Справочный и дидактический материал для подготовки к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе
материал по русскому языку (9 класс) по теме
Материал будет полезен обучающимся 9 класса и учителям русского языка, материал содержит справочные и дидактические материала для решения части В1-В4
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravochnyy_i_didakticheskiy_material_9_klass_podgotoka_k_ekzamenu_v_novoy_forme.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Справочные и дидактические материалы.
9 класс
Справочные материалы к заданию В1.
Синонимы - это слова, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по смыслу.
Например: везде - всюду, двенадцать - дюжина, смелый - храбрый, бескрайний - безграничный, бранить - ругать, возле – около - подле, по-иному - по-другому, дрянной - скверный, здесь - тут, торопиться - спешить.
В русском языке имеется большая группа слов, употребляемых во всех стилях без исключения и характерных как для устной, так и для письменной форм речи. Такие слова образуют фон, на котором выделяется стилистически закрепленная лексика. Их называют стилистически нейтральными.
Разговорная лексика | Стилистически нейтральная лексика | Книжная лексика |
брести | идти | шествовать |
уйма | много | множество |
мордашка | лицо | лик |
гляделки | глаза | очи |
кусок (фильма) | отрывок (фильма) | фрагмент (фильма) |
отменить | упразднить, аннулировать |
Закрепленность лексики за стилями речи
Важно знать, что та или иная лексика закреплена за определенным стилем речи.
1.
2.
Дидактический материал.
1. Назовите синонимы к данным словам: близко, вдруг, неразбериха, проследовать, носиться, насилу, всюду, здесь, между, настойчиво, неужели, после, раньше. Составьте словосочетания с этими синонимами. | 2.Сгруппируйте приведенные слова по типу стилевой окраски (книжные, нейтральные, разговорные). Рукоплескать – хлопать, беспорядок – каша, эрудит – учёный (в значении существительного), хочется – охота, хороший – славный, холодный – студёный, мальчик – парнишка, знамя – стяг, создатель – творец. |
3.Выпишите синонимы и определите их стилистическую функцию. | 4.Выясните по толковому словарю, какие слова в каждом синонимическом ряду имеют нейтральный, книжный или разговорный характер. Придумайте с ними предложения. Скоморох — лицедей — комедиант — актёр — артист; жалованье — зарплата; глаза - очи - гляделки - зенки – буркалы; голый – нагой; любовный – амурный; действительный – реальный; спать – почивать; есть – жрать; холодно – студено; сей – этот; чем – нежели; как – ровно; чтобы – дабы; работать – корпеть. |
5.В предложении замените устаревшее слово ЗАИМОДАВЕЦ словом делового стиля. Отец его скончался. Перед Онегиным собрался Заимодавцев жадный полк. | 6.Выпишите из данных предложений слова, составляющие синонимический ряд. 1. Эти две силы – косности и движения, консерватизма и прогресса – суть основные силы всего существующего. 2. Прежняя сонная инерция еще сильно держит нас на одном месте, несмотря на все наши толки о прогрессе. 3. Он совался туда, сюда – но он не был серьезно приготовлен наукой и практикой к какой-нибудь государственной, общественной или частной деятельности, потому что на всех этих сферах еще лежало обломовщина, тихое монотонное течение сонных привычек, рутина. |
7.Замените в предложении слово МЕБЛИРОВКА стилистически нейтральным синонимом. Сначала он обозревал семирублевые номера, но остался недоволен их меблировкой. | 8.Дядя Саша, иногда наведываясь в поля с ружьецом, замечал, как трактористы стороной обводят плуги, оставляют нетронутыми рыжие плешины среди пашни и как пастухи, выгоняя гурты на жнивье, не дают скотине топтать куртинки могильной травы. Замените авторское диалектное слово ПЛЕШИНЫ из предложения синонимичным общеупотребительным словом или словосочетанием. Напишите этот синоним. |
Справочные материалы к заданию В2.
I. Слова с безударной гласной в корне слова делятся на три группы:
- гласная, проверяемая ударением (разлиновать – линия)
- чередующиеся гласные в корне слова (гласная проверяется правилом)
- гласные, не проверяемые ударением. Такие слова необходимо запомнить (хореография).
