Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Н и НН в наречиях"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Кузнецова Ирина Николаевна

Урок с использованием деятельностного подхода для класса со средним уровнем развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.

                                                                                        Учитель русского языка и литературы

                                                                                        МБОУ «Хорновар-Шигалинская СОШ»

                                                                                       Дрожжановского муниципального района

                                                                                       Республики Татарстан

                                                                                        Кузнецова Ирина Николевна

Задачи урока : 

  • http://www.uroki.net/bp/adlog.php?bannerid=1&clientid=2&zoneid=89&source=&block=0&capping=0&cb=9863c1f6180e266ecb8bb67d64a8e06a формирование навыка написания Н и НН в наречиях на –О и –Е,
  • повторить изученные орфограммы в написании  Н и НН других частей речи;
  • развивать речь: логическое рассуждение и выразительность речи.
  • воспитывать смелость и мужество, интерес к истории страны.

Оборудование: тетради, доска, проектор с компьютером,

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Повторение изученного.

1.Проверка домашнего задания (сбор тетрадей)

2.Повторение теоретического материала  о наречии (Токин-мэт )

1 этап-«мозговой штурм» ( размышляем о наречии)

2 этап- записываем как можно  фраз и слов  по теме индивидуально и в тишине;

3 этап - команды переходят  от стола к столу, чтобы проанализировать работы других команд с целью:

-установления взаимосвязей между данными ответами (соединяя идеи стрелками) или формулирования вопросов по теме.

4 этап- презентовать мысли между командами.

3.Самостоятельная работа по теме «Не и НИ  в наречиях»

Раскройте скобки, правильно выберите НЕ или НИ, укажите, к какой  части речи относятся слова с НЕ и НИ. 3 слайд.

(Ни, не)сколько не удивился, (ни, не)мало не сожалел о своей поездке, (ни, не)когда (ни, не) откуда не получал писем, помощи ждать (ни, не)от кого, (ни, не)с кого спрашивать, шагу (ни, не)где ступить.

Б) Проверим работы. На экране 4 слайд.

В) Сделаем вывод: как пишутся приставки НЕ и НИ с наречиями на –О и –Е?

(Под ударением НЕ, без ударения – НИ).

III Формирование новых знаний и способов действий

1.Объявление темы урока, запись в тетрадях и на доске.

2.Постановка задач  урока учащимися( стр.106-анализ  слов из стишка «Лошадка»

                     А она раскована,

                    На ней  скакать рискованно.

-Объясните  правописание НН в слове «рискованно». Не знаете? Какая часть речи? Узнаем сегодня на уроке.

3.Подготовка к изучению новой темы

а) Повторение о написании Н и НН у прилагательных и причастий.

- Вспомним написание Н и НН у прилагательных и причастий. (Ребята устно объясняют условия выбора н и нн в прилагательных и причастиях.

Песчаный берег, желанный друг, раненый боец, местность пустынна,  тренированный спортсмен, соломенная шляпа, гусиное перо, внимательный ученик, уверенный ответ, мороженая рыба, тушенное в печке мясо, вовремя организовано собрание.

в) Самопроверка. На экране 6 слайд.

-Проверьте себя и оцените.

4. Объяснение новой темы

1.Наблюдение

- Прилагательные внимательный, уверенный превратите в наречия: внимательный-внимательно, уверенный –уверенно.

- Сколько Н напишете в наречиях? С чем это связано?

-Сформулируйте правило правописания н и нн в наречиях.(В наречиях на –о и –е пишется столько  же н, сколько в прилагательных и причастиях, от которого они образованы)

2. Обобщение по слайду  Слайд 7. ( Прилагательное + суффикс О(Е) = наречие.

Причастие + суффикс О(Е) = наречие). У наречия столько Н, сколько у прилагательного или причастия, от которого оно образовано.).

5. Закрепление. а) упражнение 275-составить с данными словами словосочетания, превращая прилагательные в наречия, объяснить написание н и нн в наречиях.(самопроверка)

б) работа по тексту упражнени я 259

-Прочитайте  правильно и выразительно, озаглавьте и определите основную мысль текста.

-Составьте рассуждение по  тезису «Былины интересны» по структуре:(Клейм-сэпот-куэсчен)

1) тезис;

2) аргументы (2-3);

3) вопросы по тезису, которые вас волнуют.

В) списать  из текста наречия, правильно вставляя н и нн.(самопроверка, образец на слайде)

IV. Контроль. Тест «Н или НН»( Правописание Н –НН в причастиях, прилагательных и наречиях).

1. Испуганно вскрикнул;

2. Печально посмотрел;

3.  Квашеная капуста;

4. Огорченно вздохнуть;

5. Ответить сдержанно;

6. Недостатки выявлены;

7. Раненый враг;

8. Обдуманное предложение;

1-нн, 2-нн, 3-н, 4-нн, 5-нн, 6-н, 7-н,.8-нн.

 Самопроверка. На экране  слайд.

V.Рефлексия  Вывод, подведение итогов работы.

-Продолжите предложение «Раньше я думал, теперь я знаю…..

-В слове «рискованно» почему пишется НН?

VI. Домашнее задание:

  • п. 40,  упражнение 258
  • Составить рассуждение «Чтение - вот лучшее учение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...