Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Пятичасовая абочая программа , учитывающая требования ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_planirovanie.docx | 66.65 КБ |
rya_5_klass.docx | 41.12 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | № в разде-ле | Тема раздела, урока | Характеристика деятельности учащихся | Дата | Примечание | |
План | Факт | |||||
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (2 ч + 1 ч) | ||||||
1 | 1 | Язык и человек. Общение устное и письменное | Осознавать роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читать и анализировать текст. Озаглавливать текст упражнения. Узнавать основные особенности устной и письменной речи, анализировать устные и письменные высказывания с точки зрения их цели, условий общения. Рассматривать и объяснять схему. Приводить примеры ситуаций, в которых происходит устное и письменное общение. | 1.09 | ||
2 | 2 | Читаем учебник. Слушаем на уроке | Овладевать приёмами работы с учебной книгой; знакомиться с особенностями ознакомительного и изучающего чтения. Овладевать приёмами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога. | 2.09 | ||
3 | 3 | Р/р. Стили речи | Выявлять особенности разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Знакомиться с понятием речевого этикета. | 3.09 | ||
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (17 ч + 3 ч) | ||||||
4 | 1 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. Познават. лаб. | Осознавать соотношение произношения и правописания. Знакомиться с понятием транскрипции, отрабатывать его в упражнениях. Вспоминать понятие орфографического правила. | 4.09 | ||
5 | 2 | Орфограмма | Знакомиться с понятием орфограммы, её признаками; письменно выполнять упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Знакомиться с понятием морфемы, графически выделять морфемы в слове. | 7.09 | ||
6 | 3 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | Определять ударные и безударные гласные. Усваивать правило написания безударных гласных в корне слова. Выполнять упражнения, отрабатывающие данное правило. Учиться различать одинаково произносимые слова с разным написанием. | 8.09 | ||
7 | 4 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | Анализировать слова и распределять их в группы по способу проверки написания согласных в корне. Усваивать правило написания проверяемых согласных в корне. Выполнять упражнения, отрабатывающие данное правило. Учиться различать одинаково произносимые слова с разным написанием. | 9.09 | ||
8 | 5 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | Усваивать правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Выполнять упражнение, отрабатывающее данное правило. | 10.09 | ||
9 | 6 | Буквы и, у, а после шипящих | Активизировать правило написания букв и, у, а после шипящих. Выполнять упражнения, отрабатывающие данное правило. | 11.09 | ||
10 | 7 | Разделительные Ъ и Ь. Инд. консультация | Активизировать и анализировать правило написания разделительных ъ и ь. Выполнять упражнения, отрабатывающие данное правило. | 14.09 | ||
11 | 8 | Раздельное написание предлогов с другими словами | Активизировать правило раздельного написания предлогов с другими словами. Выполнять упражнения, закрепляющие данное правило. Выделять орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы. Запоминать предлоги, пишущиеся через дефис. | 15.09 | ||
12 | 9 | Р/р. Текст. Написание обучающего изложения «Хитрый заяц» | Определять признаки текста. Выполнять упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. Писать изложение по тексту при помощи плана. | 16.09 | ||
13 | 10 | Части речи. Проект | Распознавать части речи с помощью вопросов. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. Знакомиться со всеми частями речи. Проект: составление под руководством учителя электр. презентации «Самостоятельные и служебные части речи». | 17.09 | ||
14 | 11 | Глагол | Определять морфологические признаки глагола. Определять лицо и время глаголов. Ставить глаголы в неопределённую форму. | 18.09 | ||
15 | 12 | Тся и -ться в глаголах. | Активизировать правило написания -тся и -ться в глаголах. Выполнять упражнения, руководствуясь правилом. | 21.09 | ||
16 | 13 | Р/р. Тема текста | Анализировать темы сочинений. Подбирать заголовок к сочинению ученика, анализировать само сочинение. Перерабатывать сочинение и записывать исправленный вариант. | 22.09 | ||
17 | 14 | Личные окончания глаголов | Активизировать знания о личных окончаниях глаголов при помощи таблицы. Выделять окончания глаголов в текстах упражнений. Составлять предложения с глаголами. Определять написание не с глаголами. | 23.09 | ||
18 | 15 | Имя существительное | Определять морфологические признаки имени существительного. Определять род, число, склонение, падеж имён существительных. | 24.09 | ||
19 | 16 | Мягкий знак после шипящих на конце существительных | Активизировать правило написания ь на конце имён существительных. Анализировать таблицы. Выделять окончания в именах существительных. | 25.09 | ||
20 | 17 | Имя прилагательное. Межпредметный модуль (литература) | Определять морфологические признаки им.прил. Составлять предложения с именами прил. Согласовывать имена прил. с именами сущ. Выделять окончания в именах прил., определять их род, число, падеж. Устно описывать картину. | 28.09 | ||
21 | 18 | Местоимение | Определять морфологические признаки местоимения. Указывать лицо, падеж и число местоимений. Читать и пересказывать текст, выписывать из него местоимения. | 29.09 | ||
22 | 19 | Р/р. Основная мысль текста. Написание сочинения на тему «Летние радости» | Определять способы выражения основной мысли текста. Анализировать заметку и замечания к ней, редактировать заметку. Писать сочинение на заданную тему. | 30.09 | ||
23 | 20 | Контрольный диктант №1 по теме «Вспоминаем, повторяем, изучаем» | Писать контрольный диктант с грамматическим заданием. Воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности. | 1.10 | ||
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (23 ч + 7 ч) | ||||||
