Сценарий урока по теме "Имя прилагательное как часть речи" (5 класс)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий открытого урока
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Тема: «Имя прилагательное как часть речи»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
- деятельностная: закрепить знания об имени прилагательном как части речи, вспомнить морфологические признаки прилагательных, показать их роль в предложении, в тексте, обратить внимание на орфограммы, характерные для прилагательного;
- содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов;
- образовательные: учащиеся должны знать определение прилагательного, морфологические и синтаксические признаки прилагательного;
- развивающие: учащиеся должны уметь формулировать определение прилагательного, распознавать прилагательное среди других частей речи;
- воспитательные: воспитание интереса к предмету и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову, атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые результаты обучения
Предметные: уметь находить прилагательные в тексте, определять его грамматические признаки.
Метапредметные:
Регулятивные: целеполагание – самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планирование собственной деятельности, определение средства для ее осуществления; прогнозирование результата и уровня освоения знаний.
Познавательные: закреплять навыки и умения распознавания прилагательных среди других частей речи.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
Личностные: формировать внимательность и аккуратность в выполнении упражнений; требовательное отношение к себе и своей работе.
Оборудование:
- для учителя: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал (карточки с заданиями для учащихся);
- для ученика: рабочая тетрадь, учебник, вырезанные из бумаги березовые листочки красного, зеленого и желтого цветов, таблички с надписью «ДА», «НЕТ», схема-алгоритм.
Сценарий урока
Этапы урока | Слайд | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | 1 | Приветственное слово учителя - Доброе утро, дорогие ребята! Присаживайтесь! - Ребята, у меня сегодня замечательное настроение. Я хочу с вами им поделиться! Меня зовут Оксана Мурмановна, я сегодня проведу урок русского языка. А для того, чтобы узнать, какое настроение у вас, нужно выбрать стикер с листочком, который соответствует вашему настроению, прикрепите его на дневник). - Для того, чтобы мы плодотворно поработали, я вас попрошу пользоваться правилом «Одной руки» (на доске прикреплена), с места не выкрикиваем. Откроем тетради и запишем число. Какое сегодня число? Первое марта! | Проверяют наличие на парте необходимых для урока русского языка принадлежностей, выбирают стекер с соответствующим цветом, записывают в тетрадь число (дети подсказывают, какое число). | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация ученика. |
Актуализация знаний, создание ситуации успеха | 2 - 10 | - Ребята, а что вы можете сказать о сегодняшнем дне? Как бы вы описали сегодняшний день? Какой он? Запишите в тетрадь. Поздравляю вас с первым днем весны! - Ребята, а с чем у вас ассоциируется весна? Какие изменения в природе происходят весной? - А теперь посмотрите на экран. (показ слайдов) - Где мы виртуально побывали с вами? - Что объединяет все эти картины? - Почему березе посвящается так много картин? (береза – это символ России) - С помощью чего художники так разнообразно описали березу? - Какой вы увидели березу? Запишите в тетради (и на доске). Высокая, стройная, красивая… - Слова какой части речи вы сейчас назвали? - Что они обозначают? | Дети подбирают имена прилагательные, которыми можно охарактеризовать сегодняшний день. Дети смотрят слайды, понимая, что перед ними березовый лес (картинная галерея) и что с помощью красок, разных цветов художник описывает картину). Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. Опираясь на ранее полученные знания, учащиеся объясняют, какие слова они подбирали, чтобы описать день и березу, а также значение этих слов.
| Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: понимание причин успеха в учебной деятельности. |
Постановка учебной задачи, мотивация учебной деятельности учащихся | 13 -14 | Вопрос учителя: - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? -В каком разделе РЯ изучается эта часть речи? -Что изучает морфология? - Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (Имя прилагательное как часть речи) Записали тему урока. - Ребята, что есть у каждой части речи? (вопросы, значение, морфологические и синтаксические признаки) - Сегодня мы повторим все, что знаем об имени прилагательном и научимся определять морфологические и синтаксические признаки. - Для того, чтобы описать сегодняшний день вы использовали прилагательные. Для чего нужны прил.? | Предполагаемые ответы учащихся: Учащиеся формулируют тему урока («Имя прилагательное как часть речи»). Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: понимание и осмысление информации, поиск пути решения. Личностные: установка на поиск решения учебных затруднений. Регулятивные: определение границ собственного знания/незнания, контроль и оценка процессов результатов деятельности. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
