Факультативный курс "Путешествие в страну Лингвистика".
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Рабочая программа факультативного курса для учеников 6 класса "Путешествие в страну Лингвистика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativnyy_kurs_puteshestvie_v_stranu_lingvistika.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ярцевская
средняя школа №10
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ________/_Арсентьева И.И./ Протокол №_____ от «____»_________20___г. | «Согласовано» от «____»_________20___г. | «Утверждено» Приказом №_____ от «____»_________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
«Путешествие в страну Лингвистика»
6 класс
Арсентьева И.И., высшая категория
2015/2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Класс 6-А
Количество часов
Всего 34, в неделю 1
Рабочая программа полностью соответствует возрастным и психологическим особенностям ребенка
и составлена на основе программы учителя русского языка и литературы МБОУ СШ №10 Арсентьевой И.И.
Данный факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 6 класса.
Общая характеристика курса.
Русский язык - сложный учебный предмет, но в то же время и социально значимый: он является и средством общения, и инструментом познания, и основой нашей культуры. Без хорошего знания языка невозможно добиться успехов в учебе, в профессиональной деятельности. Тем не менее, до сих пор одним из "больных мест" нашего общества остается недостаточная грамотность. В школьных программах по русскому языку придается большое значение лексической работе, которая, в основном, направлена на практические упражнения в связи с изучением ряда правил, а не обобщением теоретических основ.
Сегодня формируется новая идея, предусматривающая учёт в преподавании многофункциональности самого языка.
Успешность обучения во многом зависит от интереса к изучаемому предмету. К сожалению, нечасто можно встретить учеников, которые называют любимым предметом русский язык. Главной задачей школы считается научить грамотно писать. Между тем в языке есть чудесные превращения слов, красивая логика, даль истории и разнообразие стран и народов, но на уроках обо всем этом не говорится.
Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию, обучению и развитию учащихся средствами русского языка. На всех этапах обучения предусмотрены разнообразные знания, которые связаны с учебной программой. Занятия строятся на игровых методах работы. Игровая методика помогает вовлечь учащихся в творческий процесс, активизирует познавательную активность, способствует общей заинтересованности учащихся предметом.
На каждом занятии данного факультативного курса мною используются мультимедийные презентации, забавные стихи, загадки, кроссворды, игры, пословицы и др., которые способствуют повышению активности и работоспособности учащихся на уроках, влияют на качество успеваемости, развивают логическое и абстрактное мышление.
Не стоит забывать и о том, что богатый словарный запас, высокий уровень речевой компетенции в родном языке является предпосылкой для успешного овладения разными видами компетенций в иностранном языке.
В этой связи, данный факультативный курс способствует взаимообогащению родного и иностранных языков (в частности немецкого и английского), совершенствованию языкового мышления, речевой культуры.
Во время проведения занятий решается проблема дифференциации обучения, расширяются рамки учебной программы.
В доступной и увлекательной форме ученики знакомятся с удивительным миром слов и их значений, происхождением и историей фразеологизмов, законами образования и изменения слов русского языка.
Цель программы "Путешествие в страну лингвистика" - сделать обучение русскому языку увлекательным и приносящим радость, а, следовательно, эффективным; помочь ученикам познать сложное устройство русского языка, постичь его многочисленные тайны и секреты, превращая серьезную учебу в интересное путешествие в сказочную страну Занимательную Лингвистику.
