План открытого урока "Роль прилагательных в речи"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Урок разработан для обучающихся с УО (ИН) 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otk._urok_rol_prilagatelnyh_v_rechi.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока  «Имя прилагательное. Роль имени прилагательного в речи».

Тип урока: сообщение нового.

Цели урока:

  1. Дать понятие об имени прилагательном, расширить знания обучающихся о признаках предметов, которые обозначают имена прилагательные. Показать роль имени прилагательного в речи.
  2. Коррекция и развитие связной устной речи через выполнение упражнений, направленных на расширение и активизацию  словарного запаса.
  3. Воспитание  в детях умения работать коллективно, чувств товарищества и взаимопомощи, интереса к родному языку, а также стремления к здоровому образу жизни на основе  текстового содержаний практических упражнений.

Ход урока:

  1. Оргмомомент.
  2. Эмоциональный настрой.

Разогреем наши ладошки, обнимем ими своё лицо, и пока тепло, от которого нам будет комфортно весь урок, будет разливаться по всемунашему телу, мы послушаем просто очень хорошую музыку и полюбуемся картинами зимней природы. (слайды № 1-8)

      - Скажите, какая это музыка.  А какая  природа?

(слайд  №9  с вопросом    какая? ) ответы учеников записываются на доске.

- А какое настроение у нас сегодня? (слайд№10 какое? и ответы). Давайте наше хорошее настроение  сохраним не только до конца урока, но и на целый день).

  1. Проверка домашнего задания. Каждый  из вас получил своё задание: охарактеризовать предмет. (фронтальный опрос)

Хлеб (какой?)

Утро (какое?)

Песня (какая?)

Овощи (какие?)

Лимон (какой?)

Трава (какая?)

Одеяло(какое?)

Лимон (какой?)

  1. Работа по теме урока.

(Слайд №11)

Прочитайте стихотворение  и скажите, какую часть речи мы начнем сегодня на уроке изучать.

 Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов называешь ты.

Солнечное лето,

Праздничная ель,

Вкусные конфеты,

Кожаный портфель.

Откройте тетради и запишите число и тему урока,(слайд№12) а также вопросы, на которые отвечают имена прилагательные. Выпишете из данного стихотворения имена прилагательные.

Не случайно я заострила ваше внимание на второй части нашей темы «Роль имени прилагательного в речи». Итак, прилагательное…. Уже в самом имени содержится намек, что оно должно к чему-то прилагаться, присоединяться. Поэтому мы говорим, что прилагательное обозначает признак предмета. (слайд №13) 

А о многообразии признаков поговорим чуть позже.

 Прилагательные делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна. Давайте сравним два отрывка стихотворений. (слайды№14 и №15)

Теперь о признаках предметов, которые обозначают имена прилагательные

Сейчас будем работать очень дружно и все вместе. Вы будете дополнять примерами  правило. (слайд№16)

Итак, имена прилагательные обозначают  следующие признаки предметов:

Цвет (белый,……..);

Величина ( огромный,…..);

Форма (квадратный,….);

Вкус ( сладкий,…..);

Запах (хвойный…);

Обозначают  различные качества людей и животных:

Внешность (стройный,…..);

Возраст (старый,….);

Черты характера (добрый,….);

Настроение (грустное,….)

А сейчас поработаем с учебником. Откройте стр.106, упр. 136. Задание: выпишите  имена прилагательные, характеризующие каждого из вас.

  1. Физминутка.

- «Гимнастика ума» (слайд № 17)

Сейчас мы выполним упражнения, которые улучшают кровообращение головного мозга и способствуют его насыщению кислородом. Это массаж ушей. Двумя пальцами сделать массаж ушных раковин вверх и вниз 18 раз. Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их кончики, пальцами слегка постукивать по затылку до 3-х  раз.

- с музыкальным сопровождением.

 (слайд№ 18)

Очень приятно смотреть на  плавающих  разноцветных рыбок – обитателей загадочного и неповторимого морского дна. Плавно раскачивающиеся водоросли и плавающие рыбки погружают нас в состояние невесомости. Всё наше тело медленно расслабляется, кровеносные сосуды расширяются, сердце начинает биться ровнее, полностью исчезают напряжение в теле и головная боль. А в зубных кабинетах, где есть аквариумы с рыбками, больные не испытывают чувства страха.

  1. Работа по развитию речи. (слайд№ 19)

-Перед вами  репродукция картины  Васнецова «Аленушка». Какую сказку она вам напоминает?

Давайте с помощью имен прилагательных  восстановим описание картины.

  1. Работа по активизации словарного запаса.. (слайд № 20)

В русском языке есть очень много слов, противоположных по значению. И прилагательные не являются исключениями. Например, Вадим высокий, а Руслан низкий.

Сейчас каждый получит карточку с заданием: вписать в таблицу имена прилагательные, противоположные по значению.

-Даны вступительная и  заключительная части текста.

Пал Палыч принес чемодан.  В нем был мой костюм клоуна.

Меня охватило радостное нетерпение. Захотелось скорее примерить костюм.

Задание: допишите главную часть текста. Опишите цвет, форму, материал частей костюма: колпак, штаны, куртка, воротник.

8. Домашнее задание.

(задание для Абрамовой К., Роговой Д., Киреевой А., Гераськиной А., Каргина Н., Топоркова И., Крикуновой Е. – стр.109 упражнение 139.

Остальные выполняют упр. 138. Плескачев И. пишет слоги.

  1. Итоги урока.  С какой частью  речи познакомились?        

     На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

Какова их роль в нашей речи?  

У нас с вами ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ. Надеюсь, что от этого и настроение у вас такое же хорошее, как и в начале урока. (слайд №21)

 Я называю словосочетания, а вы мне называете имя прилагательное с вопросом.

Правильная осанка, физические упражнения, здоровое питание, утренняя зарядка, душистое мыло, целебные травы, приятное закаливание, водные процедуры.

  1. Выставление оценок.
  2.  Подготовка к перемене.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»

Открытый урок по теме "Употребление имен прилагательных в речи"Цели:    1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в...

Имя прилагательное как часть речи (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)...

Технологическая карта открытого урока "Употребление имен прилагательных в речи".

Технологическая карта открытого урока "Употребление имен прилагательных в речи"  (5 класс)...

Открытый урок 5 класс (коррекционный VIII вида) Тема: Изменение имён прилагательных по родам. Роль прилагательных в речи.

Тип урока:Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)Авторы УМК для коррекционных школ:Э. В. Якубовская, Н. Г. ГалунчиковаЦели урока: Цель. Формирование умения определять род имён пр...

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи...