Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Швабова Елена Геннадьевна

Пятичасовая абочая программа , учитывающая требования ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_planirovanie.docx66.65 КБ
Файл rya_5_klass.docx41.12 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п

№ в разде-ле

Тема раздела, урока

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Примечание

План

Факт

ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (2 ч + 1 ч)

1

1

Язык и человек. Общение устное и письменное

Осознавать роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читать и анализировать текст. Озаглавливать текст упражнения. Узнавать основные особенности устной и письменной речи, анализировать устные и письменные высказывания с точки зрения их цели, условий общения. Рассматривать и объяснять схему. Приводить примеры ситуаций, в которых происходит устное и письменное общение.

1.09

2

2

Читаем учебник. Слушаем на уроке

Овладевать приёмами работы с учебной книгой; знакомиться с особенностями ознакомительного и изучающего чтения. Овладевать приёмами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога.

2.09

3

3

Р/р. Стили речи

Выявлять особенности разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Знакомиться с понятием речевого этикета.

3.09

ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (17 ч + 3 ч)

4

1

Звуки и буквы. Произношение и правописание. Познават. лаб.

Осознавать соотношение произношения и правописания. Знакомиться с понятием транскрипции, отрабатывать его в упражнениях. Вспоминать понятие орфографического правила.

4.09

5

2

Орфограмма

Знакомиться с понятием орфограммы, её признаками; письменно выполнять упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Знакомиться с понятием морфемы, графически выделять морфемы в слове.

7.09

6

3

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

Определять ударные и безударные гласные. Усваивать правило написания безударных гласных в корне слова. Выполнять упражнения, отрабатывающие данное правило. Учиться различать одинаково произносимые слова с разным написанием.

8.09

7

4

Правописание проверяемых согласных в корне слова

Анализировать слова и распределять их в группы по способу проверки написания согласных в корне. Усваивать правило написания проверяемых согласных в корне. Выполнять упражнения, отрабатывающие данное правило. Учиться различать одинаково произносимые слова с разным написанием.

9.09

8

5

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Усваивать правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Выполнять упражнение, отрабатывающее данное правило.

10.09

9

6

Буквы и, у, а после шипящих

Активизировать правило написания букв и, у, а после шипящих. Выполнять упражнения, отрабатывающие данное правило.

11.09

10

7

Разделительные Ъ и Ь. Инд. консультация

Активизировать и анализировать правило написания разделительных ъ и ь. Выполнять упражнения, отрабатывающие данное правило.

14.09

11

8

Раздельное написание предлогов с другими словами

Активизировать правило раздельного написания предлогов с другими словами. Выполнять  упражнения, закрепляющие данное правило. Выделять орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы. Запоминать предлоги, пишущиеся через дефис.

15.09

12

9

Р/р. Текст. Написание обучающего изложения «Хитрый заяц»

Определять признаки текста. Выполнять упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. Писать изложение по тексту при помощи плана.

16.09

13

10

Части речи. Проект

Распознавать части речи с помощью вопросов. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. Знакомиться со всеми частями речи. Проект: составление под руководством учителя электр. презентации «Самостоятельные и служебные части речи».

17.09

14

11

Глагол

Определять морфологические признаки глагола. Определять лицо и время глаголов. Ставить глаголы в неопределённую форму.

18.09

15

12

Тся и -ться в глаголах.

Активизировать правило написания -тся и -ться в глаголах. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом.

21.09

16

13

Р/р. Тема текста

Анализировать темы сочинений. Подбирать заголовок к сочинению ученика, анализировать само сочинение. Перерабатывать сочинение и записывать исправленный вариант.

22.09

17

14

Личные окончания глаголов

Активизировать знания о личных окончаниях глаголов при помощи таблицы. Выделять окончания глаголов в текстах упражнений. Составлять предложения с глаголами. Определять написание не с глаголами.

23.09

18

15

Имя существительное

Определять морфологические признаки имени существительного. Определять род, число, склонение, падеж имён существительных.

24.09

19

16

Мягкий знак после шипящих на конце существительных

Активизировать правило написания ь на конце имён существительных. Анализировать таблицы. Выделять окончания в именах существительных.

25.09

20

17

Имя прилагательное. Межпредметный модуль (литература)

Определять морфологические признаки им.прил. Составлять предложения с именами прил. Согласовывать имена прил. с именами сущ. Выделять окончания в именах прил., определять их род, число, падеж. Устно описывать картину.

28.09

21

18

Местоимение

Определять морфологические признаки местоимения. Указывать лицо, падеж и число местоимений. Читать и пересказывать текст, выписывать из него местоимения.

29.09

22

19

Р/р. Основная мысль текста. Написание сочинения на тему «Летние радости»

Определять способы выражения основной мысли текста. Анализировать заметку и замечания к ней, редактировать заметку. Писать сочинение на заданную тему.

30.09

23

20

Контрольный диктант №1 по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем»

Писать контрольный диктант с грамматическим заданием. Воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности.