Актуализация знаний (построение проекта выхода из затруднения) | 15 - 19 | Вопрос учителя: - Мы знаем, что художники пишут картины красками, композиторы – звуками. Сейчас, подбирая определения к словам, мы попытались украсить берёзку и день сегодняшний. Только ли художники и композиторы обращались к образу березы? Еще и поэты. А как это делают поэты? (словом). Я для вас приготовила стихотворение Александра Андреевича Прокофьева. Но, к сожалению, пока я к вам на урок ехала, слова из текста потерялись. Посмотрите, что получилось: Люблю березку …………, То ………, то ………, В ……………. сарафанчике, С платочками в карманчиках, С …………. застежками, С …………. сережками. Люблю ее ……….., ……………, …………, То ……….., …………., То ……….., ………… . – Ребята, понятно, о чем идет речь? Мы можем ее представить? – А почему? Чего здесь не хватает? - Попробуем восстановить этот текст. Ребята, вы сейчас работаете в парах. А это значит, что вы должны помогать друг другу, советоваться друг с другом. Когда сделаете, поднимите руки. Я буду знать, что пара готова. Посмотрите, справитесь с заданием? Не приступая к работе, оцените свою деятельность. (Пробуйте подставлять слова - помощники. Работаем на карточках! «Одна голова – хорошо, а 2 лучше!» Приложение 1 Обратите внимание, будут ли меняться формы слов-помощников? - Когда вы подставляли слова, вы их изменяли или оставляли такими, какие они есть? Изменяли, потому что зависит от сущ., живут в согласии, согласуются) Прилагательное должно следовать за существительным, как ниточка за иголочкой. Посмотрим, что получилось? (по порядку читают по строчке) Проверим, как автор распределил эти прилагательные? Люблю березку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми сережками, С зелеными застежками. Люблю ее нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. Напишите, сколько прилагательных у вас совпало с авторским текстом. И обозначьте исходя из этого ваш результат! Есть такие, кому легко было справиться с этим заданием? - Чем эти тексты отличаются друг от друга? - Какова тема и главная мысль стихотворения? Главная мысль – (в каком слове главная мысль содержится?) в слове «люблю», показать красоту русской березы. - Как же поэты описывают березу? Что они используют? - Какие прилагательные помогают описать березу так, чтобы мы смогли представить ее образ? - Эти слова в каком значении употреблены? (переносном) - Как называются такие слова? (это эпитет, худож. определение, придает образность). В переводе с греческого «прил». – это эпитет. - С помощью эпитетов мы что можем сделать? (Сделать речь богатой, точной, понятной, образной, живой.) - Ребята, вернемся к нашему стихотворению и внимательно вглядимся в прилагательные как в часть речи. Что о каждом из них мы можем сказать? Определим морфологические признаки (РЧП) у прил. Как это сделать? (по сущ.) 1 ученик у доски: Березку русскую – ед.ч., ж.р., В.п. 2 ученик у доски: В белом сарафанчике (ед.ч., П.п., м.р.), 3 ученик у доски: С зелеными застежками (мн.ч., Т.п. – р.) - Что еще можно у прилагательных определить? Еще один кит остался без внимания (синт. функцию) Подчеркнем прил. как ЧП? (Определение) - Может быть другой ЧП? (сказуемое, если краткая форма). - Ребята, а если бы вдруг прилагательные исчезли, мы бы смогли без них обойтись? Какой наша речь будет без прилагательных? Где они нам могут пригодиться? На каких уроках? | Учащиеся работают в парах с текстом, пытаясь вставить прилагательные в стихотворение. Оценивают свою работу. Проверяют работу, определяют морфологические и синтаксические признаки. Сравнивают тексты, высказывают свое мнение. | Познавательные: умение представлять результаты своей работы по предложенному плану; Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, организация и планирование учебного сотрудничества с учителем. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Физкультминутка | 20 | Учитель читает учащимся стихотворение, включающее прилагательные, а ученики, услышав прилагательное, ловят его. | Учащиеся выполняют упражнения. | |
Применение знаний и умений | 21-23 | - Ребята, предлагаю вам следующее задание. Вам необходимо выписать только те словосочетания, которые бы подходят к описанию березы. Какие словосочетания вы выписали? - А сейчас, ребята, объединяемся в группы и как писатели попробуем создать свой рассказ о березе. Садимся так, чтобы вас было видно! Спиной не садимся к доске! Поднимите руки, чтобы я увидела, что вы команда! Из данных словосочетаний составить небольшой рассказ (5 предложений) о березе по плану. Обратите внимание, что план представлен вопросами. Ваша задача переделать вопросительные предложения плана в повествовательные. Распределите роли в вашей команде. И на начало работы выше участие (как думаете, вы насколько поможете команде?) Это совместный труд, поэтому работаем дружно! Закончите – ручки вверх! Записать текст на березке. Приложение 2
План:
- Посмотрим, что у нас получилось? (читают свои тексты 1 команда) - Почему березу называют русской красавицей? (символ России) - Как мы озаглавим этот рассказ? (береза). Остальные работы проверены будут обязательно, а пока я ваши березки прикреплю на доску. | Учащиеся выполняют упражнение в группах. Обсуждение полученных текстов. | Познавательные: применение знаний на других учебных задачах. Личностные: умение работать в группе, ориентироваться в социальных ролях, установление связи между членами группы, оценивание успешности своей деятельности. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменном виде. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
Этап контроля. Самостоятельная работа и повторение | 24 | Учитель предлагает выполнить учащимся самостоятельную работу для определения уровня усвоения материала. Затем осуществляется проверка. Поднимаем табличку «да» или «нет». Ребята, у вас на столе лежат таблички. Нам они сейчас пригодятся. Возьмите их! Если по вашему мнению утверждение, которое я называю, верное, вы поднимаете – «да», если не верное – «нет»!
