Сценарий урока по теме "Имя прилагательное как часть речи" (5 класс)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Татьяненко Оксана Мурмановна

Сценарий урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий урока271.02 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого урока

Предмет:  Русский язык

Класс:    5

Тема: «Имя прилагательное как часть речи»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

- деятельностная: закрепить знания об имени прилагательном как части речи, вспомнить морфологические признаки прилагательных, показать их роль в предложении, в тексте, обратить внимание на орфограммы, характерные для прилагательного;

- содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов;

- образовательные: учащиеся должны знать определение прилагательного, морфологические и синтаксические признаки прилагательного;

- развивающие: учащиеся должны уметь формулировать определение прилагательного, распознавать прилагательное среди других частей речи;

- воспитательные: воспитание интереса к предмету и уважения к родному языку, ценностного отношения к слову, атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты обучения

Предметные: уметь находить прилагательные в тексте, определять его грамматические признаки.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание – самостоятельно ставить новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном; планирование собственной деятельности, определение средства для ее осуществления; прогнозирование результата и уровня освоения знаний.

Познавательные: закреплять навыки и умения распознавания прилагательных среди других частей речи.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

Личностные: формировать внимательность и аккуратность в выполнении упражнений; требовательное отношение к себе и своей работе.

Оборудование:

- для учителя: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал (карточки с заданиями для учащихся);

- для ученика: рабочая тетрадь, учебник,  вырезанные из бумаги березовые листочки красного, зеленого и желтого цветов, таблички с надписью «ДА», «НЕТ», схема-алгоритм.

Сценарий урока

Этапы урока

Слайд

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент

1

Приветственное слово учителя

- Доброе утро, дорогие ребята! Присаживайтесь!

- Ребята, у меня сегодня замечательное настроение. Я хочу с вами им поделиться! Меня зовут Оксана Мурмановна, я сегодня проведу урок русского языка. А для того, чтобы узнать, какое настроение у вас, нужно выбрать стикер с листочком, который соответствует вашему настроению, прикрепите его на дневник).

- Для того, чтобы мы плодотворно поработали, я вас попрошу пользоваться правилом «Одной руки» (на доске прикреплена), с места не выкрикиваем. Откроем тетради и запишем число. Какое сегодня число? Первое марта!

Проверяют наличие на парте необходимых для урока русского языка принадлежностей, выбирают стекер с соответствующим цветом, записывают в тетрадь число (дети подсказывают, какое число).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация ученика.

Актуализация знаний, создание ситуации успеха

2 - 10

- Ребята, а что вы можете сказать о сегодняшнем дне? Как бы вы описали сегодняшний день? Какой он?  Запишите в тетрадь. Поздравляю вас с первым днем весны!

- Ребята, а с чем у вас ассоциируется весна? Какие изменения в природе происходят весной?

- А теперь посмотрите на экран.  (показ слайдов)

- Где мы виртуально побывали с вами?

- Что объединяет все эти картины?

- Почему березе посвящается так много картин? (береза – это символ России)

- С помощью чего художники так разнообразно описали березу?

- Какой вы увидели березу? Запишите в тетради (и на доске). Высокая, стройная, красивая…

- Слова какой части речи вы сейчас назвали?

- Что они обозначают?

Дети подбирают имена прилагательные, которыми можно охарактеризовать сегодняшний день.

Дети смотрят слайды, понимая, что перед ними березовый лес (картинная галерея) и что с помощью красок, разных цветов художник описывает картину).

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Опираясь на ранее полученные знания, учащиеся объясняют, какие слова они подбирали, чтобы описать день и березу, а также значение этих слов.

 

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: понимание причин успеха в учебной деятельности.

Постановка учебной задачи, мотивация учебной деятельности учащихся

13 -14

Вопрос учителя:

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? 

-В каком разделе РЯ изучается  эта часть речи?

-Что изучает морфология?

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (Имя прилагательное как часть речи) Записали тему урока.

- Ребята, что есть у каждой части речи? (вопросы, значение, морфологические и синтаксические признаки)

- Сегодня мы повторим все, что знаем об имени прилагательном и научимся определять морфологические и синтаксические признаки.

