Открытй урок в 9 классе "Сочинение - интервью на тему "Гордость школы"
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Бескровная Наталья Владимировна

Это урок в необычной форме, так как сочинения - интервью пишутся не часто, а дети должны уметь оформлять свои работы в разных жанрах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_9_klasse_intervyu.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Подхоженская средняя общеобразовательная школа»

«Подготовка к сочинению в жанре

         эксклюзивного интервью        

         «Гордость школы»

                            ( урок в 9 классе)

                               Учитель Бескровная Н.В.

ТЕМА: Подготовка к сочинению в жанре эксклюзивного интервью «Гордость школы»».

ЦЕЛИ: 1) закрепить и углубить знания об особенностях публицистического

          стиля;

         2) дать понятие о жанре эксклюзивного интервью;

         3) формировать навыки написания сочинения в жанре эксклюзивного

             интервью;

         4) развивать коммуникативную компетентность учащихся;

         5) способствовать воспитанию целеустремлённости, ответственности.

Оборудование: 1. Стенд «Интервью на страницах газет и журналов».

                           2. Магнитофонная запись интервью с гордостью школы

                              ( можно записать видео ролик).

                           3. Карточки «Памятка интервьюеру».

                           4. Раздаточный материал «Вступления к интервью».

                           5. Словари.

        Эпиграф:                             В талант не верят – в нём живут,

                                                       Его не ищут у порога,

                                                       Не ждут его, не принесут,

                                                       Талант даётся лишь от Бога.

                                                       Талант нельзя купить, продать,

                                                        Как в речке, в нём нельзя купаться,

                                                        Его нельзя и потерять,

                                                        Талантом можно восхищаться.

                            ХОД УРОКА.

  1. Повторение. Актуализация темы. Введение новых терминов.

Учитель проводит анонимное анкетирование на тему «Чем я интересен?»

(Вопросы анкеты: Каковы мои увлечения? Сделали ли мня мои увлечения более интересным человеком? Почему и как это произошло?)

Учитель собирает карточки, смешивает и раздаёт их снова. Получив «чужую» карточку, ученики пытаются угадать, о ком идёт речь, обсуждают наиболее интересную информацию, а также причины её отсутствия (возможно, кто-то не желает «открыть себя всем, не доверяет интервьюеру…)

Учитель: В каком жанре вы написали бы работу, чтобы наиболее достоверно

                Был раскрыт мир увлечений человека, интересного окружающим?

Ученик: В жанре публицистики – интервью.

2.Терминологическая работа (используются словари).

На доске и в тетради учащиеся записывают слова, попутно объясняют их значения, которые находят в словарях.

Публицистика – литературный жанр, который чаще всего мы встречаем

                             в газетах и журналах.

Интервью - беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом по  

                    актуальным вопросам, предназначенная для распространения в  

                    печати, по радио и телевидению.

Интервьюер – лицо, которое, берёт интервью.

Респондент - тот, кто отвечает на вопросы, у кого берут интервью.

Эксклюзивный – исключительный, составляющий исключительную

                                 принадлежность.

Эксклюзивное интервью – интервью, данное только одному интервьюеру.

Мировоззрение, мировосприятие, нравственные ценности, талант.

Учитель: Цель данного урока – подготовка к сочинению в жанре

                                                        эксклюзивного интервью.

3.Беседа с учащимися.

- В чём заключаются особенности публицистического стиля?

- Какие виды интервью вы знаете? (Интервью – монолог, интервью –

диалог, коллективное интервью, интервью – зарисовка, анкета,

самоинтервью).

- Приведите примеры интересных интервью (обратить внимание на стенд,

подготовленный к уроку).

- Знаете ли вы людей, которые редко дают интервью, и каждая беседа

 с ними становится эксклюзивной?

4. Знакомство с памятками к сочинению – интервью.

Учитель: Интервью, ребята, требует тщательной подготовки и соблюдения

                 определённых норм поведения, которые должен знать интервьюер.

Чтение и обсуждение карточки «Памятка интервьюеру».

Учитель: А теперь давайте посмотрим видеозапись интервью.

               Эксклюзивность его заключается в том, что о фактах жизни и

               личности героя интервью вы нигде не могли услышать или

               Прочитать. Широкий диапазон вопросов как бы пунктирно

               очерчивает личность героя интервью, намечая темы для более

               глубокого разговора в дальнейшем.

5. Просмотр подготовленного заранее видеоролика интервью.

   Интервьюер – ученица 11 класса, респондент – ученик 11 класса,   победитель школы в номинации «Лучший ученик года».

6. Беседа с классом.

Учащимся на столы раздают тексты с только что прослушанным и просмотренным интервью.

- С кем состоялось интервью?

- Как  вы озаглавите это интервью? («Гордость школы»).

- Достаточно ли чётко прослеживается идея теста? Какова она?

    (Идея текста прослеживается чётко: человек, которым можно гордиться, отличается не только разносторонними интересами, но и чувством ответственности, целеустремлённости).

