Доклад "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы"
материал по русскому языку на тему
Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_uchashchihsya_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 31.81 КБ |
Предварительный просмотр:
XX международная научно-практическая конференция
«Кудрявцевские педагогические чтения»
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка
и литературы.
Работу выполнила
учитель русского языка и литературы
Исакова Наталья Николаевна
МОУ СОШ №24 р.п.Юрты
Тайшетского района Иркутской области
2012г.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка
и литературы.
Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению.
Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Я считаю, что именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс. В своем опыте я опираюсь на элементы технологий проблемного обучения, развития критического мышления, игровые технологии. Мой опыт доступен любому учителю и рассчитан на ученика среднего и высокого уровня интеллектуального развития, его элементы могут быть использованы и в слабых классах.
Использование игры для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Использование на уроках игровых технологий создает благоприятный морально-психологический климат, положительное эмоциональное поле, пробуждает интерес к предмету, способствует коммуникативной активности, развивает творческие способности. Именно поэтому игра - не только деятельность младших школьников, но и необходимый вид деятельности для подростков и старшеклассников как на уроке, так и вне её.
На уроках русского языка и литературы я использую игры различного типа. Жанр произведения, конкретное содержание, целевые установки урока помогают избрать форму игры. Например, тема «Загадки» 5 класс. Загадывание - игра-шутка, рассчитанная на смекалку и догадливость. Разгадывая загадки, школьники узнают об их своеобразии, о том, с помощью каких языковых средств они создаются. Дети могут сочинять свои загадки.
Некоторые игры помогают дать первоначальное понятие о строении произведения: это игра с деформированным текстом и игра с рассыпанными иллюстрациями. Так, на уроке, используя набор иллюстраций по сказкам, даю такое задание: рассказать эпизод, изображенный на иллюстрации; вспомнить сказку, подобрать рассыпанные иллюстрации в такой последовательности, чтобы восстановить содержание сказки. На уроках литературы уместны и КВН, и литературные викторины, конкурсы, аукционы, инсценирования и т.д. Задачи этих уроков побудить интерес к чтению.
Содержание любой игры определяется особенностями произведения. Так, изучение произведения, в котором встречается много новых слов, начинаю со словарной игры, игрой конкурсом на лучшего толкователя слов или сама даю толкование новых слов, а учащиеся называют это слово.
Обогащению словарного запаса способствует изучение темы в 5-м классе « Пословицы и поговорки». Самое главное для учителя здесь научить понимать образность пословиц и поговорок, научить применять их в речи. Уместно использовать пословицы и поговорки аналогичного содержания на родном языке и сравнить. Можно дать задание составить небольшой текст к данной пословице или поговорке. При изучении данной темы провожу такие игры: «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову», «Составь пословицу из рассыпанных слов» и т.д.
Для игры в эпитеты и сравнения использую неполный текст. Кто точно угадает авторское определение, тот побеждает.
Можно использовать игру «Потерянные вещи». Дети должны угадать, из какой сказки данная вещь. Это может быть любая вещь из сказки.Можно дать задание придумать, что они могли бы сделать или попросить, если бы имели такие вещи.
Нестандартные формы организации урока как средство развития творческих способностей учащихся.
Школьное литературное образование предполагает становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании.
Я считаю, что каждый ребенок от природы наделен разнообразными творческими способностями, что педагог должен создать условия для их проявления и развития. Основным стимулом к учебе должен стать интерес и любознательность, желание познать самого себя.
Чтобы воспитать творческую личность, способную реализовать самого себя, выработать литературный вкус, сформировать умение работать с художественным текстом и вызвать устойчивый интерес к своему предмету я использую нестандартные формы уроков. Такие, как урок- исследование, урок - размышление, урок - путешествие, урок -творчество, урок - открытие, урок- турнир (викторина, конкурс), урок литературная гостиная, интегрированный урок и т.д.
Детские стихи, загадки, скороговорки, считалки, составление кроссвордов являются прекрасной основой для развития речи, мышления, памяти учащихся. Часто использую данные материалы в начале урока, чтобы настроить детей на восприятие нового материала, или в середине урока, чтобы сменить вид деятельности.
Урок русского языка, например, начинаю так. После приветствия на доске записываю текст стихотворной загадки:
Пестрый, как хвост, (павлиный )
Встал над речкой мост.
