Дидактический материал по разделам :"Морфология. Орфография. Имя существительное. Имя прилагательное". Русский язык 5 кл.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Разработанный дидактический материал используется для формирования умений и навыков по темам "Имя существительное", "Имя прилагательное", а также для оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_5_kl.docx43.78 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал

1.Варианты заданий на сформированные умения и навыки из изученных произведений художественной литературы по теме «Имя существительное».

1.Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородача, искрошил мелко сучки, сложил всё в кучу и поджёг. 2.Надо было запастись на ночь дровами. 3.Герасим толкнул дверь плечом и ввалился в дом со своей ношей. 4.Васютка дальше Енисея ещё нигде не бывал и видел только один город – Игарку. 5.Вдруг послышался шорох гальки. 6.Деревья встречали меня шёпотом ленивой дремоты. 7.Бледное лицо девочки вспыхивало румянцем. 8.А к ночи небо зазеленело как лёд, звёзды примерзли к небесному своду и колючий мороз прошёл по деревне. 9.Ещё через минуту Карл Петрович – старик с седыми взъерошенными бровями  - волнуясь, слушал спотыкающийся рассказ деда. 10.Но никого и нигде не было, и он стал решать, куда идти: вверх или вниз по Енисею? 11.Небо уже потемнело, в лес спускались сумерки. 12.Кое-где на поляне перелетали и жалобно попискивали птенцы. 13.На районной карте появилось ещё одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами «Васюткино оз.». 14.Из кустов вышла тетёрка, а за ней шесть цыплят.

Задания на умения и навыки

Примеры

1.Из предложений выпишите 5 неодушевлённых  и 5 одушевлённых имён существительных.

Ветки, пучок, сучки, дверь, дом.

Девочка, тетёрка, дед, птенцы, цыплята.

2.Выпишите имена собственные.

Васютка, Герасим, Енисей, Игарка, Карл Петрович, «Васюткино оз.»

3.Выпишите имена существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе.

Дремота, сумерки.

4.Определите склонение имён существительных в 8 предложении.

Ночи(3скл.), небо(2скл.), лёд(2скл.), звёзды(1скл.), своду(2скл), мороз(2скл.), деревне(1скл.).

5.Из предложений 8, 13 выпишите имена существительные в предложном падеже единственного числа.

По деревне, на карте.

6.Выпишите имена существительные с буквами ё-о после шипящих в корне слова.

Шорох, шёпотом.

7.Выпишите имена существительные с буквами о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Плечом, ношей, румянцем.

8.Выпишите имена существительные с буквами и-ы после ц.

Птенцы, цыплят.

9.Выпишите имя существительное с сочетанием чк.

Сучки.

10.Выпишите имя существительное с приставкой  рас-.

Рассказ.

1.Варианты заданий на сформированные умения и навыки из изученных произведений

художественной литературы по теме «Имя прилагательное».

1.Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы. 2.Я помню осенние ночи, берёзовый шорох теней. 3.За горами, за жёлтыми долами протянулась тропа деревень. 4.Всё безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока. 5.Чувствовалось – человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов.  6.Мне всё казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградой сада, я найду что-то. 7.Восхищаться  уж я не умею и пропасть не хотел бы в глуши, но, наверно, навеки имею нежность грустную русской души. 8.В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму. 9.Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей кусочек этого чудесного хлеба. 10.Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга. 11.Стойбище осеннего тумана, вотчина ночного соловья, тихая царевна Несмеяна – Родина неяркая моя!. 12.Прост венок, а нет его красивей, красен от гвоздик, от лилий бел, тополиный пух на платье синем, с тополиных рощ он прилетел.

Задания на умения и навыки

Примеры

1.Из предложения 6 выпишите словосочетания « прилагательное +существительное»; выделите окончания, определите падеж.

Большом свете (П.п), неведомом свете (П.п), старою оградой (Т.п).

2.В каких частях речи возможно окончание –ые,  -ие? Выпишите примеры, выделите окончания.