- Для того, чтобы описать сегодняшний день вы использовали прилагательные. Для чего нужны прил.?

Предполагаемые ответы учащихся:

Учащиеся формулируют тему урока («Имя прилагательное как часть речи»). Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: понимание и осмысление информации, поиск пути решения.

Личностные: установка на поиск решения учебных затруднений.

Регулятивные: определение границ собственного знания/незнания, контроль и оценка процессов результатов деятельности.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Актуализация знаний (построение проекта выхода из затруднения)

15 - 19

Вопрос учителя:

- Мы знаем, что художники пишут картины красками, композиторы – звуками. Сейчас, подбирая определения к словам, мы попытались украсить берёзку и день сегодняшний. Только ли художники и композиторы обращались к образу березы? Еще и поэты. А как это делают поэты? (словом). Я для вас приготовила стихотворение Александра Андреевича Прокофьева. Но, к сожалению, пока я к вам на урок ехала, слова из текста потерялись. Посмотрите, что получилось:  

Люблю березку …………,

То ………, то ………,

В ……………. сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С …………. застежками,

С …………. сережками.

Люблю ее ………..,

……………,  …………,

То ………..,  ………….,

То ……….., ………… .

– Ребята, понятно, о чем идет речь? Мы можем ее представить?

– А почему? Чего здесь не хватает?

- Попробуем восстановить этот текст.

Ребята, вы сейчас работаете в парах. А это значит, что вы должны помогать друг другу, советоваться друг с другом. Когда сделаете, поднимите руки. Я буду знать, что пара готова. Посмотрите, справитесь с заданием? Не приступая к работе, оцените свою деятельность. (Пробуйте подставлять слова - помощники. Работаем на карточках! «Одна голова – хорошо, а 2 лучше!» Приложение 1

Обратите внимание, будут ли меняться формы слов-помощников?

- Когда вы подставляли слова, вы их изменяли или оставляли такими, какие они есть? Изменяли, потому что зависит от сущ., живут в согласии, согласуются) Прилагательное должно следовать за существительным,  как ниточка за иголочкой.

Посмотрим, что получилось? (по порядку читают по строчке)

Проверим, как автор распределил эти прилагательные?  

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми сережками,

С зелеными застежками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Напишите, сколько прилагательных у вас совпало с авторским текстом. И обозначьте исходя из этого ваш результат! Есть такие, кому легко было справиться с этим заданием?

- Чем эти тексты отличаются друг от друга?

- Какова тема и главная мысль стихотворения?
Тема –  русская береза.    

 Главная мысль – (в каком слове главная мысль содержится?) в слове «люблю», показать красоту русской березы.

- Как же поэты описывают березу? Что они используют?

- Какие прилагательные помогают описать березу так, чтобы мы смогли представить ее образ?

- Эти слова в каком значении употреблены? (переносном)

- Как называются такие слова? (это эпитет, худож. определение, придает образность).

В переводе с греческого «прил». – это эпитет.

- С помощью эпитетов мы что можем сделать? (Сделать речь богатой, точной, понятной, образной, живой.)

- Ребята, вернемся к нашему стихотворению и внимательно вглядимся в прилагательные как в часть речи. Что о каждом из них мы можем сказать?  

Определим морфологические признаки (РЧП) у прил. Как это сделать? (по сущ.)

 1 ученик у доски: Березку русскую – ед.ч., ж.р., В.п.

2 ученик у доски: В белом  сарафанчике (ед.ч., П.п., м.р.),

3 ученик у доски: С зелеными застежками (мн.ч., Т.п. – р.)

- Что еще можно у прилагательных определить? Еще один кит остался без внимания  (синт. функцию) Подчеркнем прил. как ЧП? (Определение)

- Может быть другой ЧП? (сказуемое, если краткая форма).

- Ребята, а если бы вдруг прилагательные исчезли, мы бы смогли без них обойтись? Какой наша речь будет без прилагательных? Где они нам могут пригодиться? На каких уроках?

