Открытй урок в 9 классе "Сочинение - интервью на тему "Гордость школы"
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Это урок в необычной форме, так как сочинения - интервью пишутся не часто, а дети должны уметь оформлять свои работы в разных жанрах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_9_klasse_intervyu.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Подхоженская средняя общеобразовательная школа»
«Подготовка к сочинению в жанре
эксклюзивного интервью
«Гордость школы»
( урок в 9 классе)
Учитель Бескровная Н.В.
ТЕМА: Подготовка к сочинению в жанре эксклюзивного интервью «Гордость школы»».
ЦЕЛИ: 1) закрепить и углубить знания об особенностях публицистического
стиля;
2) дать понятие о жанре эксклюзивного интервью;
3) формировать навыки написания сочинения в жанре эксклюзивного
интервью;
4) развивать коммуникативную компетентность учащихся;
5) способствовать воспитанию целеустремлённости, ответственности.
Оборудование: 1. Стенд «Интервью на страницах газет и журналов».
2. Магнитофонная запись интервью с гордостью школы
( можно записать видео ролик).
3. Карточки «Памятка интервьюеру».
4. Раздаточный материал «Вступления к интервью».
5. Словари.
Эпиграф: В талант не верят – в нём живут,
Его не ищут у порога,
Не ждут его, не принесут,
Талант даётся лишь от Бога.
Талант нельзя купить, продать,
Как в речке, в нём нельзя купаться,
Его нельзя и потерять,
Талантом можно восхищаться.
ХОД УРОКА.
- Повторение. Актуализация темы. Введение новых терминов.
Учитель проводит анонимное анкетирование на тему «Чем я интересен?»
(Вопросы анкеты: Каковы мои увлечения? Сделали ли мня мои увлечения более интересным человеком? Почему и как это произошло?)
Учитель собирает карточки, смешивает и раздаёт их снова. Получив «чужую» карточку, ученики пытаются угадать, о ком идёт речь, обсуждают наиболее интересную информацию, а также причины её отсутствия (возможно, кто-то не желает «открыть себя всем, не доверяет интервьюеру…)
Учитель: В каком жанре вы написали бы работу, чтобы наиболее достоверно
Был раскрыт мир увлечений человека, интересного окружающим?
Ученик: В жанре публицистики – интервью.
2.Терминологическая работа (используются словари).
На доске и в тетради учащиеся записывают слова, попутно объясняют их значения, которые находят в словарях.
Публицистика – литературный жанр, который чаще всего мы встречаем
в газетах и журналах.
Интервью - беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом по
актуальным вопросам, предназначенная для распространения в
печати, по радио и телевидению.
Интервьюер – лицо, которое, берёт интервью.
Респондент - тот, кто отвечает на вопросы, у кого берут интервью.
Эксклюзивный – исключительный, составляющий исключительную
принадлежность.
Эксклюзивное интервью – интервью, данное только одному интервьюеру.
Мировоззрение, мировосприятие, нравственные ценности, талант.
Учитель: Цель данного урока – подготовка к сочинению в жанре
эксклюзивного интервью.
3.Беседа с учащимися.
- В чём заключаются особенности публицистического стиля?
- Какие виды интервью вы знаете? (Интервью – монолог, интервью –
диалог, коллективное интервью, интервью – зарисовка, анкета,
самоинтервью).
- Приведите примеры интересных интервью (обратить внимание на стенд,
подготовленный к уроку).
- Знаете ли вы людей, которые редко дают интервью, и каждая беседа
с ними становится эксклюзивной?
4. Знакомство с памятками к сочинению – интервью.
Учитель: Интервью, ребята, требует тщательной подготовки и соблюдения
определённых норм поведения, которые должен знать интервьюер.
Чтение и обсуждение карточки «Памятка интервьюеру».
Учитель: А теперь давайте посмотрим видеозапись интервью.
Эксклюзивность его заключается в том, что о фактах жизни и
личности героя интервью вы нигде не могли услышать или
Прочитать. Широкий диапазон вопросов как бы пунктирно
очерчивает личность героя интервью, намечая темы для более
глубокого разговора в дальнейшем.
5. Просмотр подготовленного заранее видеоролика интервью.
Интервьюер – ученица 11 класса, респондент – ученик 11 класса, победитель школы в номинации «Лучший ученик года».
6. Беседа с классом.
Учащимся на столы раздают тексты с только что прослушанным и просмотренным интервью.
- С кем состоялось интервью?
- Как вы озаглавите это интервью? («Гордость школы»).
- Достаточно ли чётко прослеживается идея теста? Какова она?
(Идея текста прослеживается чётко: человек, которым можно гордиться, отличается не только разносторонними интересами, но и чувством ответственности, целеустремлённости).
- Есть ли лишние вопросы? (Лишних вопросов нет).