Сонные берёзки, шёлковые косы, осенние ночи, морозные дни, бесшумные молнии.

3.Выпишите имена прилагательные в творительном падеже  множественного числа.

За жёлтыми долами, капустными листьями.

4.Какие грамматические значения выражают окончания прилагательных –ого, -его. Выпишите примеры.

Тёплого хлеба, снежного потока, чудесного хлеба, осеннего тумана, ночного соловья (муж. род, ед.ч., Р.п.).

5.Выпишите краткое прилагательное с основой на шипящую.

Свеж.

6.Выпишите имена прилагательные с буквами ё-о после шипящих в корне слова.

Шёлковые, жёлтыми, тяжёлом.

7.Выпишите имя прилагательное с буквами о-е после шипящих в окончаниях.

Большом.

8.Выпишите имена прилагательные с непроизносимыми согласными.

Грустную, капустными.

9.Выпишите имя прилагательное, в котором нет непроизносимой согласной.

Чудесного.

10.Выпишите имена прилагательные с буквами з и с на конце приставок. Выделите приставки.

Растрепали, безграничное, бесшумные.

                     

2.Сказка на лингвистическую тему «Имя существительное».

    В некотором царстве, в некотором государстве под названием «Грамматика» жил-был царь «Имя существительное». Ему принадлежали все живые и неживые предметы. Кто? – человек, девочка, ёж; что? – дворец, окно, камень. Царь любил своих подданных и ласково говорил: «Вот она, моя дочь Несмеяна, ласточка Красавка, кошка Мурёна, собачка Жучка, вода, листва. А вот он, мой сын Ярослав, слуга Кузьма, труд, малыш, рояль, герб. А это моё древо, солнце.

    В его государстве были города: Солнечный, Изумрудный. Протекала речка Веселушка, было озеро Белое. В городах были санатории, музеи, лектории, планетарии. Царство его охраняла армия. Здесь жили люди разных национальностей: англичане, таджики, монголы, киргизы, армяне, калмыки.

   Царь был добродушный,  и на пир всех своих подданных он приглашал. Каких только яств не было на царском столе: помидоры, баклажаны, апельсины, мандарины, яблоки, макароны.

   Его подданные: слова 1склонения, 2 склонения, 3 склонения – жили в своих домиках. Это врач, вещь, внук, море, жизнь, песня, дорога, помощь.

   Царю верно служили врачи, падежи, юноши, силачи, ткачи, красавицы, гвардейцы.

   Была в стране Грамматика особая буква – мягкий знак. Одни существительные жить без нее не могли: соль, кость, путь. А другие ссорились и шипели друг на друга: шалаш и рожь, печь и грач, луч и дочь. Они спорили между собой, где же должен жить мягкий знак.

    И вот в один солнечный денек захотелось мягкому знаку найти себе друзей. Вышел он за ворота города и пошел по дороге. Вскоре мягкий знак дошел до реки и увидел прекрасный цветок. Он потянулся к нему, но вдруг из воды вынырнула страшная рыба. Это был ерш. Ерш открыл свою огромную пасть и чуть не утащил мягкий знак на дно.

   Бедняга еле успел отскочить от воды. Испуганный, наш путешественник побрел дальше от реки.

   Вдруг на небо набежала черная туча, и дождь полил как из ведра. Мягкий знак увидел шалаш и стрижа, летавшего рядом. Но стриж даже не поздоровался с мягким знаком, улетев к своему берегу. Наш путник забежал в шалаш, но тот был такой ветхий, да к тому же в нем зияла огромная дыра. Кое-как мягкий знак переждал дождь, но совсем промок и продрог. Ему нужно было идти дальше. Вскоре он заметил под елью ежа и предложил ему дружбу. Мягкий знак залез под ель и прижался к ежу, чтобы согреться, но еж сильно уколол его своими иголками. Наш герой обиделся и ушел. Вскоре он забрел на ржаное поле. Рожь не прогнала его, угостила своими зернами. Мягкому знаку стало немного лучше. Он поблагодарил рожь. И тут, откуда ни возьмись, появилась полевая мышь.

