Технологическая карта урока по теме "Сердце и душа слова"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Леонтьева Екатерина Александровна

Обобщающий урок по темам "Лексика", "Словообразование" и "Этимология". Межпредметные связи с литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx43.19 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя : Леонтьева Екатерина Александровна

Класс: 6А

Дата: 19.10.2016

Предмет: русский язык

Тема: «Сердце и душа слова»

Место и роль урока в изучаемой теме:  обобщающий урок по темам «Лексика» и «Словообразование».

Цель урока: уметь производить анализ слова в художественном произведении, опираясь на  его значение в словарях.

Задачи урока:

Обучающие: научить работать с этимологическим, словообразовательным, толковым словарем.

Развивающие: обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей, способствовать общему речевому развитию личности школьников;

Воспитательные: воспитывать у школьников интерес к русскому языку как учебному предмету, уважение к историческому прошлому Родины.

Планируемые результаты: уметь ориентироваться в словарях; уметь анализировать слово, исходя от его значений в словарях. работать в группах; владеть навыками монологической речи,


Этап урока

Время, мин

Цель

Содержание учебного материала

Методы
и приемы работы

ФОУД*

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Организационный этап

0,5

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

.  

Ф

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на работу.

 С добрым утром, дорогие ученики!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Актуализация знаний.

Вызов.Постановка темы и цели урока

1,5

Подведение детей к формулированию темы и цели урока

 Вы когда-нибудь сталкивались с магией?..

А что необходимо, для того, чтобы волшебство свершилось?

А из чего состоит заклинание?. (из волшеб. Слов)

О таким словах когда-то сказал поэт Константин Бальмонт: «Слова-хамелеоны,  

Они живут спеша.

У них свои законы,

Особая душа.»

Итак, тема нашего урока: «Сердце и душа слова». (запись темы в тетрадь). Какая же будет цель нашего урока? ( научиться познавать «душу слова»)

Как вы понимаете выражение «душа слова»?  Чтобы не навредить ни себе, ни окружающим, нужно уметь пользовать этими словами.

Я предлагаю вам на сегодня превратиться в волшебников, посетить школу чародейства и волшебства.

Беседа

Ф

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого подводит их к теме урока, к самостоятельной формулировке целей урока.

Отвечают на поставленные вопросы, формулируют цель

Повторение изученного

5

Уметь сопоставлять новый материал и ранее изученный

Вы обратили внимание, что с помощью магических фигур вы распределились на три факультета. Названия факультетов вы должны определить сами. Перед вами конверты, в каждом – слово, которое нужно собрать. Оно  и будет ключевым в названии вашего факультета, т.к. это научный термин, который поможет вам превратить слова из обычных в волшебные.  У каждого настоящего волшебника должна быть своя книга заклинаний, поэтому каждому факультету я дам особую книгу. ( каждому факультету дается словарь: словообразовательный, толковый, этимологический).  Попробуйте по названию словаря догадаться, какая наука о языке поможет вам сегодня. Вспомните, что обозначает собранный термин, собрать нужно только одно свое ключевое ( Помните, что ваши ответы принесут волшебные звезды вам, вашему факультету и будут внесены в оценочный лист. По итогам урока мы выясним, какой факультет наберет наибольшее количество баллов и, следовательно, выиграет в общем зачёте. ( за самое быстрое определение названия- 1 звезда,. + по 1 звезде за правильное определение термина).

После объяснения своего термина каждому факультету присваивается название.

Работа с термином

Г.

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Формулирует задание, предлагает индивидуальные задания. Контролирует выполнение работы.

Собирают слово, дают определение термина

Изучение нового материала

9

Научить работать со словарем

Работа со словарями. Ребята, перед вами на экране  волшебный предмет, который называется словом-загадкой, ведь именно колесо, круг  с древних времен ассоциировалось с солнцем, а значит и с жизнью. Именно колесо крутили многие боги, дабы узнать судьбу или изменить ее. Сегодня мы постараемся изучить душу этого слова, но прежде чем постичь внутреннее содержание чего-либо, необходимо посмотреть на тот стержень, на котором это понятие держится. Вот у человека какой главный орган? (сердце) у слов тоже есть сердце, как вы думаете, что это? Это корень. Какой корень в слове, позже нам расскажете вы.

