Рабочая программа по русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
За основу взята Примерная программа по русскому языку и Программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы» 10-е изд. -М.:Просвещение 2009 Баранов М.Т.,Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_8_klass.docx | 120.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чамзинская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО МБОУ «Чамзинская СОШ № 2» _______/ПресняковаИ.Н./ ФИО Протокол № 1 от «29» августа 2016 г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Чамзинская СОШ № 2» __________/Белова Л.И./ ФИО «31» августа 2016 г | «Утверждаю» Директор МБОУ «Чамзинская СОШ № 2» __________/Сыркин В.И./ ФИО Приказ № 57 от «1» сентября 2016 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 8 класса
Уровень: общеобразовательный (базовый)
Учитель: Преснякова И.Н.
Квалификационная категория: высшая
2016-2017 уч / год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная база преподавания предмета
Рабочая программа учебного курса «Русский язык 8 класс» разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г., составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования , утвержденного Приказом Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», федерального базисного учебного плана, утвержденного Приказом Министерства Образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312, учебного плана МБОУ «Чамзинская СОШ №2»,с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Сведения о примерной образовательной программе
За основу взята Примерная программа по русскому языку и Программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы» 10-е изд. -М.:Просвещение 2009 Баранов М.Т.,Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.
Внесённые изменения
С учётом подготовки обучающихся к решению и выполнению олимпиадных заданий в рабочей программе предусмотрены темы на изучение структуры заданий Всероссийской олимпиады школьников.
Цели и задачи реализации учебного предмета
Цели обучения :
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи обучения:
- формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:
- Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
- формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке ( его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
- Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
- формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
- Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
- развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения;
- совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Роль предмета в формировании ключевых компетенций
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VIII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Межпредметные связи изучения предмета
Русский язык тесно связан с другими учебными предметами и, в первую очередь, с литературой. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Русский язык взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках русского языка формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием русский язык обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Учебно-методический комплект:
1.Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы» 10-е изд.- М.: Просвещение, 2009. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.
2.Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О,М.Александрова. Издательство «Просвещение», 2010г.
3.Методические рекомендации к учебнику «Русский язык» для 8 класса общеобразовательных учреждений под ред. Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкина, О. М. Александровой. М., «Просвещение», 2010 год
Количество учебных часов.
Рабочая программа по русскому языку в 8 классе рассчитана на реализацию 102 учебных часов (3 часа в неделю).
Количество итоговых контрольных работ.
Предметы | Русский язык (контр. раб.) | ||||
классы | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
диктант | 8 | 8 | 6 | 5 | 3 |
изложение | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 |
сочинение (кл./дом) | 2/0 | 2/0 | 2/0 | 2/1 | 2/2 |
объём сочинения (стр.) (кл./дом) | 0,5-1/1-1,5 | 1-1,5/1,5-2 | 1,5-2/2-2,5 | 2-3/ 2,5-3 | 3-4 |
Формы контроля
1.Словарный диктант.
2.Контрольный диктант.
3.Проверочный диктант.
4.Тестирование.
- с выбором правильного ответа
- открытого типа
- на установление соответствия
- на установление правильной последовательности
5.Творческие работы (сочинения, изложения).
6.Фонетический,морфологический,синтаксический,пунктуационный виды разбора.
7.Контрольная работа.
8.Проверочная работа.
9.Контрольный словарный диктант.
10.Объяснительный диктант.
11.Синтаксическая пятиминутка.
12.Сообщения.
13.Индивидуальный опрос.
14.Фронтальный опрос.
15. Задания с выбором правильного ответа
Одного
правильного
ответа
Нескольких правильных ответов
Одного наиболее правильного ответа
Задания открытого типа
На
завершение
С коротким ответом
С расширенным
ответом
С ответом-сочинением
16. Самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи ;
выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
необычные условия работы;
активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
- Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- Владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
- Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
- Коммуникативно - целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
- Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- Освоение базовых основ лингвистики;
- Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
- Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
- Проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
- Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Тематическое планирование
учебного курса «Русский язык»
8 класс
№ | Название темы, раздела | Максимальная нагрузка учащегося | Теоретическое обучение | Развитие речи | Контрольный диктант |
1 | Функции русского языка в современном мире | 1 | 1 | ||
2 | Повторение изученного в V–VII классах | 8 | 6 | 1 | 1 |
3 | Синтаксис, пунктуация, культура речи | 2 | 2 | ||
4 | Словосочетание | 2 | 2 | ||
5 | Простое предложение | 3 | 1 | 2 | |
6 | Главные члены предложения | 8 | 5 | 2 | 1 |
7 | Второстепенные члены предложения | 7 | 6 | 1 | |
8 | Односоставные предложения | 11 | 9 | 1 | 1 |
9 | Неполные предложения | 2 | 2 | ||
10 | Осложненное предложение | 1 | 1 | ||
11 | Однородные члены предложения | 13 | 10 | 3 | |
12 | Обособленные члены предложения | 20 | 16 | 3 | 1 |
13 | Обращение | 3 | 2 | 1 | |
14 | Вводные и вставные конструкции | 8 | 7 | 1 | |
15 | Чужая речь | 6 | 4 | 1 | 1 |
16 | Повторение и систематизация изученного в VIII классе | 7 | 6 | 1 | |
Итого | 102 | 80 | 17 | 5 |
- Содержание дисциплины (102 часа)
Функции русского языка в современном мире (1 ч)
Русский язык в современном мире.