  Она обрадовалась гостю, пригласила его к себе в нору, напоила, отогрела,  приютила, уложила спать на теплую печь на ночь. Утром мягкий знак, отдохнувший и довольный, пошел домой.

   Он не нашел себе друзей среди ерша, стрижа, шалаша и ежа, зато навсегда подружился с рожью, мышью и печью. С тех пор мягкий знак пишется на конце после шипящих только у существительных женского рода.

  Выполните задания.

1.С кем не удалось подружиться мягкому знаку? С кем он подружился? Запишите.

2.Выпишите имена собственные.

3.Распределите слова 1, 2,3 склонения по домикам.

4.Поставьте существительные: помидоры, баклажаны, апельсины, мандарины, яблоки, макароны в родительный падеж множественного числа.

5.Поставьте слова: санатории, музеи, лектории, планетарии, армия в предложный падеж единственного числа.

6.Поставьте существительные: англичане, таджики, монголы, киргизы, армяне, калмыки в родительный падеж множественного числа.

7.Поставьте существительные: врачи, падежи, юноши, силачи, ткачи, красавицы, гвардейцы в творительный падеж единственного числа.

                                                 

                                                        Ключи:

  1.                   м.р.                                                 ж.р.

                        ёрш, стриж, шалаш, ёж                  рожь, мышь, печь

       2.Грамматика», «Имя существительное», Несмеяна, Красавка, Мурёна, Жучка, Ярослав, Кузьма, Солнечный, Изумрудный, Веселушка, Белое.

3.1скл. песня, дорога; 2скл. врач, внук, море; 3скл. вещь, жизнь, помощь.

4.Помидоров, баклажан, апельсинов, мандаринов, яблок, макарон.

5.О санатории, о музее, о лектории, о планетарии, об армии.

6.Англичан, таджиков, монголов, киргизов, армян, калмыков.

7.Врачом, падежом, юношей, силачом, ткачом, красавицей, гвардейцем.

  1. Сказка на лингвистическую тему «Как родилось имя прилагательное».

В некотором царстве, в некотором государстве, название которому Морфология, в городе Частиречинск появился новый житель. Уж такой он был слабенький, уж такой был бледненький, беспомощный, только и спрашивал: «Какой я? Я чей?» Царица Морфология посмотрела на такое чудо и не могла решить, что с этим дальше делать. Обратилась она по такому случаю ко всем своим самостоятельным господам- частям речи: 
« Господа мои великие да самостоятельные. Не возьмет ли кто из вас под опеку нового жителя нашего государства?» Но не захотели брать на себя такую обузу ни Глагол, ни Наречие, ни Числительное: мол, зачем нам это? Жили себе, жили, не тужили, а тут: вот тебе, бабушка, и Юрьев день. 
Только Существительному жаль стало бедолагу: «Возьму тебя себе в друзья, будешь ко мне прилагаться, так сказать. Но смотри, подчиняйся мне и в роде, и в числе, и в падеже! А раз я – предмет, то ты будешь моим признаком! Не потерплю другого!» А Прилагательное (так его теперь все звать стали с легкой руки Существительного) и радо стараться: как старший друг скажет, так и сделаю; подчиняться, так подчиняться. Лишь бы не прогнали.   

 Вот и говорит существительное: «Выполни мои приказы».

            Первый приказ: «Встань около меня».

В зиму (какую?)…, озером (каким?)…, ночью (какой?)…, в океане (каком?)…, деревом (каким?)…, в кустарнике (каком?)…, о девочке (какой?)…, С зарёю (какой?)…

              Второй приказ: Согласуйся со мной, определи свой падеж и обозначь окончание. Произведи морфологический разбор выделенного слова».

