Урок-открытие "Имя прилагательное. Н и НН в суффиксах имени прилагательного"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Разработка урока поможет сделать изучение материала увлекательным путешествием в мир науки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_imya_prilagatelnoe_urok-otkrytie._berezueva._-_kopiya.docx | 731.81 КБ |
pril1.doc | 31.5 КБ |
pril3.doc | 26.5 КБ |
ind.doc | 33 КБ |
karta_otkrytiy.docx | 14.31 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 1.03 МБ |
n.docx | 12.16 КБ |
tsvetnoy_diktant.doc | 32 КБ |
samoanaliz_uroka.docx | 12.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Доска ( на начало урока)
Научное исследование
Августовский, корыстный, красивее, сливовый, украинский
Мое родное Ставрополье –
Орлиный3,2 солнечный простор.
Люблю степей твоих раздолья,
Твои папахи снежных гор.
лебединый (ИН), Традиционный (ОНН), Каменный (Н)
Оловянный (искл), Стеклянный (искл.) деревянный (искл), ветреный(искл) Но Безветренный
Домашнее задание. Т параграф105, П. № 417
Урок русского языка "Н-НН в суффиксах имен прилагательных"
Тип урока Изучение нового материала.
Форма урока Урок-открытие
Цели урока:
- Образовательная: Объяснить правописание Н-НН в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных.
- Развивающая: Развивать навыки работы со справочными материалами, навыки мыслительной деятельности, интерес к уроку через нестандартные формы работы.
- Воспитывающая: любовь к родному краю, стремление к открытиям и находкам.
Оборудование: «бланки для «цветного диктанта», техническое оборудование урока – компьютер, проектор.
Ход урока
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Оксана Анатольевна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Но это будет не обычный урок, а урок-…открытие.
Словарная работа Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ? (слайд)
А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие? Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, готовящихся к настоящему открытию. И как настоящие ученые мы будем вести «дневники» Сегодня ваши тетрадки станут научными дневниками. Все учёные отмечают в дневниках день исследования. Запишите число. А форма нашей работы - научное исследование.
2. Подготовка к изучению нового материала
Давайте разомнёмся
Орфоэпическая минутка (на доске слова, на слайде – проверка)
Августовский, корыстный, красивее, сливовый, украинский. Ребята, а что объединяет все эти слова? Правильно, все они являются именами прилагательными. Итак, наши открытия мы будем делать в таинственном княжестве Имя прилагательное.
Любое открытие всегда опирается на уже известные факты. Давайте вспомним, что мы знаем об имени прилагательном. (Что называется именем прилагательным?)
Ответ …Имя прилагательное- часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопрос КАКОЙ? ЧЕЙ? В предложении выполняет роль определения и сказуемого.
Перед вами предложение. (Записать на доске заранее)
Мое родное Ставрополье –
Орлиный3,2 солнечный простор.
Люблю степей твоих раздолья,
Твои папахи снежных гор.
Ребята, а как называется ваш город?
А вы знаете значение этого слова? (богатая, плодородная земля)
Правильно! Земля изобильная.
Давайте найдём и выпишем имена прилагательные из предложения.
Вызвать к доске.: Родное Ставрополье
Орлиный простор
Солнечный простор
Снежных гор
Давайте произведём морфологический разбор прилагательного орлиный
Вызвать к доске.
Ответ
А теперь давайте произведём морфемный разбор этого слова. Каким способом образовано это прилагательное? ( суффиксальным)
Молодцы! Отправляемся в страну открытий.
2. Повторение темы «Способы образования прилагательных»
Посмотрите на экран (Презентация - слайд)
Определим, при помощи каких морфем образованы имена прилагательные и от каких слов.
Что вы заметили в написании суффиксов этих прилагательных? (есть Н-НН)
Попробуйте самостоятельно сформулировать тему исследования. ( о чем мы будем сегодня говорить?)