1.10

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (23 ч + 7 ч)

24

1

Синтаксис и пунктуация

Овладевать основными понятиями синтаксиса. Анализировать тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте. Овладевать знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осознавать значение знаков препинания для понимания текста. Анализировать тексты с точки зрения роли в них знаков препинания.

2.10

25

2

Словосочетание

Распознавать словосочетания в составе предложения, определять главное и зависимое слова. Обозначать смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании. Составлять словосочетания, соответствующие теме рисунка.

5.10

26

3

Разбор словосочетания. Инд. консультация

Характеризовать словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи (выделять окончания и/или предлог). Выполнять разбор словосочетаний.

6.10

27

4

Предложение

Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализировать интонационные конструкции. Определять главные члены в предложении.

7.10

28

5

Р/р. Сжатое изложение

Знакомиться с приёмами сжатия текста. Выделять главную мысль текста. Озаглавливать текст. Строить речевые высказывания.

8.10

29

6

Р/р. Написание сжатого изложения «Возгордившийся пень»

Кратко пересказывать текст, передавая основное содержание и не теряя его основную мысль. Писать сжатое изложение.

9.10

30

7

Виды предложений по цели высказывания

Распознавать виды предложений по цели высказывания. Характеризовать смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных предложений. Моделировать интонационную окраску различных по цели высказывания предложений.

12.10

31

8

Восклицательные предложения

Распознавать виды предложений по эмоциональной окраске. Соотносить эмоциональную окраску предложений и цель высказывания. Работать в парах.

13.10

32

9

Р/р. Написание сочинения на тему «Памятный день в школе»

Определять стиль своего сочинения. Продумывать основную мысль сочинения. Озаглавливать своё сочинение. Конструировать текст.

14.10

33

10

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

Опознавать главные и второстепенные члены предложения. Выделять грамматические основы в предложениях. Определять признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым.

15.10

34

11

Сказуемое

Опознавать виды сказуемого и способы его выражения. Описывать действия человека при помощи глаголов-сказуемых.

16.10

35

12

Тире между подлежащим и сказуемым

Распознавать опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами: выражение подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Отрабатывать в упражнениях навыки определения главных членов предложения.

19.10

36

13

Нераспространённые и распространённые предложения

Различать распространенные и нераспространенные предложения. Составлять нераспространенные предложения и распространять их однородными членами.

20.10

37

14

Второстепенные члены предложения. Дополнение

Распознавать виды второстепенных членов предложения. Анализировать схему, иллюстрирующую связи между главными и второстепенными членами предложения. Распознавать дополнение в предложении, выделять дополнение графически. Распространять предложения дополнениями. Составлять схемы распространенных предложений.

21.10

38

15

Определение

Распознавать определение в предложении, выделять определения графически. Распространять предложения определениями.

22.10

39

16

Обстоятельство

Распознавать обстоятельство в предложении, выделять обстоятельство графически. Распространять предложения обстоятельствами.

23.10

40

17

Предложения с однородными членами

Характеризовать предложения с однородными членами. Определять, какие члены предложения являются однородными. Правильно интонировать предложения с однородными членами. Составлять предложения и связные тексты с однородными членами.

26.10

41

18

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Определять интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Выявлять обобщающие слова перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающих слов. Использовать в речи предложения с разными однородными членами. Обозначать опознавательные признаки постановки запятой в предложениях с однородными членами; составлять предложения с однородными членами, подбирать обобщающие слова.

27.10

42

19

Предложения с обращениями

Осознавать основные функции обращения. Опознавать и правильно интонировать предложения с обращениями. Выбирать уместный тон обращения. Оценивать уместность той или иной формы обращения. Составлять предложения с обращениями.

28.10

43

20

Р/р. Письмо

Различать письма по цели и назначению. Определять стиль речи текстов писем, находить в письмах обращения. Писать письмо товарищу.

29.10

44

21

Синтаксический разбор простого предложения

Характеризовать простое предложение по цели высказывания, по интонации, по главным, второстепенным, однородным членам и обращениям. Выполнять устный и письменный разбор предложений.

30.10

45

22

Р/р. Написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»

Работать с репродукцией картины, работать с презентацией, писать черновой вариант текста, редактировать черновик.

9.11

46

23

Пунктуационный разбор простого предложения

Определять знаки завершения, разделительные и выделительные знаки в простом предложении. Выполнять устный и письменный пунктуационный разбор предложений.

10.11

47

24

Простые и сложные предложения. Индивид. консультация

Различать простые и сложные предложения. Определять средства связи в сложных предложениях. Находить сложные предложения в текстах, объяснять расстановку знаков препинания. Строить схемы сложных предложений и составлять сложные предложения по схемам.

11.11

48

25

Синтаксический разбор сложного предложения

Характеризовать сложное предложение по цели высказывания, простым предложениям в его составе, средствам связи простых предложений, знакам препинания. Выполнять устный и письменный разбор предложений.

