Конспект на тему "Русские народные традиции"
план-конспект по музыке
Конспект разработан с целью формирования обще-музыкальных и вокальных умений и навыков, развитие чувства ритма и музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской музыкальной культуре и традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по музыкальной деятельности | 716.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белочка»
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
воспитанников старшего дошкольного возраста по теме
«Народные традиции. Русская изба.»
|
Музыкальный руководитель:
Фукало А.И.
г. Пыть-Ях
2018 г.
Хронометраж
№п/п | Этапы | Продолжительность |
1. | Огранизационный момент | 2 мин. |
2. | Актуализация | 3 мин. |
3. | Закрепление пройденного материала | 7 мин. |
4. | Динамическая пауза | 2 мин. |
5. | Практическая часть | 9 мин. |
6. | Заключительная часть. Рефлексия. | 2 мин. |
Итого: | 25 мин. |
Тема: « Народные традиции. Русская изба»
Тип: доминантный.
Форма: подгрупповая.
Цель: формирование обще-музыкальных и вокальных умений и навыков, развитие чувства ритма и музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской музыкальной культуре и традициям.
Задачи:
Образовательные:
- формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыки;
- формирование музыкально-ритмических двигательных представлений;
- совершенствование чувства ритма, вокальных навыков: четкая дикция, правильное интонирование отдельных фраз, слаженность пения;
- расширение представлений о русской народной вокальной, танцевальной и игровой культуре и традициях;
- формирование навыков игры на шумовых музыкальных инструментах.
Воспитательные:
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
- привитие навыков правильного восприятия и исполнения музыкальных произведений;
- привитие навыков сценического поведения.
Развивающие:
- развитие музыкально-эстетического вкуса;
- развитие музыкального слуха, чувства ритма, координации слуха и голоса;
- развитие музыкальных способностей детей;
- совершенствование художественно-эстетических познаний в области русской народной культуры и традиций;
- развитие потребности в восприятии русских народных музыкальных жанров.
Виды детской деятельности: музыкальная, игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Формы и методы: беседа, наглядно - слуховой, наглядно - зрительный, репродуктивный.
Развивающая среда: шумовые музыкальные инструменты - ложки, колокольчики, погремушки, бубны, бубенцы, фортепиано, мультимедийное оборудование: музыкальный центр, ноутбук, видео - материал (ИКТ): видео на песню «Русская изба» (демонстрирующее убранство и устройство избы), музыкальные произведения: русская народная песня «Русская изба», русский народный наигрыш, русская народная попевка для вокальных упражнений «Носит Сеня в сени сено», русская народная музыкальная игра «Мак-маковистый».
Материал и оборудование: тематическое оформление зала, расписные стульчики, расписные столики, скамеечки, предметы быта и посуды, расскраски.
Предварительная работа: беседа на тему «Традиции нашего народа. Русская изба»; разучивание вокального упражнения; песни «Русская изба» музыка Евгения Птичкина, слова Михаила Пляцковского; ознакомление с русскими народными танцевальными движениями, музицирование на народных шумовых музыкальных инструментах.
Целевые ориентиры:
- ребенок сможет эмоционально отзываться на произведения профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.);
- ребенок сможет освоить основные обще-музыкальные, певческие, танцевальные, навыки, способы деятельности, познакомиться с русскими народными традициями и культурой; будет проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – пении, выполнении танцевальных движений, игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; выбрать себе род занятий, участников по совместной деятельности и использовать полученные знания в повседневной жизни.
Последующая работа: продолжение ознакомления с русской культурой и народными традициями посредством музыки, освоение танцевальных движений, развитие чувства ритма, певческих навыков и азов игры на музыкальных инструментах, развития художественно-эстетического вкуса.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
- Этап. Вводно – организационный (2 мин.).
Дети заходят в зал и садятся на стульчики.
В музыкальный зал входят дети с воспитателем, дети садятся.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, гости дорогие!