Давайте запишем её в наши научные дневники. А цель нашего исследования звучит так. (слайд)
3. Объяснение нового материала
1. Решение проблемной ситуации
Посмотрите ещё раз на слова. (Презентация - слайд )
Подумайте, в каком случае пишется в прилагательных Н и НН? Для удобства я объединила слова в группы. Посмотрите на эти группы
(ответы учащихся)
Молодцы! Вот мы и сделали с вами первое открытие. Давайте его сформулируем.
Ответ : Н пишется в словах с суффиксами АН,ЯН, ИН
НН пишется в словах с суффиксами ОНН, ЕНН и в словах с основой на Н
И запишем свои выводы в научные дневники (запись слов и обозначение орфограммы)
Учитель на доске : лебединый (ИН), Традиционный (ОНН), Каменный (Н)( обратите внимание на опорный материал (стр 154)
Давайте посмотрим на слова (слайд)
Что в них особенного?
Ответ : правило не работает.
Правильно! Ребята, это очень упрямые слова, они не хотят подчиняться правилу. Это слова – исключения. Давайте их запомним и запишем в наши дневники научных открытий ( запись в тетради слов-исключений.) Оловянный (искл), Стеклянный (искл.) деревянный (искл), ветреный(искл) Но Безветренный
Закрепление нового материала
Знакомство с таблицей
Ребята, посмотрите на опорную таблицу, она поможет вам в случае затруднения при дальнейшей работе (Слайд)
Давайте закрепим в памяти наше открытие.(задание: записать слова, обозначить орфограмму)
Учебник С 154, № 412
3. «Цветной» диктант (Презентация - слайд)
Приготовьте бланки для «цветного» диктанта. (Приложение №3)
Если в слове пишется Н, то сектор закрашиваем зелёным цветом, а если НН – красным.
- Самопроверка «цветного» диктанта (Презентация - слайд )
А сейчас посмотрите на экран и подумайте, в каком облаке все слова с нн
Творческое задание Посмотрите на эти картинки. Это всё наша любимая родина. Составьте по ним предложения, использовав слова с орфограммой, которую мы сегодня изучили.
Учащиеся зачитывают предложения.
На земле, где чудес так немало,
Есть родная душе сторона.
Та, где жизнь подарила мне мама,
Где меня ожидает она.
И священным навек стало поле,
Где в хлебах обелиски стоят.
Дорогое мое Ставрополье,
Ставрополье – песня моя.
6. Рефлексия.
Ребята, что нового мы сегодня открыли, узнали?
Ответ: Мы узнали правила написания Н и НН в именах прилагательных.
7.Объявление оценок, домашнее задание Т . Параграф 105, пункт 1 , П. 417.
8. Подведение итогов урока
Открытия делать, несомненно, очень трудно. Для этого нужно много и старательно трудиться. Часто, чтобы сделать даже небольшое открытие, человек должен учиться и работать много лет. Только терпеливые и старательные люди смогут добиться успехов. А пока я желаю вам удачного дня и хочу, чтоб девизом вашего сегодняшнего дня стали слова Кумора Лешека: «Будь внимателен : каждый шаг может привести тебя к открытию» (Презентация - слайд )
- Орфоэпическая минутка – все слова относятся к имени прилагательному.
- Августовский, корыстный, красивее, сливовый, украинский
- Предложения по картинкам
- Над полем раскинулось бездонное синее небо.
- На зелёной полянке расцвели необыкновенные цветы.
- В безветренный день воздух наполнен ароматом подсолнухов.
- Утреннее солнце освещает склон холма
- Над степью медленно плывут степенные облака
- Весенняя природа радует нас солнечными днями.
- Принести красную и зелёную пасту. В бланках цветного диктанта закрашивать можно частично (не задерживаться)
- Поднимать руки, не бояться. Плохих оценок не будет.
- Повторить определение имени прилагательного, морфологический разбор, морфемный разбор. Способы определения прилагательного.
- Почему наш город назван Изобильный?
- Что значит слово ОТКРЫТИЕ?
- Во время выполнения видов работы не задерживаться, лишних вопросов не задавать. Если не видно на проекторе, не говорить, просто молчать. Если не поняли, молчать, после урока объясню.
Темы классного часа:
Помнит мир спасённый.
Что такое совесть?
Умеем ли мы прощать?
