Внеурочная деятельность "Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга"
календарно-тематическое планирование (6 класс) на тему
Экскурсионная программа по изучению истории Санкт-Петербурга
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование личности обучающихся, как достойных граждан своего Отечества, ориентировано на сохранение, восстановление и преумножение исторического и культурного достояния России через умение вслушиваться в голос истории, осмысливать ее связь с современностью. Практика работы в школе показала, что знакомство с прошлым и настоящим, историей и культурой народа необходимо продолжить во внеурочное время. Это послужило поводом для разработки образовательной программы «Занимательные Страницы истории Санкт-Петербурга».
Программа разработана для закрепления умений и навыков, полученных а результате освоения курса «Истории и культуры Санкт-Петербурга», широкого привлечения учащихся класса к проведению посещению экскурсий в культурном пространстве города и его пригородов. Программа предназначена для внеурочного образования учащихся 6 класса.
Актуальность программы. В рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения школа рассматривается как фундамент гражданского общества. «Концепция духовно-нравственного воспитания» задает параметры ценностных ориентиров, одним из которых является патриотизм и гражданственность (любовь к России, своему народу, малой Родине, служение Отечеству). В требованиях к результатам образования определено, что выпускник школы:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться;
- любящий родной край и свою страну.
Актуальность избранной проблемы проявляется в непрерывной связи изучения основ науки с практикой, жизнью и окружающей действительностью.
Особенность программы состоит в том, что одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности обучающегося является экскурсионно-краеведческая деятельность. Она объединяет все стороны воспитания: нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое и физическое. Ее специфические особенности создают условия для проявления многих нравственных и волевых качеств личности, способствуют воспитанию патриотических чувств, формированию экологических навыков поведения.
Цели и задачи программы.
Главная цель программы- изучение истории родного города, формирование познавательной потребности в освоении исторического материала.
Задачи программы:
- расширение и углубление знаний, дополняющих школьную программу;
- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности обучающихся по изучению истории своего народа;
- воспитание патриотизма и любви к родному краю;
- формирование способности самостоятельно оценивать исторические события;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
Программа построена в соответствии с принципами:
- принцип гуманизации;
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход);
- принцип системности и целостности;
- принцип практической направленности;
- принцип системности во взаимодействии базового и дополнительного образования;
- принцип деятельностного подхода (через систему мероприятий воспитанники включаются в различные виды деятельности (интерактивные экскурсии, что обеспечивает создание успеха для каждого ребенка);
- принцип постоянного совершенствования и корректировка программы;
- принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).
В соответствии с требованиями ФГОС НОО программа направлена на:
- создание условий для развития личности ребёнка;
- развитие мотивации к познанию и творчеству;
- приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;
- создание условий для творческой самореализации личности ребёнка;
- привлечение детей к участию в общественно полезных, социально значимых акциях;
- взаимодействие с семьёй.
Последовательность тем обусловлена логикой развития основных понятий и способствует формированию эволюционного мышления. Значительное место в программе отведено экскурсиям, практической работе.
Методы, средства, приёмы, формы познавательной деятельности учащихся.
Основными методами преподавания следует считать:
– объяснительно-иллюстративный (устное изложение материала – лекции),
– метод демонстрации (использование схем, карт, портфолио),
Формы работы коллективные и индивидуальные: беседы, обсуждение тем экскурсий, самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев.
Сроки и этапы реализации программы. Программа имеет историко-краеведческую направленность, рассчитана на 1 года обучения: 2 часа в неделю, 68 часов в год. Программа обучения предусматривает изучение истории города Петра начиная со времени основания до конца XVIII века.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, а на активное участие их самих в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему своего народа. Программа призвана расширить кругозор по истории страны и родного города, обучить навыкам работы с разнообразными историческими и музейными источниками.
При отборе исторических сведений для занятия применяются правила:
- События истории должны быть важными для данного края, доступными, эмоционально насыщенными;
- Предоставлять обучающимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
- Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
- Вызвать интерес к родным местам.
Форма организации занятии– групповая:
- экскурсии (особое место в программе отводится посещению школьного музея);
- викторины, конкурсы (проводятся во время интерактивных экскурсий);
- чтение художественной и научно-познавательной литературы;
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
В современном мире крайне важно умение не просто пассивно усваивать знания, но и уметь обрабатывать информацию, уметь правильно воспользоваться ею. В связи с этим предусмотрено существенное увеличение проблемных вопросов, творческих и практических заданий, самостоятельной работы в школьном музее. В результате обучения по программе у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию обучения по программе будут сформированы:
Личностные действия:
Обучающийся научится и приобретет:
- научится ориентироваться в важнейших для области событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства, как регуляторов морального поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина, чувства сопричастности и гордости за свой край;
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с культурой народов мира;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
Обучающийся получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи, цели;
Познавательные действия:
Обучающийся научится:
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику города;
- описывать достопримечательности города;
- устанавливать причинно‐следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность:
- ознакомиться с культурным достоянием города
- использовать полученные знания в других сферах своей деятельности (метапредметные связи)
Коммуникативные действия:
Обучающийся научится:
- способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Обучающийся получит возможность:
- изучать музейные фонды;
- формировать навыки коллективной деятельности;
Система организации контроля за реализацией программы.
