Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная история» для 5 классов
рабочая программа по истории (5 класс)
Данная программа ориентирована на формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_vneurochka.docx | 37.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
«РАССМОТРЕНО» Руководитель ШМО учителей истории _________________ А.А.Еликова Протокол №1 От «___» августа 20___г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Средняя школа №10» ЕМР РТ ____________________ Р.К.Салихова Приказ №___ От «___» августа 20___г. |
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная история» для 5в.г.д.е.з.м классов
Составитель: Гиззатуллина Галина Николаевна,
Учитель истории первой квалификационной категории
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УР
МБОУ «Средняя школа №10»
ЕМР РТ
_________________________
С.Г.Фещук
Протокол №1
От «___» августа 20___г.
Елабуга
2019
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Количество часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1. | Вводное занятие. | 1 | 8.09 | |
2. | История и историки. | 1 | 15.09 | |
3. | Счет лет в истории. | 1 | 22.09 | |
4. | Тайны первобытного мира. | 1 | 29.09 | |
5. | Особенности первобытного искусства. Магическое воздействие на природу. Наскальные изображения и керамика. | 1 | 6.10 | |
6. | Культура первобытного человека. | 1 | 13.10 | |
7. | История изобретений. | 1 | 20.10 | - |
8. | Как менялась повседневная жизнь в истории человечества. | 1 | 27.10 | |
9. | Открытия на острове Пасхи. Формы первобытного искусства в культуре народов Океании. | 1 | 10.11 | - |
10. | Культура Древнего Египта. Религия древних египтян. Мифология. Мифы об Осирисе. | 1 | 17.11 | |
11. | Загадки пирамид. Внутри древнеегипетской пирамиды | 1 | 24.11 | |
12. | Роль личности в истории. Влияние эпохи на формирование личности. Тутанхамон. | 1 | 1.12 | |
13. | Библейские сказания. | 1 | 8.12 | |
14. | Как рождаются исторические мифы . | 1 | 15.12 | |
15. | Искусство Древней Индии. Священные животные Древней Индии. Мифология. | 1 | 22.12 | |
16. | Искусство Древнего Китая. Великая Китайская стена. Архитектура. Храмы. | 1 | ||
17. | Роль личности в истории. Влияние эпохи на формирование личности. Конфуций. | 1 | ||
18. | Кто построил лабиринт Минотавра, или древнейшая цивилизация Европы. | 1 | ||
19. | Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий». Миф о титане духа и воли. | 1 | ||
20. | Афина, Артемида, Афродита. Культ богинь и его отражение в мифах. | 1 | ||
21 | Триумф Диониса. Рождение греческого театра, особенности театрализованного действия. Литературные жанры: трагедия, драма. | 1 | ||
22 | Древнегреческие герои: Геракл («Двенадцать подвигов Геракла»), Тесей, Ясон. | 1 | ||
23. | Священный огонь в Олимпии. | 1 | ||
24. | Наследие Александра Великого. | 1 | ||
25 | Семь чудес света. | 1 | ||
25. | «Одиссея» и «Илиада» Гомера. | 1 | ||
27. | Загадки Атлантиды . | 1 | ||
28. | Культура Древнего Рима. Рим - «вечный город». Древнеримская мифология. | 1 | ||
29. | Возникновение христианства. | 1 | ||
30 | «Христианские заповеди – о семье». | 1 | ||
31 | Великие личности в мировой истории. Цезарь. Клеопатра. | 1 | ||
32. | Римские зрелища. Колизей. Гладиаторы. Виды гладиаторов Римские зрелища. Колизей. Гладиаторы. Виды гладиаторов. | 1 | ||
33. | Что означают наши имена. Знакомство с историей возникновения имён. Тайны наших имён. | 1 | ||
34. | Обобщающее занятие Древний мир – удивительный мир. | 1 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий.
формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность;
- осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения данной программы выражаются в следующих качествах:
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
понимать смысл адаптированного текста;
уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
инсценировать исторические сюжеты;
передавать историческую информацию в виде художественных образов;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Ожидаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
· усвоить основные базовые знания по истории; её ключевые понятия;
· помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
· формировать творческое мышление;
Формы учета знаний, умений:
Контроль проводится в игровой форме (конкурсы, постановки, игры, решение кроссвордов и ребусов), посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта.
Содержание курса внеурочной деятельности.