- Какие вопросы можно было бы задать, чтобы сделать интервью более интересным? ( Каким ты видишь своё будущее? С какой профессией хотел бы его связать? Есть ли у тебя близкие друзья? Как относятся к твоим успехам одноклассники? и т. д.).
7. Работа над вступлением.
Учитель: Из скольких частей состоит интервью?
В интервью различают 3части:
Вступление - журналист представляет слушателям своего собеседника или
собеседник по просьбе журналиста представляется слушателям сам.
Основная часть – беседа журналиста с тем человеком, у которого берётся
интервью.
Заключительная часть – журналист просит собеседника рассказать о планах
на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит
за беседу.
Учащиеся читают вступления к сочинению – интервью и обсуждают прослушанное по вопросам:
- Чем заинтересовал интервьюера герой?
- Почему до сих пор о нём ничего не было известно?
- Как удалось автору взять эксклюзивное интервью?
- Намечена ли во вступлении тема, идея сочинения?
- Есть ли логический переход от вступления к основной части – вопросам интервью?
8. Написание своего вступления к сочинению «Гордость школы».
9. Итоги урока.
10. Домашнее задание. Написать сочинение в жанре эксклюзивного интервью (герои – члены семьи, знакомые, интересные люди, одноклассники).
Приложение 1.
ПАМЯТКА ИНТЕРВЬЮЕРА.
- Правила подготовки к интервью.
- Об интервью следует договориться заранее.
- Цель встречи должна быть известна собеседнику.
- Подготовьте вопросы и заранее предоставьте их собеседнику.
- Соберите как можно больше информации о личности респондента.
2. Правила подготовки вопросов интервью.
- Составьте себе точное представление, какую информацию вы хотите получить от собеседника.
- Придерживайтесь темы и старайтесь не отклоняться в сторону.
- Не говорите слишком много. Не задавайте сразу более одного вопроса.
- Постарайтесь отобрать наиболее важные вопросы, чтобы уложиться в отведённое время.
3.Правила проведения интервью.
- Мысленно разбейте беседу на этапы.
- Первый этап: представьтесь, подтвердите цель встречи. Сделайте так, чтобы собеседник чувствовал себя свободно. Для этого ваша речь должна быть доброжелательной, а вопросы развиваться по нарастающей.
- Второй этап: обмениваясь информацией, никогда не забывайте о своей цели. Старайтесь, чтобы были диалог и дискуссия. Таким образом вы покажете собеседнику, что его мнение важно и всё ваше внимание направлено на него. Кроме того, таким способом вы не дадите ему уйти от темы.
- Третий этап: подведите итог встречи, для того чтобы убедиться, что вы поняли всё правильно. Поблагодарите собеседника, подтвердите ценность беседы. Заканчивайте разговор на позитивной ноте.
Приложение 2
Как работать над сочинением в жанре интервью.
- Решите, у кого и почему вы будете брать интервью.
- Наметьте тему беседы, в соответствии с этим составьте вопросы, продумайте их последовательность.
- Проведите беседу, запишите её основное содержание.
- Прочитайте записи, определите основную мысль и озаглавьте интервью.
- Напишите вступление и заключительную часть.
- Прочитайте всё написанное вслух, отредактируйте.
- Проверьте черновик. Обратите внимание на знаки препинания при обращении и диалоге, на тематическое единство интервью и последовательность вопросов.
Приложение 3.
СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ ВИДЕОРОЛИКА «ГОРДОСТЬ ШКОЛЫ».
Интервьюер: Владимир, нашим зрителям интересно узнать, какой же он –
обладатель звания «Ученик года»?
Респондент: Самый обыкновенный. Я учусь в этой школе с 1 класса, куда
привели меня 11 лет назад мои родители. Они работают в совхозе,
мама – в рабочей столовой, папа – инженер.
Интервьюер: Кто выдвинул твою кандидатуру для участия в конкурсе?
Респондент: Если честно, то я не очень хотел участвовать, потому что времени
катастрофически не хватает. Меня уговорили учитель литературы
Наталья Владимировна и классный руководитель Елена
Валентиновна.
Интервьюер: А почему ты говоришь, что не хватает времени. На что уходит день?
Респондент: В основном, на учёбу. Много внимания я уделяю своим любимым
предметам – физике и информатике. Заочно учусь в институте
на подготовительных курсах. Но больше всего времени у меня уходит
на подготовку к урокам литературы.
Интервьюер: Чем тебя привлекает физика?
Респондент: Физика – это то, что нас окружает. Её законы действуют повсюду, и
с их помощью можно объяснить почти любое явление.
Интервьюер: А что у тебя с литературой?
Респондент: Я люблю литературу, много читаю, учу наизусть стихи.
Интервьюер: Нам известно, что на районном конкурсе чтецов ты блестяще
выступил с прозаическим произведением и занял 1 место.
Трудно было?
Респондент: Да нет. Вначале немного волновался, а потом ничего, увлёкся
сам своим выступлением и не заметил, как подошёл к финалу.
