рабочая программа по русскому языку для 6 класса
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

рабочая программа по русскому языку для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_russkiy_yazyk.docx86.58 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на    МО                                                                       Согласовано                                                                                        «Утверждаю»

Руководитель  МО                                                                             Заместитель                                                                                        Директор МБОУ

_____ /Р.С.Обечова/                                                                           директора по УР                                                                                «Кавзияковская ООШ»

Протокол № ____ от                                                                          _______ /Ф.А.Нурияхметова/                                                          ______ /Ш.М.Фатихов/

«_____» _________ 20___ г.                                                             «_____» _________ 20___ г.                                                              Приказ № ________ от

                                                                                                                                                                                                                           «_____» _________ 20___ г.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку для 6 класса

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Кавзияковская ООШ»

Сармановского муниципального района РТ

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ______ от

«_____» _________ 20___ г.                        

                                                                                                                                                                                              Составитель: учитель

                                                                                                                                                                      русского языка и литературы

                                                                                                                                                                                            Ясавиева.З.М.

                                                                                                                                                           

                                                                                                 2016-2017 учебный год

                                                                                            Пояснительная записка                                                                                                                                                                                                                                                      

     

Рабочая программа по русскому языку для  класса МБОУ «Кавзияковская основная общеобразовательная школа» Сармановского муниципального района Республики Татарстан представляет собой целостный документ и разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы.– М.: Просвещение, 2010.
  3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Кавзияковская основная общеобразовательная школа» Сармановского муниципального района Республики Татарстан.

 4. Учебный план МБОУ «Кавзияковская основная общеобразовательная школа» Сармановского  муниципального района Республики Татарстан,утвержденного решением педагогического совета (Протокол № ).

Планирование ориентировано на учебник: Русский язык. 6 класс. Учебник для  общеобразовательных учреждений.  В 2 ч./ (Т.А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012.

                           

.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, итого 140 часов за учебный год.

Основные цели и задачи изучения русского языка в основной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского состояния, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения материально-этических норм, принятых в обществе;
  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
  • приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

                   Требования к результатам освоения программы по русскому языку

Личностные результаты

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к  языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• владение разными видами монолога (и диалога;

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

•  способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученныу знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;

2) понимание места  языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о  языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Учебно-тематический план

Темы разделов

Количество часов

1

Русский язык – один из развитых языков мира.

1

2

Повторение пройденного в 5 классе

7+1

3

Лексика и фразеология. Культура речи.

11+1

4

Словообразование и орфография. Культура речи

14+3

5

Морфология и орфография. Культура речи

77+9

6

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе

15+1

7

Итого

140

Содержание учебного предмета

Русский язык – один из развитых языков мира (1ч)

Повторение пройденного в 5 классе (7+1ч.)

Повторение всех разделов русского языка (фонетики, морфемики, морфологии, орфографии, синтаксиса);

Развитие речи: Текст. Официально-деловой стиль речи. Деление текста на части.

Лексика и фразеология. Культура речи (11+1ч.)

Лексика с точки зрения употребления, происхождения, основные пути пополнения словарного состава русского языка, фразеология как раздел науки о языке.

Развитие речи: Составление диалога  и монолога

.Контроль:Контрольный диктант по теме «Лексика» и «Фразеология».

Словообразование. Орфография. Культура речи (14+3ч.)

Основные способы образования слов в русском языке, понятие об этимологии и этимологическом разборе, этимологические словари; правописание чередующихся гласных.

 Приставки ПРИ,ПРЕ; буквы Ы-И после приставок на согласные; правописание соединительных гласных О и Е; морфемный и словообразовательный разбор.

Развитие речи:  Описание помещений, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план; выборочный пересказ исходного текста;

Контроль: Контрольный диктант.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (15ч.)

Склонение существительных не –мя; несклоняемые существительные; НЕ с существительными, правописание гласных в суффиксах –ЕК,-ИК; буквы О-Е- после шипящих и Ц в суффиксах –ОК,ЕК,-ОНК,ОНОК; согласные Ч и Щ в суффиксе –ЧИК,ЩИК;

Контроль: Контрольный диктант; Тестирование.

Имя прилагательное (18+1ч.)

Разряды имён прилагательных, степени сравнения имён прилагательных; Не с именами прилагательными; буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах –АН,ЯН, ИН,ОНН,ЕНН в именах прилагательных; различение на письме суффиксов –К и –СК; слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Развитие речи:Описание природы, описание пейзажа по картине.