Учащиеся должны знать:
- русский язык – язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков
Учащиеся должны уметь:
- опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе; о роли русского языка в развитии русской литературы
Основные термины по разделу:
Основные разделы языка, основные языковые единицы.
Повторение изученного в V–VII классах (6 ч + 1р/р+1к/д)
Учащиеся должны знать:
- функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания.
- виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные);
- виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства
- условия выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое)
- условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными
Учащиеся должны уметь:
- разграничивать знаки препинания по их функциям;
- пользоваться простыми предложениями с составным именным сказуемым для характеристики, оценки предмета или явления;
- определять вид сложного предложения;
- соотносить сложное предложение с его графической схемой, определять по схеме вид сложного предложения;
- создавать графические схемы сложных предложений и правильно употреблять разделительные и выделительные запятые;
- правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически обозначать условия выбора данных орфограмм;
- разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в данных частях речи;
- разграничивать наречия, краткие прилагательные, причастия и категорию состояния с опорой на их роль в предложении; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах данных частей речи;
- правильно писать не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с краткими причастиями; с разными частями речи;
- обозначать графически условия выбора орфограмм.
Основные термины по разделу:
Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Графическая схема предложения. Орфограмма.
Синтаксис, пунктуация, культура речи (2 ч)
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.
Учащиеся должны знать:
- основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст;
- основные признаки синтаксических единиц;
- функции основных синтаксических единиц: номинативная (словосочетание) и коммуникативная (предложение и текст);
- предложение – одна из основных единиц синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию и характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью;
- соотнесенность с ситуацией, фрагментом действительности – особое свойство предложения.
Учащиеся должны уметь:
- находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения;
- разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям: номинативной и коммуникативной;
- соотносить содержание предложения с фрагментами действительности;
- разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения.
Основные термины по разделу:
Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания
Словосочетание (2 ч)
Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Учащиеся должны знать:
- что такое словосочетание; его функция; виды словосочетаний по главному слову: глагольные, именные и наречные
- свободные словосочетания и фразеологические обороты
- подчинительная связь – способ связи главного и зависимого слов в словосочетании; виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание;
- средства связи слов в словосочетаниях разных видов: предложно-падежные формы, смысл;
- порядок устного и письменного разбора словосочетания
Учащиеся должны уметь:
- составлять разные виды словосочетаний;
- определять роль разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла;
- разграничивать разные виды словосочетаний по их значению;
- определять вид словосочетания по главному слову, в том числе в собственных примерах;
- использовать в речи синонимические по значению словосочетания;
- разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты;
- определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании;
- составлять словосочетания с заданным видом связи;
- правильно употреблять форму зависимого слова при управлении;
- разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи или не связанных подчинительной связью;
- производить устный и письменный разбор словосочетания.
Основные термины по разделу:
Словосочетание, типы словосочетаний.
Словосочетание, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний.
Простое предложение-3ч (1 + 2 р/р)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Учащиеся должны знать:
- виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные;
- грамматическая (предикативная) основа предложения выражает его основное значение и отражает ситуацию, фрагмент действительности как реальный или как нереальный: возможный, желательный;
- в русском языке порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное слово в предложении;
- основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы – и графические способы их обозначения.
Учащиеся должны уметь:
- разграничивать односоставные и двусоставные предложения;
- определять предикативность предложения – его отношение к описываемому фрагменту действительности (реальному/нереальному);
- определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении;
- выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам;
- выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении;
- составлять графическую интонационную схему предложения.
Основные термины по разделу:
Предложение, грамматическая основа, предложения простые и сложные.
Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные – невосклицательные, утвердительные – отрицательные.
Главные члены предложения -8ч(5 + 2 р/р+ 1 к/д)
Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Учащиеся должны знать:
- способы выражения подлежащего;
- способы выражения сказуемого;
- правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде;
- основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма; их функции;
- способы выражения вспомогательного глагола;
- основные элементы составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; их функции;
- способы выражения именной части;
- тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения;
- правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.
Учащиеся должны уметь:
- находить подлежащее и определять способы его выражения;
- определять способы выражения сказуемого;
- соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами;
- согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в числе в трудных случаях;
- находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения; использовать составные глагольные сказуемые в речи;
- находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части;
- разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть;
- определять вид сказуемого; пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации;
- интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;
- употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора тире;
- пользоваться синонимическими вариантами сказуемых для создания предложений разных стилей;
- использовать составные именные сказуемые с отсутствующей связкой в речи для характеристики человека.
Основные термины по разделу:
Двусоставные предложения: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения.
