Дидактический материал для итогового повторения орфографии в 5 классе
материал (русский язык) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did_mat.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ ОРФОГРАФИИ В V КЛАССЕ
Как показывает практика, для формирования системы ведущих знаний, умений и навыков по орфографии в поле зрения учащихся на каждом этапе обучения необходимо постоянно держать определенную группу звуко-буквенных орфограмм, регулируемых правилами, и определенную группу звуко-буквенных орфограмм, не регулируемых правилами, а так же слов (и словосочетаний), пишущихся с прописной буквы. «Подгруппный способ подачи орфограмм обеспечивает преемственность в обучении, создает благоприятные условия для системного восприятия изучаемого материала». Поэтому в конце учебного года в V классе я предлагаю включать в уроки повторения изученного материала упражнения с комплексными заданиями.
Упражнения с комплексными заданиями можно использовать как в начале урока (в виде «орфографических пятиминуток»), так и в конце урока (на этапе закрепления изученного). Тексты для таких упражнений должны быть связными, недеформированными (без пропусков букв), интересными по содержанию и включать для отработки не менее 3-5 орфограмм. Данные упражнения помогут учащимся прочно усвоить изученный материал и сформировать навыки направленного письма, уже начиная с первого года обучения в средней школе (т. е. с V класса).
1. Спишите текст, найдите в нем слова с орфограммой в корне. Устно объясните их правописание. Объясните также, почему некоторые слова пишутся с прописной буквы.
О Русь, летящая над Доном!
Я синевой твоей томим.
Я околдован, околдован
Славянским именем твоим.
(В.Сидоров)
2. Прочитайте текст. Выпишите слова:
а) с проверяемой безударной гласной в корне,
б) с непроверяемой безударной гласной.
Согласны ли вы с высказыванием академика Д.С.Лихачева?
Слово – один из самых удивительных и ценных даров, которыми обладает только человек. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. (Д.С.Лихачев.)
3. Прочитайте текст. Найдите слова с приставками на з-с. Запишите их. Обозначьте графически условия выбора букв з и с на конце приставок. Назовите орфограммы в слове «Россия».
ЛИЛИЯ
Вы видели, как на рассвете расцветает лилия? Распускание цветка – сказочное зрелище. Обязательно всмотритесь в это чудо природы. О красоте и изяществе белой лилии часто рассказывается в песнях, легендах, былинах.
На Руси белая лилия всегда считалась символом чистоты, поэтому их дарят невестам. Чтилась лилия на Руси и как символ мира.
Первое упоминание о белой лилии восходит еще ко временам Петра I. Красные лилии появились в России позже. Они олицетворяют застенчивость, так как по их лепесткам как бы разлилась краска стыда.
Самой бесценной из лилий считается королевская белоснежная. Ее родина – Китай. (Из «Календаря природы».)
4. Спишите. Назовите все орфограммы в выделенных словах.
Тут желтый свет берез бесшумно играл и осыпался наземь с листвою. И грустно, и сладко было молча шагать по золоченому коврику дороги. (К.Федин.)
5. Запишите текст под диктовку. Объясните правописание безударных личных окончаний глаголов. Разберите по составу слово солнце. Назовите орфограмму в корне этого слова.
Зеленеет и веселится все в природе. Солнце ласкает березы. Но не торопятся березы распускаться. Они ждут, когда наступит тепло. Ветер им шепчет: «Скоро!» (Г.Богданова.)
6. Спишите текст. Выделите безударные окончания в именах прилагательных. Найдите в тексте слова с орфограммой в корне:
а) прописная буква;
б) проверяемая безударная гласная.
Каникулы. Спросите у любого, что это такое, и в ответ услышите: желанный отдых. Но не все знают, что такое привычное слово своим появлением обязано звездному небу. Каникулой в древности называли самую яркую звезду в созвездии Большого Пса-Сириус. Она появлялась на небосводе в разгар жаркого лета, в июле. Именно тогда учащиеся получали желанный отдых. В честь звезды эти дни назвали каникулярными, каникулами.
