Урок развития речи 7 класс Подготовка к изложению «Описание внешности Рубинштейна».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Изложение по тексту Куприна "Тапер"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_7_klasse_po_teme.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме:
Подготовка к изложению «Описание внешности Рубинштейна».
Ход урока.
1. Слово учителя
Сегодня мы будем писать изложение по отрывку из рассказа Куприна “Тапер”. Встреча с каким композитором стала самым большим подарком в жизни Юрия Азагарова? А что вы знаете об Антоне Григорьевиче Рубинштейне? (Величайший пианист, композитор – автор огромного числа произведений, например оперы “Демон”, основатель первой русской консерватории.)
- Чтение текста изложения
Описание внешности А. Г. Рубинштейна.
Не переставая играть, он увидел, как в залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих.
Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полон. Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света. Сразу было видно, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов. Всего замечательнее было его лицо – одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырёхугольный лоб был изборождён суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомлённо и недовольно; узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперёд и твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную…
Юрий Азагаров решил в уме, что новоприбывший гость, должно быть, очень важный господин, потому что даже чопорные пожилые дамы встретили его почтительными улыбками…
- Беседа с классом.
- Мы прочитали текст. Какой тип речи в нём доминирует: повествование, описание, рассуждение? Аргументируйте свой ответ.
- Какой вид описания представляет собой текст?
4. Работа над планом сочинения.
1)- Из каких структурных частиц он состоит?
- Какая часть текста называется зачином? Какой элемент содержания в нём обязателен? (Заявление, о ком или о чём идёт речь, т. е. заявление темы.)
- Где обычно заканчивается зачин и начинается основная часть? Выделите в тексте зачин.
- Озаглавим эту часть (“В залу вошёл пожилой господин…”) и запишем в виде первого пункта плана изложения.
2) - Прочитайте основную часть. Назовите, какие элементы портрета составляют ее содержание, и на какие характерные детали, помогающие раскрыть внутренний мир героя, его социальный статус, следует обратить внимание. Озаглавьте основную часть текста и запишите в качестве второго пункта плана: “Внешность композитора А. Рубинштейна”:
- Рост и фигура
- Манера держаться
- Лицо, лоб, глаза, губы
- Голова и волосы
(Запоминающееся лицо: лоб изборождён “суровыми, почти гневными морщинами” - суровость; глаза, глубоко посаженные, смотрели ”тяжело, утомлённо и недовольно” – требователен, много трудится.)
- Какая деталь портрета свидетельствует о сильной воле, властности и упорства героя?
- Почему автор характеризует голову так: гордая, похожая на львиную? Случайно ли такое сравнение? Докажите, что не случайно, отыскав в тексте соответствующий элемент оценки.
3)- Прочитайте концовку. Какие элементы включает она: вывод, оценку, умозаключение?
ЧОПОРНЫЙ Чрезмерно строгий и принужденный в поведении, в соблюдении приличий.
План сочинения.
- В залу вошёл пожилой господин…
- Внешность композитора А. Рубинштейна:
1) Рост и фигура
2) Манера держаться
3) Лицо, лоб, глаза, губы
4)Голова и волосы
- Мнение о композиторе Юрия Азагарова.
5. Работа над обогащением словарного запаса, предупреждение ошибок.
- Найдите в тексте контекстуальные синонимы, с помощью которых автор избегает повтора слова композитор (пожилой господин, вошедший, незнакомец, этот человек, новоприбывший гость).
- Прочитайте предложение “Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света”.
- Какое общество называли в XIX веке большим светом?
- Как вы понимаете значения слов изящный, величавый?
6. Работа над обогащением синтаксического строя речи учащихся, предупреждение ошибок.
- В ученических работах доминирует такая синтаксическая конструкция: “У него были (такие-то…) глаза, губы, лицо и т.д.”. Обратите внимание, какие конструкции использует автор, чтобы констатировать наличие какой-то детали портрета и одновременно раскрыть качества личности:
Всего замечательнее было его лицо – одно из тех лиц, которые…
…большой четырёхугольный лоб был изборождён морщинами…
…глаза…смотрели тяжело, утомлённо и недовольно…
…нижняя челюсть…твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства.
Общее впечатление довершала длинная грива густых волос…делавшая эту…голову похожей на львиную…
- Составьте схему предложения, включающего оценку.
7. Предупреждение орфографических ошибок. Работа со словами властность, присутствующие, изящный, запечатлеваются, впечатление, придавала, гостиная, физиономия.
- Чтение текста.
- Написание изложения на черновик (25 мин.), в чистовик (15 мин.)
Не переставая играть, он увидел, как в залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих.
Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полон. Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света. Сразу было видно, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов. Всего замечательнее было его лицо – одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырёхугольный лоб был изборождён суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомлённо и недовольно; узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперёд и твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную…
Юрий Азагаров решил в уме, что новоприбывший гость, должно быть, очень важный господин, потому что даже чопорные пожилые дамы встретили его почтительными улыбками…
Не переставая играть, он увидел, как в залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих.
Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полон. Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света. Сразу было видно, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов. Всего замечательнее было его лицо – одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырёхугольный лоб был изборождён суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомлённо и недовольно; узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперёд и твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную…
Юрий Азагаров решил в уме, что новоприбывший гость, должно быть, очень важный господин, потому что даже чопорные пожилые дамы встретили его почтительными улыбками…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 6 классе "Описание внешности"
Урок русского языка в 6 классе "Описание внешности" направлен на развитие творческих способностей учащихся. При работе с произведениями М.А.Шолохова отрабатываются навыки языкового анализа ...
Презентация к уроку развития речи по теме "Изложение - описание памятника архитектуры"
Презентация содержит материал для подготовки к изложению - описанию храма Покрова на Нерли по тексту из книги Е. И. Осетрова "Живая Русь"....
Урок развития речи для 7 класса Описание внешности человека
Разработка урока развития речи для обучающихся 7 класса "Описание внешности человека". В разработке представлены: конспект урока с приложениями и презентация....
Урок развития речи для 7 класса Описание внешности человека
Разработка урока развития речи для обучающихся 7 класса "Описание внешности человека". В разработке представлены: конспект урока с приложениями и презентация....
Развитие речи. Анализ по теме "Описания внешности человека", 6, 7 класс
анализ по теме " Описания внешности человека"...
Презентация. Урок развития речи в 7 классе. Описание внешности.
Мультимедийный урок развития речи в 7 классе. Описание внешности....
Урок развития речи в 7 классе. Описание внешности человека.
Урок подготовки к сочинению-описанию внешности. Завершает тему "Причастие". Аннотация.Место урока в учебном процессе: урок развития речи в 7 классе, завершающий изучение тем...