Второстепенные члены предложения-7ч (6+1р/р)
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Учащиеся должны знать:
- виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство;
- что такое дополнение, основные способы его выражения;
- виды дополнений: прямые и косвенные;
- способы выражения прямого дополнения
- что такое определение;
- виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное;
- способы выражения согласованных и несогласованных определений;
- несогласованные определения могут сочетать значение определения со значениями дополнения и обстоятельства
- что такое приложение;
- способы выражения приложения;
- правила постановки дефиса при приложении;
- правило согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом
- что такое обстоятельство, способы его выражения;
- виды обстоятельств по значению (места, времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки);
- второстепенный член предложения может совмещать разные значения, например дополнения и обстоятельства места или образа действия
- порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения
Учащиеся должны уметь:
- находить в предложении второстепенные члены;
- распознавать в предложении дополнения, определять их вид (прямое/косвенное) и способ выражения;
- разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого;
- использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительным в винительном падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании;
- распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями;
- разграничивать прямое дополнение и подлежащее;
- находить грамматические ошибки в использовании дополнений и исправлять их в соответствии с нормами литературного языка;
- разграничивать определение и именную часть составного сказуемого;
- распознавать согласованные и несогласованные определения и определять способ их выражения;
- различать использование неопределенной формы глагола в предложении в качестве сказуемого, дополнения, определения;
- использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы;
- обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения;
- находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их;
- использовать приложения в речи;
- согласовывать имена собственные, выступающие в роли приложения, с определяемым словом, употреблять дефис при одиночных приложениях;
- находить в предложении обстоятельства места, ставить к ним вопросы,
- использовать в речи обстоятельства места и определять способ их выражения;
- распознавать в предложении обстоятельства времени и использовать их в речи;
- находить в предложении обстоятельства образа действия и определять их роль в раскрытии авторского замысла;
- разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения;
- находить в тексте обстоятельства причины и цели, определять способ их выражения;
- ставить вопросы к обстоятельствам условия;
- использовать обстоятельства уступки в деловом стиле речи;
- находить второстепенные члены предложения, в которых совмещаются несколько значений, и определять эти значения;
- производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения.
Основные термины по разделу:
Второстепенные члены предложения: определения, приложения, дополнения, обстоятельства.
Простые односоставные предложения-11ч (9+1к/д+1р/р)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассказ на свободную тему.
Учащиеся должны знать:
- грамматическая основа односоставного предложения состоит из его главного члена, который нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым;
- способ графического обозначения главного члена (три прямые линии);
- способы выражения главного члена односоставного предложения;
- виды односоставных предложений по наличию второстепенных членов (распространенные/нераспространенные)
- что такое назывное (номинативное) предложение, способы выражения его главного члена;
- текстообразующую роль назывных предложений (зачин: лаконично вводит читателя в обстановку событий; ремарка и пр.)
- что такое определенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
- текстообразующую роль определенно-личных предложений (обобщение жизненного опыта в пословицах и поговорках)
- что такое неопределенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
- текстообразующую роль неопределенно-личных предложений
- что такое безличное предложение, способы выражения его главного члена;
- функции безличных предложений в речи (описание состояния человека или природы, побуждение к действию)
- порядок проведения устного и письменного синтаксического разбора односоставного предложения
Учащиеся должны уметь:
- разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений;
- различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения;
- распространять нераспространенные односоставные предложения;
- распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его выражения; разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее двусоставного предложения;
- определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место действия; ремарка; указание на фрагментарность воспоминаний и пр.);
- пользоваться двусоставными и односоставными назывными предложениями как синтаксическими синонимами;
- использовать назывные предложения в речи в качестве ремарок, для создания впечатления фрагментарности воспоминаний
- распознавать определенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;
- разграничивать разные варианты выражения главного члена определенно-личного предложения;
- пользоваться двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами;
- использовать определенно-личные предложения в речи;
- распознавать неопределенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;
- разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным значением;
- разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние человека;
- находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения;
- использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации;
- пользоваться двусоставными и односоставными безличными предложениями как синтаксическими синонимами;
- различать разные способы выражения главного члена безличного предложения;
- находить безличные предложения, выступающие в роли побудительных;
- определять способ выражения их главного члена;
- правильно интонировать данные предложения;
- производить устно и письменно синтаксический разбор односоставного предложения
Основные термины по разделу:
Предложение, простое предложение, осложненное предложение.
Неполное предложение (2 ч)
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Учащиеся должны знать:
- что такое неполное предложение;
- варианты неполных предложений: по смыслу или по составу членов предложения;
- диалогичный контекст использования неполных предложений в речи;
- правило употребления тире в неполном предложении
Учащиеся должны уметь:
- распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом;
- распознавать неполные предложения, находить пропущенные члены;
- использовать неполные предложения в диалоге;
Основные термины по разделу:
Предложение, простое предложение, структурная неполнота предложения.
Простое осложненное предложение-1ч
Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.
Учащиеся должны знать:
- что такое осложненное предложение;
- способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения)
Учащиеся должны уметь:
определять способ осложнения предложения
Основные термины по разделу:
Предложение, простое предложение, осложненное предложение.
