Открытый урок по теме «Имя числительное как часть речи» 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Цель: познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью.
Задачи:
- Дать представление о разрядах числительных.
- Формировать умение находить числительное среди других слов со значением числа.
- Развивать у учащихся умение обобщать, делать выводы.
- Воспитывать творческие способности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chislitelnye_kak_chast_rechi.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
16.02.2015
Тема: Имя числительное как часть речи
Цель: познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью.
Задачи:
- Дать представление о разрядах числительных.
- Формировать умение находить числительное среди других слов со значением числа.
- Развивать у учащихся умение обобщать, делать выводы.
- Воспитывать творческие способности учащихся.
Виды УУД:
- Личностные: развивать умение осуществлять коллективную постановку новых учебных целей, задач; формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- Регулятивные: развивать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей , умение систематизировать информационные материалы в виде схемы, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- Познавательные: формировать навык построения логических рассуждений, включающих причинно-следственные связи; развитие способности осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- Коммуникативные: развивать умение формулировать собственное мнение, умение учитывать различные мнения и интересы, представлять собственную позицию, умение адекватно использовать речь и речевые средства общения, умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности
I. Подготовка к восприятию нового материала (слайд № 1).
Прослушайте стихотворение О.Высотской «Веселая грамматика»
Существительное школа,
Просыпается – глагол
С прилагательным- веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное - семь
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем…
- Какую часть речи, прозвучавшую в этом стихотворении, мы не изучали?
2. Выразительно прочитайте стихотворение И. Иртеньева. Скажите, на каких явлениях лексики построено это стихотворение?
Про Семёна
Есть у нас в квартире дядя,
Он известен в доме всем.
У него во лбу семь пядей,
На неделе пятниц семь.
Семимильными шагами
По квартире ходит он,
За семью живет замками,
И зовут его Семён.
3. Выпишите фразеологизмы, объясните их значение (при затруднении можно пользоваться фразеологическим словарём).
Во лбу семь пядей - очень умный
На неделе пятниц семь -
Семимильными шагами -
За семью замками -
-На какой вопрос отвечает слово семь? (сколько?)
Как вы думаете. Какая тема нашего урока?
II. Знакомство с новым материалом.
Тема нашего урока «Имя числительное как часть речи» (слайд №2).
Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употребления в речи числительные занимают 8-е место. Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любого количества!
(По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)
1.Прочитайте. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова (слайд № 3).
Вот один, иль единица, очень тонкая, как спица. Тройка – третий из значков – состоит из двух крючков. Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога. Цифра девять, иль девятка, - цифровая акробатка: если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет… (С. Маршак)
Все выделенные слова – это числительные.
2. Чтение теоретического материала по учебнику
Дайте определение имени числительному.
Имя числительное - самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество предметов или их порядок при счете и отвечающая на вопросы сколько? который?
3. Вспомните и запишите русские пословицы, в которых упоминаются числительные
(слайд № 4).
Один ум хорошо, а два ума лучше.
Семь раз отмерь – один отрежь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Двумя ложками кашу не едят.
- На какие разряды делится имя числительное? (слайд № 5).
Имя числительное
количественное порядковое
Необходимо отличать числительное от других самостоятельных частей речи, потому что количество могут обозначать и другие части речи.
4. Рассмотрите таблицу и запишите по одному примеру в тетрадь (слайд №6).
Имя существительное кто? что? тройка лошадей, дружная семёрка | Имя числительное сколько? три товарища семь тетрадей сто дней второй год пятый дом шестой класс третий месяц |
Имя прилагательное какой? какая? какое? семидневный поход, двойная подкладка сотый автомобиль | |
Глагол что сделать? что делать? удвоить усилия, утроить энергию |
Расскажите о постоянных морфологических признаках имени числительного (слайд № 7).
Количественные и порядковые числительные имена числительные бывают:
Простые | Сложные | Составные |
имеют один корень | имеют два и более корней | состоят из двух и более слов |
восемь четвертый | семьдесят двестипятидесятый | тридцать шесть одна пятая |
Дополните таблицу своими примерами (каждому выдается распечатанная таблица).
5. Какова синтаксическая роль имени числительного?
Количественные числительные могут быть любым членом предложения.
Запомните, что сочетание количественного числительного с существительным является одним членом предложения (слайд № 8).
На компьютерном столе лежали две дискеты.
Концерт начнется в пять часов.
Я купил шестнадцать роз.
Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определению.
Мне подарили второй том увлекательной книги.
После шестого урока состоится классный час.
6. Выпишите предложения, в которых есть числительные, подчеркните их (слайд № 9).
Родная Хакасия.
Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири в левобережной части бассейна реки Енисей, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины. Протяженность с севера на юг – 460 км, с запада на восток (в наиболее широкой части) – 200 км. Климат резко континентальный, с сухим жарким летом и холодной малоснежной зимой. Средняя температура воздуха июля +17,9°С, января –18,9°С. Количество солнечных дней в республике значительно выше, чем в соседних регионах.В республике более 500 озер, рек и мелких речушек. Общая протяженность рек – 8 тыс. км.Площадь Республики Хакасия 61 900 км2. Это 0,4 % от территории Российской Федерации. Расстояние от столицы Республики Хакасия – города Абакана до Москвы составляет 4218 км
III. Подведение итогов урока. (слайд № 11).
- Что такое числительное?
- Все ли слова со значением счета являются числительными?
- Какие разряды имени числительного вы узнали?
- Какими могут быть числительные по строению?
- Какова синтаксическая роль имени числительного?
Ответьте на вопросы:
- Сколько лет жили старик со старухой в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке»?
- Сколько пятниц на неделе у человека , легко и часто меняющего свои решения?
- Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?
- Сколько коробов можно наврать?
- Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать?
- Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?
IV. Домашнее задание (тексты распечатаны).
Лингвистическая сказка.
Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи – эта самая молодая.
А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.
- Кто за это предложение, прошу поднять руку,- сказал Председатель.- Существительное, подсчитайте количество голосов.
- Кто-то крикнул: «Много!», и существительное подхватило:
- Много!
- Вы не считали! Или вы не хотите считать?
- Товарищ Председатель, - вступился Глагол, -существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.
- Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.
- Числительное!!! – хором выдохнул зал.
Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.
В. Волина
На основе лингвистической сказки написать сочинение – миниатюру «Эта важная часть речи…».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Открытый урок по теме
«Имя числительное как часть речи»
6 класс
Подготовила и провела: Грущенко М.В.
Абакан - 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Имя числительное как часть речи" 6 класс
Урок русского языка в 6 классе "Имя числительное как часть речи"...
Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"
Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...
Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи"
Данный конспект урока поможет учителю-языковеду сформироавать у учащихся понятие об имени числительном, а также познакомить их с разрядами числительного...
Технологическая карта урока (ФГОС) Тема «Имя числительное как часть речи. Повторение и обобщение»
Технологическая карта урока (ФГОС)Тема «Имя числительное как часть речи. Повторение и обобщение»...
Урок по теме Имя числительное как часть речи
Урок по теме Имя числительное как часть речи. 6 класс...
Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи". 6 класс
Конспект урока по теме: «Имя числительное как часть речи» с использованием элементов технологии критического мышления. 6 класс ...
Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"
Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...