№п/п | Содержание курса | Форма организации | Виды деятельности |
1. | Как изучают историю? Исторические источники, их виды и работа с ними. Вспомогательные исторические науки: археология, архивоведение, сфрагистика, нумизматика и другие. Знакомство с историческими источниками (практическая работа). | Вводная беседа | Просмотр фильма. |
2 | Что скажет история?» - «История, сэр, солжет, как всегда» - Джорж Бернард Шоу; «Наука о людях во времени»; «Отец истории» Геродот; муза Клио; задача историка — описать все так, «как оно было на самом деле» (выражение немецкого историка Леопольда фон Ранке) | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Знакомство с личностью историка. |
3 | Историческая хронология. Календарь. Наша эра. Лента времени. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Решение логических задач |
4 | Археологические и этнографические источники знаний о первобытном человеке (стоянки, захоронения, предметы быта и ритуалов, образцы пещерной живописи). Особенности мировоззрения первобытного человека: тотемизм, фетишизм, анимизм. Почему сказки сохранили память о первобытной эпохи? Сказочные герои. Сказочные миры. Основные сказочные сюжеты. Древнерусские сказки и их образы. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Составление кроссвордов и их решение |
5 | Начало художественного освоения мира — величайшее открытие первобытного человека. Первобытная скульптура, примитивность и обобщенность форм. Первобытная наскальная живопись, условность знаков-петроглифов. Открытие образцов пещерной живописи. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Творческий практикум Создание «наскального» рисунка. |
6 | Жизнь первобытного общества была строго регламентирована традициями и не принимала каких-либо серьезных новшеств. Люди должны были во всем следовать примерам, которые были даны им предками. Именно многократное повторение одних и тех же образцов поведения считалось добродетелью. Существовали строгие ограничения, называемые табу — священные запреты на определенные действия, подкрепленные мифами и авторитетом традиции. Вера в магию. | Коллективная работа, индивидуальная работа. | Рисунок-подражание с опорой на текст. «Жилище древнего человека» |
7 | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Составление презентаций, докладов | |
8 | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Составление рассказов | |
9 | Существование форм первобытного искусства в современной культуре народов Африки и Океании. Открытия на острове Пасхи. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Составление презентаций, докладов |
10. | Достижения художественной культуры Древнего Египта: пирамиды, храмы, гробницы, скульптура, живопись. Значение Нила в жизни Древнего Египта. Два цвета в природе Древнего Египта (черный — цвет плодородной почвы, красный — жаркий цвет знойной пустыни). Обожествление Нила в мифологических воззрениях древних египтян. Крупнейшие культурные и религиозные центры Древнего Египта (Гелиополь, Фивы, Мемфис, Карнак, Луксор). Местные культы и первые боги. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Творческий практикум Создание стилизованного папируса с соблюдением древнеегипетских канонов. Игра «Расшифруй иероглифы» |
11. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Творческий практикум Виртуальное путешествие в страну пирамид. Создание модели пирамиды из бумаги. | |
12. | Генеалогия. Правление. Внешняя политика. Смерть Тутанхамона. Захоронение. Обстоятельства смерти. Гробница. Легенда о «проклятии фараона» | Групповая | Составление презентаций. докладов |
13. | Библейские праотцы: Адам, Каин, Енох, Ной, Нимрод, Мельхиседек. Вавилонская башня. Изгнание из Рая. Ноев ковчег. Святая Земля, Богоизбранный народ и Священное Писание. Сотворение мира и человека | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Анализ письменных источников по теме |
14. | Понятие «миф». Мифы существовали у древних греков, у индийцев, китайцев, германцев, иранцев, африканцев, жителей Америки, Австралии и Океании. Виды мифов: 1\ «космогонические» – о происхождении мира; «эсхатологические» – о конце мира, 3\ «календарный миф» – о циклическом характере жизни природы; и другие. Что побуждает творить миф? | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Составление кроссвордов и их решение |
15. | Культура Индии — одна из древнейших культур человечества, непрерывно развивающаяся в течение нескольких тысячелетий. В географическом отношении Индия делится на южную Индию — Индостанский полуостров — и северную, занимающую бассейн рек Инда и Ганга и примыкающие к ним области. Искусство Древней Индии в своем развитии было связано с другими художественными культурами Древнего мира: от Шумера и до Китая. Религия, возникшая в древней Индии. Мифология древней Индии | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Подготовка и защита презентаций (проектов) по выбранной теме из истории |
16. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Творческий практикум Церемония китайского чаепития | |
17. | Мудрецы Востока. Конфуций - древний мыслитель и философ Китая. Учение. Пять постоянств праведного человека. Письменные памятники. | Индивидуальная | Составление презентаций. докладов |
18 | Критская (Минойская) и Микенская цивилизации и время их существования. Обнаружение древнекритской цивилизации. Кносский дворец и его устройство. Роль дворца в жизни древних критян. Как возникла легенда о лабиринте и Минотавре? Хозяйство Древнего Крита. Положение женщины на Древнем Крите. Религия древних критян. Тавромахия. Почему погибла Критская цивилизация? | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Творческий практикум-игра Прохождение лабиринта. Общие правила прохождения и составления лабиринта. |