Внимание: Необходимо различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но разные по значению. Такие корни называются омонимичными. Сравним, например, два словообразовательных гнезда слов:
1)покос, коса, накосить, косилка, косарь -кос- (Гласная в корне проверяется ударением)
2) коснуться, прикосновение, коснувшись, соприкосновение -кос- (в корне чередующаяся гласная)
Чередующиеся гласные в корне слова.
Лаг-лож | Прилагать - изложение |
Кас-кос | Касаться - коснуться |
Раст-ращ-рос | Расти – росли - выращенный |
Скак-скоч | Скакать - выскочить |
Гар-гор | Загар - выгореть |
Зар-зор | Заря - зори |
Клан-клон | Поклон - кланяться |
Твар-твор | Утварь - творчество |
Плав-плов | Пловец - плавать |
Мак-мок | Макать - промокнуть |
Равн-ровн | Сравнить - выровнять |
Бие-бер Мир-мер Дир-дер Тир-тер Жиг-жег Блист-блест Стил-стел Чит-чет | Собирать – соберу Умирать – умереть Задирать – раздеру Вытирать – вытер Зажигать – зажечь Блистать – блестеть Расстилать – постелить Вычитать - четность |
II. Правописание согласных в корне слова
Проверяемые звонкие и глухие согласные в корне. | Непроверяемые согласные в корне слова (словарные слова). | Непроизносимые согласные в корне слова. |
Нужно изменить слово или подобрать родственное таким образом, чтобы «подозрительная» согласная находилась перед гласной или перед сонорной согласной – л, м, н, р | Правописание согласных необходимо запомнить | Необходимо подобрать такое родственное слово, чтобы этот согласный оказался перед гласным или перед сонорным |
вперемежку (перемежаться) | вокзал | Агентство (агенты) |
Дидактический материал
1. Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова по группам: гласная в корне, проверяемая ударением; чередующиеся гласные в корне слова. Сапоги пром..кают, вск..чить на коня, нац..дить, нав..вать кудри, пар..дировать певца, выр..щен, пар..дировать на плацу, безотл..гательный, прор..стание, скр..пить печатью, р..птание, одухотв..рение, зар..стание, обл..ниться, подр..внять волосы, пол..скать щенка | 2. В приведенных словах представлены два омонимичных корня -гор-: горка, горец, загорелый, горение, горный, выгоревший, гористый, горючий, предгорье, пригорок, пригорать. Разбейте слова на две группы так, чтобы в первом оказались слова, родственные слову гора, во втором – слова, родственные слову гореть. |
3. Выпишите слова с чередующейся в зависимости от глагольного суффикса безударной гласной в корне. Проживать в городе, обмирать от восторга, озарится, преклонение, нагорать, сжигать, вытереть, стелить, разлагаться, отскочить. | 4. Выпишите слова с орфограммой безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Палисадник, запереть, заледенелый, щелевой, открепление, выровненный, касание, примиряемые соперники. |
5.Выпишите слова с непроизносимым согласным в корне слова. Яростный, изморось, мог, гнусный, окрестности, пастбище, свистнуть, резьба, чувствовать, | 6.Выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне: Заровнять поверхность, навивать кудри, погорелец, касательно, разрядить обстановку, прорастание, засвистеть, разряженный клоун, утварь. |
7.Вставьте пропущенную букву, аргументируйте свой ответ. Вес_ник, выс_лать, опас_ный, гиган_ский, завис_ливый, злос_ный, облас_ной, рес_ницы, повес_ка, свис_нуть, скорос_ной, совмес_ный, трос_никовый, ус_ный, учас_ник, хрус_нуть, чес_ный.
| 8.Прочтите текст. Выпишите слова с непроизносимыми согласными, записав к ним проверочные слова или краткое объяснение. Слова окрестность, окрестный происходят от слова крест, т.е. «на все четыре стороны». Таким образом, окрестность – это местность, расположенная вокруг центра. Многие слова, обозначающие отвлеченные понятия, ведут начало от конкретных, предметных понятий. Возьмем, например, слово искусство. Как ни странно, оно происходит от слов кус, кусок. Путь образования этого слова, вероятно, был таков: кусать – вкушать (ощущать вкус, испробовать), искусить (соблазнить, прельстить, т.е. увлечь кого-нибудь чем-то красивым) – искус-ство (первоначально – мастерство прельщать, увлекать прекрасным) |
Справочные материалы к заданию В3.