Главная задача данного курса - формировать интерес к изучению русского языка, коммуникативные способности учащихся; развивать мышление, речь, память, воображение; воспитывать чувство патриотизма.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу обучения учащиеся должны знать:
основные лингвистические термины и понятия;
основные разделы языкознания (лексикология, фонетика, морфология, синтаксис, пунктуация, словообразование, орфография, фразеология);
орфограмма и условия их выбора;
словосочетания и предложения;
- звуки и буквы, ударение, слог, слово;
- лексическое значение слова
-основные правила орфоэпии;
-происхождение некоторых слов и выражений;
-иметь представление о русском языке как системе;
уметь:
-правильно употреблять слова в речи;
-различать слова-паронимы, антонимы, синонимы, архаизмы, неологизмы и т.д;
-составлять предложения разных видов;
разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их, пользоваться различными словарями;
писать статьи, заметки в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
брать интервью;
определять тему и основную мысль текста;
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения (в соответствии с изученным языковым материалом).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | Звук и буква. Можно ли писать без букв? | 1 | |||
2 | Отличие звука от буквы. Позиционные изменения. | 1 | |||
3 | Можно ли писать без букв? | ||||
4 | Значение букв в русском языке. | ||||
5 | Загадочный папирус. | 1 | |||
6 | Древние алфавиты. | 1 | |||
7 | Словесные раскопки. | 1 | |||
8 | Буквы понятные, потерянные, редкие. Согласные -двойняшки. Удвоенные согласные. | 1 | |||
9 | Невидимки в тумане. Непроизносимые согласные. | 1 | |||
10 | В гости к буквам - молчунам. Употребление Ъ и Ь. | ||||
11 | Культура речи. Орфоэпия. Орфоэпический словарь. | 1 | |||
12 | Наш друг ударение. Как звучат слова? | 1 | |||
13 | Слово или не слово. Знакомство с толковым словарем. Многозначные слова. Толковый словарь. | 1 | |||
14 | Бывают ли у слов родственники? Этимология. | 1 | |||
15 | Происхождение слов. Знакомство с этимологическим словарем. Биографию имеют не только люди, но и слова.
| 1 | |||
16 | Что означают наши имена? Происхождение и значение имен. Древнерусские имена. Фамилия. Отчество. | 1 | |||
17 | Можно ли сломать язык? Чудесные превращения слов. | 1 | |||
18 | Шарады, метаграммы, логогрифы, перевертыши. | 1 | |||
19 | Сказал то же, да не одно и то же. Путешествие в страну Невыученных уроков. | 1 | |||
20 | "Казнить нельзя - помиловать". Синтаксис. Пунктуация. Знаки препинания. | 1 | |||
21 | Тезки наоборот. | 1 | |||
22 | Слова-близнецы. Омонимы. Знакомство со словарем омонимов. | 1 | |||
23 | Слова - враги. Антонимы. Словарь антонимов. | ||||
24 | Слова-друзья. Синонимы. Словарь синонимов. Употребление синонимов в речи. | 1 | |||
25 | Почему мы так говорим? | 1 | |||
26 | Крылатые слова. | 1 | |||
27 | Красна речь пословицей. Пословицы и поговорки. Их толкование. | 1 | |||
28 | Путешествие по Фразеологии. Фразеологический оборот. Фразеологический словарь. | 1 | |||
29 | В руках умелых слово творит чудеса. | 1 | |||
30 | Кроссворды по русскому языку. Лексика. | 1 | |||
31 | Прочь с дороги. | 1 | |||
32 | Конкурс «Кто впереди?» | 1 | |||
33 | Обобщение пройденного материала. | 1 | |||
34 | Турнир знатоков русского языка. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие в страну Лингвистику»
Данное внеклассное мероприятие по русскому языку может быть проведено в 5-6 классах....
Лингвистическая игра-путешествие по стране Лингвистика
Данный материал представляет собой разработку лингвистической игры "Увлекательное путешествие в страну Лингвистика", которую можно проводить в рамках предметной недели по руссколму языку. Участвовать ...
Факультативный курс по русскому языку «Путешествие в страну Лингвистика» для учащихся 5 – 6 классов
Факультативный курс рассчитан на 17 часов, которые равномерно распределяются в течение всего учебного года. Занятия включают историю письма, топонимику, этимологию некоторых слов и такие вопросы лекси...
Урок-путешествие в страну Лингвистика.
Повторение изученного по разделам русского языка....
Урок-игра « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок – закрепление, обобщение и систематизация знаний.)
Цели урока:1.Закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся, полученные в 5 классе.2.Развивать логическое и образное мышление учащихся, исследовательские и творческие навыки, форми...
Внеклассное мероприятие по эвенкийскому языку в 8 классе «Путешествуем по стране ЛИНГВИСТИКА»
Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели по эвенкийскому языку. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю зн...
Урок-игра в 5 классе « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок –закрепление, обобщение и систематизация знаний.)
Материал разработан на основе деятельностного подхода к обучению...