Технологическая карта урока "Прямое и переносное значение слов"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Хисамутдинова Филия Равиловна

Технологическая карта урока "Прямое и переносное значение слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pryamoe_i_perenosnoe_znachenie_slov.zip2.35 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

учителя русского языка и литературы МБОУ СШ №34

Хисамутдиновой Филии Равиловны

Прямое и переносное значение слов

Предмет

Русский язык

Класс

5

Базовый учебник

Автор программы С. И. Львова, Учебник русского языка 5 класс. Автор : С. И. Львова и В. В. Львов М.: Мнемозина, 2012.

Тема урока

Прямое и переносное значение слов (93-й урок по КТП,  3-й урок по разделу «Лексикология»)

Тип урока

Объяснение нового материала.

Планируемые результаты

Предметные: понимать термины «Лексическое значение слова», «однозначные и многозначные слова», «прямое и переносное значение», «метафора», «олицетворение», «эпитет»; определять лексическое значение слова; развивать умение работать с толковым словарём;  формировать представление о способах определения прямого и переносного  значения слова.

Метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи; уметь планировать свою работу и адекватно оценивать свои результаты;

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала; выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; стремиться к достижению общего решения в совместной деятельности.

Личностные:

- осознание значимости решения учебных задач, их связи с реальными жизненными ценностями и ситуациями;   формирование положительного настроя в обучении; воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительного отношения к его лексическому запасу; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности; уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в  парной работе;  развитие уважения друг к другу, воспитание настойчивости в достижении цели.

Технологии

Развивающего обучения, личностно-ориентированная,  обучения в сотрудничестве, проблемно-диалогическая, проектная, развития исследовательских навыков, дифференцированного обучения,  информационно-коммуникационная, здоровьесбережения.

Формы работы

Коллективная, групповая, творческая, проектная

Межпредметные связи

 литература (работа с художественным текстом, определение роли троп в тексте).

Внутрипредметные связи

Лексика (работа с толковыми словарями), формулировка вопросов по типу заданий ГИА (А3 ), синтаксис (составить предложение), текстоведение (найти в тексте художественно-изобразительные средства и определить их роль).

Методы обучения:

проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения.

Виды используемых ИКТ

Компьютер, мультимедийная установка, презентация, интерактивная доска

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Интернет-ресурсы

www.gramota.ru 

Материалы и оборудование

Толковый словарь С.И. Ожегова, презентация.

Структура и ход урока

Этап урока

ИКТ

оборудование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Ι. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветствие. Психологический настрой на урок.

Я – очень умный,
Я  – очень смелый,
Я  все сумею,
Я все смогу.
Я обязательно сегодня на уроке "пятерку" получу.

А Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

Теперь присаживайтесь на свои места. 

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Ι Ι. Обобщение ранее изученного.

Актуализация

знаний

ΙΙΙ.1 Постановка учебной цели

Слайд 3

Слайд 4

1)Проверка Д/З.

Терминологический диктант.

Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)

Словарный состав языка называется …(лексика)

То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)

Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)

Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)

Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)

2. Самопроверка по записи на слайде.

3.Синтаксическая разминка.

Березовый лес хорош в любую пору.

- Произведите синтаксический разбор.

взаимопроверка

Задание: Объясните ЛЗ слова «пора» в данном предложении. Как вы думаете, это слово однозначное или многозначное?

1.Послушайте стихотворение  А.Барто

Мне не хватает теплоты,-

 Она сказала дочке.

 Дочь удивилась: – Мерзнешь ты

 И в летние денечки?

 -Ты не поймешь, еще мала,

 Вздохнула мать устало.

 А дочь кричит: – Я поняла! –

 И тащит одеяло.

 - Почему дочь не поняла свою маму?

 О какой теплоте говорила мать своей дочери? (о сердечном, добром отношении; отрадном чувстве).

 - Какое еще значение имеет слово теплота? (нагретое состояние чего-нибудь: в дом дал тепло) – прямое значение слова.

