Программа учебного курса внеурочной деятельности «Занимательные страницы истории языка». 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
учебного курса
внеурочной деятельности
«Занимательные страницы истории языка»
5 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения
Программу разработала
учитель русского языка и литературы
Береснева Татьяна Юрьевна
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика курса.
- Ожидаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
- Содержание курса.
- Тематическое планирование.
- Методическое обеспечение курса.
- Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательные страницы истории языка» предполагает введение в курс средней школы элементов истории языка и отвечает всем требованиям федерального государственного образовательного стандарта, в котором на первый план выдвигается положение о воспитании личности, способной «к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию».
В настоящее время программы для общеобразовательных учебных заведений свидетельствуют о том, что необходимо поднимать преподавание русского языка на новый качественный уровень, который соответствовал бы условиям и потребностям современного общества. В связи с этим на первый план выдвигается проблема формирования языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Таким образом, акцентируется внимание на усилении практической и речевой направленности обучения, а также значительное место отводится воспитанию у школьников научно-лингвистического мировоззрения.
Практическая значимость введения в курс средней школы элементов истории языка очевидна. Одним из основных направлений развития современного среднего образования является научный принцип изучения предметов. В педагогике принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Для курса русского языка таким принципом признается историзм в подаче материала. Необходимо отметить, что принцип сознательности и активности учащихся в обучении, – один из самых главных принципов современной дидактической системы, реализующийся при условии, если программный материал усваивается путем активной мыслительной деятельности: сравнений и сопоставлений; выделения причины и следствия; классификации и обобщений и т.д. Исторические же экскурсы и сравнения при изучении языка помогут школьникам сознательно усваивать учебный материал и покажут им, что современные нормы языка являются результатом длительного процесса его развития и совершенствования.
Данный принцип предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач. Именно поэтому в указанном учебном курсе привлекаются только такие исторические сведения, которые освещают процесс развития основных грамматических категорий, объясняют внутреннюю логику и обусловленность существующих сейчас языковых явлений разного уровня.
Учитывается и такой принцип дидактики, как доступность, требующий учета возрастных особенностей развития обучающихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.
Укажем еще на один принцип, которому отвечает историзм на уроках русского языка. Это принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, направленный на всестороннее развитие личности и индивидуальности обучающегося. Таким образом, историческое комментирование русского языка отвечает важнейшим принципам дидактической системы, что позволяет говорить об актуальности включения элементов истории в курс русского языка в средней школе.
2. Общая характеристика курса.
Курс внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательное путешествие в историю языка» рассчитан 1 учебный год (34 часа).
Данный курс обеспечивает достижение следующих целей:
• Обучающая цель заключалась в том, чтобы облегчить ученикам понимание и усвоение некоторых фактов языка, кроме того, исторические сведения помогают понять природу некоторых исключений в современном русском языке.
• Развивающая состояла в следующем: научное освещение фактов и явлений современного русского языка обеспечивает сознательное отношение учащихся к изучаемым явлениям, повышает интерес к занятиям по русскому языку, расширяет кругозор учащихся.
• Сообщаемые ученикам сведения по истории языка повышают познавательную самостоятельность у учеников, воспитывают любовь и уважение к родному языку.
Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);
- овладение нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
- формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);
- развитие языкового и эстетического представления о прекрасном в языке и речи.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы являются:
- воспитание учащихся средствами данного предмета;
- развитие их логического мышления;
- обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.).
- Ожидаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Предметные результаты:
- понимание и осознание места русского языка среди других языков мира;
- знать основные этапы развития русского алфавита;
- понимать основные законы изменения фонетической, лексической и словообразовательной систем русского языка;
- познакомится с творчеством выдающихся деятелей в области науки о языке;
- уметь строить тексты в соответствии с законами русского литературного языка.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
12) осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
4. Содержание курса.
1. Русский язык среди других языков мира (2ч)
2. Развитие русского письма (8ч). Особенности развития русского алфавита. Исторические изменения. Выдающиеся личности в истории русского письма.
3. Развитие фонетического строя языка(11ч.). Система гласных и согласных звуков языка. Основные фонетические законы, по которым развивается язык.
4. Развитие лексического строя языка (6ч). Лексика и фразеология. Этимология слов и устойчивых выражений.
5. Словообразование (3ч). Изменение строения слов.
6. Текст (3ч). Комплексный анализ текста с учетом исторического контекста.