24 | 1 | Синтаксис и пунктуация | Овладевать основными понятиями синтаксиса. Анализировать тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте. Овладевать знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осознавать значение знаков препинания для понимания текста. Анализировать тексты с точки зрения роли в них знаков препинания. | 2.10 | ||
25 | 2 | Словосочетание | Распознавать словосочетания в составе предложения, определять главное и зависимое слова. Обозначать смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании. Составлять словосочетания, соответствующие теме рисунка. | 5.10 | ||
26 | 3 | Разбор словосочетания. Инд. консультация | Характеризовать словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи (выделять окончания и/или предлог). Выполнять разбор словосочетаний. | 6.10 | ||
27 | 4 | Предложение | Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализировать интонационные конструкции. Определять главные члены в предложении. | 7.10 | ||
28 | 5 | Р/р. Сжатое изложение | Знакомиться с приёмами сжатия текста. Выделять главную мысль текста. Озаглавливать текст. Строить речевые высказывания. | 8.10 | ||
29 | 6 | Р/р. Написание сжатого изложения «Возгордившийся пень» | Кратко пересказывать текст, передавая основное содержание и не теряя его основную мысль. Писать сжатое изложение. | 9.10 | ||
30 | 7 | Виды предложений по цели высказывания | Распознавать виды предложений по цели высказывания. Характеризовать смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных предложений. Моделировать интонационную окраску различных по цели высказывания предложений. | 12.10 | ||
31 | 8 | Восклицательные предложения | Распознавать виды предложений по эмоциональной окраске. Соотносить эмоциональную окраску предложений и цель высказывания. Работать в парах. | 13.10 | ||
32 | 9 | Р/р. Написание сочинения на тему «Памятный день в школе» | Определять стиль своего сочинения. Продумывать основную мысль сочинения. Озаглавливать своё сочинение. Конструировать текст. | 14.10 | ||
33 | 10 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | Опознавать главные и второстепенные члены предложения. Выделять грамматические основы в предложениях. Определять признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым. | 15.10 | ||
34 | 11 | Сказуемое | Опознавать виды сказуемого и способы его выражения. Описывать действия человека при помощи глаголов-сказуемых. | 16.10 | ||
35 | 12 | Тире между подлежащим и сказуемым | Распознавать опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами: выражение подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Отрабатывать в упражнениях навыки определения главных членов предложения. | 19.10 | ||
36 | 13 | Нераспространённые и распространённые предложения | Различать распространенные и нераспространенные предложения. Составлять нераспространенные предложения и распространять их однородными членами. | 20.10 | ||
37 | 14 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | Распознавать виды второстепенных членов предложения. Анализировать схему, иллюстрирующую связи между главными и второстепенными членами предложения. Распознавать дополнение в предложении, выделять дополнение графически. Распространять предложения дополнениями. Составлять схемы распространенных предложений. | 21.10 | ||
38 | 15 | Определение | Распознавать определение в предложении, выделять определения графически. Распространять предложения определениями. | 22.10 | ||
39 | 16 | Обстоятельство | Распознавать обстоятельство в предложении, выделять обстоятельство графически. Распространять предложения обстоятельствами. | 23.10 | ||
40 | 17 | Предложения с однородными членами | Характеризовать предложения с однородными членами. Определять, какие члены предложения являются однородными. Правильно интонировать предложения с однородными членами. Составлять предложения и связные тексты с однородными членами. | 26.10 | ||
41 | 18 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Определять интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Выявлять обобщающие слова перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающих слов. Использовать в речи предложения с разными однородными членами. Обозначать опознавательные признаки постановки запятой в предложениях с однородными членами; составлять предложения с однородными членами, подбирать обобщающие слова. | 27.10 | ||
42 | 19 | Предложения с обращениями | Осознавать основные функции обращения. Опознавать и правильно интонировать предложения с обращениями. Выбирать уместный тон обращения. Оценивать уместность той или иной формы обращения. Составлять предложения с обращениями. | 28.10 | ||
43 | 20 | Р/р. Письмо | Различать письма по цели и назначению. Определять стиль речи текстов писем, находить в письмах обращения. Писать письмо товарищу. | 29.10 | ||
44 | 21 | Синтаксический разбор простого предложения | Характеризовать простое предложение по цели высказывания, по интонации, по главным, второстепенным, однородным членам и обращениям. Выполнять устный и письменный разбор предложений. | 30.10 | ||
45 | 22 | Р/р. Написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» | Работать с репродукцией картины, работать с презентацией, писать черновой вариант текста, редактировать черновик. | 9.11 | ||
46 | 23 | Пунктуационный разбор простого предложения | Определять знаки завершения, разделительные и выделительные знаки в простом предложении. Выполнять устный и письменный пунктуационный разбор предложений. | 10.11 | ||
47 | 24 | Простые и сложные предложения. Индивид. консультация | Различать простые и сложные предложения. Определять средства связи в сложных предложениях. Находить сложные предложения в текстах, объяснять расстановку знаков препинания. Строить схемы сложных предложений и составлять сложные предложения по схемам. | 11.11 | ||
48 | 25 | Синтаксический разбор сложного предложения | Характеризовать сложное предложение по цели высказывания, простым предложениям в его составе, средствам связи простых предложений, знакам препинания. Выполнять устный и письменный разбор предложений. | 12.11 | ||