Однородные члены предложения 13ч(10 + 3р/р)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Учащиеся должны знать:
- что такое однородные члены предложения;
- способы выражения однородных членов (все члены предложения),
- тип связи (сочинительная) и средства связи (перечислительная интонация, союзы) между собой;
- функции однородных членов предложения в речи (детализация, создание комического эффекта, классификация и пр.);
- правило постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только перечислительной интонацией;
- правило постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом;
- что такое однородные и неоднородные определения;
- основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных;
- правило постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи однородных членов предложения: по значению – соединительные, противительные, разделительные; по составу – одиночные, повторяющиеся, двойные;
- функционирование союза и в предложении (для связи простых предложений в составе сложного, при однородных членах);
- правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами;
- фразеологические обороты с повторяющимися союзами и–и, ни–ни, не разделяющимися запятыми;
- правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова (имя существительное, словосочетание, местоимение, наречие);
- порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами;
- порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными членами.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией,
- составлять графические схемы однородных членов;
- использовать разделительные запятые в предложениях с однородными членами;
- находить однородные члены предложения, распознавать характер сочинительной связи между ними (союзная, бессоюзная);
- использовать однородные члены предложения в заданной ситуации: для достижения комического эффекта, для детального описания явления в книжных стилях;
- правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, связанных только перечислительной интонацией;
- использовать однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, в заданной речевой ситуации;
- правильно расставлять знаки препинания;
- интонационно правильно читать предложения с обобщающим словом при однородных членах, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом;
- разграничивать однородные и неоднородные определения;
- использовать однородные и неоднородные определения в заданной речевой ситуация;
- распознавать использование в тексте неоднородных определений в качестве однородных, правильно расставлять знаки препинания;
- определять роль однородных и неоднородных определений в раскрытий авторского замысла;
- правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными, противительными, разделительными, двойными союзами;
- использовать предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью и союзной (с помощью двойных союзов), как синтаксические синонимы;
- разграничивать разные функции союза и в предложении: связь простых предложений в составе сложного и однородных членов;
- распознавать разновидность союза и по составу (одиночный, повторяющийся);
- правильно расставлять знаки препинания при союзе и;
- использовать однородные члены предложения, связанные повторяющимся союзом и, в речи для усиления утверждения;
- разграничивать использование повторяющихся союзов и – и, ни – ни при однородных членах и во фразеологических оборотах, правильно расставлять знаки препинания;
- определять роль однородных членов в раскрытии замысла художественного произведения, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах;
- использовать однородные определения в заданных речевых ситуациях;
- находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), правильно расставлять знаки препинания;
- интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах;
- использовать обобщающие слова, выраженные местоимениями и наречиями, в речи, правильно расставлять знаки препинания;
- разграничивать разные позиции обобщающего слова по отношению к однородным членам, правильно расставлять знаки препинания;
- производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с однородными членами;
- производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Основные термины по разделу:
Предложение, однородные члены предложения.
Однородные члены предложения: однородные и неоднородные определения.
Однородные члены предложения: однородные и неоднородные приложения.
Однородные члены предложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов.
Обобщающие слова, однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения 20(16 + 3р/р+1к/д)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Ораторская речь, ее особенности.
Учащиеся должны знать:
- обособление – выделение второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире;
- графическое обозначение обособленных членов предложения и интонации обособления
- виды обособленных определений (согласованные и несогласованные);
- способы выражения обособленного определения (причастный оборот, одиночные прилагательные, прилагательные с зависимыми словами, существительные в косвенном падеже, сочетание существительного с прилагательным или числительным);
- способы выражения определяемого слова (нарицательное, собственное существительное, местоимение);
- правило обособления согласованных определений (постпозиция по отношению к определяемому слову, местоимение или собственное существительное в роли определяемого слова, наличие добавочного обстоятельственного значения);
- правило обособления несогласованных определений (характер добавочного, разъясняющего замечания)
- правила обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову, личное местоимение или имя собственное в роли определяемого слова, дополнительное обстоятельственное значение)
- способы выражения обособленного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный оборот);
- правило обособления обстоятельств (одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются всегда);
- фразеологические обороты, не являющиеся деепричастными виды уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение);
- правила выделения уточняющих членов предложения
- порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами
- порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными членами
Учащиеся должны уметь:
- интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в предложении;
- выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, показывать графически интонацию обособления;
- распространять обособленные члены;
- правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами;
- интонационно правильно произносить предложения с обособленными несогласованными определениями, выделять на письме несогласованные определения;
- находить обособленные определения и слова, к которым они относятся, объяснять условия обособления определения;
- находить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять графически условия обособления;
- распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения, объяснять условия обособления;
- объяснять использование тире для выделения приложения;
- использовать распространенные приложения в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания;
- распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления;
- обнаруживать обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять условия обособления графически;
- распознавать определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия обособления графически;
- обнаруживать обособленные определения, приложения и обстоятельства в художественном тексте, объяснять их роль в раскрытии авторского замысла;
- согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять грамматические недочеты в построении предложений с обособленными обстоятельствами;
- находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления;
- находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания, определять их текстообразующую роль;
- распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на, выделять их запятыми;
- распознавать обособленные определения и уточнения в художественном тексте;
- объяснять использование авторских выделительных знаков вместо запятых;
- определять их роль в раскрытии авторского замысла;
- использовать предложения с обособленными определениями и уточнениями в заданной речевой ситуации;
- производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными членами;
- производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.
