Дидактический материал к разделу «План и карта» 6 класс (личностно ориентированный подход)
методическая разработка (география, 6 класс) по теме
Дидактический материал раскрывает проблему личностно- ориентированного подхода при изучении раздела "План и карта"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_plan_i_karta.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический материал
к разделу «План и карта» 6 класс
личностно-ориентированный подход
В личностно-ориентированном обучении особое внимание психологи и дидакты обращают на развитие операций и приемов выполнения действий, на раскрытие их эмоциональных кодов, поскольку это влияет на нравственное воспитание, всестороннее воспитание личности. Ребенок, вступая в мир уже созданных нравственных отношений, не способен самостоятельно приобщиться к нравственности. Для этого необходимо на уроке географии создавать развивающие ситуации, способствующие развитию интересующей нас частей субъективного опыта. Методическими условиями реализации личностно-ориентированного обучения являются система специальных развивающих заданий и коллективные формы учебной деятельности.
При конструировании развивающих заданий я придерживаюсь позиции психолога Якиманской И.С., учитывая следующие параметры:
- соответствие их возрастным особенностям;
- влияние на эмоционально-личностное отношение ребенка;
- наличие двух подходов к их содержанию (в первом случае в содержании задания имеются приемы их рационального выполнения в виде правил, предписаний и т.п.; во втором случае предусматривается самостоятельное выполнение школьниками задания разными способами);
- возможность выбора формы решения.
Раздел «План и карта» включает в себя две темы: «План местности» и «Географическая карта». Целью изучения этих тем является формирование у школьников уже в начальном курсе целого ряда важнейших картографо-топографических умений – определение на местности, по плану, по географической карте сторон горизонта, направлений, расстояний, высот точек, географических объектов; по глобусу и карте географических координат.
Изучение первой темы раздела готовит учащихся к работе на местности. Знания и умения, приобретенные школьниками в ходе рассмотрения данной темы, облегчают усвоение темы «Географическая карта» благодаря сравнению масштабов, приемов ориентирования, условных знаков, способов изображения рельефа и т.п. Необходимо заметить, что материал первого раздела начального курса географии вызывает определенные трудности у шестиклассников. В связи с этим учитель должен уделять особое внимание четкому разъяснению способов работы, усвоению учащимися знаний об этих способах и отработке действий. Контролируя правильность выполнения заданий, важно обращать внимание не только на конечный результат, но и на порядок выполнения действий учениками. Это помогает им осознать способы своей деятельности.
- Пользуясь условными знаками форзаца II учебника, опишите или изобразите свой путь от дома до школы.
(тема «Что такое план местности?»).
- Представьте себя на вершине холма, изображенного на рисунке. Вам необходимо спуститься вниз. Какую высоту вам придется преодолеть и какой склон вы выберете для спуска? Ответ оформите в виде схемы или описания
(тема: «Изображение земной поверхности»)
- Пользуясь приемом определения азимута на предмет местности, определите по рисунку в учебнике самый большой и самый маленький азимуты. Укажите объекты им соответствующие. Форма выполнения задания может быть любая
(тема: «Ориентирование по плану местности»).
- Представьте, что вы закопали клад в какой-либо части местности. Составьте для себя подробное описание с указанием объектов, расстояний, направлений, высот или изобразите путь до этого места:
а) с севера;
б) с юго-востока;
в) с запада.
(обобщающий урок повторения по теме: «План местности» (форзац учебника, топографическая карта Т.П.Герасимова)
- На форзаце учебника Т.П.Герасимовой найдите точку, с которой можно увидеть все объекты изображенные на плане местности. Опишите способ выполнения задания
(тема: «Изображение земной поверхности»).
- Ваш друг уехал во Владивосток. Определите по рисунку 23 стр.41 (Т.П.Герасимова) в каком направлении от Москвы находится город. Для выполнения задания используйте план действий из текста параграфа 11.
Выберите форму выполнения задания:
а) на схеме;
б) на контурной карте.
- Вы собрались в пеший поход на Кольский полуостров. Определите по рисунок 26 стр.46 (Т.П.Герасимова), какие высоты имеет эта территория. Объясните как вы выполняли задание
(тема: «Изображение высот и глубин на физических картах»).
- Ваш друг затрудняется в определении географических координат Санкт-Петербурга. Используя рисунки 23 и 25 учебника Т.П.Герасимовой, объясните ему, какие действия необходимо использовать для выполнения задания. Выберите форму выполнения задания.
- Вы решили совершить путешествие строго по параллели 10 ю.ш. из точки с координатами 10 ю.ш. и 10 в.д. В каком направлении вам необходимо отправляться в путь для самого:
а) длительного путешествия;
б) короткого путешествия?
Опишите, какие действия, в какой последовательности вы использовали в ходе выполнения задания.
Выполните задания в одной из предложенных форм:
а) на схеме;
б) на контурной карте.
Используя рисунки 23 и 25 учебника Т.П.Герасимовой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку в 5-х классах
Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на...
Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.
Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...
Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.
Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...
Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»
Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...
План самообразования «Личностно-ориентированный подход в обучении математике».
План самообразования «Личностно-ориентированный подход в обучении математике»....
Личностно-ориентированный подход к образовательному процессу как условие формирования личностных УУД.
Современная эпоха – это время информационной цивилизации, а она требует формирования нового типа мышления, нового отношения людей к жизни, формирования новой идеи самой человеческой жизни....
План работы школьного методического объединения по личностно-ориентированному подходу
Методическая тема: личностно ориентированное обучение как средство развития личностиЦель: формирование компетентности педагога через освоение современных образовательных технологий и системно - деятел...