 В (дремучий) лес, в (зимняя ночь), из (высокий) здания, без (свежее) молоко, по (горячий) следу, с (давний) другом, над (синий морской) простором, под (могучий) дубом, (заботливая) сестрой.

              Третий приказ: «Стань кратким».

Ветер жгучий, горячий –

Ландыш пахучий, свежий –

Мороз трескучий, могучий –

Снег блестящий, сыпучий.

              Четвёртый приказ: «Найди меня».

Дружеский – дружный – дружественный

Серебряный – серебристый

Старый – старинный.

      Выполнило все приказы Существительного Прилагательное. И стало Прилагательное украшать Существительное, песни ему хвалебные петь: и доброе оно, и умное, и милостивое, и самостоятельное. А Существительному это ой как нравилось. Так и жить стали поживать, горя не знать.

Задание: выполните «приказы» существительного.

3.Подготовка к сочинению по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». Тема «Имя существительное».

                           Задания:

1.Озаглавьте текст. Спишите, заменяя неоправданно повторяющиеся слова синонимами (блистать, сверкать, сиять, светиться, лучиться). Обозначьте орфограммы.

         Я просыпаюсь и подхожу к окну. Морозное солнечное утро. Синее огромное небо над головой. Всё засыпано снегом. Он ослепительно блестит на земле, отражая со..нце. С..ребром блестят в с..неве неба стволы берё.., и ярко блестят криста..ики снега на ветвях дерев..ев. Блестят снежной б..лизной стены домов, блестят железные крыш.., блестят и искрятся на со..нце свисающие с крыш(?) сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты зимнего утра.

2.К прилагательным подобрать синонимы.

    Ярко-зелёный – (изумрудный), нежно-голубой – (бирюзовый), серебристо-серый – (стальной), светло-синий – (лазурный).

3. Каким бывает снег? К существительному снег подберите прилагательные. (Белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий, глубокий).

    Каким бывает небо? Подберите прилагательные. (Ярко-синее, ясное, угрюмое, высокое, мутное, серое, низкое, синее, лазурное, тёмное, туманное).

4.Объяснительный диктант.

Знаменитый пейзажист, на картине, снег, берёзовая роща, пушистый снежок, нет ни облачка, красавица русского леса – берёзка, на макушке, багряные осенние листочки, залиты ослепительным солнцем, тишь. 

Сделайте морфемный разбор слов: пейзажист, листочки.

Сделайте морфологический разбор слова на макушке из предложения: На макушке берёзы сохранились осенние листья.

5.-Рассмотрите картину И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

-Почему она так названа?

-Какой февральский день изобразил художник?

-Рассмотрите небо: есть ли на нём облака, какого оно цвета вверху и на горизонте?      

-Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени?

-Какова берёза на переднем плане картины: что можно сказать о цвете её ствола, ветвей и о цвете прошлогодней листвы на верхушке берёзы?

-Что можно сказать о других берёзках?

Что виднеется на горизонте?

- Опишите всё это своему товарищу, который не видел картину, так, чтобы он захотел её посмотреть.

     

 Образец сочинения.  

     Я смотрю на картину, которая называется «Февральская лазурь». Написал её знаменитый пейзажист И.Э. Грабарь. Он назвал её так потому, что на картине всё голубое, лазурное: снег, небо, даже деревья.

     Стоит чудный день. Ярко светит солнце. Оно освещает берёзовую рощу.

     Землю покрыл пушистый снежок. Снег в феврале обретает краски. Он переливается разными красками: золотисто-розовыми, голубыми, густо-синими в тени, сверкает алмазами. На снегу заметны голубоватые тени деревьев.

     Мы видим чистое лазурное небо, на нём нет ни облачка.

     На переднем плане изображена красавица русского леса – берёзка. Ствол и ветви дерева покрыты белоснежным пушистым снежком. Как чудесна эта белоствольная берёза! Она широко раскинула свои ветви. На них сверкают маленькие кристаллики снега. На макушке берёзы сохранились багряные осенние листочки.

