Дидактический материал к разделу «План и карта» 6 класс (личностно ориентированный подход)
методическая разработка (география, 6 класс) по теме

Глазова Алина Александровна

Дидактический материал раскрывает проблему личностно- ориентированного подхода при изучении раздела "План и карта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_material_plan_i_karta.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал

к разделу «План и карта» 6 класс

 личностно-ориентированный подход


В личностно-ориентированном обучении особое внимание психологи и дидакты обращают на развитие операций и приемов выполнения действий, на раскрытие их эмоциональных кодов, поскольку это влияет на нравственное воспитание, всестороннее воспитание личности. Ребенок, вступая в мир уже созданных нравственных отношений, не способен самостоятельно приобщиться к нравственности. Для этого необходимо на уроке географии создавать развивающие ситуации, способствующие развитию интересующей нас частей субъективного опыта. Методическими условиями реализации личностно-ориентированного обучения являются система специальных развивающих заданий и коллективные формы учебной деятельности.

При конструировании развивающих заданий я придерживаюсь позиции психолога Якиманской И.С., учитывая следующие параметры:

  1. соответствие их возрастным особенностям;
  2. влияние на эмоционально-личностное отношение ребенка;
  3. наличие двух подходов к их содержанию (в первом случае в содержании задания имеются приемы их рационального выполнения в виде правил, предписаний и т.п.; во втором случае предусматривается самостоятельное выполнение школьниками задания разными способами);
  4. возможность выбора формы решения.

Раздел «План и карта» включает в себя две темы: «План местности» и «Географическая карта». Целью изучения этих тем является формирование у школьников уже в начальном курсе целого ряда важнейших картографо-топографических умений – определение на местности, по плану, по географической карте сторон горизонта, направлений, расстояний, высот точек, географических объектов; по глобусу и карте географических координат.

            Изучение первой темы раздела готовит учащихся к работе на местности. Знания и умения, приобретенные школьниками в ходе рассмотрения данной темы, облегчают усвоение темы «Географическая карта» благодаря сравнению масштабов, приемов ориентирования, условных знаков, способов изображения рельефа и т.п. Необходимо заметить, что материал первого раздела начального курса географии вызывает определенные трудности у шестиклассников. В связи с этим учитель должен уделять особое внимание четкому разъяснению способов работы, усвоению учащимися знаний об этих способах и отработке действий. Контролируя правильность выполнения заданий, важно обращать внимание не только на конечный результат, но и на порядок выполнения действий учениками. Это помогает им осознать способы своей деятельности.

  1. Пользуясь условными знаками форзаца II учебника, опишите или изобразите свой путь от дома до школы.

(тема «Что такое план местности?»).

  1. Представьте себя на вершине холма, изображенного на рисунке. Вам необходимо спуститься вниз. Какую высоту вам придется преодолеть и какой склон вы выберете для спуска? Ответ оформите в виде схемы или описания

(тема: «Изображение земной поверхности»)

  1. Пользуясь приемом определения азимута на предмет местности, определите по рисунку в учебнике самый большой и самый маленький азимуты. Укажите объекты им соответствующие. Форма выполнения задания может быть любая

(тема: «Ориентирование по плану местности»).

  1. Представьте, что вы закопали клад в какой-либо части местности. Составьте для себя подробное описание с указанием объектов, расстояний, направлений, высот или изобразите путь до этого места:

а) с севера;

б) с юго-востока;

в) с запада.

(обобщающий урок повторения по теме: «План местности» (форзац учебника, топографическая карта Т.П.Герасимова)

  1. На форзаце учебника Т.П.Герасимовой найдите точку, с которой можно увидеть все объекты изображенные на плане местности. Опишите способ выполнения задания

(тема: «Изображение земной поверхности»).

  1. Ваш друг уехал во Владивосток. Определите по рисунку 23 стр.41 (Т.П.Герасимова) в каком направлении от Москвы находится город. Для выполнения задания используйте план действий из текста параграфа 11.

Выберите форму выполнения задания:

а) на схеме;

б) на контурной карте.

  1. Вы собрались в пеший поход на Кольский полуостров. Определите по рисунок 26 стр.46 (Т.П.Герасимова), какие высоты имеет эта территория. Объясните как вы выполняли задание

(тема: «Изображение высот и глубин на физических картах»).

  1. Ваш друг затрудняется в определении географических координат Санкт-Петербурга. Используя рисунки 23 и 25  учебника Т.П.Герасимовой, объясните ему, какие действия необходимо использовать для выполнения задания. Выберите форму выполнения задания.

  1. Вы решили совершить путешествие строго по параллели 10 ю.ш. из точки с координатами 10 ю.ш. и 10 в.д. В каком направлении вам необходимо отправляться в путь для самого:

а) длительного путешествия;

б) короткого путешествия?

Опишите, какие действия, в какой последовательности вы использовали в ходе выполнения задания.

Выполните задания в одной из предложенных форм:

а) на схеме;

б) на контурной карте.

Используя рисунки 23 и 25  учебника Т.П.Герасимовой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку в 5-х классах

  Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на...

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.

Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...

Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...

План самообразования «Личностно-ориентированный подход в обучении математике».

План самообразования «Личностно-ориентированный подход в обучении математике»....

Личностно-ориентированный подход к образовательному процессу как условие формирования личностных УУД.

Современная эпоха – это время  информационной цивилизации, а она требует  формирования нового типа мышления, нового отношения людей к жизни, формирования новой идеи самой человеческой жизни....

План работы школьного методического объединения по личностно-ориентированному подходу

Методическая тема: личностно ориентированное обучение как средство развития личностиЦель: формирование компетентности педагога через освоение современных образовательных технологий и системно - деятел...