7. Запишите текст под диктовку. Объясните правописание безударных окончаний имен существительных. Назовите орфограмму в корне слова ромашка. Найдите в тексте еще слова с данной орфограммой. А какой цветок у вас любимый? Расскажите о нем.
Ромашки по форме похожи на зонтики. Легенда гласит, что в древности ромашки были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой и зашагает по степи. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него. А гномик остается сухим. Еще ромашки похожи на большие глаза девочки. Они смотрят на небо и радуются жизни. (Из «Календаря природы».)
8. Спишите. Расскажите о правописании предлогов со словами (проиллюстрируйте свой ответ примером из текста). Объясните правописание собственного имени существительного.
Мы любим нашу Родину, потому что это наша Родина. Человек, не способный к этому высокому чувству, - мертвый человек. В таком человеке я вижу врага, сколько бы он мне ни говорил о любви к человечеству. (А.Н.Толстой.)
9. Прочитайте текст. Выпишите слова с орфограммой в корне:
а) проверяемая согласная,
б) непроверяемая согласная.
Объясните правописание глаголов на –тся.
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые.
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
(С.Есенин.)
10. Прочитайте текст. Выпишите глагол с корнем –лож-. Обозначьте условия выбора буквы о. Расскажите о правописании корня –лаг- / -лож-. Найдите в тексте слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Подчеркните орфограмму.
Как море вешнее в разливе,
Светлее, не колыхнет день –
И торопливей, молчаливей
Ложится по долине тень.
(Ф.Тютчев.)
11. Запишите текст по диктовку. Найдите в тексте слова с орфограммами:
1) ь как знак мягкости согласного,
2) разделительный мягкий знак,
3) непроверяемая безударная гласная.
Определите, в какой части слова находятся данные орфограммы. Подчеркните их.
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть.
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест…
(Ф.Тютчев.)
12. Прочитайте текст. Выпишите слова:
а) с непроизносимой согласной в корне,
б) с буквами о-а в корнях с чередованием,
в) с ы-и после ц.
Объясните употребление прописных букв в тексте. Письменно перескажите текст.
АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ
Анютины глазки были известны еще в древности. У греков есть сказание о прелестной красавице Ио, которую Юпитер превратил в корову. Говорят, что эти прекрасные цветы были выращены Юпитером как вкусный корм для несчастной Ио. Поэтому анютины глазки в Древней Греции назывались цветами Юпитера. Вот такую в народе сложили легенду. Откуда взялось русское название этого цветка – неизвестно. Ботаники назвали их трехцветной фиалкой и виолой. Растут анютины глазки в любой местности. Но больше всего они любимы во Франции, Англии и России. (Из «Календаря природы».)
13. Спишите. Объясните правописание приставок. Найдите в тексте слова с орфограммами в корне:
а) непроверяемая безударная гласная,
б) прописная буква,
в) непроизносимая согласная.
Все, что сердцу дорого,
В песню так и просится:
И рассвет малиновый,
И под небом рощица.
Поглядишь с пригорочка –
Видно речку синюю,
Видно даль бескрайнюю,
Что зовут Россиею.
(М.Пляцковский.)
14. Прочитайте отрывок из стихотворения А.Фета «Бал». Объясните наличие или отсутствие мягкого знака в словах, оканчивающихся на шипящий. Выпишите:
а) глаголы с безударным личным окончанием,
б) существительные с непроверяемой безударной гласной в корне.
Подчеркните орфограммы.
Когда трепещут эти звуки
И дразнит ноющий смычок,
Слагая на коленях руки,
Сажусь в забытый уголок.
И, как зари румянец дальний
Иль дней былых немая речь,
Меня пленяет вихорь бальный
И шевелит мерцанье свеч.
(А.Фет.)
15. Спишите. Найдите в тексте имя существительное собственное и объясните его правописание. Назовите слова с непроверяемой безударной гласной в корне, подчеркните орфограмму.
Что можно увидеть в Мещерском крае? Цветущие луга, сосновые боры, лесные озера, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму. Мне приходилось ночевать в стогах, когда трава покрывается инеем, как солью. А над лугами шел холодный дождь, и ветер налетал косыми ударами. (К.Паустовский.)