      На втором плане мы видим молодые берёзки. Они тоньше и моложе, но тоже залиты ярким ослепительным солнцем. Их тоненькие ветви тянутся к далёкому солнцу. На этих побегах тоже сохранились остатки осеннего убора.

     Воздух необыкновенно чист, прохладен и свеж. А какая тишь!

     Смотришь на эту чудесную картину, и кажется, будто стоишь в этом сказочном лазурном лесу и восхищаешься его красотой.

         

3.Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Летом». Тема «Имя прилагательное».

                       

   Задания:

1.Допишите окончания прилагательных. Обозначьте их графически.

Ярк..,  солнечн.. опушку леса;  бел.. платье; ярко-красн.. платок; смугл.. румян.. лицо; чёрн.. брови; на задн.. плане; в син..платье; с душист.. , сочн.. ягодами; под густ.. ветвями; лёгк.. дуновение; среди изумрудн.. зелени; за чудес.. поляной.

2.Образуйте прилагательные с помощью суффиксов –оват-, -ист-, обозначающие оттенки цветов. (желтоватый, розоватый, золотистый, серебристый).

3.Замените полные прилагательные краткими.

  Прекрасный –

  Чудесный-

  Дремучий-

4.Сделайте синтаксический разбор предложений.

Беленький ландыш пахуч.

Яркий солнечный свет играет на листьях берёз.

5.Сделайте морфологический разбор слова пахуч.  

6.-Любите ли вы ходить в лес, собирать грибы и ягоды?

-Посмотрите, как изобразил лето художник А. А. Пластов на картине «Летом».

-Что прежде всего привлекло ваше внимание?

-Рассмотрите картину более внимательно. Опишите всех, кого изобразил художник.

-Где расположились грибники?

-Почему они выбрали это место?

-Как художник показал, что стоит солнечный, тихий день?

-Опишите письменно картину.

 Образец сочинения.

    Много замечательных полотен создал А. А. Пластов. Передо мной его картина  «Летом». Художник изобразил яркую, солнечную опушку леса. Здесь отдыхают девочка и женщина.

    Девочка сидит на траве, она неторопливо обрывает с ветки сочные ягоды и складывает их в кружку. На ней белое платье и ярко-красный платок. Её смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены, тонкие чёрные брови немного подняты вверх.

     Рядом с ней лежит её верный друг – собака. Она тоже устала и легла отдохнуть. Собака вытянула вперёд лапы и положила на них свою мордочку. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, висят как два лопуха.

     А на заднем плане картины мы видим отдыхающую женщину в синем платье и платке. Наверное, она устала от сбора ягод и грибов, поэтому прилегла. Рядом с людьми стоит корзина с грибами и кувшин с душистыми, сочными ягодами.

     Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берёзок, чтобы скрыться от жары. Лёгкое дуновение ветерка и шелест листвы создаёт ощущение прохлады.

     Поляна прекрасна. Среди сочной изумрудной зелени травы пестреют голубые колокольчики, белеют ромашки. Ослепительное солнце озаряет всю поляну, окрашивает её в желтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берёз, от этого они золотистого цвета.

     За этой чудесной поляной стоит тёмно-зелёный лес. Он дремуч. В лесу тихо, как бывает в жаркий летний день, когда даже птицы умолкают, утомлённые зноем.

     Хочется долго смотреть на картину А. А. Пластова. Ведь художник изобразил красоту нашей земли, её щедроты. Порой мы не замечаем, какая красота окружает нас. Картина А. А. Пластова «Летом» помогает разглядеть её, полюбить, научиться беречь природу.

                 

 4. Составление связного текста. Тема «Имя прилагательное».

Задания:

1.Составьте лестницу из слов, обозначающих названия предметов на тему «Цветы», так, чтобы каждое последующее слово было больше предыдущего на одну букву. Определите род и склонение существительных.

Ключ:

Мак (м.р.,2скл.)

Роза (ж.р., 1скл)

Пион (м.р., 2скл)

Астра (ж.р.,1скл)

Ландыш (м.р., 2скл.)