12.11

49

26

Прямая речь

Выделять в предложении прямую речь после слов автора и перед ними, объяснять постановку знаков препинания. Характеризовать интонационные особенности прямой речи. Составлять схемы предложений с прямой речью. Структурно изменять предложения с прямой речью (менять местами слова автора и прямую речь).

13.11

50

27

Р/р. Диалог

Различать предложения с прямой речью и диалог. Оформлять диалог в письменной речи. Работать в группе. Работать со схемами диалогов. Моделировать диалог, описывая происходящее на картинке.

16.11

51

28

Обобщающий урок по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по теме раздела.

17.11

52

29

Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

Писать диктант. Выполнять грамматические задания.

18.11

53

30

Р/р. Написание выборочного изложения

Определять, какой фрагмент текста вызвал особый интерес. Излагать его письменно. Объяснять, чем выбранный фрагмент привлёк внимание.

19.11

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (12 ч + 3 ч)

54

1

Фонетика. Гласные звуки

Овладевать основными понятиями фонетики. Анализировать схему, демонстрирующую группы звуков речи в русском языке. Распознавать гласные звуки, различать ударные и безударные гласные. Составлять таблицу «Гласные звуки»

20.11

55

2

Согласные звуки

Распознавать согласные звуки, выделять шипящие согласные. Отрабатывать правильное произношение шипящих звуков. Активизировать знания, полученные при изучении предыдущего раздела: выделять основную мысль текста, составлять предложения с прямой речью, обозначать орфограммы.

23.11

56

3

Изменение звуков в потоке речи

Распознавать гласные и согласные в сильных и слабых позициях. Анализировать правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования.

24.11

57

4

Согласные твёрдые и мягкие

Распознавать твердые и мягкие согласные. Анализировать смысловое различие слов, отличающихся только твердой/мягкой согласной.

25.11

58

5

Р/р.   Повествование

Выделять повествование как тип речи. Писать тексты повествовательного типа. Доказывать принадлежность текста к определенному стилю. Составлять план текста.

26.11

59

6

Согласные звонкие и глухие

Распознавать звонкие, глухие и сонорные согласные и их смыслоразличительную функцию. Характеризовать  согласные звуки. Объяснять знаки препинания в предложениях, орфограммы в словах.

27.11

60

7

Графика. Алфавит. Межпредметный модуль (история)

Осознавать значение письма в истории человечества. Сообщение о созданном Кириллом и Мефодием алфавите. Анализировать и объяснять важность графики и каллиграфии. Активизировать знание алфавита. Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Располагать слова в алфавитном порядке, отрабатывать навыки поиска слов в словаре.

30.11

61

8

Р/р. Описание предмета

Выделять описание как функционально-смысловой тип речи. Редактировать текст-описание. Писать сочинение, описывая предмет.

1.12

62

9

Обозначение мягкости согласных с помощью ь

Опознавать смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, анализировать орфографические правила, связанные с употреблением мягкого знака. Распределять слова на группы согласно виду орфограммы.

2.12

63

10

Двойная роль букв е, ё, ю, я

Проводить фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного.

3.12

64

11

Орфоэпия

Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. Формулировать важнейшие произносительные нормы. Анализировать и оценивать речь с орфоэпической точки зрения, исправлять произносительные ошибки

4.12

65

12

Фонетический разбор слова

Обозначать слоги, ударение в словах, характеризовать гласные и согласные звуки в составе слова. Выполнять устные и письменные фонетические разборы.

7.12

66

13

Обобщающий урок по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»

Отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по теме раздела.

8.12

67

14

Р/р.  Написание сочинения по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Описывать картину.

9.12

68

15

Контрольный диктант №3 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»

Писать диктант, выполнять грамматические задания.

10.12

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (6 ч + 2 ч)

69

1

Слово и его лексическое значение

Овладевать базовыми понятиями лексикологии. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объяснять различие лексического и грамматического значений слова.

Пользоваться толковыми словарями. Объяснять лексическое значение слов. Работать с текстом – озаглавливать его, составлять план текста, анализировать содержание и структуру текста.

11.12

70

2

Однозначные и многозначные слова. Познавательная лаборатория

Различать однозначные и многозначные слова. Составлять словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работать с юмористическими рисунками.

14.12

71

3

Прямое и переносное значение слова

Различать прямое и переносное значение слова. Выбирать в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное значение. Составлять словосочетания, используя слово в его прямом и переносном значении. Составлять сложные предложения со словами в переносном значении.

15.12

72

4

Омонимы

Опознавать омонимы. Находить в толковом словаре примеры омонимов. Составлять и анализировать предложения и словосочетания с омонимами. Анализировать стихотворение, содержащее омонимы.

16.12

73

5

Синонимы

Опознавать синонимы. Устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов. Составлять словосочетания с синонимами; анализировать предложения, содержащие синонимы. Подбирать синонимы к данным в упражнениях словам.