Основные термины по разделу:
Обособление, функции знаков препинания. Обособление определения.
Обособленные члены предложения: обособленные приложения.
Обособленные члены предложения: обособленные обстоятельства.
Обособленные члены предложения: обособленные дополнения.
Обращение-3ч(2ч + 1р/р)
Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Текстообразующая роль обращений.
Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Учащиеся должны знать:
- какие слова не являются членами предложения (обращения, вводные слова, междометия);
- функции слов, не являющихся членами предложения (коммуникативная, эмотивная);
- что такое обращение;
- способы выражения обращения;
- что такое распространенное обращение;
- правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
Учащиеся должны уметь:
- подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений (название лица или кличка животного для привлечения его внимания, поэтическое обращение);
- интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения звательной интонацией), правильно расставлять знаки препинания для выделения обращений на письме;
- обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее;
- использовать распространенные обращения в речи;
- использовать обращения в речевых ситуациях: разговор по телефону, поздравление, деловое письмо и пр.;
- определять речевой контекст использования разных видов обращений, пользоваться обращениями в собственной речи;
- распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки препинания при обращениях;
- определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить предложения с обращениями;
- определять текстообразующую роль обращений.
Основные термины по разделу:
Обращения, знаки препинания при обращениях.
Вводные и вставные конструкции-8ч(7+1р/р)
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.
Учащиеся должны знать:
- что такое вводные слова;
- группы вводных слов по значению;
- правила выделения вводных слов в устной речи (интонация вводности) и на письме (выделительные знаки препинания);
- что такое вводные предложения;
- виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), их опознавательные признаки (союзы как, что);
- правила выделения вводных предложений в устной речи и на письме;
- частицы и наречия, не являющиеся вводными словами;
- что такое вставные конструкции, их назначение;
- правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме;
- что такое междометие, его назначение;
- правила выделения междометий на письме;
- порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения со словами, не являющимися членами предложения.
Учащиеся должны уметь:
- интонационно правильно произносить предложения с вводными ловами, разграничивать вводные слова и слова, являющиеся членами предложения;
- разграничивать употребление слова однако в качестве вводного и в качестве противительного союза, выделять вводные слова знаками препинания;
- использовать вводные слова разных значений в речи;
- обнаруживать вводные слова в тексте, правильно выделять их знаками препинания;
- определять текстообразующую роль вводных слов;
- распознавать вводные слова, определять их значение, правильно выделять вводные слова запятыми;
- использовать вводные слова в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах;
- распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с вводными предложениями, правильно расставлять знаки препинания;
- использовать в речи синонимические вводные слова, сочетания слов и вводные предложения;
- разграничивать вводные слова и слова, не являющиеся вводными;
- употреблять вводные слова как средство связи предложений в тексте;
- обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение;
- распознавать вставные конструкции, выделять их на письме знаками препинания;
- употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в тексте;
- обнаруживать вводные слова и вставные конструкции в тексте;
- обнаруживать междометия в тексте, определять их текстообразующую роль;
- распознавать междометия в предложениях, определять их назначение, интонационно правильно произносить предложения с междометиями, правильно расставлять знаки препинания при междометиях;
- разграничивать употребление о при обращении и с междометием без обращения;
- производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, не являющимися членами предложения.
Основные термины по разделу:
Вводные слова, группы вводных слов по значению, вставные конструкции.
Междометия, вопросительно-восклицательные, утвердительные и отрицательные слова.
Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля.
Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания.
Функции знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные.
Авторская пунктуация.
Чужая речь-6ч (4 + 1 р/р+1к/д)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Учащиеся должны знать:
- что такое чужая речь;
- способы передачи чужой речи (прямая/косвенная);
- структуру предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть);
- что такое прямая речь;
- что такое косвенная речь;
- структуру предложений с косвенной речью;
- текстообразующую роль предложений с косвенной речью;
- структуру предложений с прямой речью;
- правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
- текстообразующую роль предложений с прямой речью;
- что такое диалог; правила пунктуационного оформления диалога;
- что такое цитата;
- способы введения цитаты в авторский текст;
- правила пунктуационного оформления цитат;
- порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью.
Учащиеся должны уметь:
- интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить предложения с чужой речью;
- разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части;
- распространять комментирующую часть предложений с чужой речью;
- разграничивать предложения с прямой и косвенной речью;
- обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль;
- заменять прямую речь косвенной;
- конструировать комментирующую часть предложения, правильно расставлять знаки препинания;
- обнаруживать комментирующую часть в интерпозиции;
- составлять графические схемы предложений, в которых комментирующая часть расположена внутри прямой речи;
- соотносить структуру предложения с его графическим обозначением (схемой);
- выделять в произношении комментирующую часть (слова автора);
- соотносить структуру предложения с его схематической записью; анализировать языковые средства, помогающие автору в реализации замысла произведения;
- объяснять текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, составлять его графическую схему;
- пользоваться логическими синонимами для более точного обозначения характера речи, правильно расставлять знаки препинания;
- заменять косвенную речь прямой, исправляя грамматические ошибки, пунктуационно правильно оформлять диалог;
- определять текстообразующую роль цитаты;
- обнаруживать в комментирующей части слова, указывающие на характер речи;
- распознавать цитаты в тексте, правильно расставлять знаки препинания при цитировании;
- вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как предложение с прямой речью;
- определять текстообразующую роль цитаты;
- использовать цитаты в речи;
- исправлять речевые недочеты при цитировании;
- цитировать стихотворный текст;
- использовать цитаты в заданной речевой ситуации;
- производить устно и письменно синтаксический разбор предложений с чужой речью.