 Я предлагаю каждому факультету поработать с нашим словом и выявить его волшебные свойства, опираясь на вашу науку. ( каждому факультету до 5 звезд за ответ)

( работа со словом колесо)

Историкам: объяснить с помощью статьи в этимологическом словаре значение этого слова, определить круг родственных по происхождению слов. Доказать свою точку зрения.

Около, коловорот, колея, кольцо, колода, колоть, кольчуга, колорит, колье, коляска.

Создатели: объяснить способы образования новых слов от исходного колесо.

Толкователи: найти в словаре статью о колесе, выписать и объяснить фразеологизмы со словом колесо. (НЕ менее 5)

Запись в тетради параллельно с выводами детей:

Историки: Корень - «Коло»- колесо.

Однокоренные: около, коловорот, колея, кольцо, кольчуга.

Создатели: Словообразовательное гнездо:

1.колесико-колесо( суф.способ)

2.колесничный-колесница(суф)-колесо(суф)

3.надколесный-колесо(прист-суф)

4.исколесить-колесить(прист)-колесо(суф)

Толкователи:

Колесо – диск или обод, вращающийся на оси и служащий для приведения в движение.

Запись: Фразеологизмы: пятое колесо в телеге, вставлять палки в колеса, жизнь на колесах, грудь колесом, колесо фортуны, колесо жизни.

Работа со словарем,

Г.

 Формулирует задание. Организует поисковую работу учащихся по словарю.

 Проводят работу со словарем. Формулируют выводы наблюдений.

Этап закрепления.

10

Объединив знания о слове, проанализировать его значение в текстах

А вы знаете, что маги-писатели тоже умеют колдовать с помощью слов и обычное слово приобретает множество значений в худ текстах. Я предлагаю вам открыть магию слова колесо в текстах замечательного поэта Сергея Есенина. Давайте посмотрим, какими значениями обрастает данное слово в его стихотворениях и как слово колесо расширяет смысл произведений поэт?( звезды за ответы на вопросы)

Задание: определить в прямом или переносном значении употреблено слово. Если значение слова колесо переносное – определить вид средства худ. изобразительности.

1. Я сегодня увидел в пуще

След широких колес на лугу.

Треплет ветер под облачной кущей

Золотую его дугу.

2. По лугу со скрипом

Тянется обоз —

Суховатой липой

Пахнет от колес.

(Без колес Есенин не представлял России, т.к. колесо- символ крестьянской России.)

3. Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Послушайте: «колесом за сини горы солнце красное скатилось». Что хочет сказать нам автор? С чем сравнивает он солнце? (с колесом). А случайно ли такое сравнение? Колесо какое? (круглое, оно катится). Верно, колесо катится, оно не ходит, поэтому Есенин не сказал «солнце зашло», а сказал «скатилось» как колесо. Представьте, как солнышко, словно колесо, скатывается с неба по горам и прячется за них.

4. «Пятками с облаков свесюсь,

Прокопытю тучи, как лось;

Колесами солнце и месяц

 Надену на земную ось...

Лирический герой ощущает себя настолько великим, сильным, что ему кажется возможным управлять солнцем и месяцем, значит управлять жизнью.

5.. Неуютная жидкая лунность

И тоска бесконечных равнин,-

Вот что видел я в резвую юность,

Что, любя, проклинал не один.

По дорогам усохшие вербы

И тележная песня колес...

Ни за что не хотел я теперь бы,

Чтоб мне слушать ее привелось.

( В 1925 году он написал стихотворение «Неуютная жидкая лунность…», в котором высказал все, что наболело. Однако поэт понимал, что «тележная песня колес», к которой он привык с самого детства, теперь уже является пережитком прошлого. С помощью этой метафоры автор дает символ меняющейся Родины.)

Анализ слова в тексте художественного произведения

Ф

Ведет наводящий диалог, предлагает анализ слова в тексте

Анализируют тексты С. Есенина, делают выводы

Подведение итогов

4

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Ребята, вы почувствовали, что сегодня вы были настоящими волшебниками и обычное слово, обозначающее диск, в конце урока превратилось в символ жизни, судьбы,  а в стихах Есенина и вовсе приобрело значение символа Родины.

Вспомните, какая была наша цель. Я предлагаю вам составить алгоритм или кластер, для познания души слова.

