«Путешествие в страну Лингвистику»
методическая разработка (русский язык, 5 класс) на тему

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку может быть проведено в 5-6 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl.meropriyatie.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Путешествие в страну Лингвистику» для учащихся 5-6 классов.

Оборудование:

  1. Карта путешествия
  2. Картинка с изображением поезда
  3. Конверты с заданиями.

- Ребята, сегодня мы совершим увлекательное и познавательное путешествие с страну под названием Лингвистика. Путешествие наше будет необычное. Мы отправимся с вами на поезде, который будет останавливаться на следующих станциях: Фонетика, Грамматика, Словообразование, Орфоэпия, Морфология и Этимология.

Но для начала путешествия необходимо, чтобы наш поезд начал свое движение со станции Разминка. Вам необходимо ответить на следующие шуточные вопросы:

1. Где вода стоит столбом?

2. Когда руки бывают местоимением?

3. По чему часто ходят и никогда не ездят?

4. Что случается с вороной через 4 года?

5. Где бывают реки без воды, города без людей?

6. Без чего нельзя испечь хлеб?

7. Сын моего отца, а мне не брат, кто это?

- Наш поезд отправился в путь и уже приблизился к станции Фонетика. Давайте посмотрим, какие вопросы ждут нас на этой станции.

Я в сказке Пушкина герой,

Но если Л на Н мне сменить,

Сибирской стану я рекой.(Елисей - Енисей)

Со звоном на конце он значит

Примерно то же, что «не стар».

С глухим – по наковальне скачет,

Звенит в ушах его удар.(Молод - молот)

- На вопросы мы ответили. А теперь поиграем. Первая игра называется " Кто больше?"

Правило такое : К слову «кочка» подберите слова, которые начинались бы с других согласных звуков, а все остальные были бы прежними.Та команда, которая назовет больше слов, победит.

- Молодцы, ребята. С данным заданием вы справились. Вторая игра называется "Кто быстрее скажет?"

Жук жужжит под абажуром.

Дали Клаше каши с простоквашей.

- Ребята, наш поезд прибывает к станции Грамматика. Чтобы мы могли двигаться вперед,  нам нужно ответить на следующие вопросы:

1. Какой город может парить в воздухе?(Орел)

2. Какой город самый сердитый? (Грозный)

3. Какая игла не тонет в море? (Рыба-игла)

4. Какая птица, потеряв одну букву, станет самой большой в Европе рекой? (Иволга-Волга)

5. Название какого города состоит из птицы и животного? (Воронеж)

6. Между какими двумя одинаковыми буквами нужно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название государства? (Япония)

- Мы прибываем к станции Словообразование. Сейчас командам надо получить 2 конверта и письменно выполнить задания, находящиеся в них.

Задание 1: Используя данные приставки, образуйте новые слова.

От, на, об, бес, рас, за, раз, без, у, под, по, с

Порядок, цвет, сказ, чет.

Задание 2:От данных слов, используя разные суффиксы, образуйте слова, обозначающие:

  профессию людей – учить, строить, грузить, переплетать, водить, баян, гитара, пианино, камень;

  название жителей- Москва, Климово, Клинцы, Брянск.(Учитель,строитель, грузчик, переплетчик, водитель, баянист, гитарист, пианист, каменщик; москвич, климовчанин, клинчанин, брянец).

- Ребята, на станции Орфоэпия находятся очень сложные задания. Выберите от каждой команды 2 человека, которые выполнят эти задания.

Задание 1. Произнесите правильно.

Планер, портфель, средства, километр, шофер, документ, алфавит, досуг, магазин, щавель, процент, крапива, фамилия, фарфор, стаканы.

Задание 2. Поставьте имена существительные в Р.п. Мн.ч.

Яблоко, слива, вишня, груша, апельсин, мандарин, банан.(Яблок, слив, вишен, груш, апельсинов, мандаринов, бананов).

- Пока ребята выполняют эти задания, мы с вами отгадаем загадки.

Это зелье ты не тронь:

Жжется больно, как огонь. (Крапива)

Стелют на матрас меня.

Называюсь ….(Простыня)

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный …(Каталог)

- Наш поезд прибыл на станцию Морфология. Сейчас командам путешественников надо выполнить следующие задания:

1. Изменить число имен существительных

Тропа –         

Гора –

Трава –

Стена -

Поля –

Холмы –

Голова –

Цена -  

2. Образовать форму множественного числа от слов

Кот –

Плот –

Цыпленок –

Дуга –

Беда –

Мука –

Слива – 

Диво -

Пень –

Лень –

Грот –

Козленок –

Река –

Рука –

Еда –

День -  

- Ребята, наше путешествие подходит к концу. Наш поезд прибыл на последнюю станцию Этимология. Чтобы все пассажиры покинули вагоны, необходимо выполнить задания:

  Найди похожие слова в предложении.

Вратарь замер в воротах, готовясь отбить мяч.( Вратарь и ворота) 

Откуда пришли такие выражения, как телячий восторг, проглотить пилюлю, играть роль, привести к одному знаменателю, тяжелая артиллерия, по щучьему велению, а воз и ныне там. 

Продолжите фразеологизмы: дрожит…, надулся …, кататься …., путеводная …, вариться …, втирать…, кривить …, первая …, стреляный …, мокрая …, умирающий …, белая …, кануть…, скрепя …, до мозга…, ни к селу .., закадычный …, угрызения….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистическая игра-путешествие по стране Лингвистика

Данный материал представляет собой разработку лингвистической игры "Увлекательное путешествие в страну Лингвистика", которую можно проводить в рамках предметной недели по руссколму языку. Участвовать ...

Факультативный курс по русскому языку «Путешествие в страну Лингвистика» для учащихся 5 – 6 классов

Факультативный курс рассчитан на 17 часов, которые равномерно распределяются в течение всего учебного года. Занятия включают историю письма, топонимику, этимологию некоторых слов и такие вопросы лекси...

Урок-путешествие в страну Лингвистика.

Повторение изученного по разделам русского языка....

Внеклассное мероприятие по эвенкийскому языку в 8 классе «Путешествуем по стране ЛИНГВИСТИКА»

Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели по эвенкийскому языку. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю зн...

Урок-путешествие "В стране Лингвистика"

Обобщающий урок по теме "Лингвистика" в 5 классе...

Факультативный курс "Путешествие в страну Лингвистика".

Рабочая программа факультативного курса для учеников 6 класса "Путешествие в страну Лингвистика"....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну Лингвистику"

Внеклассное мероприятие по русскому языку"Путешествие в страну Лингвистику"проводится в форме игры по станциям. Команды «путешествуют» по станциям в соответствии со своим Маршрутным листом. Учащиеся в...