Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»
план-конспект занятия (5 класс)
Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»
Цель: создание условий для развития профессиональной компетентности педагога через повышение мотивации к использованию формы квест-технологии в работе с обучающимися.
Задачи:
1.Познакомить педагогов с понятиями «квест-технология», «функциональная грамотность», «индикаторы функциональной грамотности».
2.Показать на практике возможность использования квест-технологии в образовательном процессе.
3.Сформировать навыки составления заданий на развитие функциональной грамотности на уроках в соответствии с требованиями PISA.
4. Мотивировать педагогов к применению в своей деятельности приёмов, направленных на формирование у обучающихся функциональной грамотности.
Результат обучения:
участники получат новую информацию по вопросам системного подхода к формированию функциональной грамотности, применят на практике виды работы с разными типами рефлексии
Ключевые идеи:
- функциональная грамотность
- индикаторы функциональной грамотности
На современном этапе развития образовательной системы появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с учащимися, в основе которых лежит их активизация и включение в образовательную деятельность. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса, реализовать их творческие способности, воплощать имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. К таким формам организации образовательной деятельности относятся интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование.
Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как еще называют образовательный квест, который пользуется популярностью у подростков и взрослых благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.
Квест (англ. Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.
В образовательном процессе квест - это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации.
Структура образовательного квеста:
- Введение (в котором прописывается сюжет).
- Задания (этапы, вопросы, задания).
- Порядок выполнения (бонусы, штрафы).
- Оценка (итоги, призы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Квест | 155.03 КБ |
kvest_funktsionalnaya_gramotnost.docx | 155.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»
Разработала: Салохина Е.Н. учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 385
Цель: создание условий для развития профессиональной компетентности педагога через повышение мотивации к использованию формы квест-технологии в работе с обучающимися.
Задачи:
1.Познакомить педагогов с понятиями «квест-технология», «функциональная грамотность», «индикаторы функциональной грамотности».
2.Показать на практике возможность использования квест-технологии в образовательном процессе.
3.Сформировать навыки составления заданий на развитие функциональной грамотности на уроках в соответствии с требованиями PISA.
4. Мотивировать педагогов к применению в своей деятельности приёмов, направленных на формирование у обучающихся функциональной грамотности.
Результат обучения:
участники получат новую информацию по вопросам системного подхода к формированию функциональной грамотности, применят на практике виды работы с разными типами рефлексии
Ключевые идеи:
- функциональная грамотность
- индикаторы функциональной грамотности
На современном этапе развития образовательной системы появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с учащимися, в основе которых лежит их активизация и включение в образовательную деятельность. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса, реализовать их творческие способности, воплощать имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. К таким формам организации образовательной деятельности относятся интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование.
Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как еще называют образовательный квест, который пользуется популярностью у подростков и взрослых благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.
Квест (англ. Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.
В образовательном процессе квест - это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации.
Структура образовательного квеста:
- Введение (в котором прописывается сюжет).
- Задания (этапы, вопросы, задания).
- Порядок выполнения (бонусы, штрафы).
- Оценка (итоги, призы).
Ход квеста
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г. Песталоцци
ОЗВУЧИВАНИЕ ТЕМЫ
Давайте настроимся на плодотворную работу. Надеюсь, что наша встреча будет для всех полезна и интересна.
А начнем мы, пожалуй, с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –
с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник», –
добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник», –
подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?
самостоятельная работа по приобретению знаний,
«обучение в сотрудничестве»,
значимость практических знаний.
Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что:
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами будем участниками образовательного квеста «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧЕНИКА», в ходе которого мы должны решить следующие задачи:
-познакомиться с понятиями «квест-технология», «функциональная грамотность», «индикаторы функциональной грамотности».
-проявить профессиональную компетентность при выполнении заданий разного уровня на формирование функциональной грамотности обучающихся;
-вооружиться методикой проведения образовательного квеста.
Принцип нашей работы заключён в словах «Мыслить можно по-разному»
Рефлексивное взаимодействие.
Приём Облако слов
Напишите свои ожидания по теме квеста, для оформления можете выбрать цвет фона, цвет текста и форму облака. При желании облако можно сохранить и распечатать.