49 | 26 | Прямая речь | Выделять в предложении прямую речь после слов автора и перед ними, объяснять постановку знаков препинания. Характеризовать интонационные особенности прямой речи. Составлять схемы предложений с прямой речью. Структурно изменять предложения с прямой речью (менять местами слова автора и прямую речь). | 13.11 | ||
50 | 27 | Р/р. Диалог | Различать предложения с прямой речью и диалог. Оформлять диалог в письменной речи. Работать в группе. Работать со схемами диалогов. Моделировать диалог, описывая происходящее на картинке. | 16.11 | ||
51 | 28 | Обобщающий урок по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | Отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по теме раздела. | 17.11 | ||
52 | 29 | Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | Писать диктант. Выполнять грамматические задания. | 18.11 | ||
53 | 30 | Р/р. Написание выборочного изложения | Определять, какой фрагмент текста вызвал особый интерес. Излагать его письменно. Объяснять, чем выбранный фрагмент привлёк внимание. | 19.11 | ||
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (12 ч + 3 ч) | ||||||
54 | 1 | Фонетика. Гласные звуки | Овладевать основными понятиями фонетики. Анализировать схему, демонстрирующую группы звуков речи в русском языке. Распознавать гласные звуки, различать ударные и безударные гласные. Составлять таблицу «Гласные звуки» | 20.11 | ||
55 | 2 | Согласные звуки | Распознавать согласные звуки, выделять шипящие согласные. Отрабатывать правильное произношение шипящих звуков. Активизировать знания, полученные при изучении предыдущего раздела: выделять основную мысль текста, составлять предложения с прямой речью, обозначать орфограммы. | 23.11 | ||
56 | 3 | Изменение звуков в потоке речи | Распознавать гласные и согласные в сильных и слабых позициях. Анализировать правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования. | 24.11 | ||
57 | 4 | Согласные твёрдые и мягкие | Распознавать твердые и мягкие согласные. Анализировать смысловое различие слов, отличающихся только твердой/мягкой согласной. | 25.11 | ||
58 | 5 | Р/р. Повествование | Выделять повествование как тип речи. Писать тексты повествовательного типа. Доказывать принадлежность текста к определенному стилю. Составлять план текста. | 26.11 | ||
59 | 6 | Согласные звонкие и глухие | Распознавать звонкие, глухие и сонорные согласные и их смыслоразличительную функцию. Характеризовать согласные звуки. Объяснять знаки препинания в предложениях, орфограммы в словах. | 27.11 | ||
60 | 7 | Графика. Алфавит. Межпредметный модуль (история) | Осознавать значение письма в истории человечества. Сообщение о созданном Кириллом и Мефодием алфавите. Анализировать и объяснять важность графики и каллиграфии. Активизировать знание алфавита. Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Располагать слова в алфавитном порядке, отрабатывать навыки поиска слов в словаре. | 30.11 | ||
61 | 8 | Р/р. Описание предмета | Выделять описание как функционально-смысловой тип речи. Редактировать текст-описание. Писать сочинение, описывая предмет. | 1.12 | ||
62 | 9 | Обозначение мягкости согласных с помощью ь | Опознавать смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, анализировать орфографические правила, связанные с употреблением мягкого знака. Распределять слова на группы согласно виду орфограммы. | 2.12 | ||
63 | 10 | Двойная роль букв е, ё, ю, я | Проводить фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного. | 3.12 | ||
64 | 11 | Орфоэпия | Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. Формулировать важнейшие произносительные нормы. Анализировать и оценивать речь с орфоэпической точки зрения, исправлять произносительные ошибки | 4.12 | ||
65 | 12 | Фонетический разбор слова | Обозначать слоги, ударение в словах, характеризовать гласные и согласные звуки в составе слова. Выполнять устные и письменные фонетические разборы. | 7.12 | ||
66 | 13 | Обобщающий урок по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» | Отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по теме раздела. | 8.12 | ||
67 | 14 | Р/р. Написание сочинения по картине Ф.Толстого «Цветы, фрукты, птица» | Описывать картину. | 9.12 | ||
68 | 15 | Контрольный диктант №3 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» | Писать диктант, выполнять грамматические задания. | 10.12 | ||
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (6 ч + 2 ч) | ||||||
69 | 1 | Слово и его лексическое значение | Овладевать базовыми понятиями лексикологии. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объяснять различие лексического и грамматического значений слова. Пользоваться толковыми словарями. Объяснять лексическое значение слов. Работать с текстом – озаглавливать его, составлять план текста, анализировать содержание и структуру текста. | 11.12 | ||
70 | 2 | Однозначные и многозначные слова. Познавательная лаборатория | Различать однозначные и многозначные слова. Составлять словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работать с юмористическими рисунками. | 14.12 | ||
71 | 3 | Прямое и переносное значение слова | Различать прямое и переносное значение слова. Выбирать в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное значение. Составлять словосочетания, используя слово в его прямом и переносном значении. Составлять сложные предложения со словами в переносном значении. | 15.12 | ||
72 | 4 | Омонимы | Опознавать омонимы. Находить в толковом словаре примеры омонимов. Составлять и анализировать предложения и словосочетания с омонимами. Анализировать стихотворение, содержащее омонимы. | 16.12 | ||
73 | 5 | Синонимы | Опознавать синонимы. Устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов. Составлять словосочетания с синонимами; анализировать предложения, содержащие синонимы. Подбирать синонимы к данным в упражнениях словам. | 17.12 | ||
74 | 6 | Р/р. Написание сочинения по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Образоват. экскурсия | Писать сочинение по картине, используя синонимы. | 18.12 | ||
75 | 7 | Антонимы. Повторение изученного | Опознавать антонимы. Описывать с помощью антонимов происходящее на рисунке. Характеризовать названных в упражнениях животных с помощью антонимов. Отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по теме раздела. Объяснять омонимы. Подбирать антонимы, синонимы к словам. | 21.12 | ||