- Есть ли лишние вопросы? (Лишних вопросов нет).

- Какие вопросы можно было бы задать, чтобы сделать интервью более интересным?  ( Каким ты видишь своё будущее? С какой профессией хотел бы его связать? Есть ли у тебя близкие друзья?  Как относятся к твоим успехам одноклассники? и т. д.).

7. Работа над вступлением.

Учитель: Из скольких частей состоит интервью?

                В интервью различают  3части:

Вступление -  журналист представляет слушателям своего собеседника или

                      собеседник по просьбе журналиста представляется слушателям сам.

Основная часть – беседа журналиста с тем человеком, у которого берётся

                                  интервью.

Заключительная часть – журналист просит собеседника рассказать о планах

                                        на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит

                                        за беседу.

Учащиеся читают вступления к сочинению – интервью и обсуждают прослушанное по вопросам:

- Чем заинтересовал интервьюера герой?

- Почему до сих пор о нём ничего не было известно?

- Как удалось автору взять эксклюзивное интервью?

- Намечена ли во вступлении тема, идея сочинения?

- Есть ли логический переход от вступления к основной части – вопросам интервью?

8. Написание своего вступления к сочинению «Гордость школы».

9. Итоги урока.

10. Домашнее задание. Написать сочинение в жанре эксклюзивного интервью (герои – члены семьи, знакомые, интересные люди, одноклассники).

               

Приложение 1.

             ПАМЯТКА ИНТЕРВЬЮЕРА.

  1. Правила подготовки к интервью.

- Об интервью следует договориться заранее.

- Цель встречи должна быть известна собеседнику.

- Подготовьте вопросы и заранее предоставьте их собеседнику.

- Соберите как можно больше информации о личности респондента.

   2. Правила подготовки вопросов интервью.

- Составьте  себе точное представление, какую информацию вы хотите получить от собеседника.

- Придерживайтесь темы и старайтесь не отклоняться в сторону.

- Не говорите слишком много. Не задавайте сразу более одного вопроса.

- Постарайтесь отобрать наиболее важные вопросы, чтобы уложиться в отведённое время.

    3.Правила проведения интервью.

- Мысленно разбейте беседу на этапы.

- Первый этап: представьтесь, подтвердите цель встречи. Сделайте так, чтобы собеседник чувствовал себя свободно. Для этого ваша речь должна быть доброжелательной, а вопросы развиваться по нарастающей.

- Второй этап: обмениваясь информацией, никогда не забывайте о своей цели. Старайтесь, чтобы были диалог и дискуссия. Таким образом вы покажете собеседнику, что его мнение важно и всё ваше внимание направлено на него. Кроме того, таким способом вы не дадите ему уйти от темы.

- Третий этап: подведите итог встречи, для того чтобы убедиться, что вы поняли всё правильно. Поблагодарите собеседника, подтвердите ценность беседы. Заканчивайте разговор на позитивной ноте.

Приложение 2

Как работать над сочинением в жанре интервью.

- Решите, у кого и почему вы будете брать интервью.

- Наметьте тему беседы, в соответствии с этим составьте вопросы,  продумайте их последовательность.

- Проведите беседу, запишите её основное содержание.

- Прочитайте записи, определите основную мысль и  озаглавьте интервью.

- Напишите вступление и заключительную часть.

- Прочитайте всё написанное вслух, отредактируйте.

- Проверьте черновик. Обратите внимание на знаки препинания  при обращении и диалоге, на тематическое единство интервью  и последовательность вопросов.

Приложение 3.

СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ ВИДЕОРОЛИКА «ГОРДОСТЬ ШКОЛЫ».

Интервьюер: Владимир, нашим зрителям интересно узнать, какой же он –

                       обладатель звания «Ученик года»?

Респондент: Самый обыкновенный. Я учусь в этой школе с 1 класса, куда

                      привели меня 11 лет назад мои родители. Они работают в совхозе,

                      мама – в рабочей столовой, папа – инженер.

Интервьюер: Кто выдвинул твою кандидатуру для участия в конкурсе?

Респондент: Если честно, то я не очень хотел участвовать, потому что времени

                     катастрофически не хватает. Меня уговорили учитель литературы

                     Наталья Владимировна и классный руководитель  Елена

                     Валентиновна.

Интервьюер: А почему ты говоришь, что не хватает времени. На что уходит день?

Респондент: В основном, на учёбу. Много внимания я уделяю своим любимым

                      предметам – физике и информатике. Заочно учусь в институте

                      на подготовительных курсах.  Но больше всего времени у меня уходит

                      на подготовку  к урокам литературы.

Интервьюер: Чем тебя привлекает физика?

Респондент: Физика – это то, что нас окружает. Её законы действуют повсюду, и

                      с их помощью можно объяснить почти любое явление.

Интервьюер: А что у тебя с литературой?

Респондент: Я люблю литературу, много читаю, учу наизусть стихи.

Интервьюер: Нам известно, что на районном конкурсе чтецов ты блестяще

                        выступил с прозаическим произведением и занял 1 место.