Дети. Здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Рассаживайтесь поудобнее. Ребята, вы уже, наверное, заметили, что к нам гости пришли?
Дети: (отвечают)
Музыкальный руководитель: Давайте мы музыкально поприветствуем наших гостей. (поет(в терции)) Здравствуйте, гости дорогие.
Дети: (отвечают(в Б 5.3)) Здравствуйте, гости дорогие.
- Этап. Актуализация (3 мин.).
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте посмотрим на экран.
Видео заставка «Сундучок с секретом» (метод «кейс»)
Я думаю, в этом сундучке кроется какой-то секрет, загадка, наверное, то, что сегодня нас ожидает на занятии, а вот что же это? Давайте попробуем разгадать, посмотрим видео.
Видео заставка «Русские посиделки» «Заплетайся плетень»
Ответы детей по результатам просмотра (посиделки с песнями и танцами).
Музыкальный руководитель: Что же, ребята, так и есть. Сегодня по старинной русской традиции мы собрались на посиделки, где сможем отдохнуть, поразвлечься, в игры поиграть, да песни спеть. Милости просим! Смотрите, как необычно сегодня у нас в музыкальном зале. Как много интересных предметов. Здесь открылась выставка народного творчества. Все эти вещи раньше наполняли дом русского народа. Ребята, а из чего сделаны эти предметы.
Музыкальный руководитель обращает внимание детей на содержание предметно-развивающей образовательной среды.
Дети: (рассматривают предметы, отвечают) Из дерева.
- Этап. Закрепление пройденного материала (7 мин.).
Музыкальный руководитель: Ребята, вы видите здесь деревянные ложки, а вы знаете, что в старину на Руси ложки использовали еще и как музыкальный инструмент. А вот на следующем столике у нас лежат и другие музыкальные инструменты, на которых играли на вечорках и посиделках. А давайте мы с вами тоже сыграем под русский наигрыш.
Дети: (берут музыкальные инструменты и ложки и встают на музицирование)
Музыкальный руководитель: Тогда выбирайте себе музыкальный инструмент, дружно вставайте в полукруг и сыграем русский наигрыш «Теремок».
Музицирование «Теремок».
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята. Аккуратно положите музыкальные инструменты на место и присаживайтесь на стульчики. Вы уже знаете, что посиделки в зимнее время устраивали в русской избе, а ещё называли избу теремом. Это означало, что изба очень красивая была с резными ставеньками, с расписной посудой, предметами мебели.
Музыкальный руководитель: А теперь вспомним песенку про русскую избу. Послушаем песню и посмотрим еще раз, как выглядела русская изба
Просмотр и прослушивание песни «Русская изба», музыка Евгения Птичкина, слова Михаила Пляцковского
Музыкальный руководитель: Ребята, мы сейчас с вами послушали песню «Русская изба». И увидели, как красиво наши предки украшали свой дом. В деревенской избе самая главная – это печь. Как вы думаете, зачем людям нужна печь?...
Дети: (готовить еду, отапливать избу ...)
Музыкальный руководитель: Правильно. Люди в старину готовили еду в печи, грелись, спали на печи. Ребята, а я знаю пословицы о печи.
«Хороша кашка, да мала чашка»
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
И правда, славились пироги русские на весь мир. А пекли их с яблоками, с брусникою, с маком.
- Этап. Динамическая пауза (2 мин.).
Музыкальный руководитель: Ой, ребята, что-то мы засиделись с вами. Я предлагаю вам поиграть в интересную русскую народную игру, а называется она «Мак, маковистый». Давайте встанем возле стульчиков, возьмемся за руки и заведем хоровод.
Игра «Мак, маковистый»
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, весело играли.
V. Этап. Практическая часть (9 мин.)
Музыкальный руководитель: А какие посиделки без песен и пляски. Давайте мы с вами тоже споем песню и спляшем под неё. Но, как вы уже знаете, обязательно нужно настроить наш голос и распеться. Садимся ровно, проверили осанку, и приготовились петь.