Например: Повысится интерес к чтению у детей
С помощью данных приёмов повысится техника чтения
Хорошей работы
Узнаем новые методы и приёмы работы
Знакомство с новыми, интересными людьми
ИЛИ
Прием «Песочные часы»
Напишите на листочках свои ожидания по теме квеста или что хотели бы услышать.
Зачитайте свои пожелания и закрепите их на верхней части песочных часов.
Время на выполнение задания: до 2 минут.
Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе?
Самый очевидный ответ — знаниям.
Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами» и прочими мудреными словами.
Итак, квест-игра начинается.
На протяжении всего квеста мы будем подниматься по лестнице успеха к вершине педагогического мастерства и в итоге узнаем, в чем заключается ключ к успеху педагога.
Готовы? Тогда в путь….
Работа по теме Квеста
ЭТАП 1
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
А что же такое функциональная грамотность? Выполним следующее задание
ЗАДАНИЕ: Составьте из слов и словосочетаний определение следующих понятий
Грамотность – это …………..
Функциональность – Это………………………..
Функциональная грамотность - это…………………………….
Время выполнения: 3 минуты
Изменения в мировой экономике XXI века, породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования, поскольку «образовательный интеллект» населения рассматривается важнейшим стратегическим ресурсом государства.
Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.
Словарь терминов современного педагога трактует понятие о функциональной грамотности следующим образом: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре».
Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия.
Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957г.
Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.
Функциональность - набор возможностей (функций), которые предоставляет данная система или устройство.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Человек, который видит в тексте только то, о чём говорится в явном виде, и не умеет выделить главное в прочитанном, кратко изложить содержание текста, составить схему, план или таблицу, не может считаться грамотным.
Функциональная грамотность подразумевает овладение некоторыми компетенциями.
Компетентность – это способность обучающегося выполнять определенный вид деятельности, а компетенция – требование государства, социума, заказчика к способности обучающегося выполнять определенный вид деятельности.
Компетенции, связанные с функциональной грамотностью:
1. Способность выбирать и использовать различные технологии.
2. Способность видеть проблемы и искать пути их решения.
3. Способность учиться всю жизнь.
Функциональная грамотность:
1. является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;
2. направлена на решение бытовых проблем;
3. обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;
4. связана с решением стандартных, стереотипных задач;
5. используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.
ЭТАП 2
«ИНДИКАТОРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
В зависимости от решения разнообразных жизненных задач различают различные виды функциональной грамотности:
1. Общая.
2. Информационная
3. Коммуникативная.
4. Компьютерная.
5. Правовая и общественно-политическая.
6. Бытовая.
7. Грамотность поведения в ЧС.
8. Грамотность при овладении иностранными языками.
Для ознакомления с индикаторами функциональной грамотности, подберите умения, которые, на ваш взгляд, соответствуют определенному индикатору.
Индикаторы ФГ | Умения, соответствующие данному индикатору |
Общая грамотность | написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки. |
Компьютерная | искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы |
Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях | оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности |
Информационная | находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию |
Коммуникативная | работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы |
Владение иностранными языками | перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы |
Грамотность при решении бытовых проблем | выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи;использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой |
Правовая и общественно-политическая грамотность | отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий |
Время выполнения: до 5 мин
Таким образом, мы можем охарактеризовать те индикаторы, по которым мы можем судить об уровне развития того или иного вида грамотности.
ЭТАП 3
«Читательская грамотность – ключ к успеху в жизни»
Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования.
Для формирования и совершенствования читательской грамотности необходимы определённые читательские действия.
- вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
- делать прямые умозаключения из этой информации;
- интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
- оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
Среди многообразия путей и средств для формирования читательской грамотности наиболее значимые для школьников – это увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке и во внеурочное время.
Новые приоритеты образования подталкивают учителей к поиску и внедрению в школах современных технологий преподавания, помогающих достичь более ощутимых результатов обучения и воспитания.
ФГОС: системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной деятельности.
Практическая работа
Итак, перед вами текст, над которым мы будем работать.
Прочитайте его, пожалуйста, попытайтесь параллельно выделять ключевые слова.
«ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ»
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования.
Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Грамотность – фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством.
