Открытый урок "Не с прилагательными"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Гоголева Лена Михайловна

Тема: Правописание НЕ с именами прилагательными

Класс: 5ж

Учитель: Гоголева Лена Михайловна


Цели:

Обучающая:

   - Создать условия для конкретизации способа действия по правописанию НЕ с именами прилагательными.

Развивающие:

формирование у учащихся умения:

- устанавливать границы между знанием и незнанием,

- планировать свои действия,

- составлять и сопоставлять модель по изученному материалу,

- сравнивать, делать выводы,

- оценивать и контролировать свои действия.

Воспитательные:

- Учить распределять работу в парах, контролировать другого человека, оценивать свои знания.

Тип урока: урок конкретизации способа действия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Не с прилагательными56.5 КБ
Office presentation icon ne_s_prilagatelnymi.ppt652 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание НЕ с именами прилагательными

Класс: 5ж

Учитель: Гоголева Лена Михайловна


Цели: 

Обучающая: 

   

 - Создать условия для конкретизации способа действия по правописанию НЕ с именами прилагательными.

Развивающие:  

формирование у учащихся умения:

- устанавливать границы между знанием и незнанием,

- планировать свои действия,

- составлять и сопоставлять модель по изученному материалу,

- сравнивать, делать выводы,

- оценивать и контролировать свои действия.

Воспитательные:

- Учить распределять работу в парах, контролировать другого человека, оценивать свои знания.

Тип урока: урок конкретизации способа действия.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
    Приветствие.

- Сегодня мы с вами продолжаем изучение имени прилагательного. Надеюсь, что наш урок получится плодотворным. Откройте тетради и запишите число, классная работа

    2. Этап актуализации знаний.
К доске выходит ученик и вставляет пропущенные слова в предложения, раскрывая скобки. (Предложения на экране). Остальные записывают в тетради.

Он мне (не) друг, а просто сосед.

Причиной ошибок в диктанте была (не) внимательность.

Алёша принёс букет (не)забудок.

Задание: Раскрыть скобки, объясняя условия выбора слитного и раздельного написания НЕ.

- Правописание какой части речи с НЕ мы видим в этих примерах?

(НЕ с существительными)

- Давайте вспомним модель способа действия по правописанию НЕ существительными (Ученик работает у доски)

    3. Этап разрыва.

- Теперь обратите внимание на следующее предложение.

(Не) узкий, а широкий мост запланировали строители.

- Определите часть речи слова (не)узкий. (Имя прилагательное)

- Как вы определили, что это имя прилагательное? (Называет признак предмета, отвечает на вопрос какой)

- Рассматривали ли мы этот способ действия? (Нет)

А вы хотите узнать? (Да)

    4.  Этап целеполагания.

- Тогда помогите мне озвучить тему нашего урока.

(Правописание НЕ с именами прилагательными).

- Какую цель мы должны поставить перед собой и достичь сегодня? (Узнать, как пишется НЕ с именами прилагательными, учиться применять правило).
- Как вы думаете, похоже правописание НЕ с прилагательными на правописание НЕ с существительными? (Да)

- Значит, если мы знаем способ действия по правописанию НЕ с именами существительными, то, что должны проверить? (Работает ли этот способ с именами прилагательными?)

    5. Этап конкретизации способа действия.

- Давайте посмотрим на экране словосочетания.

Не дорогая, а дешёвая игрушка.

Неразборчивый почерк.

Ненастная погода.

План выполнения задания: что мы должны сделать?

  1. Прочитать словосочетания.
  2. Определить, как пишутся НЕ с именами прилагательными, а для этого:

а) Определить часть речи б) Определить часть слова.

  1. Установить правило.

Вывод:

  1. Если в предложении есть противопоставление с союзом а, то это частица, пишется раздельно.
  2. Если прилагательное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением, то это приставка, пишется слитно.
  3. Если слово не употребляется без НЕ, то это часть корня, пишется слитно.

    6. Этап моделирования.

  1. Составить модель, показывающую случаи написания НЕ с прилагательными.
  2. Сопоставить с моделью, показывающей случаи написания НЕ с существительными.

-  Сравните написание НЕ с существительными и прилагательными.

-  Определите, что у них общего.

Вывод: Способ действия по правописанию НЕ с прилагательными и именами существительными одинаков. Значит, можем применять один способ действия для правописания НЕ с именами существительными и прилагательными.

