Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная история» для 5 классов
рабочая программа по истории (5 класс)
Данная программа ориентирована на формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
«РАССМОТРЕНО» Руководитель ШМО учителей истории _________________ А.А.Еликова Протокол №1 От «___» августа 20___г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Средняя школа №10» ЕМР РТ ____________________ Р.К.Салихова Приказ №___ От «___» августа 20___г. |
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная история» для 5в.г.д.е.з.м классов
Составитель: Гиззатуллина Галина Николаевна,
Учитель истории первой квалификационной категории
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УР
МБОУ «Средняя школа №10»
ЕМР РТ
_________________________
С.Г.Фещук
Протокол №1
От «___» августа 20___г.
Елабуга
2019
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Количество часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1. | Вводное занятие. | 1 | 8.09 | |
2. | История и историки. | 1 | 15.09 | |
3. | Счет лет в истории. | 1 | 22.09 | |
4. | Тайны первобытного мира. | 1 | 29.09 | |
5. | Особенности первобытного искусства. Магическое воздействие на природу. Наскальные изображения и керамика. | 1 | 6.10 | |
6. | Культура первобытного человека. | 1 | 13.10 | |
7. | История изобретений. | 1 | 20.10 | - |
8. | Как менялась повседневная жизнь в истории человечества. | 1 | 27.10 | |
9. | Открытия на острове Пасхи. Формы первобытного искусства в культуре народов Океании. | 1 | 10.11 | - |
10. | Культура Древнего Египта. Религия древних египтян. Мифология. Мифы об Осирисе. | 1 | 17.11 | |
11. | Загадки пирамид. Внутри древнеегипетской пирамиды | 1 | 24.11 | |
12. | Роль личности в истории. Влияние эпохи на формирование личности. Тутанхамон. | 1 | 1.12 | |
13. | Библейские сказания. | 1 | 8.12 | |
14. | Как рождаются исторические мифы . | 1 | 15.12 | |
15. | Искусство Древней Индии. Священные животные Древней Индии. Мифология. | 1 | 22.12 | |
16. | Искусство Древнего Китая. Великая Китайская стена. Архитектура. Храмы. | 1 | ||
17. | Роль личности в истории. Влияние эпохи на формирование личности. Конфуций. | 1 | ||
18. | Кто построил лабиринт Минотавра, или древнейшая цивилизация Европы. | 1 | ||
19. | Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий». Миф о титане духа и воли. | 1 | ||
20. | Афина, Артемида, Афродита. Культ богинь и его отражение в мифах. | 1 | ||
21 | Триумф Диониса. Рождение греческого театра, особенности театрализованного действия. Литературные жанры: трагедия, драма. | 1 | ||
22 | Древнегреческие герои: Геракл («Двенадцать подвигов Геракла»), Тесей, Ясон. | 1 | ||
23. | Священный огонь в Олимпии. | 1 | ||
24. | Наследие Александра Великого. | 1 | ||
25 | Семь чудес света. | 1 | ||
25. | «Одиссея» и «Илиада» Гомера. | 1 | ||
27. | Загадки Атлантиды . | 1 | ||
28. | Культура Древнего Рима. Рим - «вечный город». Древнеримская мифология. | 1 | ||
29. | Возникновение христианства. | 1 | ||
30 | «Христианские заповеди – о семье». | 1 | ||
31 | Великие личности в мировой истории. Цезарь. Клеопатра. | 1 | ||
32. | Римские зрелища. Колизей. Гладиаторы. Виды гладиаторов Римские зрелища. Колизей. Гладиаторы. Виды гладиаторов. | 1 | ||
33. | Что означают наши имена. Знакомство с историей возникновения имён. Тайны наших имён. | 1 | ||
34. | Обобщающее занятие Древний мир – удивительный мир. | 1 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий.
формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность;
- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения данной программы выражаются в следующих качествах:
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
понимать смысл адаптированного текста;
уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
инсценировать исторические сюжеты;
передавать историческую информацию в виде художественных образов;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Ожидаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
· усвоить основные базовые знания по истории; её ключевые понятия;
· помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
· формировать творческое мышление;
Формы учета знаний, умений:
Контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.
Содержание курса внеурочной деятельности.