Грамотность как определённая степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения.
ЗАДАНИЕ: Составьте кластер «Читательская грамотность школьников». Работаем с текстом с помощью стратегии критического мышления.
Время выполнения: 5 минут
Надеемся, что знания, полученные в ходе работы над квестом, вам помогут в работе.
Предварительный просмотр:
Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»
Разработала: Салохина Е.Н. учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 385
Цель: создание условий для развития профессиональной компетентности педагога через повышение мотивации к использованию формы квест-технологии в работе с обучающимися.
Задачи:
1.Познакомить педагогов с понятиями «квест-технология», «функциональная грамотность», «индикаторы функциональной грамотности».
2.Показать на практике возможность использования квест-технологии в образовательном процессе.
3.Сформировать навыки составления заданий на развитие функциональной грамотности на уроках в соответствии с требованиями PISA.
4. Мотивировать педагогов к применению в своей деятельности приёмов, направленных на формирование у обучающихся функциональной грамотности.
Результат обучения:
участники получат новую информацию по вопросам системного подхода к формированию функциональной грамотности, применят на практике виды работы с разными типами рефлексии
Ключевые идеи:
- функциональная грамотность
- индикаторы функциональной грамотности
На современном этапе развития образовательной системы появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с учащимися, в основе которых лежит их активизация и включение в образовательную деятельность. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса, реализовать их творческие способности, воплощать имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. К таким формам организации образовательной деятельности относятся интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование.
Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как еще называют образовательный квест, который пользуется популярностью у подростков и взрослых благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.
Квест (англ. Quest) - «поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.
В образовательном процессе квест - это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации.
Структура образовательного квеста:
- Введение (в котором прописывается сюжет).
- Задания (этапы, вопросы, задания).
- Порядок выполнения (бонусы, штрафы).
- Оценка (итоги, призы).
Ход квеста
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г. Песталоцци
ОЗВУЧИВАНИЕ ТЕМЫ
Давайте настроимся на плодотворную работу. Надеюсь, что наша встреча будет для всех полезна и интересна.
А начнем мы, пожалуй, с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –
с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник», –
добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник», –
подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:
«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?
самостоятельная работа по приобретению знаний,
«обучение в сотрудничестве»,
значимость практических знаний.
Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что:
- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;
- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;
- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.
Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами будем участниками образовательного квеста «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧЕНИКА», в ходе которого мы должны решить следующие задачи:
-познакомиться с понятиями «квест-технология», «функциональная грамотность», «индикаторы функциональной грамотности».
-проявить профессиональную компетентность при выполнении заданий разного уровня на формирование функциональной грамотности обучающихся;
-вооружиться методикой проведения образовательного квеста.
Принцип нашей работы заключён в словах «Мыслить можно по-разному»
Рефлексивное взаимодействие.
Приём Облако слов
Напишите свои ожидания по теме квеста, для оформления можете выбрать цвет фона, цвет текста и форму облака. При желании облако можно сохранить и распечатать.
Например: Повысится интерес к чтению у детей
С помощью данных приёмов повысится техника чтения
Хорошей работы
Узнаем новые методы и приёмы работы
Знакомство с новыми, интересными людьми
ИЛИ
Прием «Песочные часы»
Напишите на листочках свои ожидания по теме квеста или что хотели бы услышать.
Зачитайте свои пожелания и закрепите их на верхней части песочных часов.
Время на выполнение задания: до 2 минут.
Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе?
Самый очевидный ответ — знаниям.
Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами» и прочими мудреными словами.
Итак, квест-игра начинается.
На протяжении всего квеста мы будем подниматься по лестнице успеха к вершине педагогического мастерства и в итоге узнаем, в чем заключается ключ к успеху педагога.
Готовы? Тогда в путь….
Работа по теме Квеста
ЭТАП 1
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
А что же такое функциональная грамотность? Выполним следующее задание
ЗАДАНИЕ: Составьте из слов и словосочетаний определение следующих понятий
Грамотность – это …………..
Функциональность – Это………………………..
Функциональная грамотность - это…………………………….