  1. Этап первичного закрепления.

Объяснительный диктант. (Выходят по цепочке)

*Работа по лексике:

(Не)лепый – непригожий, бессмысленный, пустой.

(Не)добрый, а злой; (не)жёсткий, (не)жаркий, (не)лепый, (не)хороший, (не)вежлив, а груб; (не)мелкий, (не)робкий, а смелый; (не)грустный, (не)здоровый, (не)долгий, а быстрый, (не)громкий, (не)лёгкий, а тяжёлый.

     8. Самостоятельная работа со взаимопроверкой по эталону.

1) Работа в парах. Упражнение 407.

План работы в паре

Как быстрее выполнить  это задание?

1. Распределить словосочетания.

2. Выполнить самостоятельно согласно правилу.

3. Взаимопроверка в паре.

4. Взаимопроверка по ключу.

5. Обсуждение, исправление.

6. Вывод.

Небольшой (маленький) рассказ, небрежная (ленивая, развалистая) походка,невкусный (безвкусный) обед, недалёкая (близкая)поляна, некрепкий(мягкий,лёгкий)чай,ненастная(пасмурная)погода, несерьёзный(бессодержательный,пустой)разговор,неразлучные (лучшие, близкие) друзья

     9. Домашнее задание.

- Выучить правило (Параграф 71), упражнение: 408
   

    10. Рефлексия деятельности.

1. Подведем итог нашего урока.

- Ребята, вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока, достигли ли вы этой цели?

- Чему вы учились?

- Какие три способа написания НЕ с прилагательными мы открыли на уроке?

2. А теперь оцените свою работу за урок. Для этого заполните

«Лист самооценки».

«Лист самооценки» по теме «Правописание НЕ с именами прилагательными»

Я знаю I способ правописания: ________________________________________

__________________________________________________________________

Я знаю II способ правописания:________________________________________

__________________________________________________________________

Я знаю III способ правописания:_______________________________________

__________________________________________________________________

  - Молодцы, вы сегодня были активны. До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Он мне (не)друг, а просто сосед. Причиной ошибок в диктанте была (не)внимательность. Алёша принёс букет (не)забудок

Слайд 2

Раздельно Слитно НЕ_… ,а. НЕ НЕ

Слайд 3

Не узкий, а широкий мост запланировали строители

Слайд 4

Не дорогая, а дешёвая игрушка Неразборчивый почерк Неряшливый ребёнок

Слайд 5

Задание №1 (Не)добрый, а злой; (не)жёсткий, (не)жаркий, (не)лепый, (не)хороший,(не)вежлив, а груб; (не)мелкий, не робкий, а смелый; (не)грустный, (не)здоровый, (не)долгий, а быстрый, (не)громкий, (не)лёгкий, а тяжёлый.

Слайд 6

План работы в паре: 1. Распределить словосочетания 2. Выполнить самостоятельно согласно правилу 3. Взаимопроверка по ключу 4. Обсуждение, исправление. 5. Вывод

Слайд 7

Упражнение: 407 Ключ: Небольшой рассказ, небрежная походка, невкусный обед, недалёкая поляна, некрепкий чай, ненастная погода, несерьёзный разговор, неразлучные друзья

Слайд 8

Домашнее задание: & 71 , повторить правило, упражнение:408


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок. Имя прилагательное 5 класс

Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки....

Открытый урок "Имя прилагательное как часть речи"

Открытый урок для 5х классов по теме "Имя прилагательное как часть речи"...

Открытый урок 5 класс (коррекционный VIII вида) Тема: Изменение имён прилагательных по родам. Роль прилагательных в речи.

Тип урока:Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)Авторы УМК для коррекционных школ:Э. В. Якубовская, Н. Г. ГалунчиковаЦели урока: Цель. Формирование умения определять род имён пр...

Открытый урок" Имя прилагательное как часть речи"

Урок с целью повторения грамматических признаков имен прилагательных , пополнение практического опыта учащихся в употреблении в речи имен прилагательных....

Урок-открытие "Имя прилагательное. Н и НН в суффиксах имени прилагательного"

Разработка урока поможет сделать изучение материала увлекательным путешествием в мир науки...

План открытого урока "Роль прилагательных в речи"

Урок разработан для обучающихся с УО (ИН) 8 класса....