19. | Титан Прометей и его место в древнегреческой мифологии, значение его имени — «мыслящий прежде», «предвидящий». Прометей как создатель людей. Его изобретения и благодеяния (наделил человеческий род разумом, познакомил с ремеслами, научил строить дома и приносить жертвы богам). Воплощение мифа в музыке и произведениях искусства. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Викторина |
20. | Мифы. Классический образ богини. Облик. Атрибуты. Архаические прототипы. В литературе. В античной скульптуре.Изобретение флейты. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Творческий практикум По прочитанному отрывку из мифа необходимо узнать древнегреческую богиню. |
21. | Дионис и Аполлон — два древнегреческих бога, постоянно противостоящих и одновременно сопутствующих друг другу. Отражение в образах этих богов двойственной природы человека | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | «Крылатые выражения» из древнегреческих мифов. Тест Хорошо ли ты знаешь древнегреческую мифологию? |
22. | Происхождение мифов Древней Греции о героях. Двенадцать подвигов Геракла . Предание о походе аргонавтов. Золотое руно. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Творческий практикум Выразительный пересказ одного из мифов о Геракле. «Крылатые выражения» |
23. | Олимпийские игры: возникновение, система проведения. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Игра «Как это было на самом деле» |
24. | Личность Александра. Восточные походы греко-македонских войск. «Затеряный мир» Александра Великого. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Составление «карты» культурных памятников державы Александра Великого |
25. | Эволюция списка чудес света. Классический список семи чудес света. Пирамида Хеопса.Висячие сады. Семирамиды. Статуя Зевса в Олимпии. Храм Артемиды в Эфесе. Мавзолей в Галикарнасе. Колосс Родосский. Александрийский маяк | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Творческий практикум Придумать и нарисовать свое восьмое чудо света. Современные чудеса света. Составить путеводитель по семи чудесам света. |
26. | большинства народов мифы слагаются преимущественно о богах. Но Древняя Греция является исключением: в основной, лучшей их части повествуется о героях. Это внуки, сыновья, правнуки богов, рожденные от смертных женщин. Именно они совершали различные подвиги, наказывали злодеев, уничтожали чудовищ, а также участвовали в междоусобных войнах | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Творческий практикум Виртуальное путешествие «По следам экспедиции Одиссея» |
27. | Платон и возникновение легенды об Атлантиде. Смысл мифа об Атлантиде. Восприятие мифа об Атлантиде в различные эпохи. Поиски Антлантиды. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Выразительный пересказ одного из мифов об Атлантиде |
28. | Древняя Италия. Легенда об основании Рима. Особенности менталитета римлян. Отношение к закону. Отношение к труду. Восприятие богатства. Отношение к искусству. Религия древних римлян. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Творческий практикум Путешествие по античному городу. Виртуальная экскурсия. Легенда об основании Рима. Особенности менталитета римлян |
29. | Мировая религия. Вероучение. Основные черты христианской религии. Легенда об Иисусе Христе. Проблема реальности Иисуса Христа. Основные принципы христианской религии. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Анализ письменных источников по теме |
30. | Христианские заповеди. Забота о родителях и ответственность детей перед ними. Почитание родителей. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает». Заповедь: «Чти отца и мать твою, да благо тебе будет...». Родительское благословение. Что такое благословение? Роль родительского благословения в Православии. Знакомство с понятием «традиции». Традиции семейных праздников. Знакомство с символами семьи. | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Презентация заповедей семьи |
31 | Клеопа́тра VII Филопа́тор (69—30 гг. до н. э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов). Личность. Путь к трону. Клеопатра и Цезарь. Гибель Цезаря. Шесть секретов Клеопатры.Гибель Клеопатры. Клеопатра в искусстве | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Презентация личности |
32 | Колизей, легендарный амфитеатр Рима. История Колизея. Организация игр в Колизее. Гладиаторы. Каким был мир гладиаторов? Правила . Жест пальцем. Охота на животных | Коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа. | Составление презентаций. рисунки |
33. | Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена. Влияние различных культур на проникновение имён. Имя и прозвище. Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины | Коллективная работа, групповая работа, индивидуальная | Составить «ленту времени» своей жизни; родословное древо; разработать свой фамильный герб; подобрать семейный девиз. |
34. | Обобщающее занятие . Древний мир – удивительный мир. | Групповая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".
Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.
Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"
Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету. Проблема организации обучения иностранным язык...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Секреты русской орфографии"
Рабочая программа...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Волшебный батик"
Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей с...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Магия бисера"
Данная программа построена на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями: развитие общей способно...