76 | 8 | Р/р. Написание изложения по тексту «Первый снег» | Писать изложение, попутно определяя функциональный стиль текста и объясняя знаки препинания. | 22.12 | ||
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (18 ч + 4 ч) | ||||||
77 | 1 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | Овладевать основными понятиями морфемики. Осознавать морфему как значимую единицу языка. Делить слова на морфемы и обозначать их соответствующими знаками. Осознавать роль морфем в процессах формо- и словообразования. Определять форму слов, подбирать однокоренные слова. Делить слова на группы (однокоренные слова/разные формы одного слова). | 23.12 | ||
78 | 2 | Окончание | Опознавать окончание как формообразующую морфему. Выделять в словах окончание и его грамматические значения. Анализировать таблицу. | 24.12 | ||
79 | 3 | Основа слова | Выделять основу в слове. Работать с текстами: определять стиль, выделять основы у существительных, прилагательных и глаголов в тексте. | 25.12 | ||
80 | 4 | Р/р. Написание письма другу «Один из удачно проведённых вечеров…» | Писать сочинение в форме письма товарищу. | 11.01 | ||
81 | 5 | Корень слова | Опознавать корень как главную значимую часть слова. Выделять корни в словах. Формировать группы однокоренных слов. Исправлять ошибки в подборе однокоренных слов. | 12.01 | ||
82 | 6 | Р/р. Рассуждение | Выделять рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функционально-смысловых типов речи. Анализировать текст, высказывать своё мнение о тексте и доказывать его. Рассуждая по плану, объяснять происхождение слов. Писать сочинение, в котором объясняют происхождение названий дней недели. | 13.01 | ||
83 | 7 | Суффикс | Опознавать суффикс как словообразующую морфему. Обозначать суффиксы в словах, подбирать ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом. | 14.01 | ||
84 | 8 | Приставка | Опознавать приставку как словообразующую морфему. Обозначать приставки в словах; подбирать ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом; характеризовать морфемный состав слов. | 15.01 | ||
85 | 9 | Р/р. Написание выборочного изложения по тексту «Последний лист орешника» | Писать выборочное изложение по тексту упражнения. | 18.01 | ||
86 | 10 | Чередование звуков | Получать представление о чередовании звуков как смене звуков в одной морфеме при образовании и изменении слов. Подбирать слова с чередующимися согласными и гласными; определять, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов). | 19.01 | ||
87 | 11 | Беглые гласные. Исследовательская работа | Определять случаи появления беглых гласных при чередовании. Выделять части слов, в которых могут появиться беглые гласные при чередовании; записывать слова с таким чередованием. | 20.01 | ||
88 | 12 | Варианты морфем | Определять части слова, являющиеся вариантами морфем. Выделять однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов. | 21.01 | ||
89 | 13 | Морфемный разбор слова | Выделять основу в слове. Определять окончание и его значение; приставку, суффикс и их значение; корень. Подбирать два-три однокоренных слова. Выполнять устный и письменный морфемный разбор слов. | 22.01 | ||
90 | 14 | Правописание гласных и согласных в приставках | Усваивать правило написания гласных и согласных в приставках. Обозначать приставки в словах, анализировать разницу между произношением и написанием приставок. Подбирать слова с беглым гласным в приставках. Выбирать из орфографического словаря слова с изучаемой в параграфе орфограммой. | 25.01 | ||
91 | 15 | Буквы з и с на конце приставок. Игра-состязание | Усваивать правило написания букв з и с на конце приставок. Выбирать правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирать к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой. | 26.01 | ||
92 | 16 | Буквы о – а в корне -лаг-/-лож- Исследовательская работа | Исследование: наблюдение и выявление закономерностей правописания корней лаг и лож. Усваивать правило написания букв а – о в корне -лаг-/-лож-. Выбирать правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Выписывать из орфографического словаря ряд слов с изучаемой орфограммой. | 27.01 | ||
93 | 17 | Буквы о – а в корне -раст-/-рос- | Усваивать правило написания букв а – о в корне -раст-/-рос-. Выбирать правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирать к данным в упражнениях словам однокоренные с чередованием согласных. | 28.01 | ||
94 | 18 | Буквы ё – о после шипящих в корне | Усваивать правило написания букв ё – о после шипящих в корне. Выбирать правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Составлять диктант, в котором потребуется применить правила, изученные в разделе «Словообразование». | 29.01 | ||
95 | 19 | Буквы и – ы после ц | Усваивать правило написания букв и – ы после ц. Выбирать правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. | 1.02 | ||
96 | 20 | Обобщающий урок по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | Отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по теме раздела. Заполнять и анализировать таблицы. | 2.02 | ||
97 | 21 | Контрольный диктант №4 по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | Писать диктант, выполнять грамматические задания. | 3.02 | ||
98 | 22 | Р/р. Написание сочинения по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | Писать сочинение по картине. | 4.02 | ||
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | ||||||
99 | 1 | Самостоятельные и служебные части речи | Составлять таблицу «Самостоятельные и служебные части речи». Определять части речи; различать самостоятельные и служебные части речи. | 5.02 | ||
Имя существительное (16 ч + 4 ч) | ||||||
100 | 1 | Имя существительное как часть речи | Определять имя существительное как самостоятельную часть речи, характеризовать морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Устанавливать, какой частью речи являются приведённые в текстах слова. Определять род, склонение и падеж имён существительных. Составлять распространённые предложения по картине. | 8.02 | ||
