«Путешествие в страну Лингвистику»
методическая разработка (русский язык, 5 класс) на тему
Данное внеклассное мероприятие по русскому языку может быть проведено в 5-6 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnekl.meropriyatie.docx | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Путешествие в страну Лингвистику» для учащихся 5-6 классов.
Оборудование:
- Карта путешествия
- Картинка с изображением поезда
- Конверты с заданиями.
- Ребята, сегодня мы совершим увлекательное и познавательное путешествие с страну под названием Лингвистика. Путешествие наше будет необычное. Мы отправимся с вами на поезде, который будет останавливаться на следующих станциях: Фонетика, Грамматика, Словообразование, Орфоэпия, Морфология и Этимология.
Но для начала путешествия необходимо, чтобы наш поезд начал свое движение со станции Разминка. Вам необходимо ответить на следующие шуточные вопросы:
1. Где вода стоит столбом?
2. Когда руки бывают местоимением?
3. По чему часто ходят и никогда не ездят?
4. Что случается с вороной через 4 года?
5. Где бывают реки без воды, города без людей?
6. Без чего нельзя испечь хлеб?
7. Сын моего отца, а мне не брат, кто это?
- Наш поезд отправился в путь и уже приблизился к станции Фонетика. Давайте посмотрим, какие вопросы ждут нас на этой станции.
Я в сказке Пушкина герой,
Но если Л на Н мне сменить,
Сибирской стану я рекой.(Елисей - Енисей)
Со звоном на конце он значит
Примерно то же, что «не стар».
С глухим – по наковальне скачет,
Звенит в ушах его удар.(Молод - молот)
- На вопросы мы ответили. А теперь поиграем. Первая игра называется " Кто больше?"
Правило такое : К слову «кочка» подберите слова, которые начинались бы с других согласных звуков, а все остальные были бы прежними.Та команда, которая назовет больше слов, победит.
- Молодцы, ребята. С данным заданием вы справились. Вторая игра называется "Кто быстрее скажет?"
Жук жужжит под абажуром.
Дали Клаше каши с простоквашей.
- Ребята, наш поезд прибывает к станции Грамматика. Чтобы мы могли двигаться вперед, нам нужно ответить на следующие вопросы:
1. Какой город может парить в воздухе?(Орел)
2. Какой город самый сердитый? (Грозный)
3. Какая игла не тонет в море? (Рыба-игла)
4. Какая птица, потеряв одну букву, станет самой большой в Европе рекой? (Иволга-Волга)
5. Название какого города состоит из птицы и животного? (Воронеж)
6. Между какими двумя одинаковыми буквами нужно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название государства? (Япония)
- Мы прибываем к станции Словообразование. Сейчас командам надо получить 2 конверта и письменно выполнить задания, находящиеся в них.
Задание 1: Используя данные приставки, образуйте новые слова.
От, на, об, бес, рас, за, раз, без, у, под, по, с
Порядок, цвет, сказ, чет.
Задание 2:От данных слов, используя разные суффиксы, образуйте слова, обозначающие:
профессию людей – учить, строить, грузить, переплетать, водить, баян, гитара, пианино, камень;
название жителей- Москва, Климово, Клинцы, Брянск.(Учитель,строитель, грузчик, переплетчик, водитель, баянист, гитарист, пианист, каменщик; москвич, климовчанин, клинчанин, брянец).
- Ребята, на станции Орфоэпия находятся очень сложные задания. Выберите от каждой команды 2 человека, которые выполнят эти задания.
Задание 1. Произнесите правильно.
Планер, портфель, средства, километр, шофер, документ, алфавит, досуг, магазин, щавель, процент, крапива, фамилия, фарфор, стаканы.
Задание 2. Поставьте имена существительные в Р.п. Мн.ч.
Яблоко, слива, вишня, груша, апельсин, мандарин, банан.(Яблок, слив, вишен, груш, апельсинов, мандаринов, бананов).
- Пока ребята выполняют эти задания, мы с вами отгадаем загадки.
Это зелье ты не тронь:
Жжется больно, как огонь. (Крапива)
Стелют на матрас меня.
Называюсь ….(Простыня)
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный …(Каталог)
- Наш поезд прибыл на станцию Морфология. Сейчас командам путешественников надо выполнить следующие задания:
1. Изменить число имен существительных
Тропа –
Гора –
Трава –
Стена -
Поля –
Холмы –
Голова –
Цена -
2. Образовать форму множественного числа от слов
Кот –
Плот –
Цыпленок –
Дуга –
Беда –
Мука –
Слива –
Диво -
Пень –
Лень –
Грот –
Козленок –
Река –
Рука –
Еда –
День -
- Ребята, наше путешествие подходит к концу. Наш поезд прибыл на последнюю станцию Этимология. Чтобы все пассажиры покинули вагоны, необходимо выполнить задания:
Найди похожие слова в предложении.
Вратарь замер в воротах, готовясь отбить мяч.( Вратарь и ворота)
Откуда пришли такие выражения, как телячий восторг, проглотить пилюлю, играть роль, привести к одному знаменателю, тяжелая артиллерия, по щучьему велению, а воз и ныне там.
Продолжите фразеологизмы: дрожит…, надулся …, кататься …., путеводная …, вариться …, втирать…, кривить …, первая …, стреляный …, мокрая …, умирающий …, белая …, кануть…, скрепя …, до мозга…, ни к селу .., закадычный …, угрызения….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистическая игра-путешествие по стране Лингвистика
Данный материал представляет собой разработку лингвистической игры "Увлекательное путешествие в страну Лингвистика", которую можно проводить в рамках предметной недели по руссколму языку. Участвовать ...
Факультативный курс по русскому языку «Путешествие в страну Лингвистика» для учащихся 5 – 6 классов
Факультативный курс рассчитан на 17 часов, которые равномерно распределяются в течение всего учебного года. Занятия включают историю письма, топонимику, этимологию некоторых слов и такие вопросы лекси...
Урок-путешествие в страну Лингвистика.
Повторение изученного по разделам русского языка....
Внеклассное мероприятие по эвенкийскому языку в 8 классе «Путешествуем по стране ЛИНГВИСТИКА»
Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели по эвенкийскому языку. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю зн...
Урок-путешествие "В стране Лингвистика"
Обобщающий урок по теме "Лингвистика" в 5 классе...
Факультативный курс "Путешествие в страну Лингвистика".
Рабочая программа факультативного курса для учеников 6 класса "Путешествие в страну Лингвистика"....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну Лингвистику"
Внеклассное мероприятие по русскому языку"Путешествие в страну Лингвистику"проводится в форме игры по станциям. Команды «путешествуют» по станциям в соответствии со своим Маршрутным листом. Учащиеся в...