Доклад на тему « Творческая мастерская – условие для формирования личностных качеств и нравственных ориентиров у учащихся на уроках русского языка и литературы»
статья по русскому языку на тему
Творческие мастерские - это технология, которая соответствует новой педагогической философии, прежде всего философии образовательных целей: создавать условия для самореализации; реализовать возможности самооценки и самокоррекции; помочь выработать навыки интеллектуального труда, предоставляя право на ошибку и право на сотрудничество.
Технология педагогических мастерских позволяет решить задачи
- личностного саморазвития;
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и
активного восприятия учебного материала;
- функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого
постижения и осмысления нового знания;
- культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;
- социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за
знание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогическая инновация "Мастерская слова" | 937.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему
« Творческая мастерская – условие для формирования личностных качеств и нравственных ориентиров у учащихся на уроках русского языка и литературы»
Овладение нравственными представлениями и понятиями – длительный и сложный процесс. Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представлений до полного овладения его содержанием. Решение задач нравственного воспитания осуществляется в единстве воздействия на чувства, сознание и поведение ребёнка. Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, правильный уклад жизни в семье, целенаправленная, последовательная и систематическая работа – важнейшие условия для успешного формирования культуры поведения и нравственного воспитания детей школьного возраста. Нужно помнить ключевые слова: помощь и поддержка. А три принципа Ш. Амонашвили «Любить ребёнка, очеловечить среду, в которой он живёт, прожить в ребёнке своё детство» должны быть девизом каждого учителя.
Творческие мастерские - это технология, которая соответствует новой педагогической философии, прежде всего философии образовательных целей: создавать условия для самореализации; реализовать возможности самооценки и самокоррекции; помочь выработать навыки интеллектуального труда, предоставляя право на ошибку и право на сотрудничество.
Технология педагогических мастерских позволяет решить задачи
- личностного саморазвития;
- образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и
активного восприятия учебного материала;
- функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого
постижения и осмысления нового знания;
- культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;
- социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за
знание.
На одном из уроков развития речи я предложила ученикам обратиться в письме к Дождю, предварительно определив моменты, предоставляющие выразить радость и огорчение. Отрывок урока в 5 классе:
УУД: Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений, ассоциаций.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; контролировать и оценивать свою деятельность; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Приложение 1(прослушав композицию, дети высказывают свои мысли) iplayer.fm/q/шум дождя гром
Дождь | |
Радует | Огорчает |
Поливает сады Можно бегать по лужам Свежий воздух Появляются грибы, цветы Можно фантазировать, глядя в окно Будет хороший урожай Появляется радуга | Заливает огороды Промокает одежда, и родители загоняют домой Ломаются машины, попадая в колею с водой Бьет по лицу, больно Грустно, сыро, хмуро, холодно Трескается асфальт |
Гроза | |
Радует | Огорчает |
Боязно, но весело Можно рассказывать страшные истории Красиво | Плохие воспоминания Нельзя гулять Нельзя близко подходить к окну Смотреть телевизор нельзя Страшно |
http://plus-music.org/шум дождя с грозой (под тихую мелодию пишут письмо дождю)
Приложение 2 (Письмо)
Здравствуй, Дождь!
Даже странно, что я тебе пишу письмо, но очень надеюсь, что получишь моё послание. Я признательна тебе, что ты существуешь: ты частый гость осенью и редкий - летом и весной.
Милый Дождь, ты так своевременно поливаешь огороды – помогаешь нам, что мне очень нравится, благодарю тебя.
Знаешь, Дождь, бывает, тебя сопровождают сестры, Гроза и Молния. Вот тут-то свершаются чудеса: вспышка, рокот, они так будоражат меня. Одновременно и интересно, и страшновато. Передавай им привет.
Дождь, милый друг, приходи к нам чаще летом, мы тебя будем ждать. Когда тебя долго не бывает, нам становится скучно.
До свидания, Дождь!
С приветом Диляра.