Время выполнения: 3 минуты
Изменения в мировой экономике XXI века, породившие необходимость приспособления к конкурентной экономической среде, обострили проблемы качества образования, поскольку «образовательный интеллект» населения рассматривается важнейшим стратегическим ресурсом государства.
Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.
Словарь терминов современного педагога трактует понятие о функциональной грамотности следующим образом: «Умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, здоровье, праве, политике, культуре».
Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия.
Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957г.
Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.
Функциональность - набор возможностей (функций), которые предоставляет данная система или устройство.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Человек, который видит в тексте только то, о чём говорится в явном виде, и не умеет выделить главное в прочитанном, кратко изложить содержание текста, составить схему, план или таблицу, не может считаться грамотным.
Функциональная грамотность подразумевает овладение некоторыми компетенциями.
Компетентность – это способность обучающегося выполнять определенный вид деятельности, а компетенция – требование государства, социума, заказчика к способности обучающегося выполнять определенный вид деятельности.
Компетенции, связанные с функциональной грамотностью:
1. Способность выбирать и использовать различные технологии.
2. Способность видеть проблемы и искать пути их решения.
3. Способность учиться всю жизнь.
Функциональная грамотность:
1. является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;
2. направлена на решение бытовых проблем;
3. обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;
4. связана с решением стандартных, стереотипных задач;
5. используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.
ЭТАП 2
«ИНДИКАТОРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
В зависимости от решения разнообразных жизненных задач различают различные виды функциональной грамотности:
1. Общая.
2. Информационная
3. Коммуникативная.
4. Компьютерная.
5. Правовая и общественно-политическая.
6. Бытовая.
7. Грамотность поведения в ЧС.
8. Грамотность при овладении иностранными языками.
Для ознакомления с индикаторами функциональной грамотности, подберите умения, которые, на ваш взгляд, соответствуют определенному индикатору.
Индикаторы ФГ | Умения, соответствующие данному индикатору |
Общая грамотность | написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки. |
Компьютерная | искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы |
Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях | оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности |
Информационная | находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию |
Коммуникативная | работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы |
Владение иностранными языками | перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы |
Грамотность при решении бытовых проблем | выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи;использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой |
Правовая и общественно-политическая грамотность | отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий |
Время выполнения: до 5 мин
Таким образом, мы можем охарактеризовать те индикаторы, по которым мы можем судить об уровне развития того или иного вида грамотности.
ЭТАП 3
«Читательская грамотность – ключ к успеху в жизни»
Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования.
Для формирования и совершенствования читательской грамотности необходимы определённые читательские действия.
- вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
- делать прямые умозаключения из этой информации;
- интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
- оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
Среди многообразия путей и средств для формирования читательской грамотности наиболее значимые для школьников – это увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке и во внеурочное время.
Новые приоритеты образования подталкивают учителей к поиску и внедрению в школах современных технологий преподавания, помогающих достичь более ощутимых результатов обучения и воспитания.
ФГОС: системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной деятельности.
Практическая работа
Итак, перед вами текст, над которым мы будем работать.
Прочитайте его, пожалуйста, попытайтесь параллельно выделять ключевые слова.
«ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ»
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом образования.
Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Грамотность – фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством.
Грамотность как определённая степень владения навыками устной и письменной речи является одним из важнейших показателей культурного уровня населения.
ЗАДАНИЕ: Составьте кластер «Читательская грамотность школьников». Работаем с текстом с помощью стратегии критического мышления.
Время выполнения: 5 минут
Надеемся, что знания, полученные в ходе работы над квестом, вам помогут в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстами разных видов как основа развития функциональной грамотности
В презентации размещены приемы для работы с текстами разных видов...
Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"
В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...
выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".
Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...
Образовательные платформы, как современные условия для развития функциональной грамотности на уроках английского языка
Буклет с обзором на образовательные платформы...
«Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников»
Выступление на педагогическом совете «Формирование функциональной грамотности как основы развития учебно-познавательной компетентности школьников»...
Образовательные платформы, как современные условия для развития функциональной грамотности на уроках английского языка
Данный материал создан с обзором на современные образовательные платформы...
Мастер класс «Формирование функциональной грамотности как основа развития учебной познавательной компетентности школьников».
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования. Развитие функциональ...