Распевка «Носит Сеня в сени сено»
Музыкальный руководитель: Ну, вот мы и распелись. А теперь парами, мальчик и девочка встанем и споём песню.
Дети: (выходят на песню)
Пение песни «Русская изба» с выполнением танцевальных движений.
Музыкальный руководитель: Ребята, молодцы, плясали, пели от души.
VI. Заключительная часть. Рефлексия (2 мин.).
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, вот и узнали мы, как же выглядел русский дом, и как традиционно он был обустроен. Давайте сядем на стульчики и еще раз вспомним, что же интересного мы видели на выставке народного творчества? Какие предметы были в русской избе, из чего они были сделаны? Какое слушали произведение? Как называется произведение? А каким музыкальным инструментом пользовались во время еды? На каких музыкальных инструментах играли? А песню какую пели?
Ребята, вам понравилось наше познавательное занятие?
Дети: (отвечают)
Музыкальный руководитель: А я для вас приготовила сюрприз - вот такие замечательные раскраски на память о нашем путешествии.
Музыкальный руководитель раздает под музыку раскраски.
Музыкальный руководитель: А сейчас давайте попрощаемся музыкально с гостями и вернемся в группу. (поет в ч5) До свидания
Дети: (музыкально отвечают) До свидания.
Дети уходят в группу.
Самоанализ
Вам была представлена непосредственно-образовательная деятельность на тему « Эти удивительные животные» по художественно-эстетическому развитию детей (музыкальная деятельность) старшей группы «А»
Цель: формирование обще-музыкальных и вокальных умений и навыков, развитие чувства ритма и музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской музыкальной культуре и традициям.
Задачи:
Образовательные:
- формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыки;
- формирование музыкально-ритмических двигательных представлений;
- совершенствование чувства ритма, вокальных навыков: четкая дикция, правильное интонирование отдельных фраз, слаженность пения;
- расширение представлений о русской народной вокальной, танцевальной и игровой культуре и традициях;
- формирование навыков игры на шумовых музыкальных инструментах.
Воспитательные:
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
- привитие навыков правильного восприятия и исполнения музыкальных произведений;
- привитие навыков сценического поведения.
Развивающие:
- развитие музыкально-эстетического вкуса;
- развитие музыкального слуха, чувства ритма, координации слуха и голоса;
- развитие музыкальных способностей детей;
- совершенствование художественно-эстетических познаний в области русской народной культуры и традиций;
- развитие потребности в восприятии русских народных музыкальных жанров.
При проведении НОД реализовались все образовательные области, а именно присутствовала интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие, познавательное развитие. Выстроена НОД была поэтапно.
- Этап: Организационный момент.
- Этап: Актуализация.
- Этап: Закрепление пройденного материала.
- Этап: Динамическая пауза
- Этап: Практическая часть.
- Этап: Рефлексия.
- Этап: Заключительный.
Структура НОД, методы и приемы работы с детьми подобраны с учетом возрастных особенностей детей и образовательной программы.
Мной был определен тип образовательной деятельности: доминантный, направленный на развитие музыкально-ритмических способностей детей посредством приобщения к русской музыкальной культуре и традициям.
Перед НОД была проведена предварительная работа: были использованы формы и методы, такие как беседа на тему «Народные традиции. Русская изба», что при проведении НОД позволило более образно понять характер музыкального произведения песни «Русская изба» музыка Евгения Птичкина, слова Михаила Пляцковского, разучивание вокальной распевки, музицирования на шумовых музыкальных инструментах под русский наигрыш «Теремок». При закреплении пройденного материала применялись ИКТ технологии через наглядно – зрительный метод, что повлияло на благоприятное восприятие прослушиваемого произведения. Репродуктивный метод был направлен на закрепление пройденного материала (повторение материала за педагогом), освоение игры на шумовых музыкальных инструментах – колокольчиках, бубенцах, погремушках, ложках, бубнах, с соблюдением ритмической точности и импровизированного ритмического рисунка, детям был представлен выбор, в соответствии с программными требованиями ФГОС (выбор музыкального инструмента).