В русском языке существует три типа приставок:
1)приставки, написание которых традиционно в русском языке. Например, на-, в-, от, за- и т.д. Внимание! Есть приставки о- и а-, про- и пра-, имеющие разные значения и разное происхождение: греческая приставка а- равна русской приставке не- (асимметрия) приставка пра- означает «изначальный, древний; дальний родственник» (прародина; прадедушка).
Приставка с- остается неизменной независимо от того, находится ли она перед глухой или звонкой согласной: спилить - сбить, скрестить - сгрести. Есть слова, начинающиеся на З: здесь, здешний, здоровье, здравие, здравница, здание, ни зги. Начальная з- входит у этих слов в корень.
2) приставки, написание которых зависит от качества последующего согласного. Если после приставки звонкий согласный, пишется на конце з-, если глухой – с-: бескрайний, взрастить.
Запомни! При определении глухости-звонкости вам поможет такое предложение: Фока, хочешь поесть щец? В данном предложении все согласные звуки глухие.
Примечание. Не следует упускать из виду, что правило касается только приставок, т. е. что оно не имеет никакого отношения к корню, например: возка (где «воз» — корень) или низкий, низший (где «низ» — корень).
3) приставки пре-/при-, написание которых зависит от значения.
ПРЕ- | ПРИ- |
|
|
Следует различать слова:
Придать - предать
Притворить - претворить
Прибывать - пребывать
Приступать - преступать
Приходящий - преходящий
Дидактический материал
1.Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с). Распределить в два столбика: без-, бес- .
| 2. В русском языке нет приставки з-. Докажите или опровергните это утверждение, используя какие-либо из данных слов: несговорчивый, сдержаться, низвергнуть, здравствуйте, сбить, здешний, бессовестный, здравица. |
3.Выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой: Безболезненный, распознавать, безынициативный, сызмала, бесприданница, экс-чемпион, камень преткновения, чересчур, беззаконие. | 4. Выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «Если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполное действие, то в ней пишется буква И». Прибрежный, приоритет, привилегия, присвоить, пригородный, прикрыть, прилечь, притворяться, приватный, |
5.Выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от её значения. | 6. Составьте ответ по предложенному шаблону. Чтобы не ошибиться в правописании приставок пре-, при-, надо понимать _____ этих приставок. Основной смысл приставки при- — «_______», в других случаях она указывает на ________; кроме того, она имеет и другие значения:_______. Например, _______. Приставка пре- имеет два основных значения: 1) близкое к значению слова _______. 2) близкое к значению приставки ______. Например,_______. |
7. Выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой: Беззаветный, бессовестный, близсидящий, воззвание, восстание, иззябнуть, иссохнуть, раззадорить, рассердить, низкий. | 8. Выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой: 1.Офицер, разгоряченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве схватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио…2. Как несказанно великолепен и ясен становится день, когда волны согретого тумана исчезают в голубой, нежно сияющей вышине… |
Справочные материалы к заданию В4.
1. Отыменные прилагательные образованы от имени существительного. Например, мужественный от существительного мужество. (см. таблицу №1)
Таблица № 1
Одна и две -Н- в отыменных прилагательных | |
-н- | -нн- |
Образовано при помощи суффикса -ИН- (муравьиные) | Образовано при помощи суффикса -ОНН- (авиационный) |
Образовано при помощи суффикса -АН- (кожаный) | Образовано при помощи суффикса -ЕНН- (болезненный) |
Образовано при помощи суффикса -ЯН- (шерстяной) | Образовано от основы на –Н + суффикс -Н-(чугунный) |
Запомнить: ветреный | Запомнить: оловянный, деревянный, стеклянный |
2. Отглагольные прилагательные образованы от бесприставочных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -н-, -ен-. Они не могут иметь при себе зависимых слов, кроме наречий степени «очень», «совершенно», «абсолютно». Например, жареный гусь. (см. таблицу № 2)
3. Если слово образовано от глагола совершенного вида или имеет зависимые слова, такое слово является причастием.