Учащиеся работают в парах с текстом, пытаясь вставить прилагательные в стихотворение. Оценивают свою работу. Проверяют работу, определяют морфологические и синтаксические признаки. Сравнивают тексты, высказывают свое мнение.

Познавательные:  умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;

Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, организация и планирование учебного сотрудничества с учителем.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Физкультминутка

20

Учитель читает учащимся стихотворение, включающее прилагательные, а ученики, услышав прилагательное, ловят его.

Учащиеся выполняют упражнения.

Применение знаний и умений

21-23

- Ребята, предлагаю вам следующее задание. Вам необходимо выписать только те словосочетания, которые бы подходят к описанию березы.

Какие словосочетания вы выписали?

- А сейчас, ребята, объединяемся в группы и как писатели попробуем создать свой рассказ о березе. Садимся так, чтобы вас было видно! Спиной не садимся к доске! Поднимите руки, чтобы я увидела, что вы команда!

Из данных словосочетаний составить небольшой рассказ (5 предложений) о березе по плану. Обратите внимание, что план представлен вопросами. Ваша задача переделать вопросительные предложения плана в повествовательные.

Распределите роли в вашей команде. И на начало работы выше участие (как думаете, вы насколько поможете команде?) Это совместный труд, поэтому работаем дружно! Закончите – ручки вверх! Записать текст на березке.

Приложение 2

        

План:    

  1. Где растет береза?
  2. Какая береза (описать ствол, листочки и сережки)?
  3. Чьи «домики» располагаются на березе?
  4. Каково отношение к березе?
  5. Как называют березу?

- Посмотрим, что у нас получилось? (читают свои тексты 1 команда)

- Почему березу называют русской красавицей? (символ России)

- Как мы озаглавим этот рассказ? (береза). Остальные работы проверены будут обязательно, а пока я ваши березки прикреплю на доску.

Учащиеся выполняют упражнение в группах. Обсуждение полученных текстов.

Познавательные: применение знаний на других учебных задачах.

Личностные: умение работать в группе, ориентироваться в социальных ролях, установление связи между членами группы,

оценивание успешности своей деятельности.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменном виде.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Этап контроля.

Самостоятельная работа и повторение

24

Учитель предлагает выполнить учащимся самостоятельную работу для определения уровня усвоения материала. Затем осуществляется проверка.

Поднимаем табличку «да» или «нет».

Ребята, у вас на столе лежат таблички. Нам они сейчас пригодятся. Возьмите их! Если по вашему мнению утверждение, которое я называю, верное, вы поднимаете – «да», если не верное – «нет»!

  1. Прилагательное – часть речи, которая обозначает предмет
  2. Прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета
  3. Прилагательное изменяется по числам, падежам и склонениям
  4. Прилагательное согласуется с глаголом
  5. Прилагательное согласуется с именем существительным
  6. Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? чей?
  7. Имена прилагательные не могут иметь краткой формы
  8. Прилагательное может иметь краткую форму
  9. Краткие прилагательные отвечают на вопрос кто? что?
  10. Краткие прилагательные отвечают на вопрос Каков? Какова? Каково? Каковы?
  11. Имена прилагательные изменяются по родам (в ед.ч.), числам и падежам
  12. В предложении прилагательное может быть определением или сказуемым
  13. Имя прилагательное изучается в разделе фонетика
  14. Имя прилагательное изучается в разделе морфология.

- Давайте вспомним, что мы узнали об имени прилагательном? У вас есть схемы-алгоритм, которую мы сейчас заполним. Заполняем вместе со мной!!!

Учащиеся выполняют самостоятельно предложенную учителем работу, затем осуществляют проверку.

Составляют схему-алгоритм вместе  учителем, затем проговаривают, составляя связный текст.

Познавательные: применение знаний о прилагательном для выполнения самостоятельной работы.

Личностные: формирование адекватной самооценки.

Регулятивные:

умение самостоятельно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Информация о домашнем задании

Учитель назначает и объясняет домашнее задание, которое носит дифференцированный характер. Приложение 3.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Рефлексия (подведение итогов урока)

25-27

Учитель подводит итоги работы групп и класса в целом.