Интервьюер: Чем ты ещё увлекаешься?
Респондент: Спортом, больше предпочитаю волейбол, футбол, принимаю
участие в школьных и районных соревнованиях, даже занимал
призовые места. Люблю компьютерные игры, но в меру.
Люблю читать о новых современных технологиях.
Интервьюер: Ты хорошо учишься, потому что ты ответственный человек?
Респондент: Потому что мне интересно. Я чувствую, что знания мне необходимы.
Не могу понять, как можно не выучить урок, а потом жаловаться,
что учитель поставил плохую оценку.
Интервьюер: Что тебе больше всего нравится в школьной жизни?
Респондент: Мне нравится в нашей школе, как сложились взаимоотношения
между учениками и учителями. Наши педагоги – это не только
наставники, но и друзья, советчики, помощники.
Интервьюер: Владимир, давай вернёмся к конкурсу. Что ты почувствовал,
когда объявили, что ты победил?
Респондент: Огромную радость и удивление. Я очень благодарен своим учителям
и одноклассникам, которые помогли мне подготовиться к конкурсу.
Хочу пожелать всем ровесникам исполнения желаний, а учителям-
хороших учеников, чтобы они гордились нами и теми, кто придёт
после нас.
Интервьюер: Спасибо, Владимир, за содержательное интервью. Желаю тебе
новых побед и удачи при поступлении в вуз.
Приложение 4.
ОБРАЗЦЫ ВСТУПЛЕНИЙ К СОЧИНЕНИЮ.
1 вариант.
В этом году победителем конкурса «Ученик года» стал Селиванов Владимир. Он учится в 11 классе нашей школы. Владимир – очень интересный человек: увлекается физикой и информатикой, литературой волейболом. Его знают многие. Учителя ценят его как талантливого ученика. Одноклассники уважают Владимира за отзывчивость, способность прийти на помощь в трудной ситуации.
Вот так начался разговор с лучшим учеником года.
(Учащиеся отмечают нарушение жанровой особенности текста – отсутствие эксклюзивности предлагаемого интервью. Герой сочинения известен многим.
Идея чётко не прослеживается).
2 вариант.
Кто такой Селиванов Владимир? До вчерашнего дня мы мало знали о нём. А вчера он выиграл в конкурсе «Ученик года». Случайностей не бывает. Ведь в таком сложном конкурсе может победить только талантливый человек.
Когда я увидел репортаж с Владимиром, то понял, что это действительно так. Он улыбчивый, голубые глаза сияют добротой.
( Учащиеся говорят о том, что автор не написал, почему о Владимире ничего не знал раньше. Нет логического перехода от вступления к основной части).
3 вариант.
Гордость школы… Лучший ученик… Что скрывается за этими привычными словами?
Одни представляют себе отличника, который ничем не занимается, кроме уроков. Другие – любимца учителей и сверстников, без кого не обходится ни одно мероприятие.
Кем же могут гордиться учителя? Этот вопрос заинтересовал меня не случайно. Недавно прошло очень важное событие. В конкурсе «Ученик года» победил Селиванов Владимир – учение 11 класса нашей школы. До сих пор мало что было известно о нём. Он не круглый отличник. Поспрашивал его одноклассников, и выяснилось, что Владимир – очень интересный человек, но не афиширует свои победы и увлечения. А может быть, его никто не спрашивал о них?
Так и оказалось. Владимир – простой и открытый в общении человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока чтения в 6-ом классе школы-интерната VIII вида “Басня И.Крылова “Стрекоза и муравей”
Объяснение иносказательного поучительного характера басни (дать понятие “басни”).Развитие слухового и зрительного внимания, кратковременной памяти, абстрактного и логического мышления.Нравственн...
Открытый урок по немецкому языку по теме школа
Урок по теме школа с использованием мультимедийной презентации....
Конспект открытого урока по гимнастике 6 кл. коррекционная школа - интернат VIII вида.
В уроке применяются мультимедийные технологии....
Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"
Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"...
Конспект открытого урока в МОУ ДОД «Детская художественная школа №4» г.о. Саранска по декоративной композиции Преподаватель Асабова И.Г.
Тема: Животный мир. Стилизация, симметрия, декоративность выполнения бабочки. Цель урока: Формирование и развитие эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности.Обо...
Конспект открытого урока чтения в 1 классе коррекционной школы 8 вида.
Урок - путешествие по станциям. Учебник "Букварь" В. Воронковой. Показаны все технологии по работе с детьми с ОВЗ 8вида....
Открытый урок в рамках городского семинара руководителей школ "Управление ростом профессиональной компетентности учителя в рамках реализации годовой задачи школы по формированию УУД"
Открытый урок в рамках городского семинара руководителей школ "Управление ростом профессиональной компетентности учителя в рамках реализации годовой задачи школы по формированию УУД"...