101 | 2 | Р/р. Доказательства в рассуждении | Определять доказательство как структурную часть рассуждения. Анализировать текст, выделяя тезис, доказательство, вывод. Приводить доказательства для раскрытия темы «Почему нужно беречь книгу?». писать сочинение-рассуждение. | 9.02 | ||
102 | 3 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | Распознавать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Писать диктант, выделяя одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составлять словосочетания и предложения с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными. | 10.02 | ||
103 | 4 | Имена существительные собственные. Межпредметный модуль (история) | Распознавать имена существительные собственные и нарицательные. Подбирать примеры имён существительных собственных. Записывать текст в форме диалога, выделяя собственные имена существительные. | 11.02 | ||
104 | 5 | Имена существительные нарицательные | Распознавать имена существительные собственные и нарицательные. Подбирать примеры имён существительных нарицательных. Рассказывать об имени существительном по плану. | 12.02 | ||
105 | 6 | Р/р. Написание сжатого изложения по тексту «Перо и чернильница» | Писать сжатое изложение. | 15.02 | ||
106 | 7 | Род имен существительных. Исследовательская работа | Определять род имён существительных. Дополнять данную в учебнике таблицу примерами имён существительных, определение рода которых вызывает затруднения. Составлять словосочетания или предложения, в которых отчётливо выявляется род имён существительных. | 16.02 | ||
107 | 8 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | Распознавать имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Выделять такие имена существительные в текстах, составлять с ними предложения или диалог. Озаглавливать и пересказывать текст, отмечать количество имён существительных в тексте. | 17.02 | ||
108 | 9 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | Распознавать имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Выделять такие имена существительные в текстах, составлять с ними предложения. Составлять таблицу для слов, данных в упражнении, распределяя их по группам в соответствии с тем, на какой слог падает ударение. Писать диктант. | 18.02 | ||
109 | 10 | Три склонения имен существительных | Определять тип склонения имён существительных. Склонять имена существительные. С учётом полученных знаний составлять новую таблицу на основе данной в учебнике. | 19.02 | ||
110 | 11 | Падеж имен существительных | Определять падеж имён существительных. Выделять падежные окончания имён существительных и относящиеся к именам существительным предлоги. Составлять словосочетания с именами существительными в родительном падеже. Анализировать место имён существительных в том или ином падеже в предложении. | 22.02 | ||
111 | 12 | Падежные окончания имён существительных. Индивид. консультация | Усваивать правило написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Применять усвоенное правило при выполнении упражнений (составлять словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склонять имена существительные по падежам). | 24.02 | ||
112 | 13 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | Усваивать правило написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Применять усвоенное правило при выполнении упражнений (составлять словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склонять имена существительные по падежам). | 25.02 | ||
113 | 14 | Р/р. Написание изложения с изменением лица | Писать изложение по тексту упражнения. | 26.02 | ||
114 | 15 | Множественное число имен существительных | Определять морфологические признаки множественного числа имён существительных. Склонять имена существительные во множественном числе по падежам. Работать с рисунками. Обозначать условия выбора орфограммы написания мягкого знака после шипящих на конце слова. Анализировать текст. | 29.02 | ||
115 | 16 | Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных | Усваивать правило написания о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Применять усвоенное правило при выполнении упражнений. Записывать данный текст в форме диалога. Писать диктант. | 1.03 | ||
116 | 17 | Морфологический разбор имени существительного | Характеризовать имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполнять устный и письменный разбор имён существительных. | 2.03 | ||
117 | 18 | Р/р. Написание сочинения по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». Образоват. экскурсия | Писать сочинение по картине и описывать её устно. | 3.03 | ||
118 | 19 | Обобщающий урок по теме «Имя существительное» | Отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по теме раздела. Списывать тексты, объясняя знаки препинания, выделяя морфемы, обозначая падежи имён существительных. Писать диктант из слов с непроверяемым написанием. | 4.03 | ||
119 | 20 | Контрольный диктант №5 по теме «Имя существительное» | Писать диктант, выполнять грамматические задания. | 7.03 | ||
Имя прилагательное (10 ч + 4 ч) | ||||||
120 | 1 | Имя прилагательное как часть речи | Определять морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. Анализировать словосочетания, предложения и тексты с иенами прилагательными. Составлять предложения с именами прилагательными. Готовить устный рассказ об имени прилагательном как о части речи. | 9.03 | ||
121 | 2 | Роль имён прилагательных в художественной речи, в предложении. Межпредметный модуль (литература) | Распознавать имена прилагательные, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль; анализировать роль прилагательных в речи. | 10.03 | ||
122 | 3 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | Усваивать правило написания гласных в падежных окончаниях имён прилагательных. Применять усвоенное правило при выполнении упражнений. | 11.03 | ||
123 | 4 | Окончания имён прилагательных после шипящих и ц | Работать по таблице, выполнять упражнения, комплексный анализ текста, словарный диктант. Графически обозначать изученную орфограмму. | 14.03 | ||
124 | 5 | Р/р. Описание животного | Воспринимать описание животного как вариант описания. Знакомиться с особенностями текста-описания животного. | 15.03 | ||