№п/п | Содержание курса | Форма организации | Виды деятельности |
1. | Как изучают историю? Исторические источники, их виды и работа с ними. Вспомогательные исторические науки: археология, архивоведение, сфрагистика, нумизматика и другие. Знакомство с историческими источниками (практическая работа). | Вводная беседа | Просмотр фильма. |
2 | Что скажет история?» - «История, сэр, солжет, как всегда» - Джорж Бернард Шоу; «Наука о людях во времени»; «Отец истории» Геродот; муза Клио; задача историка — описать все так, «как оно было на самом деле» (выражение немецкого историка Леопольда фон Ранке) | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Знакомство с личностью историка. |
3 | Историческая хронология. Календарь. Наша эра. Лента времени. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Решение логических задач |
4 | Археологические и этнографические источники знаний о первобытном человеке (стоянки, захоронения, предметы быта и ритуалов, образцы пещерной живописи). Особенности мировоззрения первобытного человека: тотемизм, фетишизм, анимизм. Почему сказки сохранили память о первобытной эпохи? Сказочные герои. Сказочные миры. Основные сказочные сюжеты. Древнерусские сказки и их образы. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Составление кроссвордов и их решение |
5 | Начало художественного освоения мира — величайшее открытие первобытного человека. Первобытная скульптура, примитивность и обобщенность форм. Первобытная наскальная живопись, условность знаков-петроглифов. Открытие образцов пещерной живописи. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Творческий практикум Создание «наскального» рисунка. |
6 | Жизнь первобытного общества была строго регламентирована традициями и не принимала каких-либо серьезных новшеств. Люди должны были во всем следовать примерам, которые были даны им предками. Именно многократное повторение одних и тех же образцов поведения считалось добродетелью. Существовали строгие ограничения, называемые табу — священные запреты на определенные действия, подкрепленные мифами и авторитетом традиции. Вера в магию. | Коллективная работа, индивидуальная работа. | Рисунок-подражание с опорой на текст. «Жилище древнего человека» |
7 | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Составление презентаций, докладов | |
8 | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Составление рассказов | |
9 | Существование форм первобытного искусства в современной культуре народов Африки и Океании. Открытия на острове Пасхи. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Составление презентаций, докладов |
10. | Достижения художественной культуры Древнего Египта: пирамиды, храмы, гробницы, скульптура, живопись. Значение Нила в жизни Древнего Египта. Два цвета в природе Древнего Египта (черный — цвет плодородной почвы, красный — жаркий цвет знойной пустыни). Обожествление Нила в мифологических воззрениях древних египтян. Крупнейшие культурные и религиозные центры Древнего Египта (Гелиополь, Фивы, Мемфис, Карнак, Луксор). Местные культы и первые боги. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Творческий практикум Создание стилизованного папируса с соблюдением древнеегипетских канонов. Игра «Расшифруй иероглифы» |
11. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Творческий практикум Виртуальное путешествие в страну пирамид. Создание модели пирамиды из бумаги. | |
12. | Генеалогия. Правление. Внешняя политика. Смерть Тутанхамона. Захоронение. Обстоятельства смерти. Гробница. Легенда о «проклятии фараона» | Групповая | Составление презентаций. докладов |
13. | Библейские праотцы: Адам, Каин, Енох, Ной, Нимрод, Мельхиседек. Вавилонская башня. Изгнание из Рая. Ноев ковчег. Святая Земля, Богоизбранный народ и Священное Писание. Сотворение мира и человека | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Анализ письменных источников по теме |
14. | Понятие «миф». Мифы существовали у древних греков, у индийцев, китайцев, германцев, иранцев, африканцев, жителей Америки, Австралии и Океании. Виды мифов: 1\ «космогонические» – о происхождении мира; «эсхатологические» – о конце мира, 3\ «календарный миф» – о циклическом характере жизни природы; и другие. Что побуждает творить миф? | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Составление кроссвордов и их решение |
15. | Культура Индии — одна из древнейших культур человечества, непрерывно развивающаяся в течение нескольких тысячелетий. В географическом отношении Индия делится на южную Индию — Индостанский полуостров — и северную, занимающую бассейн рек Инда и Ганга и примыкающие к ним области. Искусство Древней Индии в своем развитии было связано с другими художественными культурами Древнего мира: от Шумера и до Китая. Религия, возникшая в древней Индии. Мифология древней Индии | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Подготовка и защита презентаций (проектов) по выбранной теме из истории |
16. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Творческий практикум Церемония китайского чаепития | |
17. | Мудрецы Востока. Конфуций - древний мыслитель и философ Китая. Учение. Пять постоянств праведного человека. Письменные памятники. | Индивидуальная | Составление презентаций. докладов |
18 | Критская (Минойская) и Микенская цивилизации и время их существования. Обнаружение древнекритской цивилизации. Кносский дворец и его устройство. Роль дворца в жизни древних критян. Как возникла легенда о лабиринте и Минотавре? Хозяйство Древнего Крита. Положение женщины на Древнем Крите. Религия древних критян. Тавромахия. Почему погибла Критская цивилизация? | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Творческий практикум-игра Прохождение лабиринта. Общие правила прохождения и составления лабиринта. |