Подведение итогов деятельности по каждому разделу будет организована в форме:
- выставок рисунков,
- создания презентаций и представлений по изученной теме;
- создания и защиты собственного проекта;
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I раздел. Введение.
1 тема. Цели и задачи курса внеурочной деятельности «Занимательные страницы Санкт-Петербурга»в кружке.
2 тема Инструктаж по технике безопасности.
II раздел. Выбор темы экскурсии.
1 тема. Знакомство с планом экскурсионной программы. Обсуждение.
2 тема Экскурсия – одна из основных форм изучения истории города
III раздел. План экскурсий на год
- Интерактивная экскурсия Петергоф «В гостях у Банника»
- «У истоков великого творения». Домик Петра, Меньшиковский дворец
- Маршрутный лист. Кунсткамера «Музей, который придумал Пётр»
- Большой дворец Петергофа
- Музей политической истории «Блокада и дети»
- Шереметьевский дворец «Фонтанный дом – ровесник Петербурга»
- 1 вариант - интерактивная игра «Спасение в Арктике», 2 вариант – обзорная экскурсия
Ледокол «Красин»
- Мастер-класс по росписи фарфора на Императорском фарфором заводе. ЛИФЗ
- Строгановский дворец
- Константиновский дворец
- Кронштадт
- Форты Кронштадта
- Екатерининский парк (г. Пушкин)
- Александровский парк (г.Пушкин)
- Павловский дворец «Из истории одного путешествия»
- Гатчинский дворцово-парковый ансамбль
IV раздел. Подведение итогов экскурсионной программы.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование внеурочных занятий «Занимательные страницы Санкт-Петербурга» 6 А класс
№ п/п | Тема раздела/урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Виды и формы контроля | Дата проведения (план) | Дата проведения (факт) | ||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | ||||||||
1 | Вводное Цели и задачи курса | 1 | ||||||||
2 | Инструктаж по ТБ | 1 | ||||||||
3-4 | Знакомство с планом экскурсионной программы Экскурсия – одна из основных форм изучения истории города | 2 | Беседа Комбинированное занятие | Творческая лаборатория проектирования экскурсионных маршрутов | Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной сферах деятельности и проектировать способы их выполнения | Познавательные: Формировать познавательный интерес к предмету исследования: объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектной и исследовательской работ. Коммуникативные:слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию. | Формирование стартовой мотивации к изучению курса | Анкетирование с целью формирования интереса к изучению истории края. Семьи | ||
5-8 | Интерактивная экскурсия «В гостях у Банника» | 4 | Пешеходная экскурсия, викторина | Знакомство с достопримечательностями Нижнего парка «Петергофа», посещение павильона «Банный корпус» | Научиться составлять и реализовывать алгоритмы решения исследовательских и творческих задач в индивидуальной, парной и групповой деятельности при помощи консультативной помощи экскурсовода | П.:объяснять явления, процессы и пр., выявляемые в ходе работы. К.:формировать навыки работы в группе. Р.:применять методы информативного поиска, том числе ЭОР. | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной проектной деятельности | Интерактивная викторина «погружение» в эпоху | ||
9-10 | Домик Петра | 2 | Занятие – «путешествие» | Исследование на местности с использованием знаний, полученных во время рассказа экскурсовода | Научиться составлять и реализовывать алгоритмы решения исследовательских и творческих задач в индивидуальной, парной и групповой деятельности при помощи консультативной помощи экскурсовода | П.:получить новую информацию К.:представлять конкретное содержание исторической информации Р.:определять себя как субъекта коллективной деятельности. | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной проектной деятельности | Экскурсия-викторина | ||
11-12 | Меньшиковский дворец | 2 | Занятие – «путешествие» | Исследование на местности с использованием знаний, полученных во время рассказа экскурсовода | Научиться сопоставлять информацию, делать выводы, характеризовать эпоху | П.:получить новую информацию К.:представлять конкретное содержание исторической информации Р.:определять себя как субъекта коллективной деятельности. | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной проектной деятельности | Экскурсия | ||
13-16 | Кунсткамера «Музей, который придумал Пётр» | 4 | Экскурсия Интерактивное занятие | ознакомить с созданием первого музея Кунсткамеры. Дать представление о том, как учёные XVIII века познавали мир | Научиться «видеть» историческое событие своими глазами, уметь использовать знания, полученные ранее | П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого. К.:умение устанавливать рабочие отношения Р.:умение сотрудничать в совместном решении задач | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной творческой деятельности | Интерактивное занятие | ||
17-18 | Обобщение | |||||||||
