Применение опорных конспектов на уроке русского языка
методическая разработка (русский язык, 8 класс) по теме
Пристальное внимание учителей словесников направлено сегодня на поиск внутренних резервов повышения эффективности урока. Это прежде всего поиск нетрадиционных форм и методов обучения, опора на опыт известных педагогов-новаторов.
Идея методики В.Ф.Шаталова и его последователя Ю.С.Меженко – увеличение объёма изучаемого на одном уроке теоретического материала, сведение данного материала в крупные блоки в виде так называемых «опорных конспектов» - представляется нам весьма интересной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opornye_konspekty.docx | 24.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение опорных конспектов на уроке русского языка
Пристальное внимание учителей словесников направлено сегодня на поиск внутренних резервов повышения эффективности урока. Это прежде всего поиск нетрадиционных форм и методов обучения, опора на опыт известных педагогов-новаторов.
Идея методики В.Ф.Шаталова и его последователя Ю.С.Меженко – увеличение объёма изучаемого на одном уроке теоретического материала, сведение данного материала в крупные блоки в виде так называемых «опорных конспектов» - представляется нам весьма интересной.
Осмысление и прочное усвоение знаний, формирование умений и навыков связано с изучением материала в системе, осознанием его частей как единого целого и целого как совокупности взаимосвязанных языковых фактов – грамматических признаков понятий, правил, условий действий при их применении.
«Крупные блоки» - это не простой набор языковых фактов, а такое объединение изучаемого материала, в основе которого лежит общая идея, единое основание для их сочетания, соединения.
Несомненным преимуществом применения опорных конспектов на уроке русского языка является, во-первых, то, что теоретический материал выражен компактно и экономно и в то же время доступно для учащихся. Ученики получают возможность видеть сначала целое и затем постепенно переходить к детальному изучению частей этого целого, т.е. к анализу взаимосвязанных явлений. Подача материала в обобщенном виде наглядно показывает причинно-следственные связи между лингвистическими явлениями, способствует осознанному восприятию разнообразных определений и правил, что делает их понятными и легко запоминающимися. В результате ученики постигают научные основы русского языка. Изучаемый материал уже не представляется для них случайным набором многочисленных, а порой и вовсе непонятных правил.
Во-вторых, опорные конспекты являются хорошим справочным пособием для учащихся.
а).служит наглядным средством для совершенствования умения пользоваться научным стилем речи. Обобщая и систематизируя материал по опорному конспекту, ученики составляют связный рассказ на лингвистическую тему.
б).предоставляет возможность учащимся самостоятельно отрабатывать трудный теоретический материал. Ученики оформляют опорные конспекты в так называемых справочных тетрадях, вновь возвращаются к ним, выполняя тренировочные упражнения на уроке и дома, дополняя или сравнивая конспект с материалом учебника.
Учащиеся осознают, что по опорным конспектам учить материал проще и быстрее.
В-третьих, составление опорных конспектов ведет к реальному сотрудничеству учащихся с учителем. Если на уроке конспект составляется классом с помощью учителя, то учащиеся чувствуют себя его создателями. В таком случае опорный конспект становится средством научной организации труда школьников.
В-четвертых, постоянно работая с опорным конспектом, дети раскрепощаются (ведь всегда приходит на помощь тетрадь: посмотрел и вспомнил, начал сомневаться – проверил). Даже слабые ученики проявляют инициативу, активно работают. Таким образом, работа с опорными конспектами имеет и воспитательное значение.
В-пятых, использование опорного конспекта дает возможность успешно организовать повторение – как итоговое, так и пропедевтическое.
Мы составляем опорный конспект на уроке вместе с детьми, извлекая теоретические сведения из текстов параграфов, определений и правил, изложенных в учебнике и представляя их в виде обобщающих символов, устанавливая логические взаимосвязи между этими сведениями и изображая эти связи графически в конспекте. Опорный конспект не дается детям в готовом виде, а «вырастает» на доске и в тетрадях в ходе активной познавательной деятельности детей под руководством учителя.
В начале урока перед составлением конспекта необходима целевая установка с мотивацией необходимости знания вводимых на уроке сведений, а также словарная работа с новыми терминами. Затем обязательно создание проблемной ситуации.
