Открытый урок" Имя прилагательное как часть речи"
учебно-методический материал (6 класс)

Лобозева Наталья Александровна

Урок с целью повторения грамматических признаков имен прилагательных , пополнение практического опыта учащихся в употреблении в речи имен прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Имя прилагательное как часть  речи».

Тип урока: урок актуализации  знаний и умений.

 Цель урока: «Сформировать у обучающихся понятие об имени прилагательном  как о части речи».

Образовательные задачи:

-познакомить обучающихся   с именем прилагательным;

-учить отличать имя прилагательное  от других частей речи;

-учить подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, формировать умения безошибочно  находить имена прилагательные  в предложениях и текстах.

Коррекционно-развиваающие  задачи:

-развивать орфографическую зоркость;

-расширять словарный запас обучающихся за счет введения в активный  словарь имен прилагательных;

-корригировать и развивать гибкость мышления на основе сравнения, анализа и обобщения;

-проводить работу по профилактике нарушения зрения и осанки обучающихся;

-корригировать и развивать слуховое и зрительное восприятие в ходе выполнения различных заданий на уроке.

  Воспитательные задачи:

-воспитывать интерес к изучению  родного языка;

-создавать на уроке атмосферу  сотворчества, взаимодействия;

- воспитывать усидчивость, аккуратность.

Этапы работы.

Виды работы.

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Какие задачи решались

в  ходе  этапа.

Индивидуальная работа на уроке.

1

Организа-

ционный -

момент.

Повторение пройден-

ного.

Работа по теме урока.

Итог урока.

.

Установление

контакта  учителя с обучающимися

Проверка готовности к уроку.

Разминка.

Чистописание.

Орфографичес-

кая  пятиминутка.

Подведение учащихся к восприятию нового материала.

Первичное закрепление материала.

Закрепление материала.

Зрительная гимнастика.

Самостоятель-

ная  работа.

Физкультминутка.

Закрепление.

Подведение итогов урока.

Проверка усвоения материала.

Оценивание работы учащихся.

Итог урока.

-Здравствуйте, ребята!

-Сегодня на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их!

-Проверьте, все  ли необходимое  вы приготовили к уроку.

 -Какой у нас урок?

-Откройте тетради.  Сядьте правильно, как сидит на картинке мальчик. Картинка №2, у вас на карточке.

 Запишите  4 февраля.  Классная работа.

-Какая орфограмма спряталась в этом слове?

Сегодня на уроке мы будем научными исследователями. А откроем мы часть речи, которая вам уже немного известна .

-Задачи нашего урока.

 Слайд № 2.

-Слайд №3.

 -Части речи –это слова, которые нас окружают.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Глагол.

Ребята, вам в помощь и карточка «Части речи»( на парте).

Разминка.

Слайд №4.

  Игра « Назови части речи».

Назовите имена существительные.

Назовите имена прилагательные.

Глаголы.

-Молодцы!!!

-Минутка чистописания.

-Ребята, назовите шипящие согласные.

Запишите по образцу.

(Прописную, заглавную и строчную).

Орфографическая пятиминутка.

-Списать, вставить пропущенные буквы.

Еж…

Брош…

…кно

Марш…

Реч…

М…ря

-На какое правило орфограмма?

-Какой частью речи выражены слова?

-Докажите.

-Назовите морфологические признаки существительного « Еж».

Подберите к данным предметам , подходящие по смыслу  признаки, ставя от существительных вопросы.

Проверим.

-Какая часть речи обозначает признаки предметов?

-На какие вопросы отвечают имена прилагательные?   (  В помощь – таблица).

Ребята!  Вы к существительным подбирали прилагательные, а теперь наоборот, подберем к прилагательным существительные.

 Игра «Угадай-ка , о каких предметах идет речь?» Загадки.

Яркое, теплое, золотое, лучистое

Оранжевый, круглый, сладкий, сочный

Глубокая,  голубая,  быстрая,  извилистая

Школьные, веселые, весенние

Проверим. Слайд №5.

Конечно, вы легко отгадали предметы, ведь были указаны их признаки.

При помощи признаков мы можем описать: (Слайд № 6).

Цвет, форму, размер, вкус, вес, запах,  температуру, звук.

И какая же часть речи обозначае т  признаки предметов?

Это  самостоятельная часть речи.  Согласуется  с существительным, ведь  прилагательные их  признаки.

Связь с существительными. Слайд №7, слайд №8.

Поиграем в игру «Исследователи».

Слайд №9. + картинки.

Серый, хищный, жадный

Рыжая, хищная, ловкая

Косой, слабый, трусливый

Большой, косолапый

Желтый, маленький ,пушистый

(Выставляю  картинки). Какое слово лишнее?

Давайте дадим возможность отдохнуть  глазам. (Стереограммы «Цветы»).

Слайд № 9, 10.

Дополните  подходящими по смыслу  им. прилагательными.

1-вариант      выполняем  устно.

Девочка               высокое

Портфель            добрая

Дерево                новый

Березка               Стройная

2- вариант     письменно.