125 | 6 | Р/р. Написание выборочного изложения по тексту о животном «Ю-ю» | Писать изложение по тексту, в котором есть описание животного. | 16.03 | ||
126 | 7 | Прилагательные полные и краткие | Распознавать полные и краткие формы имён прилагательных. Образовать краткие формы имён прилагательных; в предложениях выделять сказуемые, выраженные краткими прилагательными; составлять предложения и словосочетания с краткими прилагательными. Готовить устное повествование с элементами описания по картине. | 17.03 | ||
127 | 8 | Правописание кратких прилагательных с основой шипящий | Применять изученное правило в практике письма. Выполнение упражнения, синтаксический разбор предложений, конструирование предложений, словарный диктант (правописание мягкого знака после шипящих). | 18.03 | ||
128 | 9 | Р/р. Написание рассказа по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве» | Писать сочинение по картине. | 28.03 | ||
129 | 10 | Морфологический разбор имени прилагательного | Характеризовать имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполнять устный и письменный разбор имён прилагательных. | 29.03 | ||
130 | 11 | Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» | Отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по теме раздела. Работать со словарём: выписывать прилагательные с непроверяемым написанием. Списывать текст, указывать в тексте падежи имён существительных и прилагательных, обозначать орфограммы. | 30.03 | ||
131 | 12 | Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное» | Писать контрольный диктант, выполнять грамматические задания. | 31.03 | ||
132 | 13 | Анализ контрольного диктанта | Выполнять работу над допущенными в диктанте ошибками. | 1.04 | ||
133 | 14 | Р/р. Написание сочинения-описания животного на основе личных впечатлений | Писать сочинение – описание животного. | 4.04 | ||
Глагол (29 ч + 6 ч) | ||||||
134 | 1 | Глагол как часть речи | Определять морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию. Определять глаголы-сказуемые в предложениях, характеризовать глаголы по времени, лицу, числу. Указывать, как согласуются глаголы-сказуемые с подлежащими. | 5.04 | ||
135 | 2 | Признаки глагола | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение. Определять грамматические признаки глаголов. | 6.04 | ||
136 | 3 | Не с глаголами | Усваивать правило написания не с глаголами. Выполнять упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составлять предложения на тему «Настоящий товарищ (друг)», используя глаголы с не. | 7.04 | ||
137 | 4 | Глаголы, не употребляющиеся без не | Усваивать правило написания не с глаголами. Выполнять упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Готовить рассказ о признаках глагола как части речи. | 8.04 | ||
138 | 5 | Р/р. Рассказ | Работать с иллюстрацией. Отвечать на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ. Придумывать свой устный рассказ на юмористическую тему. | 11.04 | ||
139 | 6 | Неопределённая форма глагола | Распознавать неопределённую и личные формы глагола. Образовывать глаголы в неопределённой форме. Составлять памятку, используя глаголы в неопределённой форме. Устно пересказывать текст, озаглавливать его, выписывать из текста глаголы в неопределённой форме. | 12.04 | ||
140 | 7 | Правописание ь в неопределённой форме глагола | Распознавать инфинитив и личные формы глагола. Приводить соответствующие примеры. Готовить по плану сообщение о неопределённой форме глагола. | 13.04 | ||
141 | 8 | Правописание -тся и -ться в глаголах. Игра-состязание | Усваивать правило написания -тся и -ться в глаголах. Выполнять упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменять данные в упражнении глаголы близкими по смыслу глаголами с суффиксом -ся. Составлять предложения или связный текст на тему «Если хочешь стать футболистом». Рассуждать на тему, заданную в тексте. Учить стихотворение наизусть. | 14.04 | ||
142 | 9 | Виды глагола | Распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида. Подбирать в орфографическом словаре глаголы с приставкой раз-(рас-), составлять с ними словосочетания. Образовывать от данных в упражнениях глаголов глаголы другого вида. Рассматривать рисунки и отвечать на вопросы к ним, употребляя глаголы совершенного и несовершенного видов. Составлять предложения с данными в упражнении глаголами. | 15.04 | ||
143 | 10 | Глаголы совершенного и несовершенного вида | Определять вид глаголов; составлять видовые пары глаголов; исправлять ошибки, связанные с употреблением видовых форм глаголов. | 18.04 | ||
144 | 11 | Буквы е – и в корнях с чередованием | Усваивать правило написания букв е – и в корнях с чередованием. Выполнять упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. | 19.04 | ||
145 | 12 | Правописание чередующихся корней с гласными е – и | Защита проекта. Работать по таблице, самостоятельно выполнять упражнения, проверочная работа. | 20.04 | ||
146 | 13 | Р/р. Невыдуманный рассказ (о себе) | Знакомиться с рассказом от первого лица. Анализировать приведённое в упражнении изложение ученика, указывать недочёты, записывать исправленный вариант. Готовить устный рассказ на тему «Как я однажды…». | 21.04 | ||
147 | 14 | Время глагола | Определять время глагола. Описывать происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Обозначать вид и время глаголов. | 22.04 | ||
148 | 15 | Прошедшее время | Определять способ образования глаголов прошедшего времени. Выделять суффиксы в глаголах прошедшего времени. Образовывать глаголы в прошедшем времени от неопределённой формы, составлять с ними словосочетания. | 25.04 | ||
149 | 16 | Правописание гласной перед суффиксом -л в глаголах прошедшего времени | Распознавать глаголы прошедшего времени и правильно их писать; определять род и число глаголов прошедшего времени. Записывать примеры глаголов в прошедшем времени, которые часто произносятся неправильно. | 26.04 | ||
150 | 17 | Настоящее время | Определять форму настоящего времени глагола. Составлять связный текст на тему «Сегодня на улице…» или «Новости дня». Составлять словосочетания с глаголами в настоящем времени. Отрабатывать правильное произношение глаголов в настоящем времени. | 27.04 | ||