Контроль:контрольный диктант;

Имя числительное (9+2ч.)

Имя числительное как часть речи; синтаксическая роль числительного в предложении; разряды имён числительных; склонения числительного; правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

Развитие речи, контроль: изложение с элементами сочинения.

Местоимение (17+3ч.)

Местоимение как часть речи; синтаксическая роль местоимений в предложении, разряды местоимений; склонение местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями; буква Н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов, образование неопределённых местоимений; дефис в неопределённых местоимениях перед суффиксами –ТО,-ЛИБО, -НИБУДЬ и после приставки –КОЕ; НЕ в неопределённых местоимениях, слитное и раздельное написание НЕ НИ в отрицательных местоимениях.

Контроль:Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам; Контрольный диктант;

Примечание:Уроки № 94-95 по теме «Притяжательные местоимения» объединяются, так как данная тема знакома учащимся по теме «Притяжательные прилагательные».

Глагол(18+3ч.)

Переходные и непереходные глаголы, наклонения глаголов, разноспрягаемые глаголы; правописание гласных в суффиксах –ОВА(ТЬ), -ЕВА(ТЬ) и –ЫВА(ТЬ), -ИВА(ТЬ).

Развитие речи: Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности; пересказ исходного текста;

Контроль: Контрольный диктант; Контрольное тестирование.

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (15+1ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе

Дата

п/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

план

факт

01.09

1

Р/р Русский язык – один из развитых языков мира.

Формирование у учащихся  умений построения и реализации новых знаний  (понятий, способов действий): читают и анализируют текст. Озаглавливают текст упражнения.

03.09

2

Р.Р. Язык, речь, общение.  Ситуация общения.

Формирование у учащихся  деятельностных способностей и способностей к  структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Выявляют особенности разговорной  речи, языка художественной литературы и стилей речи.

06.09

3

«Повторение пройденного в 5 классе». Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография.

Формирование у учащихся   способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности): читают  текст, определяют его тему, анализируя содержание, высказывают и обосновывают своё мнение о тексте.

Знакомятся с понятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях.Работают в группе. Читают и списывают текст. Определяют основную мысль текста.

07.09

4

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Выполняют упражнения: вставляют пропущенные буквы, проставляя ударения и подбирая проверочные слова.

08.09

5

К.Р. Проверочная работа по темам «Фонетика», «Морфемика»

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий:

10.09

6

Части речи. Орфограммы в окончаниях слов.

Формирование у учащихся деятельностных  способностей и способностей к структурированию

 и систематизации изучаемого предметного содержания: фронтальная беседа, составление плана лингвистического рассуждения, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных  оценок.

13. 09

7

Орфограммы в окончаниях слов

Формирование у учащихся деятельностных  способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение с использованием дидактического материала, составление плана лингвистического описания

14. 09

8

Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: групповая работа по учебнику, самостоятельная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

15. 09

9

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: работа в парах, составление предложений; анализируют интонационные конструкции; определяют главные члены в предложении.

17. 09

10

Р.Р. Прямая речь. Диалог.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: индивидуальная и коллективная работа с тестами.

20. 09

11

Р/Р Текст, его особенности.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: фронтальная работа,  работа в парах.

21. 09

12

Р/Р Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа, творческая работа (лингвистическое повествование), проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

22.09

24.09

13-14

Р/Р Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа, творческая работа

27.09

15

Р/Р Основные признаки текста.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: работа в группах с использованием алгоритмов и памяток.

28.09

16

Текст и стили речи.

Официально-деловой стиль речи.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа, творческая работа (лингвистическое повествование), комментирование выставленных оценок.

29.09

17

Лексика. Повторение. Слово и его лексическое значение.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: групповая работа с лексическими словарями

01.10

18

Р/Р Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя»)

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: работа в парах, самостоятельная работа с текстами.

04.10

19

Общеупотребительные слова.

Профессионализмы.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с лексическими словарями по алгоритму исследования, конструирование предложений

05.10

20

Диалектизмы.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с лексическими словарями по алгоритму исследования, конструирование предложений

06.10

21

Исконно русские и заимствованные слова.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с лексическими словарями по алгоритму исследования, конструирование предложений

08.10

22

Новые слова (неологизмы)

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с лексическими словарями по алгоритму исследования, конструирование предложений

11.10

23

Устаревшие слова.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с лексическими словарями по алгоритму исследования, конструирование предложений

12.10

24

Словари.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с лексическими словарями по алгоритму исследования, конструирование предложений

13.10

25

Фразеологизмы.  Источники фразеологизмов.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с лексическими словарями по алгоритму исследования, конструирование предложений

15.10

26

Повторение по теме «Фразеология. Культура речи».