Основные термины по разделу:
Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь. Несобственно-прямая речь и слова автора.
Диалог, реплики диалога. Цитата, способы оформления цитат.
Повторение и систематизация изученного в VIII классе-7ч (6 ч + 1 р/р)
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Учащиеся должны знать:
- о взаимосвязи синтаксиса и морфологии;
- первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи
- о значении пунктуации для оформления письменной речи; о взаимосвязи синтаксиса и пунктуации;
- алгоритм рассуждения при постановке знаков препинания
- содержание понятия «культура речи»;
- о взаимосвязи синтаксиса и культуры речи
- о взаимосвязи синтаксиса и орфографии
Учащиеся должны уметь:
- производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи; разграничивать функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения;
- пользуясь алгоритмом, расставлять знаки препинания в тексте;
- разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение);
- правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; правильно строить предложение с деепричастным оборотом; пользоваться синтаксическими синонимами для избежания повторов;
- правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора правильного написания;
- обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора правильного написания.
Основные термины по разделу:
Синтаксис, пунктуация, культура речи
Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения
Обращение. Вводные и вставные конструкции. Чужая речь.
Календарно-тематический план
по русскому языку
в 8 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Фактическая дата проведения | ||||||||||||
Развитие речи, ч. | Контрольная работа, ч. | Дата проведения по плану | ||||||||||||||
I ЧЕТВЕРТЬ-25 ч(18 + 5 р/р+2к/д) | ||||||||||||||||
1 | Функции русского языка в современном мире-1ч | |||||||||||||||
1.1 | Русский язык в современном мире | Урок актуали-зации знаний | 1 | 01.09 | ||||||||||||
2 | Повторение изученного в V–VII классах-8ч(6+1р/р+1к/д) | |||||||||||||||
2.1 | Пунктуация и орфография | Повторение | 1 | 05.09 | ||||||||||||
2.2 | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | Повторение | 1 | 07.09 | ||||||||||||
2.3 | Знаки препинания в сложном предложении | Повторение | 1 | 08.09 | ||||||||||||
2.4 | Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | Повторение | 1 | 12.09 | ||||||||||||
2.5 | Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | Повторение | 1 | 14.09 | ||||||||||||
2.6 | Р/РКонтрольное сочинение –рассуждение «Роль языка в жизни человека» | Развитие речи | 1 | 15.09 | ||||||||||||
2.7 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | Повторение | 1 | 19.09 | ||||||||||||
2.8 | Контрольная работа №1(диктант)с грамматическим заданием. | Контроль знаний | 1 | 21.09 | ||||||||||||
3 | Синтаксис, пунктуация, культура речи-2ч | |||||||||||||||
3.1 | Анализ диктанта.Основные единицы синтаксиса. Текст | Урок усвоения знаний | 1 | 22.09 | ||||||||||||
3.2 | Предложение как единица синтаксиса | Урок усвоения знаний | 1 | 26.09 | ||||||||||||
4 | Словосочетание-2ч | |||||||||||||||
4.1 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний | Урок усвоения знаний | 1 | 28.09 | ||||||||||||
4.2 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический раз- бор словосочетаний | Урок усвоения знаний | 1 | 29.09 | ||||||||||||
5 | Простое предложение- 4ч(2 +2р/р) | |||||||||||||||
5.1 | Простое предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения | Урок усвоения знаний | 1 | 03.10 | ||||||||||||
5.2 | Порядок слов в предложении. Интонация | Урок усвоения знаний | 1 | 05.10 | ||||||||||||
5.3 | Р/РОписание памятника культуры | Развитие речи | 1 | 06.10 | ||||||||||||
5.4 | Р/РКонтрольное сочинение-описание памятника культуры | Развитие речи | 1 | 10.10 | ||||||||||||
6 | Главные члены предложения-8ч(5 +2р/р+1 к/д) | |||||||||||||||
6.1 | Анализ сочинения. Подлежащее. Сказуемое | Повторение | 1 | 12.10 | ||||||||||||
6.2 | Простое глагольное сказуемое | Урок усвоения знаний | 1 | 13.10 | ||||||||||||
6.3 | Р/Р Подготовка к написанию сочинения на тему «Чудный собор» | Развитие речи | 1 | 17.10 | ||||||||||||
6.4 | Р/Р Написание сочинения на тему «Чудный собор» | Развитие речи | 1 | 19.10 | ||||||||||||
6.5 | Контрольная работа №2(диктант) с грамматическим заданием за I четверть | Урок контроля | 1 | 20.10 | ||||||||||||
6.6 | Анализ диктанта.Составное глагольное сказуемое | Урок усвоения знаний | 1 | 24.10 | ||||||||||||
6.7 | Анализ сочинения. Составное именное сказуемое | Урок усвоения знаний | 1 | 26.10 | ||||||||||||
6.8 | Тире между подлежащим и сказуемым | Урок усвоения знаний | 1 | 27.10 | ||||||||||||
II ЧЕТВЕРТЬ-2 0 ч(17 +2 Р/р+1к/д) | ||||||||||||||||
7 | Второстепенные члены предложения-7ч(6+1р/р) | |||||||||||||||
7.1 | Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение | Урок усвоения знаний | 1 | 09.11 | ||||||||||||
7.2 | Определение | Урок усвоения знаний | 1 | 10.11 | ||||||||||||
7.3-7.4 | Приложение. Знаки препинания при нём. | Урок усвоения знаний | 2 | 14.11 | ||||||||||||
7.5 | Обстоятельство | Урок усвоения знаний | 1 | 16.11 | ||||||||||||
7.6 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | Урок усвоения знаний | 1 | 17.11 | ||||||||||||
7.7 | Р/Р Характеристика человека | Развитие речи | 1 | 21.11 | ||||||||||||