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Кол-во часов | Тема | Форма урока | УУД | ||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | ||||
1-2 | 2 | Язык и его семья (русский язык среди других языков мира). | Лекция-беседа. Творческая мастерская |
|
|
|
3 | 1 | Знакомьтесь, г-жа Кириллица! (От древней азбуки до современного алфавита) | Творческая мастерская | |||
4 | 1 | «Все оттенки смысла…» | урок-исследование. | |||
5 | 1 | Открытие музея «История в лицах». Кирилл и Мефодий – создатели русского алфавита | урок-экскурсия. | |||
6 | 1 | Петр I | урок-экскурсия. | |||
7 | 1 | М.В.Ломоносов | урок-экскурсия. | |||
8 | 1 | В.И.Даль | урок-экскурсия. | |||
9 | 1 | Н.Ушаков | урок-экскурсия. | |||
10 | 1 | С.И.Ожегов | урок-экскурсия. | |||
11 | 1 | Фонетика от древности до наших дней Система гласных и согласных звуков. | Творческая мастерская | |||
12 | 1 | Тайна Ъ и Ь. | Творческая мастерская | |||
13 | 1 | Древнерусский звук «ять» | Творческая мастерская | |||
14 | 1 | Носовые гласные | Творческая мастерская | |||
15 | 1 | Полногласие | Творческая мастерская | |||
16 | 1 | Система безударных гласных | Творческая мастерская | |||
17 | 1 | Звуки, передаваемые буквами В и Ф. | Творческая мастерская | |||
18 | 1 | История одного исключения. Звуки [ж], [ш], [ч], [ц] | Творческая мастерская | |||
19 | 1 | Согласный [j] | Творческая мастерская | |||
20 | 1 | Согласные глухие и звонкие | Творческая мастерская | |||
21 | 1 | Согласные твердые и мягкие | Творческая мастерская | |||
22-24 | 3 | Лексика Лаборатория слов | Урок-исследование | |||
25-27 | 3 | Слово, бьющее в цель (фразеологизмы) | Урок-исследование | |||
28-30 | 3 | Словообразование Слово под микроскопом (исследуем строение слов) | Урок-исследование | |||
31-33 | 3 | Текст «Как слово наше отзовется…» (исследуем текст) | Урок-исследование | |||
34-35 | 2 | Праздник «День славянской письменности» | Урок с элементами театрализованного представления |
6. Методическое обеспечение курса
Научно-популярная литература
- Из истории русских слов: Словарь-пособие./Под ред. М.А.Злобиной.М.:Школа-Пресс,1993. – 224с.
- Кобяков Д.Ю. Приключения слов. М.: Детская литература,1966. – 230с.
- Колесов В.В. История русского языка в рассказах: Кн. Для учащихся старших классов. М.:Просвещение,1981. – 172с.
- Костомаров В.Г. Жизнь языка: от вятичей до москвичей. М.: Педагогика-Пресс,1994. – 240с.
- Миронова Т.Л. Необычайное путешествие в Древнюю Русь: Грамматика древнерусского языка для детей. М.: Мол.гвардия,1994. – 215[9]с.
- Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы: Кн. Для учащихся ст. классов. М.:Просвещение,1988. – 169с.
- Успенский Л.В. По закону буквы. М.:Мол.гвардия,1979. – 240с.
- Успенский Л.В. Слово о словах. М.:Мол.гвардия,1957. – 254с.
- Этерлей Е.Н., Кузнецова О.Д. Неизвестное в известном (слово о словах). Л.:Наука,1979. – 224с.
Научная литература
- Белоконева Н.Н. Исторический подход к преподаванию русского языка.// Обновление школы и проблемы культуры педагога в процессе непрерывного образования. Материалы к конференции./ Под.ред. Т.Г.Браже. СПб,1993. С.48-50.
- Белоконева Н.Н. Спецкурс «Возможности исторического комментирования на уроках русского языка».// Русский язык в школе. 1994. №4. С.86-88.
- Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение,1978. – 159с.
- Прокопович Н.Н. Историзм на уроках грамматики.// Русский язык в школе. 1941. №1. С.51-57.
- Стефанский Е.Е. Задачник начинающего слависта. Русский язык на фоне славянских языков для учителей, студентов и школьников. Самара,1997. – 96с.
- Тихонова Р.И., Ильина И.И. Старославянский язык. Самара,1995. –276с.
- Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI - XIXвв.). М.:Гнозис,1994. – 231с.
- Успенский М.Б. Лингвистика в гостях у школьников.// Русский язык в школе. 1998. №1. С.16-20.
- Филин Ф.П. Изучение русского языка на современном этапе.// Русская речь. 1976. №1. С. 15-18.
- Янченко В.Д. Что и как рассказывать школьникам об учёных-лексикографах.//Русский язык в школе. 1997. №6. С.24-28.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/30/picture-966221-1509374083.jpg)
Внеурочная деятельность "Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга"
Экскурсионная программа по изучению истории Санкт-Петербурга...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/30/picture-966221-1509374083.jpg)
Внеурочная деятельность "Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга"
Рабочая программа 7 класс внеурочная деятельность "Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/08/picture-715546-1552077596.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника» 9 класс
Данный элективный курс предназначен для расширения базового курса алгебры и дает учащимся возможность познакомиться с основными приемами и методами выполнения заданий, связанных с модулями, параметрам...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/28/picture-1283571-1603912856.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная история» для 5 классов
Данная программа ориентирована на формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/25/picture-1340091-1635157034.jpg)
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика». Английский язык, начальное общее образование для учащихся 1-4 классов.
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика». Английский язык, начальное общее образование для учащихся 1-4 классов. Рабочая программа учебного курса внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/11/picture-1468959-1681201824.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо курсу внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Первые шаги. Немецкий язык» для 6 классов
Методическая разработка внеурочной деятельности....