151 | 18 | Будущее время | Определять форму будущего времени глагола и способ её образования. Готовить устный рассказ на тему «Кто рано встал, тот не потерял». | 28.04 | ||
152 | 19 | Сложное будущее время | Распознавать глаголы будущего времени и грамотно употреблять их в речи. Писать сочинение о том, как изменится окружающий мир через десять-двадцать лет. | 29.04 | ||
153 | 20 | Обобщающий урок по пройденному материалу | Выполнять упражнения различного содержания и сложности, самостоятельная работа. | 2.05 | ||
154 | 21 | Спряжение глаголов | Определять тип спряжения глаголов. Спрягать глаголы с ударным окончанием, составлять с ними словосочетания или предложения. | 3.05 | ||
155 | 22 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. Проект | Усваивать правило определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Выполнять упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Проект: создание под руководством учителя электр. презентации «Способы определения спряжения глагола». | 4.05 | ||
156 | 23 | Спряжение глагола с безударным личным окончанием | Усваивать правило определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Готовить устный рассказ по приведённым в учебнике картинкам, предварительно записав глаголы, которые потребуются для рассказа, обозначать спряжение глаголов. Писать диктант с продолжением. | 5.05 | ||
157 | 24 | Правописание безударных личных окончаний глагола. Индивид. консультация | Усваивать правило определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Составлять предложения с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в настоящем времени. | 6.05 | ||
158 | 25 | Р/р. Написание рассказа по картинкам (упр. 685) | Описывать рисунок, выделяя используемые глаголы и обозначая их спряжение. Производить наблюдение за движением на улице и писать по нему сочинение-описание. Подбирать глаголы для описания характера людей. Составлять устный диалог по картинке на тему «Нарушитель». | 10.05 | ||
159 | 26 | Морфологический разбор глагола | Характеризовать глагол по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполнять устный и письменный разбор глаголов. | 11.05 | ||
160 | 27 | Р/р. Написание сжатого изложения с изменением лица по тексту «Шоколадный торт» | Писать сжатое изложение по тексту упражнения, содержащее не более ста слов. | 12.05 | ||
161 | 28 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | Усваивать правило написания мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Выполнять упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Писать самодиктант: Учить стихотворение и записывать его по памяти. | 13.05 | ||
162 | 29 | Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | Осваивать содержание изучаемой орфограммы и алгоритм её использования. Применять при письме данное орфографическое правило. | 16.05 | ||
163 | 30 | Употребление времён | Использовать в рассказе глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. | 17.05 | ||
164 | 31 | Р/р. Написание спортивного репортажа по рисункам | Устно продолжать рассказ, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Писать по рисункам продолжение спортивного репортажа. | 18.05 | ||
165 | 32 | Обобщающий урок по теме «Глагол». Игра-состязание | Отвечать на контрольные вопросы и выполнять задания по теме раздела. Готовить рассказ по стихотворению. Составлять словосочетания, схемы предложений. Заполнять и анализировать таблицу. Обозначать орфограммы. | 19.05 | ||
166 | 33 | Контрольный диктант №7 по теме «Глагол» | Писать диктант, выполнять грамматические задания. | 20.05 | ||
167 | 34 | Анализ контрольного диктанта | Выполнять работу над допущенными в диктанте ошибками. | 23.05 | ||
168 | 35 | Р/р. Написание рассказа от 1-го лица по рисунку «Не взяли на рыбалку» | Рассматривать рисунок и составлять устный и письменный рассказ на его основе. | 24.05 | ||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (5 ч + 2 ч) | ||||||
169 | 1 | Разделы науки о языке. Познават. лаб. | Систематизировать знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Заполнять, анализировать, составлять таблицы. Готовить сообщение на тему «Изучайте русский язык». Указывать лексическое и грамматическое значение слов. Обозначать морфемы в словах. | 25.05 | ||
170 | 2 | Р/р. Подготовка к написанию сочинения на одну из данных тем | Формулировать тему сочинения, составлять план, подбирать опорные слова. | 26.05 | ||
171 | 3 | Р/р. Написание сочинения на одну из данных тем | Писать сочинение на выбранную тему. | 27.05 | ||
172 | 4 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | Систематизировать орфограммы в приставках и в корнях слов и устанавливать связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Графически обозначать орфограммы. Заполнять, анализировать, составлять таблицы. | 30.05 | ||
173 | 5 | Орфограммы в окончаниях слов | Систематизировать орфограммы в окончаниях слов и устанавливать связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Подбирать примеры на изученные орфограммы, составлять таблицу, выписывать слова с орфограммами. | 31.05 | ||
174 | 6 | Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении. | Повторять и систематизировать знания об употреблении букв ъ и ь. Заполнять таблицы. Обозначать орфограммы. Повторять знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении. Списывать тексты, расставляя знаки препинания. | 1.06 | ||
175 | 7 | Итоговая контрольная работа за год | Выполнять итоговую контрольную работу с разными уровнями сложности (задания А, В, С). | 2.06 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Хандальская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
по русскому языку
для 5 класса основного общего образования
на 2015-2016 учебный год
Автор-составитель: Швабова Е.Г.,
учитель русского языка и литературы
Хандальск, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014). Используются учебные пособия: Русский язык. Учебник для общеобразоват. учреждений: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. / М.: Просвещение, 2008.