16. Прочитайте текст. Выпишите слова с орфограммами:
а) непроизносимая согласная,
б) сочетание жи,
в) сочетание ча,
г) сочетание чн.
Объясните правописание этих слов. Что общего между разделительным ь и обозначающим мягкость согласных? Подчеркните разделительный ь одной чертой, а обозначающий мягкость согласного – двумя. Как вы понимаете данное размышление о жизни, высказанное великим русским писателем?
Свет приходит от солнца, тень от земли, и жизнь, порожденная светом и тенью, проходит в вечной борьбе двух этих начал: света и тени. (М.Пришвин.)
17. Запишите текст под диктовку. Расскажите о правописании букв е-и в корнях с чередованием. Найдите в тексте слово с данной орфограммой. Объясните правописание безударных окончаний имен существительных. Разберите по составу слово праздник. Назовите орфограмму в корне этого слова.
На празднике природы все оживает. Журавли устраивают танцы на болоте. Соберутся в кружок и начинают плясать. В воздухе раздается их гортанный крик. (По В.Бианки.)
18. Спишите. Расскажите, как пишутся формы глаголов, оканчивающие на шипящий (проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста). Найдите в тексте слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Подчеркните орфограмму.
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
(А.Пушкин.)
19. Спишите. Расскажите о правописании разделительного мягкого знака. Подчерните указанную орфограмму в тексте. Найдите слова с непроизносимой согласной в корне, объясните их правописание. Почему слово Родина написано с большой буквы?
Что такое Родина? Солнце, лес, дыхание пашен, сад в цвету, где не молкнут пчелы, и твой дом, и огни твоей школы. Наша Родина – труд и праздник, сто дорог для тебя самых разных, и любовь твоя к папе и маме, и ты сам – не один, а с друзьями… (А.Костецкий.)
20. Прослушайте текст. На слух определите глаголы с частицей не. Запишите их, подчеркнув орфограмму. Проговорите написание слова ковылем. Какая здесь безударная гласная в корне: проверяемая или непроверяемая?
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу.
И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвославным ковылем.
(С.Есенин.)
21. Спишите. Объясните правописание гласных о-е после шипящих. В какой части слов находятся данные орфограммы? Найдите в тексте слова с приставками на с-. Объясните графически их правописание. Назовите орфограмму в корне слова охотник.
Недавно шел охотник берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
В это время из чащи вышла на берег большая бурая медведица и с ней два взрослых медвежонка. Медведица схватила одного зубами за шиворот и давай окунать в речку. (В.Бианки.)
22. Прослушайте текст. На слух определите в нем слово с чередующейся гласной в корне, объясните данную орфограмму. Расскажите о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу (проиллюстрируйте ответ примерами из текста и своими собственными примерами). Объясните правописание глаголов на -ться. Письменно ответьте на вопрос: «Как вы цените свое время?»
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Умеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
Успеет встать он за станок,
За парту в школе сесть.
(С.Баруздин.)
23. Спишите. Найдите в тексте слова с орфограммой в корне:
а) непроизносимая согласная,
б) непроверяемая гласная.
Объясните правописание мягкого знака после шипящих. Как бы вы озаглавили данное стихотворение и почему?
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
(В.Шефнер.)
24. Спишите. Назовите все орфограммы в подчеркнутых словах.
Дружба между Шариком и Рыжиком возникла на моих глазах. До этого собаки как-то обходились друг без друга. Но однажды Шарик вернулся из лесного похода, волоча переднюю лапу, свернулся около забора трясущимся калачиком, и почти тут же около него оказался Рыжик. (А.Снегов.)
25. Прочитайте текст. Выпишите слова с орфограммой в корне:
а) чередующаяся гласная,
б) непроверяемая безударная гласная.
Почему в словах рожь и лечь на конце пишется мягкий знак?
РОЖЬ НАЛИВАЕТ
Рожь наливает. Жара. По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. Тогда каждая полоска ржи как перина: это вышло от того, что воде между полосками было хорошо стекать. Так на перинке со скатами рожь выходит лучше. В лучах заходящего солнца теперь каждая полоска-перина так пышна, так привлекательна, что самому на каждую хочется лечь и поспать. (М.Пришвин.)