17.12

74

6

Р/р.   Написание сочинения по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Образоват. экскурсия

Писать сочинение по картине, используя синонимы.

18.12

75

7

Антонимы. Повторение изученного

Опознавать антонимы. Описывать с помощью антонимов происходящее на рисунке. Характеризовать названных в упражнениях животных с помощью антонимов.

Отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по теме раздела. Объяснять омонимы. Подбирать антонимы, синонимы к словам.

21.12

76

8

Р/р.  Написание изложения по тексту «Первый снег»

Писать изложение, попутно определяя функциональный стиль текста и объясняя знаки препинания.

22.12

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (18 ч + 4 ч)

77

1

Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов

Овладевать основными понятиями морфемики. Осознавать морфему как значимую единицу языка. Делить слова на морфемы и обозначать их соответствующими знаками.

Осознавать роль морфем в процессах формо- и словообразования. Определять форму слов, подбирать однокоренные слова. Делить слова на группы (однокоренные слова/разные формы одного слова).

23.12

78

2

Окончание

Опознавать окончание как формообразующую морфему. Выделять в словах окончание и его грамматические значения. Анализировать таблицу.

24.12

79

3

Основа слова

Выделять основу в слове. Работать с текстами: определять стиль, выделять основы у существительных, прилагательных и глаголов в тексте.

25.12

80

4

Р/р.   Написание письма другу «Один из удачно проведённых вечеров…»

Писать сочинение в форме письма товарищу.

11.01

81

5

Корень слова

Опознавать корень как главную значимую часть слова. Выделять корни в словах. Формировать группы однокоренных слов. Исправлять ошибки в подборе однокоренных слов.

12.01

82

6

Р/р.  Рассуждение

Выделять рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функционально-смысловых типов речи. Анализировать текст, высказывать своё мнение о тексте и доказывать его. Рассуждая по плану, объяснять происхождение слов. Писать сочинение, в котором объясняют происхождение названий дней недели.

13.01

83

7

Суффикс

Опознавать суффикс как словообразующую морфему. Обозначать суффиксы в словах, подбирать ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом.

14.01

84

8

Приставка

Опознавать приставку как словообразующую морфему. Обозначать приставки в словах; подбирать ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом; характеризовать морфемный состав слов.

15.01

85

9

Р/р.  Написание выборочного изложения по тексту «Последний лист орешника»

Писать выборочное изложение по тексту упражнения.

18.01

86

10

Чередование звуков

Получать представление о чередовании звуков как смене звуков в одной морфеме при образовании и изменении слов. Подбирать слова с чередующимися согласными и гласными; определять, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов).

19.01

87

11

Беглые гласные. Исследовательская работа

Определять случаи появления беглых гласных при чередовании. Выделять части слов, в которых могут появиться беглые гласные при чередовании; записывать слова с таким чередованием.

20.01

88

12

Варианты морфем

Определять части слова, являющиеся вариантами морфем. Выделять однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов.

21.01

89

13

Морфемный разбор слова

Выделять основу в слове. Определять окончание и его значение; приставку, суффикс и их значение; корень. Подбирать два-три однокоренных слова. Выполнять устный и письменный морфемный разбор слов.

22.01

90

14

Правописание гласных и согласных в приставках

Усваивать правило написания гласных и согласных в приставках. Обозначать приставки в словах, анализировать разницу между произношением и написанием приставок. Подбирать слова с беглым гласным в приставках. Выбирать из орфографического словаря слова с изучаемой в параграфе орфограммой.

25.01

91

15

Буквы з и с на конце приставок. Игра-состязание

Усваивать правило написания букв з и с на конце приставок. Выбирать правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирать к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой.

26.01

92

16

Буквы о – а в корне -лаг-/-лож- Исследовательская работа

Исследование: наблюдение и выявление закономерностей правописания корней лаг и лож. Усваивать правило написания букв а – о в корне -лаг-/-лож-. Выбирать правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Выписывать из орфографического словаря ряд слов с изучаемой орфограммой.

27.01

93

17

Буквы о – а в корне -раст-/-рос-

Усваивать правило написания букв а – о в корне -раст-/-рос-. Выбирать правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирать к данным в упражнениях словам однокоренные с чередованием согласных.

28.01

94

18

Буквы ё – о после шипящих в корне

Усваивать правило написания букв ё – о после шипящих в корне. Выбирать правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Составлять диктант, в котором потребуется применить правила, изученные в разделе «Словообразование».

29.01

95

19

Буквы и – ы после ц

Усваивать правило написания букв и – ы после ц. Выбирать правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма.

1.02

96

20

Обобщающий урок по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по теме раздела. Заполнять и анализировать таблицы.

2.02

97

21

Контрольный диктант №4 по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Писать диктант, выполнять грамматические задания.

3.02

98

22

Р/р. Написание сочинения по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Писать сочинение по картине.