Данная программа предназначена для достижения планируемых результатов по русскому языку в 5 классе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством общения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображении, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и саморазвития личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения.
Цели обучения:
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их сточки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
- Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Курс русского языка в 5 классе включает следующие разделы: «Язык. Речь. Общение», «Повторение изученного в начальных классах», «Текст», «Синтаксис. Пунктуация. Культура Речи», «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи», «Лексика. Культура речи», «Морфемика. Орфография. Культура речи», «Морфология. Орфография. Культура речи», «Повторение и систематизация изученного в 5 классе».
Раздел «Язык. Речь. Общение» раскрывает роль и значение русского языка в нашей стране и за её пределами, знакомит с компонентами речевой деятельности.
Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале года и в конце выделяются специальные часы. В материал повторения включаются вопросы из области фонетики, орфоэпии, морфемики, орфографии, синтаксиса и пунктуации.
В разделе «Морфология. Орфография. Культура речи» в 6 классе изучаются следующие части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение и глагол. Наряду с изучением грамматических признаков данных частей речи рассматриваются вопросы по формированию орфографической грамотности.
Материал расположен с учётом возрастных особенностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем проводится в два этапа. Например, темы разделов «Лексика», «Словообразование» даются в 5 и 6 классах.
В программе 5 класса также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи: речеведческие понятия и виды работы над текстом - пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи.
Содержание предмета «Русский язык» в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Организация учебного процесса:
Базисный учебный план школы предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе –175 часов, в 5 классе отводится 5 часов в неделю. Используются различные формы работы: урочные (88 %), внеурочные (12 %).
Внеурочные формы работы:
- проектная деятельность – 2 ч.;
- образовательная экскурсия – 2 ч.;
- познавательная лаборатория – 3 ч.;
- межпредметный модуль – 4 ч.;
- индивидуальная консультация – 5 ч.;
- исследовательская работа – 3 ч.;
- игра-состязание – 3 ч.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме 175 часов (5 часов неделю, 35 учебных недель).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. Д.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых основ лингвистики;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
- проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Язык и общение (2+ 1)
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (17 ч+3 ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23 ч +7ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (12 ч + 3 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (6 ч + 2 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (18 ч + 4 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (17 ч + 4 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (10 ч + 4 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (29 ч + 6 ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация изученного (5 + 2 ч)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы / М.: Просвещение, 2010.
- Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2011.
Учебник
Русский язык. Учебник для общеобразоват. учреждений: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. / М.: Просвещение, 2008.
Методические пособия
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – 5-е изд. / М.: Просвещение, 2011.
- Брагина С.А. Русский язык. 5-7 кл. Необычные диктанты / сост. С.А. Брагина. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Горшкова В.Н. Сборник диктантов. 5-9 кл. / Сост. В.Н. Горшкова. – М.: ВАКО, 2014.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2016.
- Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5-8 классах. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе (С2): учебное пособие / Т.И. Павлова, Л.Н. Гунина. – Изд. 2-е, исправ. и дополн. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
- Потапова Г.Н. Зачётные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской «Русский язык. 5 класс». ФГОС (к новому учебнику) / Г.Н. Потапова. – М.: Издательство «Экзамен», 2016 (Учебно-методический комплекс).
- Федосеева Л.Н. Русский язык. Разноуровневые задания. 5 класс. / Сост. Л.Н. Федосеева. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2015 (Дидактические материалы).
- Филипченко М.П. Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. М.П. Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2008.
Печатные пособия
- Недогонов Д.В. 7 самых нужных словарей в картинках: универсальное иллюстрированное издание / Авт.-сост. Д.В. Недогонов; худож. А.И. Артюх, Н.А. Шеварёв, В.Н. Родин и др. – М.: Восток-Запад: Полиграфиздат, 2012.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд, испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО Издательство «Мир и образование», 2008.
- Федорова Т.Л., Щеглова О.А. Орфоэпический словарь русского языка 60 тысяч слов. – М.: ООО «Стандарт», 2015.
- Школьный словообразовательный словарь русского языка. – Спб.: ООО «Виктория плюс», 2015.
Наглядные материалы, таблицы.
Технические средства обучения
Классная доска
Компьютер
Интерактивная доска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...