Подготовка к ОГЭ. Тема: «Русские народные традиции».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Обобщение и закрепление знаний по орфографии пунктуации в сложном предложении, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий ОГЭ через обсуждение русских народных традиций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Двурекова Елена Сергеевна.

Урок русского языка. 9 класс.

Подготовка к ОГЭ. Тема: «Русские народные традиции».

Цель: обобщить и закрепить знания по орфографии, пунктуации в сложном предложении, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий ОГЭ через обсуждение русских народных традиций.

Задачи:

Учебные:

  • закрепить применение правил по пунктуации в осложненном и сложном предложениях, синтаксисе;
  • формировать навыки умения  находить в тексте главную мысль, лексические средства выразительности, орфографические и пунктуационные правила, определять их роль в тексте

Воспитательные:

  • формировать готовность к духовному, интеллектуальному саморазвитию;
  • приобщать к общечеловеческим культурным ценностям;
  • учить чтить и уважать традиции русского народа;
  • воспитывать любовь к Родине, народной культуре.        

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки через обращение к тексту художественного произведения;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно излагать мысли;

Тип урока – комбинированный.

Оборудование: раздаточный материал (карточки), иллюстрации, текст с тестовыми заданиями (ОГЭ).

Ход урока.

1.Вступление. Учащимся предлагается решить кроссворд, в котором будет зашифровано слово. Данный ответ будет являться разгадкой того, о чем пойдет речь на уроке в ходе подготовки к экзамену.

в

я

т

к

и

2п

р

я

л

к

а

а

п

т

и

4п

у

д

и

е

в

у

р

о

м

е

ц

7п

р

и

м

е

т

а

о

л

я

д

а

Вопросы:

1. Славянский народный праздничный период, насыщенный магическими обрядами, гаданиями.

2. Предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

3. Обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности, сплетённая из древесного лыка, берёсты.

4. Русская мера веса, равная 16, 38 кг

5. Столица былинной Руси.

6. Кому из русских богатырей в бою смерть не писана?

7. Признак, предвещающий какое-либо событие.

8. Один из крупных славянских праздников, атрибутами праздника являлись переодевания, песни, одаривание, молодёжные игры, гадания.

Традиция – в ходе подготовки к экзамену речь пойдет о традициях русского народа.

  1. Беседа на тему: «Традиции русского народа».

Учитель: С начальной школы вы знаете, что для русского человека очень важно его историческое наследие. Русские народные традиции и обычаи веками соблюдаются как среди сельских жителей, так и среди горожан. К ним относятся и христианские, и языческие обряды, пришедшие в современную жизнь с древних веков. Христианство дало народу Пасху и Рождество, язычество сказывается в праздновании россиянами Ивана Купалы и Масленицы. Рождественские колядки и свадебные обычаи также крепко вошли в современную жизнь.

Мы сегодня поговорим о том, как…

Сообщения учащихся с иллюстрациями.

  1. Как здоровались Славяне?

Основным в приветствии у славян всегда было пожелание здоровья, мира и благополучия. Пожелание здоровья - это не только признак хорошего тона, но и дань уважения. Уважаемому в общине человеку полагался низкий поклон до земли. Незнакомца приветствовали, прикладывая руку к сердцу, а потом опуская ее вниз. Этот жест обозначал сердечное расположение, радость от встречи. Рядовая встреча могла сопровождаться обычным кивком. Ритуал рукопожатия в древности выражал не столько смысл приветствия, сколько представлял проверку на наличие оружия в рукаве одежды незнакомца. Поэтому, при встрече сжимали не кисти, а запястья рук, чтобы убедиться в добрых намерениях. Этот ритуал пожатия запястьями сохранился до сих пор не столько как жест характерного приветствия славян, пронесенный через века, а носит эзотерический смысл. Считается, что при соприкосновении запястьями передается не только пульс, но и биоритм другого человека.

  1. Как одевались Славяне?

Основной элемент костюма – рубаха из льняного полотна. Ворот, рукава и подол рубахи обязательно украшались вышивкой, она несла обереговую функцию, защищая человека от вредоносных сил.