26. Спишите. Объясните правописание глаголов на –тся. Найдите в тексте слова с орфограммой «мягкий знак как знак мягкости согласного». Разберите по составу существительное город. Назовите все орфограммы в корне этого слова.
Полдня проходил по лесу, заглядывал под каждое корневище, под каждую кучку валежника – нет ежа!
Повернул домой. Чтобы быстрей идти, выбрался на железнодорожную насыпь. Шагаю по шпалам. Прошел переезд. Скоро и лес кончится, завиднеется город. И вдруг вижу какой-то серый клубок. Катится он зигзагами между рельсами, то к одному рельсу, то к другому жмется и так ловко через шпалы прыгает. Наконец нагнал я его. Да ведь это ежик! (Е.Носов.)
27. Запишите текст под диктовку. Объясните правописание частицы не с глаголами. Как вы понимаете смысл этих поэтических строк?
Не можешь – сумей,
Не знаешь – узнай.
Не бойся тропы отвесной.
(Л.Татьяничева.)
28. Спишите. Объясните правописание безударных личных окончаний глаголов. Назовите орфограммы в корнях выделенных слов.
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт.
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и визжит.
(П.Вяземский.)
29. Спишите. Объясните графически употребление разделительного мягкого знака. Определите, что обозначают слова, которые пишутся с большой буквы. Найдите в тексте формы глаголов, оканчивающиеся на шипящий, подчеркните орфограмму.
Художник Борис Иванович в тумане подкрался к лебедям, близко стал целиться, но, подумав, что мелкой дробью по головам больше убьешь, раскрыл ружье, вынул картечь, вложил утиную дробь. И только бы стрельнуть, - стало казаться, что не в лебедя, а в человека стреляешь. Опустив ружье, он долго любовался, потом тихонько пятился, пятился и отошел так, что лебеди и вовсе не узнали страшной опасности. (М.Пришвин.)
30. Прочитайте текст. Осмыслите содержание слова, которое написано с большой буквы. Определите, что оно обозначает или называет. Выпишите глаголы с частицей не, объясните их правописание.
Ты для Отчизны любимой своей
Силы, сынок, никогда не жалей!
Страха не ведай, не бойся труда,
Тропкой кривой не ходи никогда.
(Л.Ошанин.)
Источники: Интернет, материалы журнала «Русская словесность»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал для итогового повторения
Возмоно использование для подготовки к мониторингам, тестированиям......
Дидактический материал для уроков повторения по теме "Имя прилагательное в 6 классе"
Дидактический материал учитель может использовать на уроках русского языка при подготовки к ГИА. Он имеет большую воспитательную роль....
Дидактические материалы по итоговому повторению по теме "Диаграммы и графики" подготовка к ГИА (Математика в здоровьесбережении)
Тема «Итоговое повторение по теме «Диаграммы и графики» подготовка к ГИА» (Математика в здоровьесбережении).Наша школа работает по теме «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе...
Дидактический материал (тест )для повторения по теме "Наречие"
Дидактический материал (тест )для повторения по теме "Наречие"...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ГЕОМЕТРИИ ПО ТЕМЕ: «ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ В 9 КЛАССЕ»
Игра состоит из трёх туров и суперигры. Для трёх туров вывешивается плакат с изображением пирамиды и указанием тем (рис. 1). Играют две пары.I тур: Первый игрок выбирает тему, читает про себя название...
Дидактический материал по разделам :"Морфология. Орфография. Имя существительное. Имя прилагательное". Русский язык 5 кл.
Разработанный дидактический материал используется для формирования умений и навыков по темам "Имя существительное", "Имя прилагательное", а также для оценки универсальных учебных действий на уроках ру...
Дидактический материал. Карточки для повторения основных правил орфографии. 9-11класс
Дидактический материал - карточки для повторения всех основных правил русской орфографии можно использовать как по отдельности при повторении орфографии в 6-8 классах, таки при подготовке к ОГЭ ...