4.02

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

99

1

Самостоятельные и служебные части речи

Составлять таблицу «Самостоятельные и служебные части речи». Определять части речи; различать самостоятельные и служебные части речи.

5.02

Имя существительное (16 ч + 4 ч)

100

1

Имя существительное как часть речи

Определять имя существительное как самостоятельную часть речи, характеризовать морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Устанавливать, какой частью речи являются приведённые в текстах слова. Определять род, склонение и падеж имён существительных. Составлять распространённые предложения по картине.

8.02

101

2

Р/р. Доказательства в рассуждении

Определять доказательство как структурную часть рассуждения. Анализировать текст, выделяя тезис, доказательство, вывод. Приводить доказательства для раскрытия темы «Почему нужно беречь книгу?». писать сочинение-рассуждение.

9.02

102

3

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Писать диктант, выделяя одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составлять словосочетания и предложения с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными.

10.02

103

4

Имена существительные собственные. Межпредметный модуль (история)

Распознавать имена существительные собственные и нарицательные. Подбирать примеры имён существительных собственных. Записывать текст в форме диалога, выделяя собственные имена существительные.

11.02

104

5

Имена существительные нарицательные

Распознавать имена существительные собственные и нарицательные. Подбирать примеры имён существительных нарицательных. Рассказывать об имени существительном по плану.

12.02

105

6

Р/р. Написание сжатого изложения по тексту «Перо и чернильница»

Писать сжатое изложение.

15.02

106

7

Род имен существительных. Исследовательская работа

Определять род имён существительных. Дополнять данную в учебнике таблицу примерами имён существительных, определение рода которых вызывает затруднения. Составлять словосочетания или предложения, в которых отчётливо выявляется род имён существительных.

16.02

107

8

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Распознавать имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Выделять такие имена существительные в текстах, составлять с ними предложения или диалог. Озаглавливать и пересказывать текст, отмечать количество имён существительных в тексте.

17.02

108

9

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Распознавать имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Выделять такие имена существительные в текстах, составлять с ними предложения. Составлять таблицу для слов, данных в упражнении, распределяя их по группам в соответствии с тем, на какой слог падает ударение. Писать диктант.

18.02

109

10

Три склонения имен существительных

Определять тип склонения имён существительных. Склонять имена существительные. С учётом полученных знаний составлять новую таблицу на основе данной в учебнике.

19.02

110

11

Падеж имен существительных

Определять падеж имён существительных. Выделять падежные окончания имён существительных и относящиеся к именам существительным предлоги. Составлять словосочетания с именами существительными в родительном падеже. Анализировать место имён существительных в том или ином падеже в предложении.

22.02

111

12

Падежные окончания имён существительных. Индивид. консультация

Усваивать правило написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Применять усвоенное правило при выполнении упражнений (составлять словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склонять имена существительные по падежам).

24.02

112

13

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

Усваивать правило написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Применять усвоенное правило при выполнении упражнений (составлять словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склонять имена существительные по падежам).

25.02

113

14

Р/р. Написание изложения с изменением лица

Писать изложение по тексту упражнения.

26.02

114

15

Множественное число имен существительных

Определять морфологические признаки множественного числа имён существительных. Склонять имена существительные во множественном числе по падежам. Работать с рисунками. Обозначать условия выбора орфограммы написания мягкого знака после шипящих на конце слова. Анализировать текст.

29.02

115

16

Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных

Усваивать правило написания о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Применять усвоенное правило при выполнении упражнений. Записывать данный текст в форме диалога. Писать диктант.

1.03

116

17

Морфологический разбор имени существительного

Характеризовать имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполнять устный и письменный разбор имён существительных.

2.03

117

18

Р/р. Написание сочинения по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». Образоват. экскурсия

Писать сочинение по картине и описывать её устно.

3.03

118

19

Обобщающий урок по теме «Имя существительное»

Отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по теме раздела. Списывать тексты, объясняя знаки препинания, выделяя морфемы, обозначая падежи имён существительных. Писать диктант из слов с непроверяемым написанием.

4.03

119

20

Контрольный диктант №5 по теме «Имя существительное»

Писать диктант, выполнять грамматические задания.

7.03

Имя прилагательное (10 ч + 4 ч)

120

1

Имя прилагательное как часть речи

Определять морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. Анализировать словосочетания, предложения и тексты с иенами прилагательными. Составлять предложения с именами прилагательными. Готовить устный рассказ об имени прилагательном как о части речи.

9.03

121

2

Роль имён прилагательных в художественной речи, в предложении. Межпредметный модуль (литература)

Распознавать имена прилагательные, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; анализировать роль прилагательных в речи.

10.03

122

3

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Усваивать правило написания гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. Применять усвоенное правило при выполнении упражнений.

11.03

123

4

Окончания имён прилагательных после шипящих и ц

Работать по таблице, выполнять упражнения, комплексный анализ текста, словарный диктант. Графически обозначать изученную орфограмму.