Взрослеть –это трудно?
Без друга в жизни туго.
Физминутка. Отработать
Предварительный просмотр:
Приложение №1
Дневник учёного-исследователя
_______________________________________________________________________
Дата исследования _______________________________________________________
Тема исследования _______________________________________________________
Цель исследования ________________________________________________________________________
Лебединый - ___________________________________________________________
Кожаный - _____________________________________________________________
Глиняный - _____________________________________________________
Традиционный - _________________________________________________
Клюквенный - __________________________________________________
Каменный - _____________________________________________________
Осенний - ______________________________________________________________
Внимание!
Н | НН |
от существительных -ИН- журавлИНый -АН- кожАНый -ЯН- землЯНой Запомни! оловЯННый стеклЯННый деревЯННый | от существительных -ЕНН- обедЕННый -ОНН- авиациОННый Запомни! ветрЕНый |
Запомни! Н входит в корень павлиНий, зелёНый, сиНий, свиНой, багряНый, юНый, румяНый, фазаНий, тюлеНий, бараНий | от существительных с основой на Н+ -Н- лимоННый барабаННый |
Оценка за «цветной» диктант ________________________________________
Попробуй сделать открытие самостоятельно!
Выполни на выбор одно из заданий-открытий: Придумай песенку, сказку, стихотворение, создай таблицу, схему для быстрого запоминания изученного правила. Подумай и предложи свой оригинальный способ запоминания орфограммы.
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Составьте словосочетания, использовав в качестве зависимых слов разносклоняемяе существительны на –мя. Не повторяйтесь!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
То, что открыто, вновь установлено, найдено. Сделать научное открытие С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка. Открытие
А вгустовский, кор ы стный, крас и вее, сл и вовый, укра и нский. Орфоэпическая минутка
Тайны княжества Имя Прилагательное
Как образовались слова? Лебединый← Кожаный← Глиняный← Традиционный← Клюквенный← Каменный← Осенний← лебедь (- ИН -) кожа (- АН -) глина (- ЯН -) традиция (- ОНН -) клюква (- ЕНН -) камень (- Н -) осень (- Н -) Что вы заметили в написании этих прилагательных?
Н-НН в суффиксах прилагательных Тема исследования
Выяснить правила написания Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных
Обратите внимание! Лебеди н ый← Кожа н ый← Глиня н ый← Традицио нн ый← Клюкве нн ый← Каме н н ый← Осе н н ий← лебедь (- ИН -) кожа (- АН -) глина (- ЯН -) традиция (- ОНН -) клюква (- ЕНН -) каме н ь (- Н -) осе н ь (- Н -) н нн
Слова-исключения ОЛОВЯ НН ЫЙ СТЕКЛЯ НН ЫЙ ДЕРЕВЯ НН ЫЙ ВЕТРЕ Н ЫЙ ЗАПОМНИ!
Физминутка
Работаем с учебником
н нн от существительных - ИН- ос ИН ый - АН- кож АН ый - ЯН - земл ЯН ой Запомни ! олов ЯНН ый стекл ЯНН ый дерев ЯНН ый от существительных - ЕНН - обед ЕНН ый - ОНН - авиаци ОНН ый Запомни! ветр ЕН ый НО : безветренный от существительных с основой на Н + - Н - лимо Н Н ый бараба Н Н ый
ЦВЕТНОЙ ДИКТАНТ Внимание ! Н НН Ледя(н,нн)ая фигура Были(н,нн)ый герой Деревя(н,нн)ый дом Ржа(н,нн)ой хлеб Глиня ( н,нн ) ая чашка Авиацио ( н,нн ) ый перелёт Мужестве( н,нн ) ый человек Звери( н,нн ) ый крик
Проверь себя Нет ошибок – 5 1-2 ошибки – 4 3-4 ошибки – 3 5 и более ошибок - 2
Дли( н,нн ) ый Земля( н,нн )ой Стекля( н,нн ) ы й Определи ,в каком облачке все слова пишутсся с НН Карма( н,нн ) ый Гуси( н,нн ) ый Ветре( н,нн ) ый ) Сезо ( н,нн ) ый Степе( н,н ) ый Оловя ( н,нн ) ый
Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию. Кумор Лешек
Предварительный просмотр:
н | нн |
от существительных -ИН- осИНый -АН- кожАНый -ЯН- землЯНой
| от существительных -ЕНН- обедЕННый -ОНН- авиациОННый Запомни! ветрЕНый НО : безветренный |
Запомни! оловЯННый стеклЯННый деревЯННый | от существительных с основой на Н+ -Н- лимоННый барабаННый |