Георгин (м.р.2скл.)

Гвоздика (ж.р., 1скл.)

Хризантема (ж.р., 1скл.)

Колокольчик (м.р. 2скл.)

Составьте словосочетания «прилагательное +существительное в творительном падеже единственного числа», обозначающие цвет цветов.

2.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Допишите окончания прилагательных, обозначьте их. Выпишите прилагательные в краткой форме. Сделайте морфологический разбор выделенного прилагательного. Произведите  морфемный разбор выделенных слов.                                  

1)Как хороши, как свежи были розы          

В моём саду!                                              

Как я молил осе(н,нн).. морозы

Не трогать их х..лодн.. рукой!

Как я берёг, как я лелеял младость

Моих цветов заветн.., д..рог…

                         (  И.С. Тургенев)

2)Всю жизнь цветы не оставляют нас.

Красив.. наследники природы –

Они заходят к нам в ра(с,сс)ветный час,

В закатн.. час заботливо заходят.

Они нам пр..длевают радость встреч(?),

Откладывают время ра(с, сс)таванья.

Мы души и цветы должны беречь

От хищ(?)ных рук, от зла и прозябанья.

3.Составьте связный текст «Мой любимый цветок».

Образец текста.

                                               Мой любимый цветок.

      Как прекрасен мир вокруг нас! Как он чудесен! В нём есть всё: звери и птицы, деревья и травы. Но в этом мире есть и такие растения, которые дарят людям радость и покой, хорошее настроение. Это - цветы. Большие и маленькие, яркие и бледные, ароматные и не очень, они радуют нас.

     Мой любимый цветок – это ландыш. Я его считаю чудом природы. Каждый цветок в отдельности – шедевр, которым можно любоваться и восхищаться.

     Желтовато-белые колокольчики на тонкой зелёной ножке, которые возвышаются среди широких листьев. Кажется, тронешь их, и они зазвенят тоненько, нежно.

     На ландышевой поляне стоит чудесный аромат, несравнимый ни с каким другим. Он немного сладковатый, кружит голову.

    Ландышей осталось очень мало. Этот редкий цветок занесён в Красную книгу. Поэтому я не могу понять  людей, которые составляют из этих цветов букеты и продают их. Нужно бережно относиться к этому дару природы – чудесному цветку с красивым названием «ландыш».

                       

 4.Составление связного текста. Тема «Имя существительное».

Задания:

1.Прочитайте и спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Укажите предложение, в котором выражена его основная мысль. Сделайте морфологический разбор выделенного слова.

    Что такое красота? На этот в..прос ч..ще все..о следует ответ: «Красота – это то, что нравит(?)ся». Правилен ли такой ответ? А может быть, тебе нравит(?)ся читать кни..ку на уроке или стукнуть кого-нибудь послабее? Это красота?

    Красота – это то, что нравит(?)ся многим, что д..ставляет истинное наслаждение взору, слуху. (По Б.Неменскому).

2.Составьте словосочетания по образцу: красота природы, красота языка, красота…, красота…, красота….

В чём, по–вашему, красота языка?

3.Прочитайте и скажите, кто написал правильно.

Учительница диктовала стихи:

                               В день солнечный, июльский

                              Цветы, цветы вокруг!

                              Красив язык мой русский,

                              Как этот летний луг.

Наташа написала луг, а Лена -  лук.

-Ты сделала ошибку, Лена! – заметила Наташа.

-Не ошибку, а описку, - ответила Лена.

 

Кто из них прав? Почему автор стихов сравнивает русский язык с летним лугом?

4. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Укажите род, падеж, склонение, число существительных.

       С русским языком можно творить ч..д..са. Нет ничего такого в жизн.. и в нашем сознани.. , что нельзя было бы передать русским словом. Звуч..ние музык.. , блеск красок, игру света, шум и тень садо.., неясность сна, тяж..лое гр..мыхание гр..зы, детский ш..пот и ш..рох.. морского гравия… (К. Г. Паустовский).