После составления опорного конспекта возникает необходимость сформировать у детей умение быстро ориентироваться в нем, находить и понимать отдельные звенья конспекта, видеть взаимосвязи между этими звеньями. Для этого используются различные приемы: «озвучивание» опорного конспекта в парах сменного состава и в виде индивидуальных ответов перед классом ( по методу В.Ф.Шаталова), лингвистическая викторина, игра «Кто быстрее назовет», составление и запись в справочной тетради образцов рассуждения по опорному конспекту.
В дальнейшем можно проводить с опорным конспектом такую работу:
1.ученик проговаривает правило и тем самым тренирует свои органы речи в произнесении текста формулировки правила.
2.эта тренировка способствует развитию у учащихся монологической речи книжного стиля.
3.в результате такой тренировки развивается мышление учеников.
Для закрепления новых знаний и формирования на их основе умений и навыков на уроках выполняются упражнения аналитические, репродуктивные и творческие.
В целях диагностики в конце каждого урока предлагается самостоятельная работа: цифровой, буквенный, графический диктанты, тесты, взаимопроверка с использованием ключа, работа с перфокартами, с сигнальными карточками.
Покажем в качестве примера начальное звено работы над разделом «Виды односоставных предложений» в 8 классе.
1.Урок начинается с проблемной ситуации: объяснить, почему в следующих предложениях перед союзом И необходима запятая:
Подморозило, и воздух стал свежее. Свисток судьи, и команды стали строиться.
2.От проблемной ситуации переходим к мотивации работы над новой темой: чтобы не допускать пунктуационных ошибок в сложном предложении, надо научиться «узнавать в лицо» в его составе особый тип простого предложения и все его разновидности.
Понятие об односоставном предложении вводится с помощью сопоставления его с двусоставными и чтения параграфа учебника.
3.Запишите под диктовку строфу из стихотворения С.Есенина:
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
4.Вопросы:
- Сколько в этой строфе предложений?
- Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.
- Чем отличаются два первых предложения от остальных?
- Есть ли необходимость восстановить недостающие члены?
5.Откройте учебники, прочитайте теоретический материал и ответьте на вопросы:
1.В чем различие между односоставными и двусоставными предложениями?
2.В чем сходство между односоставными и двусоставными предложениями?
6.Для обобщения этого этапа рассуждения задаем вопросы:
1.Какие предложения называются односоставными?
2.Зачем необходимо «узнавать в лицо» односоставные предложения?
Учитель обращает внимание детей на то, что уметь «узнавать в лицо» односоставные предложения, которые могут «наряжаться в разные костюмы», важно не только для того, чтобы не допускать пунктуационных ошибок, но и для того, чтобы понимать, а значит, и использовать в своей речи синонимику разных типов предложений.
7.Работу над составлением опорного конспекта «Виды односоставных предложений» начинаем с задания:
1.Прочитайте в учебнике, на какие группы делятся односоставные предложения по форме.
2.С чего следует начинать работу по определению вида односоставного предложения?
Запишем первую часть опорного конспекта:
Найди главный член предложения
подлежащее сказуемое
3.Какие бывают виды односоставных предложений, в которых главный член предложения – подлежащее? Какой частью речи выражается главный член назывного предложения?
4.Какие бывают виды односоставных предложений, в которых главный член – сказуемое? Какой частью речи выражается главный член этих предложений? Отразите это в опорном конспекте.
В результате получаем опорную схему:
Виды односоставных предложений
Найди главный член предложения
подлежащее сказуемое
назывное Тишина. Ранняя весна. определи, чем выражено сказуемое
1.глагол в форме 1, 2 лица 1.глагол в форме 3 лица 1.безличный глагол
2.не было
настоящего, будущего мн. числа настоящего, 3.личный глагол в безличном времени будущего времени значении 4.н.ф. глагола 5.нет 2. глагол в форме повели- 2.глагол в форме прошед 6.вспомогат.гл. + н.ф. глагола тельного наклонения шего времени мн.числа 7.было(есть) + слово состояния
определенно-личное неопределенно-личное безличное
8.Чтобы дети научились ориентироваться в опорном конспекте бегло и оперативно при выполнении упражнений, предлагаем игру на внимание:
-кто быстрее узнает тип односоставного предложения, если сказуемое выражено словом НЕТ?