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: фонетический анализ слова, комплексное повторение на основе дидактического материала ; фиксирование собственных затруднений в деятельности.

18.10

27

Контрольный диктант по теме «Лексика» и «Фразеология».

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий: написание контрольного диктанта

19.10

28

Морфемика и словообразование.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: самостоятельная работа с тестами.

20.10

29

Р/Р Описание помещения.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: аналитическая работа по картине.

22.10

30

Основные способы образования слов в русском языке.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: фронтальная устная работа по учебнику.

25.10

31

Этимология слов.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: самостоятельная работа со словарями

26.10

32

Р/Р Систематизация материалов  к сочинению. Сложный план.

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; написание сочинения

27.10

33

Буквы а и о в корнях -кос- -

- кас-.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с орфограммами по алгоритму.

29.10

34

Буквы а и о в корнях -гор- -

- гар-.

08.11

35

Буквы а и о в корнях -зор- -

- зар-.

09.11

36

Буквы ы и и после приставок.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: работа с дидактическим материалом.

10.11

37-38

Гласные в приставках пре- и при-.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная работа с орфограммами по алгоритму.

12.11

39

Соединительные гласные о и е в сложных словах.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: составление памятки по теме

15.11

40

Сложносокращённые слова.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: работа с дидактическим материалом.

16.11

41

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: самопроверка и взаимопроверка по материалам учебника.

17.11

42

Обобщающие уроки по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и

реализации коррекционной нормы: фиксирование собственных затруднений в деятельности.

19.11

43

Проверочный диктант по теме «Словобразование и орфография»

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.

22.11

44

Работа над ошибками.

Формирование у учащихся деятельностных  

способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: комплексное повторение,  работа в парах.

23.11

45

Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: комплексный  анализ текста.

24.11

46

Разносклоняемые имена существительные.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: комплексный анализ текста по алгоритму выполнения  задачи.

26.11

47

Буква е в суффиксе  -ен- существительных на       -мя.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: комплексное повторение на основе памяток.

29.11

48

Несклоняемые имена существительные.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: коллективная работа с орфограммами.

30.11

49

Род несклоняемых имён существительных.

01.12

50

Имена существительные общего рода.

03.12

51

Морфологический разбор имени существительного.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания.Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: работа с материалами учебника, парная работа.

06.12

52

Контрольный диктант по теме «Имя существительное» «Поздней осенью…» (101 сл.)

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции

07.12

53

Не с именами существительными.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: работа с  орфограммами.

08.12

54

Не с именами существительными.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: работа с  орфограммами.

10.12

55

Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

Формирование у учащихся умений построения  и реализации новых знаний: коллективная работа по алгоритму.

13.12

56

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: работа с  орфограммами.

14.12

57

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: работа с  орфограммами.

15.12

58

Повторение по теме

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и  реализации коррекционной нормы: фиксирование собственных затруднений в деятельности.

17.12

59

Административный контрольный диктант

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции

20.12

60

Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа: анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте по алгоритму работы над ошибками.Формирование у учащихся деятельностных  

способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: коллективная и самостоятельная работа.

21.12

61

Р/Р Описание природы.

Формирование у учащихся деятельностных    способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: написание сочинения по алгоритму.

22.12

62

Степени сравнения имён прилагательных.

Формирование у учащихся деятельностных  

способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: работа с дидактическим  материалом.

24.12

63

Степени сравнения имён прилагательных.

10.01

64

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: работа с дидактическим  материалом.

11.01

65

Относительные прилагательные.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: работа с дидактическим  материалом.

12.01

66

Притяжательные прилагательные.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: работа с дидактическим  материалом.

14.01

67

Морфологический разбор имени прилагательного.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы:

17.01

68

Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное» «Пятые сутки геолог пробирался…» (115 сл.)

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции

18.01

69

Не с прилагательными.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и

 реализации коррекционной нормы: работа с

орфограммами

19.01

70

Не с прилагательными.

