«В МУЗЕЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»
классный час по русскому языку (5, 7 класс) на тему
Cценарий праздника русского языка для учащихся 5—7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_muzee_russkogo_yazyka.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«В МУЗЕЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»
сценарий праздника русского языка для учащихся 5—7 классов
Предварительный этап: В подготовке к празднику принимают участие ученики 5-7 классов: несколько учеников 5 класса разучивают стихотворение Г. Граубина «Ленительный падеж»; шестиклассники разучивают роли и разыгрывают сценку «В королевстве пунктуации», ученики 7-х классов готовятся к выступлению, собирают информацию по тем залам, в которых они будут экскурсоводами, готовят сценку «Иностранные слова».
Кружковцам необходимо также продумать, как будет выглядеть помещение музея русского языка, какими экспонатами будет наполнен каждый зал, и подобрать информацию для экскурсоводов.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный праздник, мы открываем Музей русского языка. Залы музея хранят уникальные экспонаты. Как вы думаете, какие? Я приглашаю вас на экскурсию в первый зал музея. Каждый класс сам представляет свой зал и проводит в нем экскурсию
Зал истории письменности
Экскурсовод: Приглашаем Вас в зал «Истории письменности». Человеку всегда было интересно знать, как жили его предки, чем занимались, с кем дружили, с кем воевали. А как это можно узнать? (Спрашивают у зрителей) Конечно же, из книг. Средством, рассказывающим о прошлом, стало письмо. А родилось письмо не сразу. Выделяют три этапа развития письма:
Часто первобытные люди хотели передать сведения о важных событиях своего племени. Они делали рисунки на камне. Попробуйте прочитать вот это письмо (обращаются к зрителям).
Такое письмо рисунками называется пиктографией. Мы и * ч-йчаас используем картинки для передачи информации. О чем сообща -ют картинки на дорожных знаках? Пиктограммы могут про-читатгь люди, говорящие на разных языках. Вот почему они широко испотьзуются в современном мире.
Затем появились иероглифы. Сообщение делилось на части, словт - на слоги и каждая часть изображалась условным знаком-симвоолом. Иероглифами пользуются в Китае и Японии. В Китае ныпу-стили словарь, в котором 20 миллионов иероглифов, и все их надо запомнить! А сколько букв надо запомнить нам? (Зрители отмечают)
Третий этап развития письменности - звуко-буквенный, когда каждый звук обозначается буквой. Звуковым письмом пользуется бшльшинство народов мира, и осуществляется оно с помощью азбукги или алфавита. Алфавитному письму почти 3000 лет. А что такое: алфавит? Посмотрите на таблицу. На ней 33 буквы, но алфавит ли это? Почему? (Потому что алфавит — это буквы, расположенные в определенном порядке, а здесь буквы стоят не по порядку). Знаете ли вы алфавит? Отвечайте, только быстро — какое слово стоит? в словаре раньше: понедельник или вторник? Математика или литература? Осень или зима?
Зал пунктуации
Мы рады приветствовать вас в зале пунктуации! Прежде чем мы начнем экскурсию по залу, отгадайте загадку:
Эко диво: поглядишь - чистёхонъко, поглядишь - гладёхонъко, а станешь читать — везде задевается.
Правильно, это знаки препинания. В русском языке даже существует пунктуационный алфавит. Сколько всего в нем знаков? (Ответы зала)
Подсчеты знаков препинания оказываются разными: обычно называют 10 знаков, но на самом деле их больше.
Со знаками препинания связано очень много историй. Вот одна из них.
Один цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии
был поставить, где нужно, знаки препинания. Когда посетители заметили это, они сообщили цирюльнику. «Я сам все исправлю!» -заявил парикмахер, и, действительно, запятые были поставлены. Утром люди прочитали: «Здесь зубы, дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы моют».
Как вы думаете, пришли посетители к цирюльнику? Почему?
Иногда постановка одной запятой может стоить человеку жизни.
.
Сценка «В королевстве пунктуации»
Придворный: Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.
Королева: Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться. (Входит Федя).
Федя: Какие деревья странные. А там, кажется, кто-то сидит. Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?
Королева: (Поправляет корону) Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя: Федя.
Королева: Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно -умрешь.
Федя: Давайте ваше предложение и запятую. Вот так: Казнить, нельзя помиловать.
