Открытый урок "Не с прилагательными"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме
Тема: Правописание НЕ с именами прилагательными
Класс: 5ж
Учитель: Гоголева Лена Михайловна
Цели:
Обучающая:
- Создать условия для конкретизации способа действия по правописанию НЕ с именами прилагательными.
Развивающие:
формирование у учащихся умения:
- устанавливать границы между знанием и незнанием,
- планировать свои действия,
- составлять и сопоставлять модель по изученному материалу,
- сравнивать, делать выводы,
- оценивать и контролировать свои действия.
Воспитательные:
- Учить распределять работу в парах, контролировать другого человека, оценивать свои знания.
Тип урока: урок конкретизации способа действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Не с прилагательными | 56.5 КБ |
ne_s_prilagatelnymi.ppt | 652 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание НЕ с именами прилагательными
Класс: 5ж
Учитель: Гоголева Лена Михайловна
Цели:
Обучающая:
- Создать условия для конкретизации способа действия по правописанию НЕ с именами прилагательными.
Развивающие:
формирование у учащихся умения:
- устанавливать границы между знанием и незнанием,
- планировать свои действия,
- составлять и сопоставлять модель по изученному материалу,
- сравнивать, делать выводы,
- оценивать и контролировать свои действия.
Воспитательные:
- Учить распределять работу в парах, контролировать другого человека, оценивать свои знания.
Тип урока: урок конкретизации способа действия.
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие.
- Сегодня мы с вами продолжаем изучение имени прилагательного. Надеюсь, что наш урок получится плодотворным. Откройте тетради и запишите число, классная работа
2. Этап актуализации знаний.
К доске выходит ученик и вставляет пропущенные слова в предложения, раскрывая скобки. (Предложения на экране). Остальные записывают в тетради.
Он мне (не) друг, а просто сосед.
Причиной ошибок в диктанте была (не) внимательность.
Алёша принёс букет (не)забудок.
Задание: Раскрыть скобки, объясняя условия выбора слитного и раздельного написания НЕ.
- Правописание какой части речи с НЕ мы видим в этих примерах?
(НЕ с существительными)
- Давайте вспомним модель способа действия по правописанию НЕ существительными (Ученик работает у доски)
3. Этап разрыва.
- Теперь обратите внимание на следующее предложение.
(Не) узкий, а широкий мост запланировали строители.
- Определите часть речи слова (не)узкий. (Имя прилагательное)
- Как вы определили, что это имя прилагательное? (Называет признак предмета, отвечает на вопрос какой)
- Рассматривали ли мы этот способ действия? (Нет)
А вы хотите узнать? (Да)
4. Этап целеполагания.
- Тогда помогите мне озвучить тему нашего урока.
(Правописание НЕ с именами прилагательными).
- Какую цель мы должны поставить перед собой и достичь сегодня? (Узнать, как пишется НЕ с именами прилагательными, учиться применять правило).
- Как вы думаете, похоже правописание НЕ с прилагательными на правописание НЕ с существительными? (Да)
- Значит, если мы знаем способ действия по правописанию НЕ с именами существительными, то, что должны проверить? (Работает ли этот способ с именами прилагательными?)
5. Этап конкретизации способа действия.
- Давайте посмотрим на экране словосочетания.
Не дорогая, а дешёвая игрушка.
Неразборчивый почерк.
Ненастная погода.
План выполнения задания: что мы должны сделать?
- Прочитать словосочетания.
- Определить, как пишутся НЕ с именами прилагательными, а для этого:
а) Определить часть речи б) Определить часть слова.
- Установить правило.
Вывод:
- Если в предложении есть противопоставление с союзом а, то это частица, пишется раздельно.
- Если прилагательное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением, то это приставка, пишется слитно.
- Если слово не употребляется без НЕ, то это часть корня, пишется слитно.
6. Этап моделирования.
- Составить модель, показывающую случаи написания НЕ с прилагательными.
- Сопоставить с моделью, показывающей случаи написания НЕ с существительными.
- Сравните написание НЕ с существительными и прилагательными.
- Определите, что у них общего.
Вывод: Способ действия по правописанию НЕ с прилагательными и именами существительными одинаков. Значит, можем применять один способ действия для правописания НЕ с именами существительными и прилагательными.