21.01

71

Буквы о и е после шипящих в суффиксах прилагательных.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и

 реализации коррекционной нормы: работа с  орфограммами

24.01

72-73

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и

 реализации коррекционной нормы: работа с  орфограммами

25.01

74

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: работа с тестами, фронтальная работа по учебнику.

26.01

75

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: работа с  орфограммами

28.01

76

Повторение. Контрольный словарный диктант.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и  реализации коррекционной нормы: фиксирование собственных затруднений в деятельности.

31.01

77

Контрольный диктант по теме  «Правописание имён прилагательных». «Необычный стрелок»   По Г.Угарову (118 сл.)

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции

01.02

78

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: работа с учебником, парная работа.

02.02

79

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: работа с дидактическим материалом, объяснительный диктант с последующей взаимопроверкой.

04.02

80

Порядковые числительные.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания:

07.02

81

Разряды количественных числительных.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: самостоятельная работа, лингвистическое конструирование.

08.02

82

Числительные, обозначающие целые числа.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: самостоятельная работа, лингвистическое конструирование.

09.02

83

Дробные числительные.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная  работа по учебнику, самостоятельная работа

 

11.02

84

Собирательные числительные.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: коллективная  работа по учебнику, самостоятельная работа

14.02

85

Морфологический разбор имени числительного.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: морфологический разбор.

15.02

86

Р.р. Изложение с элементами сочинения.«Барсучий нос» По рассказу К.Г.Паустовского.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: написание  изложения по алгоритму выполнения задачи.

16.02

87

Местоимение как часть речи.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: составление лингвистического рассказа, загадки, сказки.

18.02

21.02

88-89

Личные местоимения.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: фронтальная работа.

22.02

90

Возвратное местоимение себя.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: работа с дидактическим  материалом.

23.02

91

Р/Р Рассказ по рисункам

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции: выполнение  творческой работы по алгоритму.

25.02

92

Вопросительные местоимения.

Относительные местоимения

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: работа с дидактическим  материалом.

28.02

01.03

93-94

Неопределенные местоимения.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: работа с дидактическим  материалом.

02.03

04.03

95-96

Отрицательные местоимения.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: работа в парах,  работа с таблицей по алгоритму.

07.03

97

Притяжательные местоимения.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: работа с дидактическим  материалом.

08.03

98

Р/Р Рассуждение. Сочинение-рассуждение.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: аналитическая работа по алгоритму конструирования рассуждения

09.03

99

Указательные местоимения.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: работа с дидактическим  материалом.

11.03

100

Определительные местоимения.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: работа с дидактическим  материалом.

14.03

101

Морфологический разбор местоимения.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: морфологический разбор.

15.03

102

Р.Р. Сочинение по картине Е. В. Сыромятникова «Первые зрители»

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: аналитическая работа по алгоритму конструирования сочинения по картине

16.03

103

Контрольный диктант по теме «Местоимение». «История Каштанки» По В.Дурову (119 сл.)

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции

18.03

104

Работа над ошибками.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: комплексное повторение,  работа в парах.

29.03

105

Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и  реализации коррекционной нормы: фиксирование собственных затруднений в деятельности

30.03

106

Разноспрягаемые глаголы.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: работа с дидактическим  материалом.

01.04

107

Глаголы переходные и непереходные

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: работа с дидактическим  материалом.

04.04

108

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: работа с дидактическим  материалом.

05.04

109

Р/Р Изложение. Упр.542

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма написания изложения: работа в парах, индивидуальная работа с дидактическим материалом и учебником, проектирование домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

06.04

110-

111

Условное наклонение.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: работа с дидактическим  материалом.

08.04

112

Повелительное наклонение.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: работа с дидактическим  материалом.

11.04

113

Р/Р Сочинение «Если б я был учителем»

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: аналитическая работа по алгоритму конструирования текста

12.04

114

Употребление наклонений.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: работа с дидактическим  материалом.

13.04

115

Безличные глаголы.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: работа с дидактическим  материалом.

15.04

116

Морфологический разбор глагола.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: морфологический разбор.

18.04

117

Р/Р Рассказ на основе услышанного.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: аналитическая работа по алгоритму конструирования текста

19.04

118

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: работа с орфограммами по алгоритму лингвистического портфолио.

20.04

119

Обобщающие уроки по теме «Глагол»

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: фиксирование собственных затруднений в деятельности

22.04

120

Итоговый тест по теме «Глагол».

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции

25.04

121

Контрольный диктант по теме «Глагол». «Ноябрь - предзимний месяц» По А.Стрижову (109 сл.)