-Ребята, у каждого из вас есть березовые листочки, к которым вы уже обращались в самом начале урока.  Я прошу выбрать тот, который соответствует вашему настроению сейчас. Выбрали? А теперь напишите на нем 1 прилагательное, относящееся к березе. Я отправляю лист с березкой, а вы приклеиваете свой листочек на березку.

Посмотрите, какие  березы у нас получилась! Настоящие русские красавицы! Ребята, получилась целая березовая роща!!!

                                                       

 Без берёзы не мыслю России, – 

  Так светла по-славянски она,

  Что, быть может, в столетья иные

  От берёзы – вся Русь рождена…

Олег Шестинский

Я благодарю вас за хорошую работу на уроке и  желаю успехов в будущем! Пусть всегда у вас будет яркое и искрящееся  настроение!

Учащиеся оценивают собственную деятельность и деятельность класса в целом, высказывают мнение о проведенном уроке.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности и деятельности класса при открытии нового знания.

Приложение 1:

Впишите слова – помощники в стихотворение

Текст

Слова - помощники

Люблю березку …………,

То ………, то ………,

В ……………. сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С …………. застежками,

С …………. сережками.

Люблю ее ………..,

……………,  …………,

То ………..,  ………….,

То ……….., ………… .

Русская

Грустная

Светлая

Зеленая

Белая

Ясная

Кипучая

Грустная

Плакучая

Красивая

Родная

ненаглядная

нарядная

Оцените себя

До выполнения задания

После выполнения задания

1 ученик

2 ученик

1 ученик

2 ученик

Легко справлюсь

Постараюсь справиться

Не смогу справиться

Легко справлюсь

Постараюсь справиться

Не смогу справиться

Легко справился

Справился с затруднениями

Не справился

Легко справился

Справился с затруднениями

Не справился

Количество прилагательных, которые совпали

Приложение 2:

  1. Где растет береза?
  2. Какая береза (описать ствол, листочки и сережки)?
  3. Чьи «домики» располагаются на березе?
  4. Каково отношение к березе?
  5. Как называют березу?

Роли

ФИ ученика

Оцените ваше участие в группе на

начало работы

окончание работы

Секретарь

(тот, кто записывает рассказ)

Корректор

(тот, кто следит за грамотностью того, кто пишет)

Учетчик

(тот, кто учитывает, все ли пункты плана соблюдены)

Контролер

(тот, кто контролирует использование всех нужных словосочетаний)

Работал активно      !

Работал не в полную силу    +

Не помогал совсем         ?

http://fs00.infourok.ru/images/doc/217/247523/img4.jpg

Приложение 3:

       Домашнее задание (на выбор любое задание)

Задание 1:

Ребята, все слова перепутались в тесте! Вам необходимо составить рассказ из слов и словосочетаний, которые вы видите. Запишите его в тетрадь.

в березовой роще!     Как приятна прогулка

склонив к земле ветви.      Любит наш народ

Словно застенчивые девчонки,     свою веселую красавицу!

стоят стройные деревья,

Найдите прилагательные, укажите морфологические признаки (подпишите над словом)  и  синтаксическую функцию (подчеркните в тексте) прилагательных.

Задание 2:

Найдите прилагательные, укажите морфологические признаки (подпишите над словом)  и  синтаксическую функцию (подчеркните в тексте) прилагательных.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок-закрепление "Имя прилагательное как часть речи" 5класс

Данный урок представляет собой проверку знаний учащихся 5 класса об имени прилагательном, которые они получили в начальной школе.Обобщающий урок-повторение пройденного материала за курс начальн...

Методические материалы к уроку "Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речевом высказывании".

Первый урок по теме "Имя прилагательное". Содержит конспект урока, дополнитеольные материалы к уроку, презентацию, эор и аудиофайл к физминутке....

Имя прилагательное как часть речи (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи» (повторить изученное в 5 классе, учиться использовать прилагательные в речи)...

Сценарий урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" . 5 класс.

Материал можно использовать для открытого урока на тему "Имя прилагательное как часть речи" в 5 классе....