Образовательная программа "Пишу правильно, грамотно"
элективный курс по русскому языку (7 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа «Пишу правильно, грамотно» имеет интеллектуально-познавательную направленность, она предназначается не столько для формирования определённых теоретических знаний обучающихся, сколько для развития речевых умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Образовательная программа
« Пишу правильно, грамотно»
Возраст детей-13-14 лет
Срок реализации - 2014-2015 учебный год
Составитель: Горелкина Анжела Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №4
г. Рассказово
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Пишу правильно, грамотно» имеет интеллектуально-познавательную направленность, она предназначается не столько для формирования определённых теоретических знаний обучающихся, сколько для развития речевых умений и навыков.
Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений.
ГИА учащихся предполагает разнообразные виды деятельности ученика: восприятие текстов на слух и в напечатанном виде; выбор ответа из нескольких предложенных; сжатый письменный пересказ; создание собственного текста на одну из двух предложенных тем. Каждый из этих видов нужно специально отрабатывать. Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-8 классах. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.
Актуальность образовательной программы состоит в том, что она обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучении основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что ее освоение поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Успешность сдачи экзамена в новой форме в первую очередь определяется тем, насколько учащиеся будут к нему подготовлены.
Цель дополнительной образовательной программы «Пишу правильно, грамотно» - обеспечение подготовки семиклассников к успешному написанию ОГЭ.
Задачи дополнительной образовательной программы:
Научить учащихся следующим умениям и навыкам:
- обобщить, систематизировать и углубить полученные ранее знания по правописанию;
- совершенствовать пунктуационную и орфографическую грамотность учащихся;
- направлять внимание учащихся к собственной письменной речи;
- научить практическому использованию полученных знаний и умений на уроках русского языка;
- развивать речь и мышление учащихся.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы состоят в то, что она усиливает вариативную составляющую общего образования. Данная программа призвана помочь учащимся повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи.
Возрастная группа участвующих в реализации программы – 13 -14 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы – 2014-2015 учебный год.
Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Режим занятий: в зависимости от учебной задачи используются всевозможные формы, методы, приемы и способы: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная формы работы; практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы, наблюдение, исследование.
Общий объём учебного времени - 72 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 45 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
После прохождения дополнительной образовательной программы «Пишу правильно, грамотно» учащиеся должны
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
Способы определения результативности: промежуточные и итоговые диагностические работы (тестовые задания, упражнения).
Формы подведения итогов реализации программы
Итоги реализации программы подводятся в форме итогового диктанта.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Пишу правильно, грамотно»
№ п\п | Содержание учебного материала | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Раздел 1. Орфография. Состав слова. | 18 | 7 | 11 |
2 | Раздел 2 . Морфология. Правописание частей речи. | 39 | 7 | 32 |
3 | Раздел 3. Синтаксические и пунктуационные нормы. | 15 | 4 | 11 |
Всего | 72 | 18 | 54 |
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Пишу правильно, грамотно»
Раздел 1. Орфография. Состав слова.
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание гласных в корне. Правописание чередующихся гласных в корнях. Гласные О-Ё после шипящих согласных. И и Ы после Ц. Правописание согласных. Буквы Ь и Ъ. Правописание суффиксов. Правописание приставок, оканчивающихся на З(С). Пре- и при-. Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный. Правописание сложных существительных и прилагательных. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
- орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Практические виды занятий: тренировочные упражнения, практическая работа
Раздел 2. Морфология. Правописание частей речи.
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов ЧИК/ЩИК, ЕК/ИК, К/СК, Н/НН в словах различных частей речи. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Обучающиеся должны знать:
- правила правописания частей речи.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.
Раздел 3. Синтаксические и пунктуационные нормы.
Знаки препинания при однородных членах. Обособленные члены предложения. Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
Обучающиеся должны знать:
- синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Практические виды занятий: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
Методическое обеспечение программы
Наименование раздела | Формы занятий | Методы и приемы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1.Орфография. Состав слова. | Фронтальная работа (беседа), групповая работа (работа в парах, дискуссия), индивидуальная работа (самостоятельная работа). | Словесный, частично-поисковый, проблемный | Карточки с заданиями, тесты, интернет, ТСО. | Выполнение тренировочных упражнений и тестов. |
2.Морфология. Правописание частей речи. | Фронтальная работа (беседа), групповая работа (работа в парах, дискуссия), индивидуальная работа (самостоятельная работа). | Словесный, частично-поисковый, проблемный | Тексты для работы на занятиях, тесты, презентации. | Написание сжатого изложения. |
3.Синтаксические и пунктуационные нормы. | Фронтальная работа (беседа), групповая работа (работа в парах, дискуссия), индивидуальная работа (самостоятельная работа). | Словесный, частично-поисковый, проблемный | Карточки с заданиями, тесты, интернет, ТСО. | Выполнение тренировочных упражнений и тестов. |
Список литературы для учителя.
- Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М., 2005.
- Баранов М. Т., Костяева Т. А. Русский язык. Справочные материалы. – М., 2006.
- Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО,2010.
- Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Розенталь Д. Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. – М., 1998.
- ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация ( в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2013
- 9. Русский язык. Справочные материалы», под редакцией Н.М.Шанского, Москва, 2008.
- 12. Тесты по русскому языку», Е.Н.Хоркина, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012г
Список литературы для учащегося.
1. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 7 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2013.
2. ГИА – 2014: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. Сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2012г
3. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО,2010.
4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2009.