5.Составьте связный текст на тему «Красота природы».

                                                Образец текста.

                                                    Зимний лес.

         Зимой я люблю гулять в лесу. Идёшь по свежему снегу, слушаешь его скрип под ногами. А вокруг такая красота!

         Деревья ровными рядами стоят справа и слева, замерли, словно часовые на посту. Надели на себя снежные полушубки, чтобы не замёрзнуть. Некоторые стоят прямо, гордо подняв свои ветви, другие склонились под тяжестью зимнего наряда. Здесь и тополя, и липы, и дубы.

         Вдруг впереди показалось что-то ярко-красное, которое выделялось на белом фоне. Это, конечно, рябина – дерево, спасающее от голода некоторых птиц. Вот и сейчас они облепили оранжевые грозди, лакомятся. Я останавливаюсь, чтобы не спугнуть, любуюсь ими.

         А впереди всё тот же лес. Только стволы деревьев темнеют, а всё остальное укрыто снежным тёплым покрывалом. Тихо. Природа спит.

 5. Составление рассказа по данному началу. Тема «Имя прилагательное».                                                 I. Чтение и анализ текста.

            Снег начал идти с раннего обеда, шёл беспрестанно, час от часу гуще и сильнее.

Я всегда любил наблюдать тихое падение снега. Чтобы полнее насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: всё безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.

          Наступали длинные зимние сумерки. Снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю. По С. Аксакову.)

-С помощью каких прилагательных писатель рисует образную картину природы, которую легко можно себе представить по этому описанию?

(Тихое падение снега, безграничное пространство, снежный поток, белый мрак, снежный пух).

-Как С. Аксаков выражает отношение к увиденному – состояние восторга, удивления?

(Чудное зрелище, поразительная тишина).

-В каком предложении писатель передаёт контрастность картины?

(Воздух наполнен движением и поразительной тишиной).

2.Пересказ текста. Разбор словосочетания поразительной тишиной.

II. Спишите, дописывая окончания прилагательных, выделите их графически. Обозначьте падеж прилагательных.

            Над глубок… свеж.. снегами син.., огромн.. и удивительно нежн.. небо. Такие ярк.. радос(?)н.. краски бывают только по утрам. Особенно хороши они сегодня над свеж.. снегом и зелён.. бором. (По И. Бунину)

-Найдите эпитеты в тексте. Какова их роль? Разберите по членам выделенное предложение.

III.1. Запись предложений под диктовку.

Определите к каким частям речи относятся слова с корнем -бел-.

Подчеркните данные слова как члены предложения.

      Прыгает по вырубке белый заяц. Заяц зимой белый. Шубка у зайца бела. Снег в лесу поражает своей белизной. Белеют в темноте сугробы снега.

2. Составление таблицы «Роль прилагательных в предложении».

-Каким членом предложения обычно бывает полное прилагательное? Каким ещё членом предложения оно может быть?

-Каким членом предложения является краткое прилагательное?

Заполните таблицу примерами из предложений.

                              Роль прилагательного в предложении.

Член предложения

Примеры

1.Определение

2.Сказуемое

IV. Составьте рассказ по данному началу. Озаглавьте текст.

Я просыпаюсь, легко раскрываю глаза, и так ярко, ясно на душе, что я спрашиваю:

             -Сегодня праздник?

Мама щекой прижимается к моему лицу и радостно шепчет:

             -Снег выпал.

             -Снег?!

Я разворачиваюсь лицом к окну. Оно упирается в забор, но я вижу, как в сумерках утра синевато отсвечивает дорожка и как блестят искорки.

             -Ура! Снег! – кричу я.

Едва дожидаюсь, когда кончится завтрак, и выбегаю на улицу…

 

                                              Образец рассказа.

                                              Праздник в природе.

    Я просыпаюсь, легко раскрываю глаза, и так ярко, ясно на душе, что я спрашиваю:

             -Сегодня праздник?