 - Скажите, а это важно – понимать другого человека?

- Какова тема урока?

Итак, слова «теплота» имеет несколько значений. Как в лексикологии называются такие слова? О чем пойдет сегодня речь на уроке?

(Прямое и переносное значение слов)

Сформулируйте цель урока  (узнаем понятие «прямое и переносное значение слов»).

Запись учащимися числа.

Пишут терминологический диктант

Проверяют записанные термины

Записывают предложение, выполняют его синтаксичекий разбор.

Взаимопроверка

Устно отвечают на вопрос,  обращаются  к словарю

Слушают стихотворение, отвечают на вопрос

формулируют тему урока.

Запись  темы урока

Формулируют цель урока

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

Коммуникативные: формирование навыка работы в парах

Создание проблемной ситуации;  

познавательные: объяснение языковых явлений путем исследования ЛЗ

Определение темы и учебной цели в результате исследования

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование), воспитательные (Л)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Целеполагание

Коллективное добывание знаний  Коммуникативные:

формулирование темы;

регулятивные: целеполагание, Решение проблемной ситуации (П)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения (К)

2.Усвоение новых знаний.

Физ. минутка

Слайд5

Слайд 6

Интерактивная

Доска

Слайды

7,8

Слайд 9

Как вы уже знаете, при изучении лексики нашими верными помощниками являются  Толковые словари. Обратимся к одному из них

2.Словарно-орфографическая работа

Сапфир – драгоценный камень синего цвета

САПФИ́РОВЫЙ, -ая, -ое.

Прил. к сапфир. 1.  Сделанный из сапфира

(сапфиров); с сапфиром (сапфирами). Сапфировые сережки.

2. Синий, цвета сапфира.

На ее лице светло и ласково улыбаются сапфировые глазки.  (М. Горький).                                                        

Докажите, что слово «сапфировый» многозначное. Чем отличаются эти два значения? Какое можно назвать прямым? А какое переносным?

Обратите внимание на оформление статьи в словаре.

2.Чтение материала в учебнике (с.29)

После чтения учитель предлагает учащимся заполнить схему ( на доске и в тетради)

Значение слова

ззначение сл

3.Упр.457. Работа со словарём в 3-ей части.  2 слова – по выбору.

 Найдите в словаре 3 слова в переносном значении. Какой пометой отмечены эти слова в вашем словаре?

4.Составьте словосочетания с найденными  словами

Отвечают на вопрос

Взаимопроверка

Работают с материалами учебника

Заполняют схему

Ребята работают в группах по 4 человека

Составляют словосочетание.

Выполняют физкультминутку,настраиваются на позитивную работу

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

Познавательные:

добывание знаний в ходе чтения теоретического материала

Коммуникативные:

развивать умения   применять новые знания.

Решение проблемной ситуации (П)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие;

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения;

саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Коммуникативные: формирование навыка работы в группе

3.Первичное закрепление знаний.

4.Закрепление

Ιν Творческая работа

Интерактивная

доска

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Интерактивная

доска

Слайд 15

Слайды 16-19

1. Коллективная работа: Распредели словосочетания в два столбика:

Вопрос: по какому признаку будете распределять словосочетания?           

   Тихий голос, светлые мысли, золотой ребенок, умный взгляд, сапфировый перстень, светлые локоны, тяжелый характер, хрустальный бокал, тяжелый портфель, хрустальный голос  

2.Осложнённое списывание. Самостоятельная работа. Упр.461

С данными словами составьте и запишите словосочетания, в которых прилагательные получат переносное значение.

 Взаимопроверка

3.Слово учителя. Часто слово приобретает многозначность за счет формирования переносного значения, которое может быть основано на сходстве или их близости (смежности). Посмотрите на иллюстрацию и скажите, почему женские туфли называют лодочками? (Сходство)

Слива – это и плод, и дерево (смежность или близость понятий)

(Понятие метонимии дается позже)

Мы остановимся на случаях переносного значения, которое может быть основано на на сходстве. Это сходство  может наблюдаться  по нескольким признакам:

  • формы предметов
  • выполняемых функций

аналогии движения

Посмотрите на эти снимки и скажите, что они иллюстрируют?