- Давайте вспомним, что мы узнали об имени прилагательном? У вас есть схемы-алгоритм, которую мы сейчас заполним. Заполняем вместе со мной!!! | Учащиеся выполняют самостоятельно предложенную учителем работу, затем осуществляют проверку. Составляют схему-алгоритм вместе учителем, затем проговаривают, составляя связный текст. | Познавательные: применение знаний о прилагательном для выполнения самостоятельной работы. Личностные: формирование адекватной самооценки. Регулятивные: умение самостоятельно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
Информация о домашнем задании | Учитель назначает и объясняет домашнее задание, которое носит дифференцированный характер. Приложение 3. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. | ||
Рефлексия (подведение итогов урока) | 25-27 | Учитель подводит итоги работы групп и класса в целом. -Ребята, у каждого из вас есть березовые листочки, к которым вы уже обращались в самом начале урока. Я прошу выбрать тот, который соответствует вашему настроению сейчас. Выбрали? А теперь напишите на нем 1 прилагательное, относящееся к березе. Я отправляю лист с березкой, а вы приклеиваете свой листочек на березку. Посмотрите, какие березы у нас получилась! Настоящие русские красавицы! Ребята, получилась целая березовая роща!!!
Без берёзы не мыслю России, – Так светла по-славянски она, Что, быть может, в столетья иные От берёзы – вся Русь рождена… Олег Шестинский Я благодарю вас за хорошую работу на уроке и желаю успехов в будущем! Пусть всегда у вас будет яркое и искрящееся настроение! | Учащиеся оценивают собственную деятельность и деятельность класса в целом, высказывают мнение о проведенном уроке. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности и деятельности класса при открытии нового знания. |
Приложение 1:
Впишите слова – помощники в стихотворение
Текст | Слова - помощники | ||
Люблю березку …………, То ………, то ………, В ……………. сарафанчике, С платочками в карманчиках, С …………. застежками, С …………. сережками. Люблю ее ……….., ……………, …………, То ……….., …………., То ……….., ………… . | Русская Грустная Светлая Зеленая Белая Ясная Кипучая Грустная Плакучая Красивая Родная ненаглядная нарядная | ||
Оцените себя | |||
До выполнения задания | После выполнения задания | ||
1 ученик | 2 ученик | 1 ученик | 2 ученик |
Легко справлюсь Постараюсь справиться Не смогу справиться | Легко справлюсь Постараюсь справиться Не смогу справиться | Легко справился Справился с затруднениями Не справился | Легко справился Справился с затруднениями Не справился |
Количество прилагательных, которые совпали |
Приложение 2:
- Где растет береза?
- Какая береза (описать ствол, листочки и сережки)?
- Чьи «домики» располагаются на березе?
- Каково отношение к березе?
- Как называют березу?
Роли | ФИ ученика | Оцените ваше участие в группе на | |
начало работы | окончание работы | ||
Секретарь (тот, кто записывает рассказ) | |||
Корректор (тот, кто следит за грамотностью того, кто пишет) | |||
Учетчик (тот, кто учитывает, все ли пункты плана соблюдены) | |||
Контролер (тот, кто контролирует использование всех нужных словосочетаний) | |||
Работал активно ! Работал не в полную силу + Не помогал совсем ? |
Приложение 3:
Домашнее задание (на выбор любое задание)
Задание 1:
Ребята, все слова перепутались в тесте! Вам необходимо составить рассказ из слов и словосочетаний, которые вы видите. Запишите его в тетрадь.
в березовой роще! Как приятна прогулка
склонив к земле ветви. Любит наш народ
Словно застенчивые девчонки, свою веселую красавицу!
стоят стройные деревья,
Найдите прилагательные, укажите морфологические признаки (подпишите над словом) и синтаксическую функцию (подчеркните в тексте) прилагательных.
Задание 2:
Найдите прилагательные, укажите морфологические признаки (подпишите над словом) и синтаксическую функцию (подчеркните в тексте) прилагательных.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок-закрепление "Имя прилагательное как часть речи" 5класс
Данный урок представляет собой проверку знаний учащихся 5 класса об имени прилагательном, которые они получили в начальной школе.Обобщающий урок-повторение пройденного материала за курс начальн...
Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".
Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке....
Имя прилагательное как часть речи (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)...
Имя прилагательное как часть речи. Особенности употребления имени прилагательного в речи.
ОТКРЫТЫЙ УРОК...
Урок русского языка в 5 классе на тему "Имя прилагательное как часть речи. Роль имени прилагательного в речи"
Урок "открытия новых знаний"...
Сценарий урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" . 5 класс.
Материал можно использовать для открытого урока на тему "Имя прилагательное как часть речи" в 5 классе....