( примерная запись:

Алгоритм. Для познания души слова необходимо 1.рассмотреть: -этимологию слова. - словообразовательное гнездо слова. -Прямое и переносные значения слова  2. Проанализировать, какое значение приобретает слово в конкретном тексте.

 

Подведение итогов факультета.

Создание кластера или алгоритма. Рефлексия, контроль.

И

Задает вопросы о цели урока, о результатах урока. Предлагает вернуться к началу урока, проанализировать их.

высказывают свои впечатления от урока, письменно делают предположения

Самоанализ урока

Тема: «Сердце и душа слова»

Учитель: Леонтьева Екатерина Александровна

Место и роль урока в изучаемой теме:  обобщающий урок по темам «Лексика» и «Словообразование».

Цель урока: уметь производить анализ слова, употребленного в художественном произведении, опираясь на  его значение в словарях.

Задачи урока:

Обучающие: научить работать с этимологическим, словообразовательным, толковым словарем.

Развивающие: обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей, способствовать общему речевому развитию личности школьников;

Воспитательные: воспитывать у школьников интерес к русскому языку как учебному предмету, уважение к историческому прошлому Родины.

Планируемые результаты: уметь ориентироваться в словарях; уметь анализировать слово, исходя от его значений в словарях. работать в группах; владеть навыками монологической речи.

Оборудование урока: Федорова Т.Л., Щеглова О.А. Этимологический словарь русского языка.М., 2008. Федорова Т.Л., Щеглова О.А. Словообразовательный словарь русского языка.М., 2006. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. 4-е издание. М., 1997. Компьютер, проектор.

В 6 «А» классе 27 человек. Сильных учеников немного (5), но есть дети, которые работают на каждом уроке, но имеют средний уровень. Есть слабые дети с замедленной реакцией, медлительные,(4).

С учетом особенностей класса, на уроке использовались следующие формы работы:

-индивидуальная

-фронтальная

-работа в группах

Методы обучения:

-Словесные методы обучения

- Наглядные методы обучения

- Методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения

- Методы контроля и самоконтроля.

На уроке были использованы элементы групповой технологии и технологии развития критического мышления( создание кластера, мозговой штурм)

Урок включал в себя 6 этапов: организационный, этап вызова (постановка цели и темы урока) и актуализации знаний, этап изучения нового материала, этап закрепления (осмысления) и подведение итогов.

При проведении урока я ориентировалась на следующие принципы обучения: принцип систематичности и последовательности обучения, принцип доступности обучения, принцип сознательности и активности учащихся в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального подхода к учащимся.

Чтобы решить задачи урока, я использовала материал из учебников, пользовалась сетью Интернет.

Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Главный акцент был направлен на формирование знаний учащихся по данной теме. На этапе изучения новых знаний при первичном закреплении была организована групповая работа. Задания были ориентированы на развитие универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, предметных и коммуникативных.

Итог урока показал, что дети тему усвоили хорошо, поняли, умеют пользоваться словарями, определять значение слов, анализировать слово в тексте. По дидактической цели все методы, выбранные мной, позволили не только изучить, но и проконтролировать: насколько дети усвоили данную тему.

Я считаю, что поставленные цели и задачи урока получилось полностью реализовать, психологический климат на уроке был доброжелательный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Секреты художественного слова".

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС "Секреты художественного слова"....

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Вводные слова и словосочетания"

Конспект (технологическая карта) урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Водные слова и словосочетания»Технология(-и) урока: элементы пробле...

Технологическая карта урока "Прямое и переносное значение слов"

Технологическая карта урока "Прямое и переносное значение слов"...

Технологическая карта урока-исследования "Заглядываем в сердце слова" (Почему корень-значимая часть слова?)

Данный урок является первым приповторении темы "Корень слова в 5 классе"...

Технологическая карта урока по русскому языку "Сложные слова"

Технологическая карта урока по русскому языку5 классТемаСложные словаТип урокаУрок получения  новых знанийЦель урока Цели урока:Образовательные:  познакомить  учащихся с условиями...

Технологические карты уроков по поэме "Мертвые души" Гоголя

Технологические карты уроков по поэме Гоголя "Мертвые души" с применением новых образовательных технологий...