4.Коллективное выполнение задания на тренажере.

? По сходству формы предметов
? По сходству выполняемых функций
? По сходству аналогии движения

тренажер

  • Дворник ? убирает улицу.
  • Смени дворники ? на машине.
  • У куртки длинные рукава?
  • Мы заплыли в рукав? реки.
  • Девушка идет ? по городу.
  • Дождь идет ? уже целый час.

Комментирование, подведение итога работы с тренажером

 

5. Очень часто в художественных текстах слова в переносном значении являются средством выразительности.

Чтение материалов учебника стр.30-31

Задание: в предложенном отрывке найдите примеры художественно- изобразительных средств.

Творческая работа. Дифференцированные задания.

Сочинение – миниатюра

  • С.А. Есенин написал много трогательных стихотворений о березе, которая считается символом России.  Писали о и березах и другие поэты и писатели. Вот, например, как пишет В.Солоухин: «В березовом лесу всегда светлее, березы сами светятся тихим, ровным светом…». Назовите художественно-изобразительные средства, которые использовал автор для описания любимого дерева.
  • Посмотрите на фотографии, попробуйте составить
  • 1 уровень ------  несколько словосочетаний
  • 2 уровень------ несколько предложений по мотивам фото, не связанных между собой грамматически;
  • 3 уровень------  несколько предложений, продолжающих текст Солоухина. Постарайтесь употреблять  художественно-изобразительные средства.

6. Чтение нескольких работ и анализ.

Распределяют слова

Выполняют самостоятельную работу.

Взаимопроверка

Выполняют упражнение

Самостоятельное осмысление теоретического материала

Выбирают задание, выполняют  творческую работу

Слушают работы товарищей, анализируют, высказывают свою точку зрения

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное)

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Формирование адекватной оценки, самооценки (Л), адекватного восприятия чужой оценки (Р)

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся);

Познавательные(осмысление полученных сведений)

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие;

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения;

саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Поиск и выделение информации;

синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Познавательные (осмысление полученных сведений)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Познавательные: употребление языковых понятий,

Регулятивные: осознание самого себя как движущуюся силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий.

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

ν  Рефлексия

Слайд 20

Слайд 21

Подведение итогов работы.

Продолжите фразу:

Слово имеет …… и …. значение

 Перенос названия происходит, если….

Заполните анкеты, продолжив фразу:

  • Сегодня я узнал(а), …
  • Я задумался(ась) о том, что …
  • У меня особенно получилось…
  • Я не понял(а), почему…

Оцените свою работу, продолжив фразу:

  • На уроке работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно)
  • Я думаю, что мог бы работать ….
  • За работу на уроке я ставлю себе оценку …..

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок.

Продолжают фразу.

Подведение итогов в ходе заполнения анкеты

Оценивают свою работу

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

 Формирование адекватной положительной самооценки.

νΙ  Домашнее задание.

Слайд 22

Вопросы стр.31, упр.463  (1-2-3- по выбору)

Запись учащимися задания  дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Лексика. Однозначные, многозначные слова. Прямое и переносное значение слов».

Данная технология рассматривается как разновидность блочного. В курсе учебного предмета выделяются тематические блоки. Учитель выделяет их сам, по своему усмотрению основываясь на программу курс...

Технологическая карта урока русского языка в 5 кл. по теме: "Прямое и переносное значение слова"

Технологическая карта урока русского языка в 5 кл. по теме: "Прямое и переносное значение слова"...

Конспект и технологическая карта урока русского языка и в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"

Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О...

Технологическая карта урока по теме: "Прямое и переносное значение слова".

Предметные: научиться различать прямое и переносное значение слова, пользоваться толковым словарем для определения значения слова, находить в текстах примеры средств выразительности (метафору,  о...

«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»

14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....