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции

26.04

122

Работа над ошибками.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: комплексное повторение,  работа в парах.

27.04

29.04

123-124

Разделы науки о языке.  Орфография. Орфографический разбор.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: фиксирование собственных затруднений в деятельности

02.05

03.05

125-126

Пунктуация.  Пунктуация разбор.

04.05

127

Р/Р  Сочинение по упр.610

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: аналитическая работа по картине.

06.05

128

Итоговый контрольный диктант.

«Лес» По И.С.Тургеневу(125 сл)

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции

09.05

10.05

129-130

Лексика и фразеология.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: фиксирование собственных затруднений в деятельности

11.05

131

Словообразование. Морфемный и словообразовательный анализ.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: морфемный и словообразовательный анализ.

13.05

132

Морфология.  Морфологический разбор слова.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: морфологический разбор слова.

16.05

133

Синтаксис.  Синтаксический разбор.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: синтаксический разбор

17.05

134

Промежуточная аттестация

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции

18.05

135

Работа над ошибками.

Формирование у учащихся деятельностных   способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания: комплексное повторение,  работа в парах.

20.05

136

Повторение.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: фиксирование собственных затруднений в деятельности.

23.05

137

Повторение.

24.05

138

Повторение.

25.05

139

Повторение.

27.05

140

Повторение.

Используемый учебно-методический комплекс

   Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

А.В. Русский язык: Справочные материалы (Под ред. Н.М. Шанского) М., 1993

Средства обучения

1. Печатные пособия (таблицы, схемы, репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала)

2. Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки, игровые программы)

3. Экранно-звуковые пособия (слайды, диафильмы, видеофильмы)

Контрольно-измерительные материалы

Входной контрольный диктант

                                                                                               

                                                                                                        Белый домик    

Мы жили на берегу моря, и у моего папы была хорошая лодка. Я отлично умел на ней ходить на вёслах и под парусами, но папа меня одного в море не отпускал. Мне было двенадцать лет.

Вот раз мы с сестрой Ниной узнали, что отец на два дня уезжает из дома. Мы задумали уйти на лодке на ту сторону залива, на которой стоял белый домик с красной крышей. Мы там никогда не были и думали, что там очень хорошо.                                            

 

Задания.

2) Выполните фонетический разбор   слов: домик, лодка.

Сжатое изложение

СОБИРАТЕЛЬ РУССКИХ СЛОВ

     Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Он получил образование морского офицера, затем — врача, был известен и как автор множества сказок, рассказов, очерков. Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. Но делом всей его жизни стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию.

     Владимир Иванович поставил перед собой цель собрать и записать все русские слова. В военном походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. Он любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.

     Работу по собиранию и записи слов он начал еще юношей и продолжал до самой смерти. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь четыре новых слова, которые услышал от прислуги.

     Делом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка». В него Даль включил более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, которые приводятся в качестве иллюстраций для пояснения значений слов.

     Более сорока лет без помощников, в одиночку* собирал, составлял Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюбленного в русский язык.

Контрольная работа по теме «Лексикология»

I. Используя школьный толковый словарь, дайте толкование слов:

I   вариант              II   вариант

аккорд                            гаммы

П. Выпишите из словаря по одному слову:

I   вариант                  II   вариант

заимствованное               диалектное

устаревшее                      профессиональное

III. Определите слово по его лексическому значению. Цвет фиалки и сирени — (лиловый)

Заранее намеченный путь следования — (маршрут)

Мысленно представить себе что-нибудь — (вообразить)

Очень большой — (огромный, гигантский)

Желтый с красноватым оттенком — (оранжевый)

 Знаки для обозначения звуков — (буквы)

 Слова,   употребляемые   жителями   одной   местности,— (диалектные)

Часть слова без окончания — (основа слова)

IV. Замените фразеологизмы синонимами.

I    вариант                                      II    вариант

задрать нос, спустя рукава        водить за нос,    засучив рукава

С одним из них придумайте предложение, запишите его.

 V. Перепишите, заменив отдельные слова фразеологическими оборотами.

Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шел домой. Надо было усердно приниматься за работу.

VI. Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

I    вариант

Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте. (К. Паустовский.)

II   вариант

В саду горит костер рябины красной. (С. Е сен и н.) Ходят волны по реке, желтые, свинцовые.