                        Трудно было?

Респондент: Да нет. Вначале немного волновался, а потом ничего, увлёкся

                      сам своим выступлением и не заметил, как подошёл к финалу.

Интервьюер: Чем ты ещё увлекаешься?

Респондент: Спортом, больше предпочитаю волейбол, футбол, принимаю

                       участие в школьных и районных соревнованиях, даже занимал

                       призовые места. Люблю компьютерные игры, но в меру.

                       Люблю читать о новых современных технологиях.

Интервьюер: Ты хорошо учишься, потому что ты ответственный человек?

Респондент: Потому что мне интересно. Я чувствую, что знания мне необходимы.

                       Не могу понять, как можно не выучить урок, а потом жаловаться,

                       что учитель поставил плохую оценку.

Интервьюер: Что тебе больше всего нравится в школьной жизни?

Респондент: Мне нравится в нашей школе, как сложились взаимоотношения

                       между учениками и учителями. Наши педагоги – это не только

                       наставники, но и друзья, советчики, помощники.

Интервьюер: Владимир, давай вернёмся к конкурсу. Что ты почувствовал,

                        когда объявили, что ты победил?

Респондент: Огромную радость и удивление. Я очень благодарен своим учителям

                      и одноклассникам, которые помогли мне подготовиться к конкурсу.

                      Хочу пожелать всем ровесникам исполнения желаний, а учителям-

                      хороших учеников, чтобы они гордились нами и теми, кто придёт

                      после нас.

Интервьюер: Спасибо, Владимир, за содержательное интервью. Желаю тебе

                        новых побед и удачи при поступлении в вуз.

Приложение 4.

                  ОБРАЗЦЫ ВСТУПЛЕНИЙ К СОЧИНЕНИЮ.

1 вариант.

В этом году победителем конкурса «Ученик года» стал Селиванов Владимир. Он учится в 11 классе нашей школы. Владимир – очень интересный человек: увлекается физикой и информатикой, литературой волейболом. Его знают многие. Учителя ценят его как талантливого ученика. Одноклассники уважают Владимира за отзывчивость, способность прийти на помощь в трудной ситуации.

Вот так начался разговор с лучшим учеником года.

(Учащиеся отмечают нарушение жанровой особенности текста  – отсутствие эксклюзивности предлагаемого интервью. Герой сочинения известен многим.

Идея чётко не прослеживается).

2 вариант.

Кто такой Селиванов Владимир? До вчерашнего дня мы мало знали о нём. А вчера он выиграл в конкурсе «Ученик года». Случайностей не бывает. Ведь в таком сложном конкурсе может победить только талантливый человек.

Когда я увидел репортаж с Владимиром, то понял, что это действительно так. Он улыбчивый, голубые глаза сияют добротой.

( Учащиеся говорят о том, что автор не написал,  почему о Владимире ничего не знал раньше.  Нет логического перехода от вступления к основной части).

3 вариант.

Гордость школы… Лучший  ученик… Что скрывается за этими привычными словами?

Одни представляют себе отличника, который ничем не занимается, кроме уроков. Другие – любимца учителей и сверстников, без кого не обходится ни одно мероприятие.

Кем же могут гордиться учителя? Этот вопрос заинтересовал меня не случайно. Недавно прошло очень важное событие. В конкурсе «Ученик года» победил Селиванов Владимир – учение 11 класса нашей школы. До сих пор мало что было известно о нём. Он не круглый отличник. Поспрашивал его одноклассников, и выяснилось, что Владимир – очень интересный человек, но не афиширует свои победы и увлечения. А может быть, его никто не спрашивал о них?

           Так и оказалось. Владимир – простой и открытый в общении человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока чтения в 6-ом классе школы-интерната VIII вида “Басня И.Крылова “Стрекоза и муравей”

Объяснение иносказательного поучительного характера басни (дать понятие “басни”).Развитие слухового и зрительного внимания, кратковременной памяти, абстрактного и логического мышления.Нравственн...

Открытый урок по немецкому языку по теме школа

Урок по теме школа с использованием мультимедийной презентации....

Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"

Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"...

Конспект открытого урока в МОУ ДОД «Детская художественная школа №4» г.о. Саранска по декоративной композиции Преподаватель Асабова И.Г.

Тема: Животный мир. Стилизация, симметрия, декоративность выполнения бабочки. Цель урока: Формирование и развитие эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности.Обо...

Конспект открытого урока чтения в 1 классе коррекционной школы 8 вида.

Урок - путешествие по станциям. Учебник "Букварь" В. Воронковой. Показаны все технологии по работе с детьми с ОВЗ 8вида....

Открытый урок в рамках городского семинара руководителей школ "Управление ростом профессиональной компетентности учителя в рамках реализации годовой задачи школы по формированию УУД"

Открытый урок в рамках городского семинара руководителей школ "Управление ростом профессиональной компетентности учителя в рамках реализации годовой задачи школы по формированию УУД"...