Например, не кошенные косой луга (причастие, т.к. есть зависимое слово), скошенные луга (причастие, т.к. от глагола совершенного вида). (см. таблицу № 2)
Таблица № 2
Н – НН в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов | |
-н- | -нн- |
образовано от глагола несовершенного вид (вареный) | образовано от глагола совершенного вида (решенный) |
нет приставки (кроме не) (жареный, несмазанные) | есть приставка (зажаренный) |
нет зависимого слова | есть зависимое слово (жаренное в масле) |
нет суффиксов –ова-, -ева-, -ирова- | есть суффиксы –ова-, -ева-, -ирова- (на –ованный, -еванный) (иллюстрированный, маринованный) |
Запомнить: жёваный, кованый | Запомнить: деланный, желанный, неслыханный, жеманный, нечаянный, священный, невиданный, негаданный, чванный, чеканный, нежданный, окаянный. |
В кратких страдательных причастиях пишется одна -Н- (исправлена) |
Дидактический материал.
1.Распределите слова по колонкам: 1) отыменные прилагательные; 2) отглагольные прилагательные; 3) причастия. Куриная (грудка), гружёная (машина), жаренная (в духовке), вязаный (свитер), некошеные (луга), лишенный (теплоты), картинная (галерея), песчаное (дно), клюквенный (морс), запутанный (ответ), груженный (яблоками), торжественное (мероприятие), станционный (смотритель), рваное (платье). | 2.Составьте по правилу «Одна и две буквы н в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени» опорный конспект. |
3.Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН. Выпишите найденные причастия с зависимым словом. Гримированный артист, вязанный вручную свитер, отвлеченное рассуждение, багряный закат, сеянная через сито, выдержанное вино, груженная кирпичом, позолоченное кольцо. | 4. В суффиксах кратких страдательных причастий пишется - н. Выпишите слова, соответствующие данному правилу. Багряный закат, дело сделано, говорил тревожно, ветреный день, ошибка исправлена, куриный бульон, утка зажарена, общественность взволнована сообщением, решено верно, глиняный горшок. |
5.Выпишите причастия, в которых правописание НН определяется правилом: «В суффиксе полного страдательного причастия, образованного от глагола совершенного вида, пишется НН». Решенная задача, рискованный поступок, брошенный ребенок, лекционный материал, соломенная шляпа, купленный билет, жаренный в духовке, обветренные губы, телефонный разговор. | 6.В прилагательном, образованном при помощи суффикса –Н- от существительного, основа которого заканчивается на –Н-, пишется НН. Выпишите слова, соответствующие данному правилу. Петушиный задор, потерянный вид, реакционные взгляды, сонный вид, барабанная дробь, выдержанное вино, картинная галерея, экзаменационная работа, струнный квартет, бездонная пропасть, лишенный радости. |
7. Найдите соответствие между карточками.
1 А
2
Б
3
В
4
Г
5 Д
6 Е
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
Программа элективного курса«Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».
Программа элективного курса "Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста"...
Справочный материал при подготовке к заданию В 8 (ЕГЭ по русскому языку)
Справочное пособие по средствам выразительности (В8). Позволяет организовать подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Есть проверочные задания и ключи....
Дидактический материал по разделам :"Морфология. Орфография. Имя существительное. Имя прилагательное". Русский язык 5 кл.
Разработанный дидактический материал используется для формирования умений и навыков по темам "Имя существительное", "Имя прилагательное", а также для оценки универсальных учебных действий на уроках ру...
Учебный материал для подготовки к выполнению задания №26 ЕГЭ по русскому языку в 2019-2020 учебном году
Учебный материал для подготовки к выполнению задания №26 ЕГЭ по русскому языку в 2019-2020 учебном году: материал содержит полный список изобразительно-выразительных средств художественной речи: тропы...
справочный материал для подготовки к экзамену по математике
В справочном материале представлены формулы, изучаемые в 10- 11 классах: тригонометрические формулы, решение тригонометрических уравнений, таблица значений, знаки и свойства четности и нечетност...
Справочный материал для подготовки к экзамену
справочный материал для самостоятельной подготовки к экзамену...
Комментарии
Справочный и дидактический материал
Справочный и дидактический материал