План анализа текста
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
План комплексного анализа текста для подготовки к творческой работе представлен в виде таблицы с опорными словами для конструирования предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_analiza_teksta.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
План анализа текста:
- Сначала внимательно прочитайте текст.
План анализа | Фразы - помощники |
1. Вспомните, что вы знаете об авторе. | Произведение принадлежит перу известного писателя/ поэта/ журналиста/ натуралиста/ ФИО. |
2. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? | Текст относится к ___________ стилю, потому что в нём использованы ____________ . |
3. Какого типа речи текст? | Это повествование / описание / рассуждение, так как в центре внимания автора _________ . |
4. Определите жанр текста. | Этот текст можно отнести к жанру рассказа / сказки / притчи / очерка /, потому что это небольшое по объёму произведение, рассказывающее о __________ . |
5. Определите тему текста. | Он посвящён теме природы/ Родины/ дружбы / семьи/ и т.п. (Это отражено в названии?) |
6. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. | … можно озаглавить «_________». |
7. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план. | Произведение можно разделить на ____ смысловые части, которые можно озаглавить так: |
8. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи ( повторяющиеся слова, синтаксические параллели) | Части текста связаны не только общей темой, но и с помощью _________ (примеры). |
9. Как соотносятся начало и конец текста? | |
10. На каком приеме построен текст? ( сопоставление, противопоставление, быстрая смена событий и т. д.) | |
11. Понаблюдайте над лексикой текста ( контекстуальные синонимы, антонимы, многозначные слова, на употребление архаизмов, неологизмов, эмоционально-оценочные слова ит. д.) Какими морфологическими средствами пользуется автор? ( Обилие глаголов или деепричастий для передачи действия, обилие прилагательных при описании пейзажа). | Образ природы (неба, дерева)/ героя/ передают слова разных частей речи: существительные: __, ___, ____ ; прилагательные: __, ___, ____ ; глаголы: _____, _____, ____. Для раскрытия образа ____ использованы э эпитеты (примеры), метафоры (примеры), олицетворения (примеры), сравнения (пример). |
12. Понаблюдайте над фонетическими средствами. | В __ части автор применил приём аллитерации звуков [_] и [_], чтобы передать звучание грома/шороха/журчания и т.п. |
13. Понаблюдайте над синтаксисом текста. ( Употребление предложений определенной структуры: простых или сложных, назывных, употребление инверсий и пр.); однородных членов. | |
14. Сформулируйте идею текста. | Автор хотел передать читателю мысль о том, что ______ . |
15. Каково ваше впечатление от текста. | Рассказ произвёл на меня сильное впечатление/ заставил задуматься о… .Я понял, что ____ . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».
Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....
ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...