19-21 | Музей политической истории «Блокада и дети» | 3 | Экскурсия, интерактивное занятие | В экспозиции музея, в кабинете музейного историка и реконструированном блокадном классе участники занятия познакомятся с подлинными предметами военного времени, личными вещами и дневниками ребят, чье детство прошло в осажденном Ленинграде. | Научиться «видеть» историческое событие своими глазами, уметь использовать знания, полученные ранее | П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого. К.:умение устанавливать рабочие отношения Р.:умение сотрудничать в совместном решении задач | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной творческой деятельности, чувства эмпатии | «погружение» в эпоху (интерактивное занятие) | ||
22 | «Блокада и дети» | 1 | Обобщающее занятие | Литературная гостинная | Научиться «видеть» историческое событие своими глазами, уметь использовать знания, полученные ранее | П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого. К.:умение устанавливать рабочие отношения Р.:умение сотрудничать в совместном решении задач | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной творческой деятельности, чувства эмпатии | Конкур чтецов (стихи и проза о детях блокадного Ленинграда) | ||
23-26 | «Фонтанный дом – ровесник Петербурга» (Шереметьевский дворец) | 4 | экскурсия | Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания, по истории усадьбы | Научиться строить и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной и метапредметной деятельностях | П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого. К.:умение устанавливать рабочие отношения Р.:умение сотрудничать в совместном решении задач | Познание культурного наследия города, посетить изученный памятник, побывать в музее-усадьбе | Экскурсия | ||
27-30 | Интерактивная игра «Спасение в Арктике» Ледокол Красин | 4 | Пешеходная экскурсия, интерактивная игра | Формирование деятельных способностей на маршруте | Научиться строить и работать в группах, реализовывать деятельностный подход | П.:умение составлять первичный проект деятельности К.: устанавливать рабочие отношения, развивать навыки совместной деятельности Р.:определять отношение к себе как к субъекту коллективной деятельности. | Знакомятся с устройством и назначением особого судна - ледокола, узнают о морских профессиях, ведут "научные наблюдения" за льдом и животным миром Арктики | Выполнение музейных заданий, участие в игре. | ||
31-34 | ЛИФЗ | 4 | Мастер-класс | Формирование деятельных способностей | Научиться работать индивидуально и в группах | П.:умение составлять первичный проект деятельности К.:представлять содержание в устной и письменной форме. Р.:определять отношение к себе как к субъекту коллективной деятельности. | Знакомство с полным циклом процесса рождения фарфорового произведения | Мастер-класс | ||
35-38 | Строгановский дворец | 4 | Экскурсия | Изучение художественных принципов искусства «александровской поры» | Научиться строить и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной и метапредметной деятельностях | П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого К.:представлять собранную информацию Р.:определять отношение к себе как к субъекту коллективной деятельности. | Формирование мотивации к изучению истории города воспитание патриотизма, гордости за свою историю | Экскурсия | ||
39-42 | Константиновский дворец | 4 | Урок-путешествие | «Возрождённый замысел Великого Петра». Парадные залы и дворцово-парковый ансамбль | Научиться работать в музейном пространстве | П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого. К.:умение устанавливать рабочие отношения Р.:умениесотрудничать в совместном решении задач | Познание культурного наследия города, желании выполнять дополнительные задания, посетить изученные памятники | Выполнение музейного задания | ||
43-47 | Кронштадт | 5 | Квест | Игра-квест включает пешеходную экскурсию по Кронштадту по заданиям маршрутного листа | Научиться работать индивидуально и в группах, выполнять поставленные задачи | П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого. К.:умение устанавливать рабочие отношения Р.:умениесотрудничать в совместном решении задач | Познание культурного наследия города, желании выполнять дополнительные задания, посетить изученные памятники | Выполнение задания по маршрутным листам | ||
48-50 | Форты Кронштадта | 3 | Морская прогулка | Знакомство с уникальными фортификационными сооружениями Кронштадта (культурное наследие Юнеско) | Научиться строить и работать в группах, реализовывать деятельностный подход | П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого. К.:умение устанавливать рабочие отношения Р.:умениесотрудничать в совместном решении задач | Познание культурного наследия города, желании выполнять дополнительные задания, посетить изученные памятники | Экскурсия | ||