              Мама щекой прижимается к моему лицу и радостно шепчет:

             -Снег выпал.

             -Снег?!

             Я разворачиваюсь лицом к окну. Оно упирается в забор, но я вижу, как в сумерках утра синевато отсвечивает дорожка и как блестят искорки.

             -Ура! Снег! – кричу я.

             Едва дожидаюсь, когда кончится завтрак, и выбегаю на улицу. Недалеко от дома находится лес. Я иду туда.

             Чудное зрелище представилось глазам моим: огромные шапки снега на деревьях.

Берёзы словно на бал собрались: сами белые, да ещё надели праздничный наряд. Могучие дубы, как горные чабаны в папахах, солидные и неприступные. Ивы с плакучими ивами едва держат на себе такую махину снега, что склонились в изнеможении.

             Снег поражает своей белизной. Воздух свеж, прозрачен, чист. Вот сквозь облака пробился луч солнца. Он не горяч, но ослепителен и ярок. Всё сияет, искрится вокруг. Праздник в природе!

             

     

 

6. Орфографическая разминка в форме игры «Определи пару». Тема «Имя существительное».

В карточке под №1 записаны слова с пропущенными буквами. Вставьте буквы, подчеркните их. Из карточки под №2 выбираем пару к слову в карточке 1, записываем его, вставляя букву, подчеркиваем её.  После выполнения работы проверяем, объясняем вставленные буквы-орфограммы.

                                      Карточка №1.

1) ц..фра-

2) в..рота-

3) праз..ник-

4) помо…ник –

5) оши…ка –

6) пер…я –

7) во..звание–

8) врач..м–

9) про…ьба -  

10) ш..пот -

 11) в алле.. -                                   

12) пейзаж.. -

 13) из-за туч.. -

14) рож.. -

Карточка №2.

Помощ…ю, овощ.., обло…ка, много задач.., ш..рох, с улиц.., стро…ка, на улиц.., чу..ство, моло…ьба, шалаш..м,  юнош..й,  заморо..ки, ра..сказ.

(Цифра – с улицы, ворота - заморозки, праздник - чувство, помощник – строчка, ошибка – обложка, перья – помощью, воззвание - рассказ, врачом–юношей, просьба – молотьба, шепот – шорох, в аллее – на улице, пейзажем -  шалашом, из-за туч -  много задач, рожь – овощ.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочный и дидактический материал для подготовки к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе

Материал будет полезен обучающимся 9 класса и учителям русского языка, материал содержит справочные и дидактические материала для решения части В1-В4...

Уроки русского языка в 11 классе по разделу" Морфология.Орфография."

Уроки русского языка  в 11 классе составлены с учетом  повторения по курсу "Морфология.Орфография". Задания составлены с учетом  проверки ЗУН по орфографии,пунктуации....

Дидактический материал для итогового повторения орфографии в 5 классе

Данный материал поможет организовать индивидуальную и групповую работу учащихся 5 класса по орфографии на уроках повторения в конце года....

Дидактический материал к разделу «План и карта» 6 класс (личностно ориентированный подход)

Дидактический материал раскрывает проблему личностно- ориентированного подхода при изучении раздела "План и карта"...

Дидактический материал к разделам учебника 8 класс

Дидактический материал к разделам учебника 8 класс...

Обобщение опыта "Использование ролевой игры на уроках русского языка в 5-6 классах как средство формирования и развития интереса к предмету(на примере изучения разделов "Морфология", "Орфография" и "Лексика"

В данном опыте  представлены ролевые игры, позволяющие формировать у обучающихся устойчивый интерес к предмету, навыки учебной деятельности , более прочные и глубокие знания; рассмотрены особенно...

Дидактический материал по теме "Употребление имён существительных в речи". Русский язык 5 кл.

Дидактический материал разработан для учащихся 5 класса по теме " Употребление имён существительных в речи" для работы по текстам. Этот материал можно использовать как раздаточный в качестве разноуров...