план анализа текста, стихотворения
презентация к уроку по литературе по теме
Предварительный просмотр:
Анализ стихотворения, алгоритм.
- Дата написания.
- При каких обстоятельствах (когда?) могло быть написано это стихотворение? (Литературно-историческая атмосфера). Место стихотворения в биографии поэта. Факты, жизненные материалы, их худ. смысл.
- Жанровое своеобразие.
- Идейное содержание:
- Ведущая тема.
- Основная мысль.
- Эмоциональная окраска чувств, выраженная в стихотворении в их динамике или статике.
- Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
- Преобладание личных или общественных интонаций.
- Каким вам представляется лирический герой?
- Какие строчки стихотворения главные?
- Как идея, заключенная в главных строчках, развивается в композиции (построении) стихотворения?
5.Построение стихотворения:
- Сопоставление и развитие основных словесных образов:
- по сходству,
- по контрасту
- по смежности
- по ассоциации
- по умозаключению.
2) Какие изобразительные средства отбирает поэт для выражения идеи? Основные изобразительные средства иносказания: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.
- Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, восклицание, обращение.
- Речевые особенности ритмики:
- тоника, силлабика, дольник, свободный стих
- размер: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий, пиррихий, спондей.
- рифма: мужская, женская, дактилическая; точная, неточная. Способы рифмовки: парная, перекрёстная, кольцевая.
- строфика: двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, секстина, сонет, октава, септима, «Онегинская строфа»
- Эвфония (благозвучие) и звукопись (аллитерация, ассонанс)
- Как соотносятся начало и конец стихотворения?
- Почему так называется стихотворение?
- Какие возникают ассоциации и возможные сравнения данного стихотворения с другими?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»).
Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»). Развитие ассоциативного мышления в процессе лингвостилистического анализа поэтического текста. Ц...
Ассоциативный анализ текста в школе. На примере стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры». 11 класс
Важным условием постижения стихотворного текста в школе является ассициативное мышление учащихся, способное проникнуть в идейный замысел поэта. Наш урок можно назвать уроком филологического прочтения ...
План анализа лирического стихотворения
Данный материал поможет рационально использовать время на уроке литературы и при выполнении домашнего задания...
Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»).
Лингвостилистический анализ текста (На материале стихотворения М.И.Цветаевой «Август – астры...»)...
План анализа текста
План комплексного анализа текста для подготовки к творческой работе представлен в виде таблицы с опорными словами для конструирования предложений....
Лингвистический анализ художественного текста. Стихотворение Б.Ахмадулиной "Другое"
Лингвистический анализ художественного текста.Стихотворение Б.Ахмадулиной "Другое"...
Лингвистический анализ текстов русской литературы рубежа веков (19-20)на примере стихотворения И.А.Бунина «Одиночество» и рассказа «Господин из Сан-Франциско»
Материал представлен в виде презентации. Он позволяет обучающимся дифференцированно (в группах) исследовать текст и произвести его комплексный анализ....