5. Розенталь Д. Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. – М., 1998.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Календарно-тематический план
на 2014-2015 учебный год
Составлен в соответствии с образовательной программой «Пишу правильно, грамотно»
Педагог дополнительного образования Горелкина Анжела Сергеевна
Группа___7а______
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | Примечание | |
Раздел 1. Орфография. Состав слова. | |||||
1 | Введение. Основные принципы русской орфографии. | 1 | |||
2 | Фонетический принцип. | 1 | |||
3 | Морфемный принцип. Образцы морфемного анализа. | 1 | |||
4 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | |||
5 | Правописание корней с чередующимися гласными. | 1 | |||
6 | Правописание звонких и глухих согласных. | 1 | |||
7 | Правописание слов с непроизносимыми согласными. | 1 | |||
8 | Правописание приставок. | 1 | |||
9 | Правописание приставок ПРЕ-ПРИ. Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный. | 1 | |||
10 | Правописание О-Ё-Е после шипящих в корне слова. | 1 | |||
11 | Правописание О-Ё-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях. | 1 | |||
12 | Правописание И-Ы после Ц. | 1 | |||
13 | Разделительные Ъ и Ь. Тест. | 1 | |||
14 | Правописание ь после шипящих. | 1 | |||
15 | Правописание сложных слов. | 1 | |||
16 | Правописание НЕ с глаголами, существительными и прилагательными. | 1 | |||
17 | Комплексные упражнения по теме: «Орфография. Состав слова». | 1 | |||
18 | Решение тематических тестов. | 1 | |||
Раздел 2. Правописание частей речи | |||||
19 | Имя существительное. Склонение. Правописание окончаний. | 1 | |||
20 | Правописание суффиксов существительных. | 1 | |||
21 | Комплексные упражнения. | 1 | |||
22 | Имя прилагательное. Правописание окончаний | 1 | |||
23 | Буквы О и Е в окончаниях и суффиксах. Правописание притяжательных прилагательных. | 1 | |||
24 | Н и НН в суффиксах прилагательных. | 1 | |||
25 | Комплексные упражнения. | 1 | |||
26 | Глагол. Ь знак в глагольных формах. Глагольные суффиксы. Спряжение глаголов. | 1 | |||
27 | Глагольные суффиксы. Спряжение глаголов. | 1 | |||
28 | Комплексные упражнения. Словарный диктант. | 1 | |||
29 | Местоимение. Правописание. | 1 | |||
30 | Имя числительное. Склонение. Правописание. | 1 | |||
31 | Причастие. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | |||
32 | Образование действительных причастий. Правописание. | 1 | |||
33 | Образование страдательных причастий. Правописание. | 1 | |||
34 | Правописание кратких страдательных причастий. Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий. | 1 | |||
35 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 1 | |||
36 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | 1 | |||
37 | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных. | 1 | |||
38 | Не с деепричастиями. | 1 | |||
39 | Правописание суффиксов деепричастий. | 1 | |||
40 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и -Е | 1 | |||
41 | Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е | 1 | |||
42 | НЕ со всеми частями речи. Комплексные упражнения. | 1 | |||
43 | Н и НН в частях речи. Комплексные упражнения. | 1 | |||
44 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ | 1 | |||
45 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 | |||
46 | Буквы О и А на конце наречий. | 1 | |||
47 | Дефис между частями слова в наречиях. . | 1 | |||
48 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях. | 1 | |||
49 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 1 | |||
50 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | |||
51 | Правописание производных предлогов. Комплексные упражнения. | 1 | |||
52 | Слитное написание союзов. | 1 | |||
53 | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | |||
54 | Правописание отрицательных частиц НЕ и НИ. | 1 | |||
55 | Различение на письме частицы НИ, приставки НИ-, союза НИ-НИ. | 1 | |||
56 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | 1 | |||
57 | Диагностический диктант. | 1 | |||
Раздел 3 Синтаксические и пунктуационные нормы. | |||||
58 | Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. | 1 | |||
59 | Знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами. | 1 | |||
60 | Комплексные упражнения. | 1 | |||
61 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | |||
62 | Знаки препинания в предложениях обращениями. | 1 | |||
63 | Комплексные упражнения. | 1 | |||
64 | Знаки препинания в диалоге. | 1 | |||
65 | Знаки препинания при прямой речи. | 1 | |||
66 | Комплексные упражнения. | 1 | |||
67 | Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. | 1 | |||
68 | Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. | 1 | |||
69 | Комплексные упражнения. | 1 | |||
70 | Комплексный анализ текста. | 1 | |||
71 | Решение тематических тестов. | 1 | |||
72 | Итоговый диктант. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как правильно и грамотно написать эссе
Материал для руководителей пресс-центров...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/08/picture-485141-1412763342.jpg)
Учебный курс для педагогических работников в рамках программы информатизации образовательного ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Предлагаемый компьютерный курс «Основы компьютерной грамотности» позволят освоить программы, необходимые для работы с ПК, и освоить азы компьютерной грамотности. Курс рассчитан на тех, кто никог...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/14/picture-261494-1389715107.jpg)
«Как правильно и грамотно выстраивать свои отношения с детьми»
Основа всей воспитательной работы с детьми в коррекционной школе – соблюдение принципа безусловного принятия. Первый и главный принцип воспитательной работы – безоценочное, безусловное принятие ребёнк...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/21/picture-703538-1448127661.jpg)
Методическая разработка "Образовательная акция "Писать грамотно - это модно!"
Методическая разработка представлена для работников системы дополнительного образования....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/27/picture-697116-1445949915.jpg)
Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб
Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/16/picture-689375-1444979464.jpg)
Рабочая программа элективного курса «Пишу правильно, грамотно»
Рабочая программа учебного курса «Пишу правильно, грамотно» на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/02/picture-1360134-1635869216.jpg)
Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»
Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»Цель: создание условий для развития профессиональной компетентност...