Сахар (какой?)…

Небо (какое?)…

Санки (какие?)…

Школа (какая?)…

-«Игра с мячом».

Называю предметы, а учащиеся называют имена прилагательные, ловя мяч.

- А теперь проверю, какие вы внимательные.

Ск .имен  прилагательных употребил поэт? Слайд №11.

Я смотрела из окна,

Мне вся улица видна:

Деревянная скамья,

На скамье сидит семья:

Внук – красивый , молодой,

Дед с кудрявой бородой,

Мама с папой, а у ног-

Серый маленький щенок.

Если будете внимательными

Вы найдете прилагательные.

Слайд №12.Подберем  к прилагательным  антонимы.

Ребята, нам еще  нужно решить одну проблему.

Слайд №13.

Какая часть речи делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче?

Для этого мы отправляемся в  зимний лес.

Слайд №14,15.

 Многие художники , поэты писали о красавице-зиме.

Слайд №16.

«Поет зима – аукает,

Мохнатый  лес баюкает

Стозвоном  сосняка.

Кругом с тоской  глубокою

Плывут  в страну  далекую

 Седые облака»…

Трудные слова мы разбирали, когда изучали данное стихотворение.

Назовите имена  прилагательные.

Убираю имена прилагательные.

Слайд №17.

«Поет зима – аукает,

Лес    баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской

Плывут в страну

 Облака…»

Вся красота, выразительность , точность исчезла.

Слайд №18.

 

-Со мною ваша речь красива  и точна,

Когда же нет меня – она, увы, бедна.

Людей, зверей, мир чувств , понятий, вещь любую.

Соцветьем дивных слов  легко определяю.

Слайд №19. Итоговая таблица «Имена прилагательные»

«Играем с полем букв».

Стр.12 ,  книга  «Речевые игралочки». 1 ряд – 1 вариант.

2 ряд- 2 вариант)

( По времени:  карточка № 1)

Ребята, очень важно обращать внимание на дорожные знаки, они помогут нам сохранить жизнь.

Соедините прилагательные  с подходящими по смыслу существительными.  Получим название  дорожных знаков.

Крутой           дорога

Скользкая   спуск

Опасный    переход

Пешеходный         поворот

Работа с рабочими тетрадями.

Стр.14, упр.30

Подчеркнуть имена  прилагательные.

Стр.18, упр.44

Игра «Лишнее слово».

Работа с учебником. «Дополните вывод». Это  правило  выучите дома.

Слайд  №19. Итоговая таблица.

Проверим, что  вы усвоили сегодня на уроке.

Слайд № 20.    

Контрольный тест.  

Что  такое имена прилагательные?

_Слово.

-Часть речи.

-Часть предложения.

Имена прилагательные отвечают на вопрос?

-Какой? Какая? Какое? Какие?

-Кто? Что?

-Что делать? Что сделать?

Я спрошу, какой прилагательные  делают нашу  речь?

Оценки за урок.

Слайд   №21.

«Мое мнение об уроке».

Какое настроение вызвал у вас урок?

_Радость?

_ Грусть?

Урок окончен.

 

Учащиеся встают у своих парт.

Приветствуют гостей.

Проверяют свою готовность к уроку.

Урок письма.

-Двойная согласная «С».

Река, хлеб, заяц, книга.

Белый, умная, зеленое, честный.

Купить, рисую, идут, писать.

Ч    Ж   Ш   Щ

Еж (какой?) колючий. –Образец.

Брошь (какая?)белая.

Окно (какое?)чистое.

Марш (какой?) победный.

Речь (какая?) родная.

Моря (какие?) глубокие.

-Имена прилагательные.

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Солнце.

Апельсин.

Река.

Каникулы.

Имя прилагательное.

Волк.

Лиса.

Заяц.

Медведь.

Цыпленок.

 

7

Имена прилагательные.

Крутой спуск.

Скользкая длорога.

Опасный поворот.

Пешеходный переход.

Подготовить обучающихся к

плодотворной работе в течение всего урока.

Корригиро-

вать и развивать орфографичес-кую зоркость.

Повторить части речи.

Развивать каллиграфию.

Корригиро-

вать и развивать орфографичес-кую зоркость.

Образец.

Обогащать словарь учащихся.

Проводить работу по профилактике нарушения зрения учащихся.

Развивать и корригиро-

вать память учащихся.

Чередовать статические и динамические задания.

Обогащать словарь учащихся. Воспитывать интерес  к изучению родного языка.

Развивать и корригиро-

вать память учащихся.

Обобщить материал.

Повторить правила безопасного поведения.

Развивать умения:  обобщать, анализиро-

вать.

Развивать память учащихся.

Вызывать у детей эмоциональ-

ный отклик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи"

В материалах урока использованы элементы технологии критического мышления....

Имя прилагательное как часть речи (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)...

Открытый урок в 6 классе по теме имя прилагательное как часть речи

Открытый урок в 6 классе по теме имя прилагательное как част речи...

Открытый урок "Имя прилагательное как часть речи"

Открытый урок для 5х классов по теме "Имя прилагательное как часть речи"...