Использовала разные виды детской деятельности: игровую, как наиболее эффективный способ работы с детьми дошкольного возраста, используя предметную среду. Музыкальный вид деятельности прослеживался на всех этапах НОД как основной (музыкальное приветствие, выполнение танцевальных движений, распевание, слушание, музицирование на музыкальных инструментах в достижении ритмической точности, музыкальное прощание), своевременная смена видов деятельности позволила избежать переутомления детей. Использование атрибутов и технологий ИКТ активизировало коммуникативную и познавательную деятельность детей, и было направлено на усвоение материала и воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Созданная развивающая среда позволила оптимально реализовать поставленные цели и задачи. ( мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, аудиоаппаратура, мп-3 проигрыватель, фортепиано, музыкальные произведения, атрибуты).
Материал и оборудование: оформление зала в соответствии с содержанием НОД, музыкальные инструменты.
НОД осуществлялась в соответствии с конспектом. Непосредственно-образовательная деятельность была выстроена оптимально: содержание, формы и методы соответствовали поставленной цели, возрасту детей, требованиям программы.
Представленный материал сочетался между собой общей тематикой, что обеспечило эффективное закрепление темы.
Прослеживалась логичность и доступность подачи материала и постепенное его усложнение. Разнообразие, сочетание, эффективность методов, приемов и средств в непосредственно-образовательной деятельности - создание игровой ситуации, побуждение детей к ответам на заданные вопросы, занимательность изложения, богатство интонаций - все это способствовало активизации познавательной деятельности, работоспособности, повышению интереса к образовательной деятельности.
Деятельность детей была осознанной и самостоятельной. Отмечалось включение каждого ребенка в деятельность. Дети с удовольствием отвечали на вопросы, при этом соблюдали культуру общения. По ходу непосредственно-образовательной деятельности я создавала условия для проявления самостоятельных высказываний. Способствовала развитию таких интегративных качеств, как «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый».
В разных видах музыкальной деятельности они проявляли себя по-разному. Поставленные задачи решались через этапы.
С поставленными задачами воспитанники справились. Психологическая атмосфера была благоприятная, высокая степень доброжелательности, заинтересованность всех участников процесса.
Я считаю, что мне полностью удалось реализовать поставленные цель и задачи. Это можно определить по ответам и поступкам детей, их интересу и желанию выполнять задания.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Декоративно-прикладное искусство в народных традициях".(Программа факультативного курса.)
Программу могут использовать, как педагоги так и воспитатели.Разработав данную программу имею положительную динамику в развитии мелкой моторики у детей с особыми образовательными потребностями....
Использование народных традиций в воспитании и обучении учащихся
Эта тема на сегодняшний день является актуальной. На примерах народной педагогики, обычаев и традиций народа воспитывается толерантность, патриотизм, любовь к малой Родине. Учитель, используя межпредм...
План-конспект урока "Народные традиции в декоративном рисунке "ПЕТУШОК"
Данный конспект урока для работы с детьми младшего школьного возраста. Рекомендован воспитателям, учителям начальных классов....
Конспект урока "народные традиции и обряды масленица"
конспект урока на тему "Музыка в народном стиле"...
Народные традиции. Всероссийский фестиваль исполнителей народной песни «Завалинка». с. Выльгорт Республика Коми.
В 2004 году в культурной жизни России произошло яркое событие - появился уникальный фестиваль, цель которого - сохранение и развитие культурного наследия народов Российской Федерации. Ежегодно в фести...
Конспект занятия "Народные традиции валяния шерсти"
Традиции народов по валянию шерсти....
Конспект детского праздника «Рождество Христово» с использованием народных традиций в старшей группе.
Цель. Продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями празднования Рождества. Задачи. Развивающие Продолжать развивать интерес к русским традициям, формировать элементы самостоятельности,...