19. | Титан Прометей и его место в древнегреческой мифологии, значение его имени — «мыслящий прежде», «предвидящий». Прометей как создатель людей. Его изобретения и благодеяния (наделил человеческий род разумом, познакомил с ремеслами, научил строить дома и приносить жертвы богам). Воплощение мифа в музыке и произведениях искусства. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Викторина |
20. | Мифы. Классический образ богини. Облик. Атрибуты. Архаические прототипы. В литературе. В античной скульптуре.Изобретение флейты. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Творческий практикум По прочитанному отрывку из мифа необходимо узнать древнегреческую богиню. |
21. | Дионис и Аполлон — два древнегреческих бога, постоянно противостоящих и одновременно сопутствующих друг другу. Отражение в образах этих богов двойственной природы человека | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | «Крылатые выражения» из древнегреческих мифов. Тест Хорошо ли ты знаешь древнегреческую мифологию? |
22. | Происхождение мифов Древней Греции о героях. Двенадцать подвигов Геракла . Предание о походе аргонавтов. Золотое руно. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Творческий практикум Выразительный пересказ одного из мифов о Геракле. «Крылатые выражения» |
23. | Олимпийские игры: возникновение, система проведения. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Игра «Как это было на самом деле» |
24. | Личность Александра. Восточные походы греко-македонских войск. «Затеряный мир» Александра Великого. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Составление «карты» культурных памятников державы Александра Великого |
25. | Эволюция списка чудес света. Классический список семи чудес света. Пирамида Хеопса.Висячие сады. Семирамиды. Статуя Зевса в Олимпии. Храм Артемиды в Эфесе. Мавзолей в Галикарнасе. Колосс Родосский. Александрийский маяк | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Творческий практикум Придумать и нарисовать свое восьмое чудо света. Современные чудеса света. Составить путеводитель по семи чудесам света. |
26. | большинства народов мифы слагаются преимущественно о богах. Но Древняя Греция является исключением: в основной, лучшей их части повествуется о героях. Это внуки, сыновья, правнуки богов, рожденные от смертных женщин. Именно они совершали различные подвиги, наказывали злодеев, уничтожали чудовищ, а также участвовали в междоусобных войнах | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Творческий практикум Виртуальное путешествие «По следам экспедиции Одиссея» |
27. | Платон и возникновение легенды об Атлантиде. Смысл мифа об Атлантиде. Восприятие мифа об Атлантиде в различные эпохи. Поиски Антлантиды. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Выразительный пересказ одного из мифов об Атлантиде |
28. | Древняя Италия. Легенда об основании Рима. Особенности менталитета римлян. Отношение к закону. Отношение к труду. Восприятие богатства. Отношение к искусству. Религия древних римлян. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Творческий практикум Путешествие по античному городу. Виртуальная экскурсия. Легенда об основании Рима. Особенности менталитета римлян |
29. | Мировая религия. Вероучение. Основные черты христианской религии. Легенда об Иисусе Христе. Проблема реальности Иисуса Христа. Основные принципы христианской религии. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Анализ письменных источников по теме |
30. | Христианские заповеди. Забота о родителях и ответственность детей перед ними. Почитание родителей. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает». Заповедь: «Чти отца и мать твою, да благо тебе будет...». Родительское благословение. Что такое благословение? Роль родительского благословения в Православии. Знакомство с понятием «традиции». Традиции семейных праздников. Знакомство с символами семьи. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Презентация заповедей семьи |
31 | Клеопа́тра VII Филопа́тор (69—30 гг. до н. э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов). Личность. Путь к трону. Клеопатра и Цезарь. Гибель Цезаря. Шесть секретов Клеопатры.Гибель Клеопатры. Клеопатра в искусстве | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Презентация личности |
32 | Колизей, легендарный амфитеатр Рима. История Колизея. Организация игр в Колизее. Гладиаторы. Каким был мир гладиаторов? Правила . Жест пальцем. Охота на животных | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Составление презентаций. рисунки |
33. | Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена. Влияние различных культур на проникновение имён. Имя и прозвище. Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины | Коллективная работа, групповая работа, индивидуальная | Составить «ленту времени» своей жизни; родословное древо; разработать свой фамильный герб; подобрать семейный девиз. |
34. | Обобщающее занятие . Древний мир – удивительный мир. | Групповая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".
Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.
Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"
Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету. Проблема организации обучения иностранным язык...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Волшебный батик"
Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей с...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Магия бисера"
Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способно...