VII. Выпишите синонимы из предложений.

I    вариант                                      II    вариант

Когда мальчик слушал его пение,    Кругом, покорив всё своей

полное беспредельной тоски,           темнотой, наполнив покоем

чувство бесконечной жалости           и тишиной, царила ночь, охватывало его маленькое сердце.

VIII.  Составьте два предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, в другом — в переносном.

I    вариант                                      II    вариант 

язык                                                 хрустальный

Выборочное изложение

А. Пушкин «Станционный смотритель»

     «Я занялся рассмотрением картинок, украшавших «смиренную, но опрятную обитель» Самсона Вырина. Они изображали историю блудного сына. В первой почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека; он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и женщинами. Далее промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу: добрый старик в том же колпаке и шлафроке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленях... Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Все это доныне сохранилось в моей памяти, так же как и горшки с бальзамином, и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня окружавшие. Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах...

     Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня... в те самые места... Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и все вокруг показывало ветхость и небрежение»

Контрольный диктант по теме «Словообразование»

Ночлег в лесу

Ребята расположились на опушке леса. Одни побежали собирать хворост, другие рубили ветви для шалаша. Остальные разбирали вещи, вынимали съестное, котелки, кружки, ложки.  

Между тем заря угасла. Смеркалось. Вот из лесу раздаются веселые голоса. В ответ послышались радостные крики ожидающих. Большие вязанки хвороста сгружаются на полянке.

Сколько охотников разводить костер! Ребята с увлечением раздувают первые искры огоньков. Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается. Весело забулькала в котелке вода.

Вскоре все отужинали и стали готовиться ко сну. Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить. А подниматься нужно с рассветом! Раздается команда: "Всем спать!" Лагерь быстро затихает.

(102 слова)

(По А.Зуеву.)

Задания.

1) Выполните синтаксический разбор предложений:

1 вариант – Дым от костра расстилается густой завесой, и скоро он разгорается.

2 вариант -  Но не забывают они потолкаться, побороться, поспорить.

2) В любом сложном предложении обозначьте грамматические основы.

3) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

1 вариант – побежали, съестное;

2 вариант –  отужинали, рассвет.

4) Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем предложении.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Русская зима

      Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрый бельчонок.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

(112 слов)

      (По И. Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – непогоду, на сучок;

2 вариант – жизнью, на ветках.

2) Произведите морфемный анализ слов:

      1 вариант – речонка;

      2 вариант – бельчонок.

3) Произведите синтаксический разбор 3 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложений.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. Покрытая росой трава касается наших ног. Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.
      Речка неширокая, но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.

Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

Солнце начинает припекать, но оно не обжигает уже успевшие загореть за лето лицо и плечи. Все вокруг преображается под его лучами. Ярко заблестела река. Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.

(119 слов)

(По И.Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – ранним (утром), (на) песчаном (берегу);

2 вариант – рыбачьей (лодки), легкий (ветерок).

3) Произведите морфемный анализ слов:

      1 вариант – преспокойно;

      2 вариант – серебряные.

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

      Глубина озера Байкал – 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна – Ангара.

Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.

Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.

Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.

Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем.

(113 слов)

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Произведите морфологический анализ слов:

1 вариант – одна тысяча шестьсот сорок;

2 вариант – пятая часть.

3) Произведите морфемный анализ слов:

      1 вариант – преспокойно;

      2 вариант – безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор последнего предложения.

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

      Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.

(118 слов)

(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Выпишите местоимения, определите их разряд.

 3) Произведите морфемный анализ слов:

      1 вариант – преспокойно;

      2 вариант – безветренный.

4) Произведите синтаксический разбор 2 (1 вариант) и 5 (2 вариант)  предложения последнего абзаца.

Диктант по теме «Глагол»

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.

Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.

Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.

(108 слов)

(По И. Соколову-Микитову.)

Задания.

1) Озаглавьте текст.

2) Графически объясните написания -тся (-ться) в глагол, которые встречаются в данном тексте..

 3) Произведите морфологический анализ слов:

      1 вариант – услышите;

      2 вариант – доносились.

4) Составьте схему  1 предложения последнего абзаца.

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох – со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь – косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег.
      Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится.

(110 слов)

По Л. Толстому)

 

 Задания.

1) Озаглавьте текст.

2)  Произведите морфологический анализ слов:

      1 вариант – поймали бы, светлеет;

      2 вариант – ходил бы, боится.

4) Составьте схему 3 предложения первого абзаца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...