н | нн |
от существительных -ИН- осИНый -АН- кожАНый -ЯН- землЯНой
| от существительных -ЕНН- обедЕННый -ОНН- авиациОННый Запомни! ветрЕНый НО : безветренный |
Запомни! оловЯННый стеклЯННый деревЯННый | от существительных с основой на Н+ -Н- лимоННый барабаННый |
Предварительный просмотр:
Фамилия___________________________________________
1 2 | 4 3 | 5 6 | 8 7 |
Оценка____________
________________________________________________________________________________
Фамилия___________________________________________
1 2 | 4 3 | 5 6 | 8 7 |
Оценка_________
________________________________________________________________________________
Фамилия___________________________________________
1 2 | 4 3 | 5 6 | 8 7 |
Оценка_________
________________________________________________________________________________
Фамилия___________________________________________
1 2 | 4 3 | 5 6 | 8 7 |
Оценка__________
________________________________________________________________________________
Фамилия___________________________________________
1 2 | 4 3 | 5 6 | 8 7 |
Оценка__________
________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока.
Тема моего урока Ни НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных
Форма – Урок – открытие.
Урок входит в систему обучения по УМК под редакцией Бабайцевой и согласуется с предыдущими уроками. По данной теме это первый урок, поэтому я выбрала основные случаи написания орфограммы. На последующих уроках ребята продолжат её изучение и закрепление.
Цели урока:
Образовательная цель заключалась в объяснении орфограммы и способов её обозначения. Старалась, чтобы учащиеся осознанно усвоили новый материал.
Развивающая цель состояла в том, чтобы вызвать интерес к уроку, стремление к познанию нового через нестандартные формы работы.
Использование РК на уроке, на мой взгляд, прививает любовь к родному краю. В этом и заключалась воспитательная цель урока.
Считаю, что все три цели сегодня были достигнуты.
На своём уроке я использовала следующие формы работы:
- Работа над орфоэпией
- Работа со справочной литературой
- Использование КТ, что сделало процесс познания нового более наглядным и интересным, а создание проблемной ситуации способствовало стимулированию выводов и аргументированных ответов.
- Игровые формы работы помогают развивать познавательный интерес.
Структура урока направлена на достижение 100% усвоения нового материала, и, на мой взгляд, логически выдержана. Все учебные моменты связаны между собой .
Я очень люблю свой предмет и стараюсь, чтобы каждый мой урок был интересен для ребят, стараюсь создавать для них ситуацию успеха. Надеюсь, сегодня ребята почувствовали себя настоящими учеными, самостоятельно «открывшими» новое правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Н-НН в суффиксах имен прилагательных"
Целью урока «Н-НН в суффиксах имен прилагательных» является знакомство с правилами написания Н-НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных. Тип урока - изучение нового материала. ...
конспект урока русского языка "н и нн в суффиксах имен прилагательных"
Универсальная разработка урока русского языка в 6 классе. Урок - исследование с применением приемов ТРКМ, ИКТ....
правописание суффиксов имен прилагательных
презентация для обобщающего повторения в 10 классе....
правописание суффиксов имен прилагательных
презентация для обобщающего повторения...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Н и НН в суффиксах имен прилагательных"
Презентация служит формированию навыка написания Н и НН в суффиксах имен прилагательных...
Урок русского языка на тему: "Имя прилагательное. Суффиксы имен прилагательных", 10 класс
Диагностика знаний и умений по теме "Имя прилагательное”...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание суффиксов имён прилагательных (Н и НН в суффиксах прилагательных)"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику Е.А.Быстровой....