14.03

124

5

Р/р. Описание животного

Воспринимать описание животного как вариант описания. Знакомиться с особенностями текста-описания животного.

15.03

125

6

Р/р. Написание выборочного изложения по тексту о животном «Ю-ю»

Писать изложение по тексту, в котором есть описание животного.

16.03

126

7

Прилагательные полные и краткие

Распознавать полные и краткие формы имён прилагательных. Образовать краткие формы имён прилагательных; в предложениях выделять сказуемые, выраженные краткими прилагательными; составлять предложения и словосочетания с краткими прилагательными. Готовить устное повествование с элементами описания по картине.

17.03

127

8

Правописание кратких прилагательных с основой шипящий

Применять изученное правило в практике письма. Выполнение упражнения, синтаксический разбор предложений, конструирование предложений, словарный диктант (правописание мягкого знака после шипящих).

18.03

128

9

Р/р. Написание рассказа по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»

Писать сочинение по картине.

28.03

129

10

Морфологический разбор имени прилагательного

Характеризовать имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполнять устный и письменный разбор имён прилагательных.

29.03

130

11

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»

Отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по теме раздела. Работать со словарём: выписывать прилагательные с непроверяемым написанием. Списывать текст, указывать в тексте падежи имён существительных и прилагательных, обозначать орфограммы.

30.03

131

12

Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное»

Писать контрольный диктант, выполнять грамматические задания.

31.03

132

13

Анализ контрольного диктанта

Выполнять работу над допущенными в диктанте ошибками.

1.04

133

14

Р/р. Написание сочинения-описания  животного на основе личных впечатлений

Писать сочинение – описание животного.

4.04

Глагол (29 ч + 6 ч)

134

1

Глагол как часть речи

Определять морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию. Определять глаголы-сказуемые в предложениях, характеризовать глаголы по времени, лицу, числу. Указывать, как согласуются глаголы-сказуемые с подлежащими.

5.04

135

2

Признаки глагола

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение. Определять грамматические признаки глаголов.

6.04

136

3

Не с глаголами

Усваивать правило написания не с глаголами. Выполнять упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составлять предложения на тему «Настоящий товарищ (друг)», используя глаголы с не.

7.04

137

4

Глаголы, не употребляющиеся без не

Усваивать правило написания не с глаголами. Выполнять упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Готовить рассказ о признаках глагола как части речи.

8.04

138

5

Р/р. Рассказ

Работать с иллюстрацией. Отвечать на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ. Придумывать свой устный рассказ на юмористическую тему.

11.04

139

6

Неопределённая форма глагола

Распознавать неопределённую и личные формы глагола. Образовывать глаголы в неопределённой форме. Составлять памятку, используя глаголы в неопределённой форме. Устно пересказывать текст, озаглавливать его, выписывать из текста глаголы в неопределённой форме.

12.04

140

7

Правописание ь в неопределённой форме глагола

Распознавать инфинитив и личные формы глагола. Приводить соответствующие примеры. Готовить по плану сообщение о неопределённой форме глагола.

13.04

141

8

Правописание -тся и -ться в глаголах. Игра-состязание

Усваивать правило написания -тся и -ться в глаголах. Выполнять упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменять данные в упражнении глаголы близкими по смыслу глаголами с суффиксом -ся. Составлять предложения или связный текст на тему «Если хочешь стать футболистом». Рассуждать на тему, заданную в тексте. Учить стихотворение наизусть.

14.04

142

9

Виды глагола

Распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида. Подбирать в орфографическом словаре глаголы с приставкой раз-(рас-), составлять с ними словосочетания. Образовывать от данных в упражнениях глаголов глаголы другого вида. Рассматривать рисунки и отвечать на вопросы к ним, употребляя глаголы совершенного и несовершенного видов. Составлять предложения с данными в упражнении глаголами.

15.04

143

10

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Определять вид глаголов; составлять видовые пары глаголов; исправлять ошибки, связанные с употреблением видовых форм глаголов.

18.04

144

11

Буквы е – и в корнях с чередованием

Усваивать правило написания букв е – и в корнях с чередованием. Выполнять упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. 

19.04

145

12

Правописание чередующихся корней с гласными е – и 

Защита проекта. Работать по таблице, самостоятельно выполнять упражнения, проверочная работа.

20.04

146

13

Р/р. Невыдуманный рассказ (о себе)

Знакомиться с рассказом от первого лица. Анализировать приведённое в упражнении изложение ученика, указывать недочёты, записывать исправленный вариант. Готовить устный рассказ на тему «Как я однажды…».

21.04

147

14

Время глагола

Определять время глагола. Описывать происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Обозначать вид и время глаголов.

22.04

148

15

Прошедшее время

Определять способ образования глаголов прошедшего времени. Выделять суффиксы в глаголах прошедшего времени. Образовывать глаголы в прошедшем времени от неопределённой формы, составлять с ними словосочетания.