Приложение 3 (отрывки из писем учащихся)
«Милый Дождь, когда идешь долго, появляется грусть, становится темно на улице, хочется бежать в тепло…» (Азалия)
«Хочу пожелать тебе, Дождь, хороших друзей, чтоб они не обижались, а наоборот, радовались тебе и больше гуляли на улице…» (Арина)
«Дождик, я так рада тебе, ведь после тебя цветочки оживают, радуга появляется, спасибо тебе за всё…» (Аида)
«Дождик, мне так нравится с друзьями бегать по лужам, но мамы запрещают нам, боятся, что можем простудиться…» (Миша)
Итак, необходимо в первую очередь владеть содержанием раскрываемой темы. Эту проблему и призваны решить мастерские письма. Общая атмосфера и помощь участников друг другу дают возможность даже самому заурядному (хотя заурядных детей не бывает) и совершенно не настроенному на работу участнику тоже заняться творчеством, а значит развивать речь, усвоив ключевое положение системы: «все способны», значит, и я смогу. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Такими условиями являются:
1) физическое интеллектуальное развитие учащихся;
2) создание обстановки определяющей развитие учащегося;
3) самостоятельное решение учащимся задач, требующим максимального
напряжения, когда он добирается до «потолка» своих возможностей;
4) предоставление учащимся свободу в выборе деятельности, чередование дел,
продолжительности занятий одним делом;
5) умная доброжелательная помощь (а не подсказка) преподавателей;
6) комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми , стремления
учащегося к творчеству.
Один из этапов мастерской, предполагающий переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта является самоконструкция. Поскольку переживания, испытываемые на этапе индукции, индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима, первоначально ребенок пытается ответить на вопрос сам, ориентируясь только на собственные мысли, точку зрения. Для развития творческого потенциала личности школьника важно формирование у него стремления найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения. Задача мастера - не мешать ученику в самопроявлении, не смутить его неосторожным словом, замечанием, советом. После выполнения задания индивидуально, каждый сообщает свою точку зрения на вопрос, характеризует свое видение проблемы и варианты ее решения. Педагог должен обеспечить фиксацию высказываемых мыслей (на доске, плакате, в тетради), не выделяя верные или неправильные суждения.
Изучая опыт коллег, творчески перерабатывая их, внедряю в практику своей работы. Подобная работа отмечена и в преподавании с использованием Сингапурской методики. Отрывок из урока литературы в 6 классе.
Тема «Час мужества» (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)
Цель:
-проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя; обратить
внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев;
-воспитание на конкретном материале гуманистических чувств человека; любовь и
уважение к человеку, сострадание и сопереживание;
-отметить мастерство автора в изображении природы, в умении «заглянуть» в душу
человека и рассказать о его переживаниях.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Такие вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, самокоррекции, учат осмысленно работать. Можно поинтересоваться о настроении учащихся после урока в интересной, занимательной форме. Вот некоторые виды уроков, которые являются толчком к интенсивной познавательной деятельности учащихся в «Мастерской»:
Сверяя старые знания с полученными, которые ученик самостоятельно приобрел, он начинает верить в свои силы. В мастерской создаются условия, для самостоятельного выдвижения идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной деятельности.
Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта. Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание. Удачи в творчестве!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности
Развитие творческих способностей учащихся как основа для формирования нравстенных качеств, а также для воспитания активной гражданской позиции учащихся. Это творческий отчет по данной теме с подтвержд...
«Система условий формирования читательской компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы»
Из разнообразия задач, стоящих перед любым учителем словесности, выделяется основная - формирование социально необходимого уровня читательской компетентности, который обеспечивает не только обучающему...
Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях введения ФГОС
Статья для выступления на круглом столе "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся в рамках ФГОС...
Доклад "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы"
Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска,...
Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»
Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение художественных произведений, нежелание самост...
Формирование нравственных качеств учащихся на уроках русского языка и литературы
Русский язык и литература- это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам нравственного ввоспитания учащихся....
«Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через разнообразные формы и методы работы по предметам в соответствии с ФГОС»
Через анализ практической деятельности и накопленный опыт по теме рассмотреть процесс создания условий, способствующих индивидуальному творческому саморазвитию личности в мире культуры.Задачи:1. Воспи...