Мужчины носили ременные пояса - главного символа мужского престижа. Традиция ношения штанов была заимствована славянами у представителей древнейших кочевых племен. Славянские штаны были примерно по щиколотку длиной и заправлялись в онучи.

У девушек обязательным элементом является понева – своеобразная распашная юбка, сшитая из полушерстяной ткани, как правило, клетчатого рисунка.

Самой распространенной обувью в славянском костюме являлись лапти. Но существовала и кожаная обувь, подразделявшаяся на поршни (мягкая обувь из одного куска кожи, который стягивался по краям шнурком), башмаки и сапоги.

Основным признаком девичьего головного убора была открытая макушка, головной убор замужней женщины закрывал волосы полностью. Названия головных уборов были «птичьими»: кокошник от слова «кокошь» - петух, кика или кичка – утка, сорока. А украшавшие их нити жемчуга и височные кольца символизировали капли дождя или росы.

  1. Обращение к народным мудростям – приметы и придания.

Многие люди до сих пор обращаются к народным мудростям – как к источнику полезных советов и рекомендаций.

Приметы о погоде способствовали сохранению урожая, выступали признаками того – стоит ли начинать посевную или следует ли ее отложить до лучшей поры (осенью уродилась рябина – к продолжительной и морозной зиме; до самых последних дней лета цветут анютины глазки, клевер – осень будет теплой).

Распространение получили бытовые приметы»(в дорогу с собой следует брать ветку полыни – это обещает удачную; зачесалась нога – к дороге или к радостной вести; двоим людям одного пола нельзя смотреться в зеркало одновременно – полюбят одного человека).

Приметы домового: считалось, если домовой невзлюбит семью – не будет ей и счастья на новом месте (переезжая в новый дом, первой запускали в него кошку –это животное умело находить дружественный контакт с домовыми; влюбленным через порог запрещалось целоваться, так как злые силы могли разрушить их чувства.

3.Работа на карточках.

Вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Определить вид придаточных.

1. Если пойдет дождь то следует ожидать хорошего ур…жая.

2. Пеклось обрядовое печенье в форме птиц (жаворонков) которые своим "кликом" должны были призывать Весну-Красну.

3. Зеленые святки были особенно любимы девушками ведь именно им посвяще(н, нн) а большая часть обрядов и традиций этого праздника.

4. Когда Русь приняла крещение то русалка стала представлят?ся как злая и тоскующая плохо влияющая на человека.

5. Чтобы приснился вещий сон девушка должна была умыт?ся водой

принесе(н,нн) ой из девяти колодцев.

  1. Работа с текстом.

Чтение текста о русской традиционной кухне и гостеприимстве.

(1) Русская кухня является самобытной и своеобразной. (2) Складывалась она на протяжении всей истории Русского государства. (3) Продукты, из которых готовятся кушанья, весьма разнообразны. (4) Традиционный обед в России состоит из трех блюд. (5) Первое – суп из мяса с овощами и крупами (борщ, солянка или щи), второе – рыба или мясо с гарниром (рис, гречневая каша, картофель, макароны, тушеная капуста), третье – напиток: компот, клюквенный морс, кисель или сок. 

(6) В качестве закуски, чаще всего, едят блины с икрой, селедку «под шубой», соленые огурцы, квашеную капусту, маринованные овощи, салат из помидоров и огурцов со сметаной. (7) Также едят пирожки с капустой, мясным фаршем или картофелем. (8) Хлеб всегда стоит во главе стола во время еды.

(9) В старину каждая трапеза имела свой определенный час. (10) Особенно строго соблюдалось время обеда и ужина. (11) Вся семья собиралось за столом, где у всякого было свое место. (12) Во главе стола сидел хозяин дома, он же первым садился за стол, за ним все остальные домочадцы. (13) Перед каждым обедающим клали ложку и хлеб. (14) Жидкие горячие блюда обычно подавали в общей большой миске на всю семью. (15) Хозяин дома следил, чтобы каждый ел, не обгоняя других.

(16) Твердые, вареные, печеные, жареные продукты и кушанья (мясо, рыба) подавались нарезанными кусками на общем большом блюде. (17) Куски брали руками (до появления вилок).

(18) Тарелки заменяли большие ломти хлеба. (19) Гости клали на них, как на тарелку, густую пищу, куски мяса, рыбы. (20) После обеда такие «хлебные тарелки» обычно съедались.