25.04

149

16

Правописание гласной перед суффиксом  в глаголах прошедшего времени

Распознавать глаголы прошедшего времени и правильно их писать; определять род и число глаголов прошедшего времени. Записывать примеры глаголов в прошедшем времени, которые часто произносятся неправильно.

26.04

150

17

Настоящее время

Определять форму настоящего времени глагола. Составлять связный текст на тему «Сегодня на улице…» или «Новости дня». Составлять словосочетания с глаголами в настоящем времени. Отрабатывать правильное произношение глаголов в настоящем времени.

27.04

151

18

Будущее время

Определять форму будущего времени глагола и способ её образования. Готовить устный рассказ на тему «Кто рано встал, тот не потерял».

28.04

152

19

Сложное будущее время

Распознавать глаголы будущего времени и грамотно употреблять их в речи. Писать сочинение о том, как изменится окружающий мир через десять-двадцать лет.

29.04

153

20

Обобщающий урок по пройденному материалу

Выполнять упражнения различного содержания и сложности, самостоятельная работа.

2.05

154

21

Спряжение глаголов

Определять тип спряжения глаголов. Спрягать глаголы с ударным окончанием, составлять с ними словосочетания или предложения.

3.05

155

22

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. Проект

Усваивать правило определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Выполнять упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Проект: создание под руководством учителя электр. презентации «Способы определения спряжения глагола».

4.05

156

23

Спряжение глагола с безударным личным окончанием

Усваивать правило определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Готовить устный рассказ по приведённым в учебнике картинкам, предварительно записав глаголы, которые потребуются для рассказа, обозначать спряжение глаголов. Писать диктант с продолжением.

5.05

157

24

Правописание безударных личных окончаний глагола. Индивид. консультация

Усваивать правило определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Составлять предложения с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в настоящем времени.

6.05

158

25

Р/р. Написание рассказа по картинкам (упр. 685)

Описывать рисунок, выделяя используемые глаголы и обозначая их спряжение. Производить наблюдение за движением на улице и писать по нему сочинение-описание. Подбирать глаголы для описания характера людей. Составлять устный диалог по картинке на тему «Нарушитель».

10.05

159

26

Морфологический разбор глагола

Характеризовать глагол по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполнять устный и письменный разбор глаголов.

11.05

160

27

Р/р. Написание сжатого изложения с изменением лица по тексту «Шоколадный торт»

Писать сжатое изложение по тексту упражнения, содержащее не более ста слов.

12.05

161

28

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

Усваивать правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Выполнять упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Писать самодиктант: Учить стихотворение и записывать его по памяти.

13.05

162

29

Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

Осваивать содержание изучаемой орфограммы и алгоритм  её использования. Применять при письме данное орфографическое правило.

16.05

163

30

Употребление времён

Использовать в рассказе глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени.

17.05

164

31

Р/р. Написание спортивного репортажа по рисункам

Устно продолжать рассказ, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Писать по рисункам продолжение спортивного репортажа.

18.05

165

32

Обобщающий урок по теме «Глагол». Игра-состязание

Отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по теме раздела. Готовить рассказ по стихотворению. Составлять словосочетания, схемы предложений. Заполнять и анализировать таблицу. Обозначать орфограммы.

19.05

166

33

Контрольный диктант №7 по теме «Глагол»

Писать диктант, выполнять грамматические задания.

20.05

167

34

Анализ контрольного диктанта

Выполнять работу над допущенными в диктанте ошибками.

23.05

168

35

Р/р. Написание рассказа от 1-го лица по рисунку «Не взяли на рыбалку»

Рассматривать рисунок и составлять устный и письменный рассказ на его основе.

24.05

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (5 ч + 2 ч)

169

1

Разделы науки о языке. Познават. лаб.

Систематизировать знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Заполнять, анализировать, составлять таблицы. Готовить сообщение на тему «Изучайте русский язык». Указывать лексическое и грамматическое значение слов. Обозначать морфемы в словах.

25.05

170

2

Р/р. Подготовка к написанию сочинения на одну из данных тем

Формулировать тему сочинения, составлять план, подбирать опорные слова.

26.05

171

3

Р/р. Написание сочинения на одну из данных тем

Писать сочинение на выбранную тему.

27.05

172

4

Орфограммы в приставках и в корнях слов

Систематизировать орфограммы в приставках и в корнях слов и устанавливать связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Графически обозначать орфограммы. Заполнять, анализировать, составлять таблицы.

30.05

173

5

Орфограммы в окончаниях слов

Систематизировать орфограммы в окончаниях слов и устанавливать связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Подбирать примеры на изученные орфограммы, составлять таблицу, выписывать слова с орфограммами.

31.05

174

6

Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Повторять и систематизировать знания об употреблении букв ъ и ь. Заполнять таблицы. Обозначать орфограммы. Повторять знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении. Списывать тексты, расставляя знаки препинания.