8 | Односоставные предложения-11ч(9+1Р/Р+1к/д) | |||||||||||||||
8.1 | Главный член односоставного предложения | Урок усвоения знаний | 1 | 23.11 | ||||||||||||
8.2 | Назывные предложения | Урок усвоения знаний | 1 | 24.11 | ||||||||||||
8.3 | Определенно-личные предложения | Урок усвоения знаний | 1 | 28.11 | ||||||||||||
8.4 | Неопределенно-личные предложения | Урок усвоения знаний | 1 | 30.11 | ||||||||||||
8.5 | Инструкция | Урок усвоения знаний | 1 | 01.12 | ||||||||||||
8.6 | Безличные предложения | Урок усвоения знаний | 1 | 05.12 | ||||||||||||
8.7 | Р/РРассуждение | Развитие речи | 1 | 07.12 | ||||||||||||
8.8 | Синтаксический разбор односоставного предложения | Урок усвоения знаний | 1 | 08.12 | ||||||||||||
8.9 | Обобщение и систематизация по теме «Односоставные предложения» | Обобщение и систематизация | 1 | 12.12 | ||||||||||||
8.10 | Обобщение и систематизация по теме «Односоставные предложения» | Обобщение и систематизация | 1 | 14.12 | ||||||||||||
8.11 | Контрольная работа№3(диктант)с грамматическим заданием за II четверть. | Контроль знаний | 1 | 15.12 | ||||||||||||
9 | Неполные предложения-2ч | |||||||||||||||
9.1 | Анализ диктанта.Неполные предложения | Урок усвоения знаний | 1 | 19.12 | ||||||||||||
9.2 | Неполные предложения.Контрольный словарный диктант№2. | Урок усвоения знаний | 1 | 21.12 | ||||||||||||
10 | Осложненное предложение-1ч | |||||||||||||||
10.1 | Понятие об осложненном предложении | Урок усвоения знаний | 1 | 22.12 | ||||||||||||
III четверть- | ||||||||||||||||
11 | Однородные члены предложения-13ч(10+3р/р) | |||||||||||||||
11.1 | Понятие об однородных членах предложения | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
11.2 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
11.3 | Р/Р Анализ текста | Развитие речи | ||||||||||||||
11.4 | Р/РПодготовка к сжатому изложению | Развитие речи | 1 | |||||||||||||
11.5 | Р/РНаписание сжатого изложения. | Развитие речи | 1 | |||||||||||||
11.6 | Однородные и неоднородные определения | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
11.7 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
11.8 | Анализ изложения.Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
11.9 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
11.10 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | Повторение | 1 | |||||||||||||
11.11 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
11.12 | Пунктуационный разбор предложения с однородными членами | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
11.13 | Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения» | Контроль знаний | 1 | |||||||||||||
12 | Обособленные члены предложения-20 ч(16+3р/р+1к/д) | |||||||||||||||
12.1 | Понятие об обособлении | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
12.2 | Понятие об обособлении | Повторение | 1 | |||||||||||||
12.3 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
12.4 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | Урок закрепления | 1 | |||||||||||||
12.5 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | Урок закрепления | 1 | |||||||||||||
12.6 | Р/Р Контрольное изложение | Урок контроля знаний | 1 | |||||||||||||
12.7 | Анализ изложения. Обособленные приложения. | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
12.8 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
12.9 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | Закрепление | 1 | |||||||||||||
12.10 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | Закрепление | 1 | |||||||||||||
12.11 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
12.12 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | Закрепление | 1 | |||||||||||||
12.13 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | Закрепление | 1 | |||||||||||||
12.14 | Р/РКонтрольное изложение | Урок контроля знаний | 1 | |||||||||||||
12.15 | Обособленные уточняющие члены предложения. | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
12.16 | Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | Закрепление | 1 | |||||||||||||
12.17 | Контрольная работа №4(диктант)с грамматическим заданием за 3 четверть | Урок контроля знаний | 1 | |||||||||||||
12.18 | Анализ диктанта. Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
IV ЧЕТВЕРТЬ- | ||||||||||||||||
12.19 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. Контрольный словарный диктант№3 | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
12.20 | Р/РАнализ текста | Развитие речи | 1 | |||||||||||||
13 | Обращение-3ч(2+1р/р) | |||||||||||||||
13.1 | Обращение. Выделительные знаки препинания при обращении | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
13.2 | Употребление обращений | Закрепление | 1 | |||||||||||||
13.3 | Р/РСоставление делового письма | Развитие речи | 1 | |||||||||||||
14 | Вводные и вставные конструкции-8ч(7+1р/р) | |||||||||||||||
14.1 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
14.2 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
14.3 | Р/РАнализ текста. | Развитие речи | 1 | |||||||||||||
14.4 | Вставные слова, словосочетания и предложения | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
14.5 | Публичное выступление | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
14.6 | Междометия в предложении | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
14.7 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