Всем хорош, красив, высок
И от дома недалек
Жаль одно -
Пройти, друзья,
По нему никак нельзя!
Затем даю задание прочитать и отгадать загадку, попробовать отгадать авторский вариант сравнения и объяснить, почему они так думают. Выясняю, почему сравнивается радуга и павлиный хвост, раскрываем сообща, что лежит на основе этих сравнений, и пробуем словесно выразить свои зрительные впечатления. На примере этого стихотворения можно повторить любую тему по грамматике, синтаксису. Его можно использовать в качестве диктанта по памяти и т.д.
Роль сочинений в развитии творческих способностей учащихся.
Детское сочинение - это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Посредством сочинения дети делятся впечатлениями с учителем. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение мысли ребенка, свежесть восприятия им каких- либо явлений. Поэтому необходимо дать возможность детям проявить инициативу, показать свою индивидуальность. В связи с этим большое внимание уделяю сочинениям, как средству развития творческих задатков учащихся.
Развитие творческих способностей ученика - процесс длительный. Начала я эту работу с 5 класса и постепенно совершенствовала в старших классах. В 5-6 классах мы часто ходили на экскурсии осенью. Беседу строю так, чтобы помочь ребятам увидеть в обычном необычное. Ученикам предлагаю рассмотреть собранные осенние листочки, сравнить. Особое внимание обращаю на цвет, форму, запах. « Осень похожа на художницу. Посмотрите на этот листик. Она не успела разукрасить его, наверное, кто-то отвлек ее, и получился листик наполовину красный. А здесь осень полила цветным дождиком куст. Этот листик-шалун упал на землю, и осень успела окрасить только одну сторону его. Вот другой листик. Он напоминает золотую монету...» Во время экскурсий учащиеся наблюдают за небом, погодой, слушают звуки осени ( ветра, птиц, дождя, шагов). После совместного наблюдения детям предлагается самостоятельно всмотреться в окружающий мир, затем рассказать о своих открытиях.
Для выражения своего эмоционального состояния в словесной форме ученику необходимы знания по теории литературы, с чем они знакомятся на уроках, изучая произведения поэтов и писателей. Чаще всего обращаюсь к творениям А.Пушкина, Ф.Тютчева, М.Пришвина, С.Есенина и других. Выясняем, что они сумели увидеть, наблюдая осенние перемены, состояние природы. Затем учащиеся самостоятельно описывают свои наблюдения - открытия, используя художественные тексты, стихи, сказочные элементы. Приведу в качестве примера отрывок из сочинения ученицы 7 класса.
«Осень-добрая фея».
Незаметно появляется Осень. Она как добрая фея. В руках у нее волшебная палочка, с помощью которой она начинает творить чудеса. Взмахнет она палочкой первый раз - на деревьях появляются золотые шляпки. Дотронется добрая фея своей палочкой березы - она одевается в пышный сарафан лимонного цвета. Взмахнет осень волшебной палочкой у осины, она превращается в молодую девушку с румяными щеками в легком платье янтарного цвета. Постепенно лес становится похожим на сказочный дворец с нарядными обитателями.
Затем Осень - добрая фея идет в поле. Взмахнет палочкой над ней и пшеницы поспеют. Золотой волной колышутся на ветру. Наконец, листья начинают кружить над землей словно птицы, прыгать по веткам как белки, бегать по земле как рыжий лис. Закончив свое волшебство, Осень будет любоваться своей работой, позабыв, что ей уходить пора.
Восприятие мира с точки зрения какого-нибудь предмета, животного, растения ребята тоже могут выразить в своих сочинениях.
Это могут быть учебные принадлежности, животное, цветок, пуговица и т.д. В качестве примера привожу сочинение ученицы 7 класса.
Монолог собаки.
Меня зовут Дружок, мне два года. Такое имя дали, потому что хозяева очень дружелюбные. Мне тоже нравится мое прозвище. Я охотно и с радостью отзываюсь на зов. Я живу в большой семье, где меня любят. Я очень благодарен своей хозяйке. Стараюсь каждый раз выразить свою любовь к ней. Она всегда заботится обо мне, часто кормит сладостями и молоком. Однажды, возвращаясь домой из леса, Оля заблудилась, а я помог ей найти обратную дорогу.
Для развития творческих способностей, по-моему, необходимо развивать чувственную сферу ребенка, учить его осознавать свои чувства. Это, значит, развивать умение ребенка сопереживать, почувствовать внутреннее состояние человека или объекта.
