Урок по теме "Имя числительное как часть речи" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка в 6 классе "Имя числительное как часть речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Имя числительное как часть речи" | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
Имя числительное как часть речи
6 класс
Цель: познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью.
Задачи:
- Дать представление о разрядах числительных.
- Формировать умение находить числительное среди других слов со значением числа.
- Развивать у учащихся умение обобщать, делать выводы.
- Воспитывать творческие способности учащихся.
I. Подготовка к восприятию нового материала (слайд № 2).
- Выразительно прочитайте стихотворение И. Иртеньева. Скажите, на каких явлениях лексики построено это стихотворение?
Про Семёна
Есть у нас в квартире дядя,
Он известен в доме всем.
У него во лбу семь пядей,
На неделе пятниц семь.
Семимильными шагами
По квартире ходит он,
За семью живет замками,
И зовут его Семён.
- Выпишите фразеологизмы, объясните их значение (при затруднении можно пользоваться фразеологическим словарём).
Во лбу семь пядей - очень умный
На неделе пятниц семь -
Семимильными шагами -
За семью замками -
- На какой вопрос отвечает слово семь? (сколько?)
II. Знакомство с новым материалом.
Тема нашего урока «Имя числительное как часть речи» (слайд №3).
Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!
(По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)
- Прочитайте. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова (слайд № 4).
Вот один, иль единица, очень тонкая, как спица. Тройка – третий из значков – состоит из двух крючков. Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога. Цифра девять, иль девятка, - цифровая акробатка: если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет… (С. Маршак)
Все выделенные слова – это числительные.
2. Чтение теоретического материала на с. 100- 101.
Дайте определение имени числительному.
Имя числительное - самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество предметов или их порядок при счете и отвечающая на вопросы сколько? который?
3. Вспомните и запишите русские пословицы, в которых упоминаются числительные (слайд № 5).
Один ум хорошо, а два ума лучше.
Семь раз отмерь – один отрежь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Двумя ложками кашу не едят.
- На какие разряды делится имя числительное? (слайд № 6).
Имя числительное
количественное порядковое
Необходимо отличать числительное от других самостоятельных частей речи, потому что количество могут обозначать и другие части речи.
4. Рассмотрите таблицу и запишите по одному примеру в тетрадь (слайд №7).
Имя существительное кто? что? тройка лошадей, дружная семёрка | Имя числительное сколько? три товарища семь тетрадей сто дней второй год пятый дом шестой класс третий месяц |
Имя прилагательное какой? какая? какое? семидневный поход, двойная подкладка сотый автомобиль | |
Глагол что сделать? что делать? удвоить усилия, утроить энергию |
-
- Расскажите о постоянных морфологических признаках имени числительного (слайд № 8).
Количественные и порядковые числительные имена числительные бывают:
Простые | Сложные | Составные |
имеют один корень | имеют два и более корней | состоят из двух и более слов |
восемь четвертый | семьдесят двестипятидесятый | тридцать шесть одна пятая |
Дополните таблицу своими примерами (каждому выдается распечатанная таблица).
6. Какова синтаксическая роль имени числительного?
Количественные числительные могут быть любым членом предложения.
Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения (слайд № 9).
На компьютерном столе лежали две дискеты.
Концерт начнется в пять часов.
Я купил шестнадцать роз.
Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определению.
Мне подарили второй том увлекательной книги.
После шестого урока состоится классный час.
7. Выпишите предложения, в которых есть числительные, определите разряд. Сделайте их синтаксический разбор (слайд № 10).
Пернатые часы
Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. По голосам этих птиц можно сверять время.
(По. М. Деменюк)
В четыре - колич. числит., в пятом – порядковое.
8. Знаете ли вы, что…(слайд № 11).
Вес индийского слона достигает 5 тонн, африканского – 7 тонн, рост их 3 - 5 метров.
Кедр начинает давать плоды в 30 лет и каждые 6 лет до самой старости даёт свои орешки.
У краба 10 ног. 2 передние заканчиваются мощными клешнями. Остальные служат ему для того, что плавать и бегать боком по песку.
III. Подведение итогов урока. (слайд № 12).
- Что такое числительное?
- Все ли слова со значением счета являются числительными?
- Какие разряды имени числительного вы узнали?
- Какими могут быть числительные по строению?
- Какова синтаксическая роль имени числительного?
IV. Домашнее задание (тексты распечатаны).
Лингвистическая сказка.
Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи – эта самая молодая.
А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.
- Кто за это предложение, прошу поднять руку,- сказал Председатель.- Существительное, подсчитайте количество голосов.
- Кто-то крикнул: «Много!», и существительное подхватило:
- Много!
- Вы не считали! Или вы не хотите считать?
- Товарищ Председатель, - вступился Глагол, -существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.
- Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.
- Числительное!!! – хором выдохнул зал.
Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.
В. Волина
На основе лингвистической сказки написать сочинение – миниатюру «Эта важная часть речи…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока «Мировой океан и его части», 6 класс
В учебном плане на изучение географии в 6 классе отводится всего 1 час вместо 2 часов. Предлагаемый проект рассчитан на 1 час аудиторного занятия (45 минут) с достаточно интенсивным темп...
Урок «Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные»в 6 классе
Урок с использованием ЭОР...
урок по теме "числительные" в 3-ем классе
урок по теме " числительные " в 3-ем классе...
Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"
Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...
План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».
Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....
Урок по теме "Числительное как часть речи"
Урок по теме "Числительное как часть речи" в 6 классе по учебнику Ладыженской, построен по ФГОС....
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные" представляет собой разработку перв...