14.8 | Урок-зачет | Урок контроля знаний | 1 | |||||||||||||
15 | Чужая речь-6ч(4+1р/р+1к/д) | |||||||||||||||
15.1 | Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
15.2 | Прямая речь | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
15.3 | Диалог | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
15.4 | Р/РРассказ | Развитие речи | 1 | 1 | ||||||||||||
15.5 | Цитата | Урок усвоения знаний | 1 | |||||||||||||
15.6 | Итоговая контрольная работа №5(диктант)с грамматическим заданием | Урок контроля знаний | 1 | |||||||||||||
16 | Повторение и систематизация изученного в VIII классе-7 ч(6+1Р/Р) | |||||||||||||||
16.1 | Анализ диктанта.Синтаксис и морфология | 1 | ||||||||||||||
16.2 | Синтаксис и пунктуация.Контрольный словарный диктант№4 | 1 | ||||||||||||||
16.3 | Р/РАнализ текста | 1 | ||||||||||||||
16.4 | Синтаксис и культура речи | 1 | ||||||||||||||
16.5 | Синтаксис и орфография | 1 | ||||||||||||||
16.6 | Урок-семинар.Учёные-языковеды. | 1 | ||||||||||||||
16.7 | Итоги года. Рекомендации на лето. | 1 | ||||||||||||||
Итого | 102 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тематика сочинений
1.Р/РКонтрольное сочинение –рассуждение «Роль языка в жизни человека»
2.Р/РКонтрольное сочинение-описание памятника культуры
3.Р/Р Подготовка к написанию сочинения на тему «Чудный собор»
4.Р/Р Написание сочинения на тему «Чудный собор»
Тематика изложений
1.Р/РПодготовка к сжатому изложению
2.Р/РНаписание сжатого изложения.
3.Р/Р Контрольное изложение
4.Р/РКонтрольное изложение
Тематика контрольных диктантов.
1.Контрольная работа №1(диктант) с грамматическим заданием.
2.Контрольная работа №2(диктант) с грамматическим заданием за I четверть.
3.Контрольная работа№3(диктант) с грамматическим заданием за II четверть.
4.Контрольная работа №4(диктант) с грамматическим заданием за III четверть
5.Итоговая контрольная работа №5(диктант) с грамматическим заданием
VII. Требования к уровню подготовки учащихся
- Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений,
речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
- К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (предложениями), обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемыми.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложения и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным вопросам.
VIII. Материально-техническое и информационное обеспечение
Мультимедийные пособия.
«Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 8 класс.
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов ( 5 – 11 классы)
Образовательные электронные ресурсы:
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам.
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://school-sector.relarn.ru/ -школьный сектор ассоциации РЕЛАРН
http://pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский августовский педсовет
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/
Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/
Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
Ярославский институт развития образования. Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/russian_language/index3.htm
Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm
Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
Русское слово http://www.rusword.com.ua
Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
Дополнительная литература
1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. - 3-е изд. / Г. А. Богданова - М.: Просвещение, 2000.
2. Валгина Н.С., Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.
3. Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 классы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.
4. Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс / Сост. Ю. С. Пичугов. -М.: Просвещение, 1999.
5. Иванова В.Ф., Трудные вопросы орфографии. – М., 19824.
6. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. – М., 1994.
7.Костяева Т. А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2004.
8. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 8 классе / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, И. А. Шеховцова. - М.: Просвещение, 2005.
9. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 8 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.
10. Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Книга для учителя: Из опыта работы / Н. М. Лебедев. - М.: Просвещение, 1991.
11. Лекант П. А. и др. Дидактический материал по русскому языку: Синтаксическая синонимия / П. А. Лекант, Т. В. Маркелова. - М.: ОО ТИД Русское слово - РС, 1999.
12. Кусмарская И. В. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи / И. В. Кусмарская, А. К. Руденко. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.
13. Францман Е. К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 классы / Е. К. Францман. -М.: Просвещение, 1998.
Литература для учащихся
1. Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 8 кл. - Саратов: Лицей, 2009.
2. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2009.
3. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2008.
4. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2009.
5. Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая тетрадь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2009.
6. Пахнова Т. М. Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь: 9 класс / Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....