Для этого часто использую приемы описания разного состояния, например, описать хлеб глазами голодного или сытого; или «что может чувствовать береза, одиноко стоящая в степи в непогожий день под фонограмму песен. При осознании своих чувств ученику необходимо зафиксировать, что он испытывает: грусть, жалость, радость, печаль и т.д.
Описание одной и той же действительности через призму настроения можно задать следующими темами творческих работ: «Мой класс, когда мне грустно», «Мой класс, когда мне весело» и т.д. В качестве примера привожу отрывки из сочинений - миниатюр:
«Когда мне грустно, наш класс мне не нравится. Всё кажется одинаковым столы и стулья, лица, даже цветы. Кажется, каждый день похож на другой...».
« Когда у меня хорошее настроение, мой класс мне кажется весёлым. Ведь каждый день я здесь встречаюсь со своими друзьями, одноклассниками, учителями. Здесь я получаю основы знаний, делюсь с секретами со своей подругой, общаюсь со своими друзьями. Утром, когда я захожу в свой класс, в нем так светло и уютно, так близки мне лица моих одноклассников.
В процессе такой работы учащиеся начинают понимать, что настроение может искажать действительность, что восприятие мира может поменяться, если изменится настроение.
Возможность обогатить эмоциональный опыт учащихся, вызвать их к сопереживанию, приобщить к сложному процессу восприятия мира помогают мне и такие задания творческого характера:
- сочинить считалку, колыбельную песню, потешку, дразнилку, поучение.
- сочинить стихотворение на заданную форму:
…………….попроси
………………скучаю
……………пригласи
…………….. ……чаю
подобрать рифму:
Полосы света на речке лежат
В золоте тучки над лесом (горят).
- подобрать образцы стихов с разным характером рифмовки, попробовать самим сочинить стихотворения подобной рифмовкой
- смежный,
- перекрестный,
- кольцевой.
- перевести стихотворения на русский язык
- определить способ рифмовки и разновидность рифмы:
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остаётся жить!
( М. Лермонтов)
- сочинить пожелания, комплименты в адрес литературных героев.
Сделать комплимент можно не только положительным, но и отрицательным героям. Например, мачехе из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», старухе из «Сказки о рыбаке и рыбке», Кощею Бессмертному и т.д. Вот примеры комплиментов царице - мачехе, старухе, составленные учеником 5 класса, после изучения пушкинских сказок:
- А. Королева, меня покоряет ваша настойчивость в достижении цели! Мне очень нравится ваше упорство и целеустремленность.
Пример пожелания, составленный ученицей 5 класса, после изучения сказок:
Уважаемые Королева!
Я хотела бы тебе пожелать не губить хороших людей из-за завести, ты не могла стать самой красивой ,так как злость ещё никого не украшала; не будь эгоистичной и высокомерной; не твори зла, потому что добро всегда побеждает зло.
Интересные рассказы учащиеся могут составить с использованием комиксов. Их тематика должна включать наиболее распространенные в жизни темы и события. Можно составить устный диалог, рассказ ( устный и письменный). Учащиеся должны постараться войти в роль персонажей, стараясь индивидуализировать речь героя (показать характер, подумать, как бы поступил и как реагировал человек в подобной ситуации, большое внимание следует обратить на психологическое состояние человека).
Прием написания письма литературному герою или от имени литературного героя, письма самому себе помогает учащимся ощутить уместность или неуместность употребления тех или иных языковых средств в зависимости от темы обращения. Здесь учащиеся соотносят новую информацию и имеющиеся знания, творчески перерабатывает собственную позицию, оценку.
Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо и самих ребят учить любить то, что они делают на уроках, относиться к этому уважительно и с достоинством.
Библиографический список использованной литературы:
- Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. – С.53-56.
- Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. – 2001. - № 6. – С. 21-25.
- Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. – 1998. - № 4. – С. 18-37.
- Новлянская З. О способностях к литературному творчеству: критерии, истоки, принципы развития. // Искусство в школе. – 1996. - № 4. – С. 35-40.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностно-компетентностный подход в развитии творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Методическая статья и презентация....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе.
Данный материал содержит обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей в 5 классе. Представлены творческие работы ребят ....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приём...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье
презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....
Презентация на тему "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности"
Цель – обобщить использованные на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей школьников....