51-53 | Екатерининский парк (Пушкин) | 3 | Пешеходная экскурсия | Формирование деятельных способностей на маршруте | Научиться строить и работать в группах, реализовывать деятельностный подход | П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого. К.:умение устанавливать рабочие отношения Р.:умение сотрудничать в совместном решении задач | Познание культурного наследия города, желании выполнять дополнительные задания, посетить изученные памятники | Пешеходная экскурсия | ||
54-56 | Александровский парк (Пушкин) | 3 | Пешеходная экскурсия | Формирование деятельных способностей на маршруте | Научиться строить и работать в группах, реализовывать деятельностный подход | П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого. К.:умение устанавливать рабочие отношения Р.:умение сотрудничать в совместном решении задач | Познание культурного наследия города, желании выполнять дополнительные задания, посетить изученные памятники | Пешеходная экскурсия | ||
57-59 | Павловский дворец «Из истории одного путешествия» | 3 | Экскурсия | Формирование деятельных способностей на маршруте | Научиться строить и работать в группах, реализовывать деятельностный подход | П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого. К.:умение устанавливать рабочие отношения Р.:умение сотрудничать в совместном решении задач | Знакомство с историей путешествия Павла Первого с супругой по государствам Западной Европы | Экскурсия | ||
60-63 | Гатчинский дворцово-парковый ансамбль | 4 | Экскурсия | Формирование деятельных способностей на маршруте | Научиться строить и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной и метапредметной деятельностях | П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого. К.:умение устанавливать рабочие отношения Р.:умение сотрудничать в совместном решении задач | Ботанические увлечения венценосных особ | Экскурсия | ||
64-67 | Подведение итогов экскурсионной программы | |||||||||
68 | Резерв |
Список использованной литературы
- Асмолов А.Г. Системно-деятельный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2014.
- Балязин В.Н. Неофициальная история России. От Екатерины Первой до Екатерины Второй. М.: Олма Медиа Групп, 2011.
- Биржаков М.Б., Кузнецов Ю.В., Карташева Р.А., Усыпкин Г.С. Туристический путеводитель по Ленинградской области. М.-СПб: Невский фонд, Издательский дом Герда, 2015.
- Горбатенко С.Б. Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель. СПб: Европейский дом, 2011.
- Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: культура и быт. СПБ: Корона Принт, 2013.
- Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Пригороды. СПб: Корона Принт, 2008.
- Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник. М.: Советский спорт, 2004.
- Первушина Е.В. Усадьбы и дачи петербургской интеллигенции 18 – начала 20 века. Владельцы, обитатели, гости. СПб: Паритет, 2008.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010 г.
- Потапов А., Максименко Ю. Петербургские окрестности: таинственное и загадочное. Путеводитель. М.: Издатель Осипенко А.И., 2009.
- Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб: Паритет, 2009.
- Юхнева Е.Д. Из Петергофа в Стрельну по Царской (Нижней) дороге. 19 век. Путеводитель. СПб: Паритет, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по Истории Санкт-Петербурга. "Отзвуки" Средневековья в жизни петербуржцев и Петербурга.
Презентация нацелена на работу учащихся с "Петербургской тетрадью" Л.К. Ермолаевой, Т.И. Удальцовой и др."Краеведенье. Санкт-Петербург - город-музей", ч.3....
Методическая разработка урока по истории Санкт-Петербурга.Тема:"Санкт-Петербург-город мировой культуры".Культурное наследие Древнего Египта в Петербурге.
Культурное наследие Древнего Египта.Нетрадиционный урок-путешествие, видео-урок....
Решётки набережных Петербурга (Интегрированный урок Истории Санкт-Петербурга и Изобразительного искусства).
В презентации Проиллюстрированны решотки набережных Петербурга.Учащиеся узнают как очертания решоток набережных может помочь сориентироваться в городе.В конце предлогается иллюстрированное задан...
Игровые методы работы на внеурочных занятиях по истории Санкт-Петербурга в 5 классе.
Использование игровых приёмов работы на внеурочных занятиях по Истории Санкт-Петербурга. Предлагаеся вариант проведения внеурочных занятий, целью которых является не только повысить интер...
Олимпиада по истории Санкт-Петербурга в 5 классе на внеурочной работе.
Разработка Олимпиады по истории Санкт-Петербурга в 5 классе. Предлагается получение новых знаний на внеурочных занятиях в форме Олимпиады....
Внеурочная деятельность "Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга"
Рабочая программа 7 класс внеурочная деятельность "Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга"...
Рабочая программа "Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга" 8 класс
Программа разработана для закрепления умений и навыков, полученных в результате освоения курса «Истории и культуры Санкт-Петербурга», широкого привлечения учащихся класса к проведени...