- Этап первичного закрепления.
Объяснительный диктант. (Выходят по цепочке)
*Работа по лексике:
(Не)лепый – непригожий, бессмысленный, пустой.
(Не)добрый, а злой; (не)жёсткий, (не)жаркий, (не)лепый, (не)хороший, (не)вежлив, а груб; (не)мелкий, (не)робкий, а смелый; (не)грустный, (не)здоровый, (не)долгий, а быстрый, (не)громкий, (не)лёгкий, а тяжёлый.
8. Самостоятельная работа со взаимопроверкой по эталону.
1) Работа в парах. Упражнение 407.
План работы в паре
Как быстрее выполнить это задание?
1. Распределить словосочетания.
2. Выполнить самостоятельно согласно правилу.
3. Взаимопроверка в паре.
4. Взаимопроверка по ключу.
5. Обсуждение, исправление.
6. Вывод.
Небольшой (маленький) рассказ, небрежная (ленивая, развалистая) походка,невкусный (безвкусный) обед, недалёкая (близкая)поляна, некрепкий(мягкий,лёгкий)чай,ненастная(пасмурная)погода, несерьёзный(бессодержательный,пустой)разговор,неразлучные (лучшие, близкие) друзья
9. Домашнее задание.
- Выучить правило (Параграф 71), упражнение: 408
10. Рефлексия деятельности.
1. Подведем итог нашего урока.
- Ребята, вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока, достигли ли вы этой цели?
- Чему вы учились?
- Какие три способа написания НЕ с прилагательными мы открыли на уроке?
2. А теперь оцените свою работу за урок. Для этого заполните
«Лист самооценки».
«Лист самооценки» по теме «Правописание НЕ с именами прилагательными»
Я знаю I способ правописания: ________________________________________
__________________________________________________________________
Я знаю II способ правописания:________________________________________
__________________________________________________________________
Я знаю III способ правописания:_______________________________________
__________________________________________________________________
- Молодцы, вы сегодня были активны. До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Раздельно Слитно НЕ_… ,а. НЕ НЕ
Не узкий, а широкий мост запланировали строители
Не дорогая, а дешёвая игрушка Неразборчивый почерк Неряшливый ребёнок
Задание №1 (Не)добрый, а злой; (не)жёсткий, (не)жаркий, (не)лепый, (не)хороший,(не)вежлив, а груб; (не)мелкий, не робкий, а смелый; (не)грустный, (не)здоровый, (не)долгий, а быстрый, (не)громкий, (не)лёгкий, а тяжёлый.
План работы в паре: 1. Распределить словосочетания 2. Выполнить самостоятельно согласно правилу 3. Взаимопроверка по ключу 4. Обсуждение, исправление. 5. Вывод
Упражнение: 407 Ключ: Небольшой рассказ, небрежная походка, невкусный обед, недалёкая поляна, некрепкий чай, ненастная погода, несерьёзный разговор, неразлучные друзья
Домашнее задание: & 71 , повторить правило, упражнение:408
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок. Имя прилагательное 5 класс
Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки....
Открытый урок по теме "Имя прилагательное. Значение и грамматические признаки имен прилагательных"
Рассмотреть грамматические признаки имен прилагательных...
Открытый урок "Имя прилагательное как часть речи"
Открытый урок для 5х классов по теме "Имя прилагательное как часть речи"...
Открытый урок 5 класс (коррекционный VIII вида) Тема: Изменение имён прилагательных по родам. Роль прилагательных в речи.
Тип урока:Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)Авторы УМК для коррекционных школ:Э. В. Якубовская, Н. Г. ГалунчиковаЦели урока: Цель. Формирование умения определять род имён пр...
Открытый урок" Имя прилагательное как часть речи"
Урок с целью повторения грамматических признаков имен прилагательных , пополнение практического опыта учащихся в употреблении в речи имен прилагательных....
Урок-открытие "Имя прилагательное. Н и НН в суффиксах имени прилагательного"
Разработка урока поможет сделать изучение материала увлекательным путешествием в мир науки...
План открытого урока "Роль прилагательных в речи"
Урок разработан для обучающихся с УО (ИН) 8 класса....