(21) Правила поведения за столом были довольно строгими: нельзя было стучать или скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, громко разговаривать, смеяться. (22) Перед тем, как сесть за стол, каждый должен был перекреститься. (23) Все это лишний раз подтверждает то почтение и даже благоговение, которое русские люди испытывали по отношению к хлебу насущному.

(24) Русских всегда отличало исключительное гостеприимство. (25) Гостя обязательно встречали с поклоном и заботились о нем. (26) Стол в избе накрывали белой скатертью, на которую клали хлеб и соль. (27) Это означало, что в доме всегда рады гостю. (28) Гостя провожали и желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». (29) Пожелание, чтобы дорога была гладкая, как скатерть – лучшее, что мог сделать хозяин отъезжающим из его дома людям. 

Тестовые вопросы по предложенному тексту.

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему правила поведения за столом были очень строгими??

1) У русских людей большое почтение к хлебу насущному.

2) Не разозлить домового.

3) Показать воспитанность.

4) Показать гостям свое гостеприимство.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.

1) Перед тем, как сесть за стол, каждый должен был перекреститься.

2) Хозяин дома следил, чтобы каждый ел, не обгоняя других.

3) Гости клали на них, как на тарелку, густую пищу, куски мяса, рыбы

4) В качестве закуски, чаще всего, едят блины с икрой, селедку «под шубой», соленые огурцы, квашеную капусту, маринованные овощи, салат из помидоров и огурцов со сметаной.

4. Из предложений 9-15 выпишите слово c чередующейся безударной гласной.

5. Из предложений 5-6 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «Если в прилагательном есть суффикс ЕНН (ОНН), то в нём пишется НН».

6. Замените просторечное слово БЛАГОГОВЕНИЕ в предложении 23 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание ХЛЕБНЫЕ ТАРЕЛКИ (предложение 20), построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 14.

9. Среди предложений 14-22 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

В качестве закуски, (1) чаще всего, едят блины с икрой, (2) селедку «под шубой», (3) соленые огурцы, (4) квашеную капусту, (5) маринованные овощи, (6) салат из помидоров и огурцов со сметаной.

Перед тем, (7) как сесть за стол, (8) каждый должен был перекреститься.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между его частями, связанными подчинительной связью.

Продукты, (1) из которых готовятся кушанья, (2) весьма разнообразны.

Также едят пирожки с капустой, (3) мясным фаршем или картофелем.

Вся семья собиралась за столом, (4) где у всякого было свое место.

13. Среди предложений 1-11 найдите бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

  1. Обсуждение творческой работы (сочинения) на тему «Что такое гостеприимство?» с последующим выполнением дома.

Композиция сочинения:

  1. Определение термина «гостеприимство»
  2. Пример из прочитанного текста
  3. Пример из личного опыта
  4. Заключение.

Примечание: гостеприимство (определение из энциклопедии) - вид радушия, хлебосольство хозяев при приеме гостей.

  1. Итоги урока.

Вывод должны сделать дети, учитель обобщает.

Мы должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции и обычаи нашей культуры.

Мы увидели на примере русских национальных обычаев, почитаемых и ныне, что они помогают сплачивать народ в единое целое. Очень важно не утратить духовные ценности русского народа (доброту, религиозность, патриотизм, сплоченность), способствовать их передаче следующим поколениям путём приобщения к богатой русской национальной культуре. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Русские народные традиции и праздники"

Педагогический проект "Народные традиции и праздники на Руси", коллективный, годовой проект.Авторы:Дедюрина А. В. - учитель музыки и руководитель театра "Шутка";Алимова Е. Н. - заместитель директора п...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ

В статье представлен  кузбасский опыт  организации внеурочной воспитательной работы с  подростками на основе  национальных традиций.Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание,...

Русские народные традиции, праздники

Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальная культура, как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь ме...

Доклад "Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе"

Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе...

Русские народные традиции

Знакомство с русскими народными традициями – праздник Пасхи....

Конспект на тему "Русские народные традиции"

Конспект разработан с целью формирования обще-музыкальных и вокальных умений и навыков, развитие чувства ритма и музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к русск...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...