного представления |
6. Методическое обеспечение курса
Научно-популярная литература
- Из истории русских слов: Словарь-пособие./Под ред. М.А.Злобиной.М.:Школа-Пресс,1993. – 224с.
- Кобяков Д.Ю. Приключения слов. М.: Детская литература,1966. – 230с.
- Колесов В.В. История русского языка в рассказах: Кн. Для учащихся старших классов. М.:Просвещение,1981. – 172с.
- Костомаров В.Г. Жизнь языка: от вятичей до москвичей. М.: Педагогика-Пресс,1994. – 240с.
- Миронова Т.Л. Необычайное путешествие в Древнюю Русь: Грамматика древнерусского языка для детей. М.: Мол.гвардия,1994. – 215[9]с.
- Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы: Кн. Для учащихся ст. классов. М.:Просвещение,1988. – 169с.
- Успенский Л.В. По закону буквы. М.:Мол.гвардия,1979. – 240с.
- Успенский Л.В. Слово о словах. М.:Мол.гвардия,1957. – 254с.
- Этерлей Е.Н., Кузнецова О.Д. Неизвестное в известном (слово о словах). Л.:Наука,1979. – 224с.
Научная литература
- Белоконева Н.Н. Исторический подход к преподаванию русского языка.// Обновление школы и проблемы культуры педагога в процессе непрерывного образования. Материалы к конференции./ Под.ред. Т.Г.Браже. СПб,1993. С.48-50.
- Белоконева Н.Н. Спецкурс «Возможности исторического комментирования на уроках русского языка».// Русский язык в школе. 1994. №4. С.86-88.
- Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение,1978. – 159с.
- Прокопович Н.Н. Историзм на уроках грамматики.// Русский язык в школе. 1941. №1. С.51-57.
- Стефанский Е.Е. Задачник начинающего слависта. Русский язык на фоне славянских языков для учителей, студентов и школьников. Самара,1997. – 96с.
- Тихонова Р.И., Ильина И.И. Старославянский язык. Самара,1995. –276с.
- Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI - XIXвв.). М.:Гнозис,1994. – 231с.
- Успенский М.Б. Лингвистика в гостях у школьников.// Русский язык в школе. 1998. №1. С.16-20.
- Филин Ф.П. Изучение русского языка на современном этапе.// Русская речь. 1976. №1. С. 15-18.
- Янченко В.Д. Что и как рассказывать школьникам об учёных-лексикографах.//Русский язык в школе. 1997. №6. С.24-28.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность "Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга"
Экскурсионная программа по изучению истории Санкт-Петербурга...
Внеурочная деятельность "Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга"
Рабочая программа 7 класс внеурочная деятельность "Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника» 9 класс
Данный элективный курс предназначен для расширения базового курса алгебры и дает учащимся возможность познакомиться с основными приемами и методами выполнения заданий, связанных с модулями, параметрам...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная история» для 5 классов
Данная программа ориентирована на формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельн...
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика». Английский язык, начальное общее образование для учащихся 1-4 классов.
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика». Английский язык, начальное общее образование для учащихся 1-4 классов. Рабочая программа учебного курса внеурочной деяте...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо курсу внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Первые шаги. Немецкий язык» для 6 классов
Методическая разработка внеурочной деятельности....