1.06

175

7

Итоговая контрольная работа за год

Выполнять итоговую контрольную работу с разными уровнями сложности (задания А, В, С).

2.06



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Хандальская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа

по русскому языку

для  5 класса основного общего образования

на 2015-2016 учебный год

                                                                                    Автор-составитель: Швабова Е.Г.,

учитель русского языка и литературы

                                                                       

                                                                                                                     

        

Хандальск, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9  классов общеобразовательной школы авторов Т.А.  Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014). Используются учебные пособия: Русский язык. Учебник для общеобразоват. учреждений: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. / М.: Просвещение, 2008.

Данная программа предназначена для достижения планируемых результатов по русскому языку в 5 классе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством общения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображении, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и саморазвития личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения.

Цели обучения:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их сточки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  • Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
  • формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Курс русского языка в 5 классе  включает следующие разделы: «Язык. Речь. Общение»,  «Повторение изученного в начальных классах», «Текст», «Синтаксис. Пунктуация. Культура Речи», «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи», «Лексика. Культура речи», «Морфемика. Орфография. Культура речи», «Морфология. Орфография. Культура речи», «Повторение и систематизация изученного в 5 классе».

Раздел «Язык. Речь. Общение»  раскрывает роль и значение русского языка в нашей стране и за её пределами, знакомит с компонентами речевой деятельности.

Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале года и в конце выделяются специальные часы. В материал повторения включаются вопросы из области фонетики, орфоэпии, морфемики, орфографии, синтаксиса и пунктуации.

В разделе «Морфология. Орфография. Культура речи» в 6 классе изучаются следующие части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение и глагол. Наряду с изучением грамматических признаков данных частей речи рассматриваются вопросы по формированию  орфографической грамотности.

Материал расположен с учётом возрастных особенностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем проводится в два этапа. Например, темы  разделов «Лексика», «Словообразование» даются в 5 и 6 классах.

В программе 5 класса  также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи: речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи.

Содержание предмета  «Русский   язык» в 5 классе  обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.  

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В  программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.    

Организация учебного процесса: 

Базисный учебный план школы предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе –175 часов, в 5 классе отводится  5 часов в неделю. Используются различные формы работы: урочные (88 %), внеурочные (12 %).

Внеурочные формы работы:

  • проектная деятельность – 2 ч.;
  • образовательная экскурсия – 2 ч.;
  • познавательная лаборатория – 3 ч.;
  • межпредметный модуль – 4 ч.;
  • индивидуальная консультация – 5 ч.;
  • исследовательская работа – 3 ч.;
  • игра-состязание – 3 ч.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме 175 часов (5 часов неделю, 35 учебных недель).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. Д.);
  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых основ лингвистики;
  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
  7. проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Язык  и  общение (2+ 1)

Повторение пройденного в 1 - 4 классах (17 ч+3 ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23 ч +7ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (12 ч + 3 ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (6 ч + 2 ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (18  ч + 4 ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (17 ч + 4 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (10 ч + 4 ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (29  ч + 6 ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация изученного   (5 + 2 ч)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы / М.: Просвещение, 2010.
  2. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.  Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5 – 9  классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2011.

Учебник

Русский язык. Учебник для общеобразоват. учреждений: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. / М.: Просвещение, 2008.

Методические пособия

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. –  5-е изд. / М.: Просвещение, 2011.
  2. Брагина С.А. Русский язык. 5-7 кл. Необычные диктанты / сост. С.А. Брагина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Горшкова В.Н. Сборник диктантов. 5-9 кл. / Сост. В.Н. Горшкова. – М.: ВАКО, 2014.
  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2016.
  5. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  6. Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 классах. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе (С2): учебное пособие / Т.И. Павлова, Л.Н. Гунина. – Изд. 2-е, исправ. и дополн. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
  7. Потапова Г.Н. Зачётные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской «Русский язык. 5 класс». ФГОС (к новому учебнику) / Г.Н. Потапова. – М.: Издательство «Экзамен», 2016 (Учебно-методический комплекс).
  8. Федосеева Л.Н. Русский язык. Разноуровневые задания. 5 класс. / Сост. Л.Н. Федосеева. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2015 (Дидактические материалы).
  9. Филипченко М.П. Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. М.П. Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008.

Печатные пособия

  1. Недогонов Д.В. 7 самых нужных словарей в картинках: универсальное иллюстрированное издание / Авт.-сост. Д.В. Недогонов; худож. А.И. Артюх, Н.А. Шеварёв, В.Н. Родин и др. – М.: Восток-Запад: Полиграфиздат, 2012.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд, испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО Издательство «Мир и образование», 2008.
  3. Федорова Т.Л., Щеглова О.А. Орфоэпический словарь русского языка 60 тысяч слов. – М.: ООО «Стандарт», 2015.
  4. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – Спб.: ООО «Виктория плюс», 2015.

Наглядные материалы, таблицы.

Технические средства обучения

Классная доска

Компьютер

Интерактивная доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...