-глаголом в форме множественного числа прошедшего времени?
-кратким страдательным причастием в среднем роде? (велено)
-глаголом 1 лица будущего времени?
-неопределенной формой глагола? (попить бы чаю!)
-словом состояния?
-глаголом 3 лица множественного числа настоящего времени? (Стучат.)
-личным глаголом в безличном значении? (Приятно пахнет черемухой.)
-глаголом в повелительном наклонении?
-словом не было?
-вспомогательным глаголом + неопределенная форма глагола (Не стоит спешить.)
-в предложении только подлежащее?
9.Примеры и образцы рассуждений к ним записываются в справочной тетради в следующем виде:
Пахло милым тлением осени. – Грамматическая основа – «пахло». Предложение односоставное, т.к. в нем один главный член-сказуемое, выраженное личным глаголом в безличном значении. Это безличное предложение.
Славная осень. – Грамматическая основа – «осень». Предложение односоставное, т.к. в нем один главный член- подлежащее. Это предложение назывное.
Сегодня уже прохладно. – Грамматическая основа – «прохладно». Предложение односоставное, т.к. в нем один главный член – сказуемое, выраженное словом состояния. Это безличное предложение.
10.Для тренировочных упражнений был выбран объяснительный диктант с грамматическим разбором – рассуждением.
Люблю тебя, моя Россия! В справочное бюро часто звонили. Мы звонили в справочное бюро. На место рыбалки приезжаю рано. Я приезжаю на занятия рано. Мне не спалось. В пальто тепло и сухо. Я не сплю от духоты. Не бывать тебе там. Вечереет. Ночь. Тишина. Нет спичек. Пахнет сеном над лугами. Сено пахнет над лугами. Дело словом не заменишь.
11.Завершается урок диагностической самостоятельной работой – определить тип односоставного предложения.
Светало. У меня нет линейки. Иду не торопясь. Звонят, откройте дверь. Не забудь мои советы. Мне не здоровится. Вам не видать таких сражений! На востоке начинало сереть.
Дидактический материал к следующему уроку подбирается с учетом ошибок, сделанных учениками в диагностической работе. Однако в продолжение следующих уроков все большее значение приобретают два аспекта: стилистическая роль каждого из типов односоставного предложения и односоставные предложения в составе сложного предложения.
Таким образом, имея значительные «плюсы», опорные конспекты помогут учителю решить проблему более успешного обучения русскому языку, если подходить к ним, как и к другим способам обучения, творчески, учитывая возможности каждого способа обучения в соответствии с типом учебного материала и конкретными условиями.
Не следует преувеличивать роль опорных конспектов, считать их единственно возможным способом формирования языковых, орфографических, пунктуационных умений и отвергать традиционные и другие нетрадиционные способы обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование опорных конспектов на уроках русского языка
Пример использования опорных конспектов по фонетике, деепричастию на уроках русского языка в 5-7 классах...
Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка
В данном материале, отправленом на конкурс методических разработок и исследовательских работ по методике В.Ф.Шаталова, представлен опыт работы с опорными конспектами...
Система работы с опорными конспектами на уроках русского языка
В работе описан опыт работы с опорными конспектами, рассмотрена система уроков по опорному конспекту "Правописание глагола" с 5 по 9 класс. В презентации представлены отдельные элементы уроков в 5-6 к...
Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские
Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...
Опыт работы с опорными конспектами на уроках русского языка и литературы
Ведущая педагогическая идея моего опыта - это использование опорных-схем конспектов (далее ОСК) как основы создания на уроках русского языка и литературы развивающей речевой среды, обеспеч...
Использование опорных конспектов на уроках русского языка.
В работе представлен педагогический опыт использования опорных конспектов на уроках русского языка в 5-11 классах....
Использование опорных конспектов на уроках русского языка
Использование опорных конспектов имеет большую методическую значимость. Опорные конспекты являются надежным источником информации для дальнейшей работы учащихся по пройденным темам. Применение данной ...