Королева: Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
Федя: Ой, подождите, подумать - то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.
Королева: Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя: Не надо. Мне домой, если можно.
Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении: Не надо мне домой если можно?
Федя (ставит запятые): Не надо, мне домой, если можно.
Королева: Ну, теперь ясно. Беги, Федя. (Федя уходит).
- Посмотрите, как быстро летит время. Мы и не заметили, как подошли к залу частей речи.
Зал частей речи
Наша речь состоит из множества слов. Словами обозначено все, что есть на свете: предметы, действия или признаки. А иногда за словом можно увидеть целую картину.
Произнесите слово «темнота», и сразу вам представится опускающийся на землю вечер и звезды на небе.
Все слова в русском языке объединены в большие группы, которые называются части речи. Какие части речи вы знаете? (Ведущий обращается к залу, выслушивает ответы)
Великий писатель М. Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку.
Но чтобы хорошо владеть этим инструментом, всему надо учиться. А вот мальчик из стихотворения Г. Граубина «Ленителъ-ный падеж» думал иначе.
(ученики 5 класса читают стихотворение. По мере чтения на экране появляются названия падежей)
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок. Их за два года выучить Лишь ты один не смог. Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог ты новые Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!
- Ребята, каких падежей, названных в стихотворении, нет в русском языке?
(Дети называют. На экране исчезают лишние слова)
Прочитайте названия падежей русского языка. Какие падежи мы не назвали?
Спасибо, что посетили в наш зал частей речи и показали хорошие знания. Нам было очень приятно!
Следующий зал, который мы посетим, называется «Зал современного русского языка». Этот зал расскажет о современной речи молодежи, а точнее о нарушении ее содержательности и чистоты. А чтобы вам, ребята, было все понятно, я приглашаю заглянуть в одну из школ. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два одноклассника...
Сценка «Иностранные слова»
Навстречу друг другу выходят Саша и Вова.
Саша: Привет, Вова!
Вова (небрежно): Салют, дерево!
Саша (недоуменно): Ой, где дерево?
Вова (объясняет): Это же ты, кореш.
Саша: Я не корень, я парень... Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?
Вова: Отпад!
Саша: Что???
Вова: Ну, ништяк!
Саша: Ой, а что это?
Вова: Это значит, что прикид у нее клевый!
Саша: Что она прикидывает и кого клюет?
Вова: Ну, убойная чувиха.
Саша (испуганно): Она кого-то убила? Она что - киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!
Вова (мечтательно): Не! В смысле, с ней бы потусоваться.
Саша: Это что - в карты поиграть?
Вова: Не! Это у шнурков отпроситься и на диску пришканды-бать.
Саша (смотрит на его ботинки): Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо?
Вова: Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают.
Саша: Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки дает?
Вова (утомленно): Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.
Саша: Это я, наверно, ручкой испачкался.
Вова: Да не! Я говорю, когда шнурков нет в стакане, то можно у меня на хате собраться с мочалками.
Саша: С мочалками на хате? (Растерянно) Это в бане с губкой?
Вова: Ты лох, что ли?
Саша: Нет, я не оглох.
Вова (кричит): Ты не въезжаешь, что я мелю?
Саша: Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?
Вова: Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит...
Саша: Я колбасу утром ел, это верно.
Вова: Ты что - упертый?
Саша (возмущенно): Я ничего не упер, потому что не ворую.
Вова: О! (Хватается за голову) Ты меня свое тупостью просто убил.
Входит Света.
Вова: Светка-монетка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!
Света (удивленно): Здравствуй, Вова.
Вова: В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.
Света (пятится): Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?
Вова: Не, просто бубен у тебя симпотный.
Света (непонимающе): Кто -> потный?
Вова: Нет, вообще ты классная.
Света: А из класса я давно уже ушла.
Вова: Ну, так как, в киношку слиняем?
Саша: Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Вова говорит "не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино"!
Света: Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша. (Берет Сашу под ручку)
Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.
Вова: Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то..
Саша: Больше не будешь так разговаривать? Вова: Больше не буду.
- А вы, ребята, используете в своей речи такие слова?
- Ни для кого не секрет, что среди молодых людей есть нема
ло таких, которых без переводчиков точно не поймешь. Но к сожа
лению, современная речь при неумелом и неаккуратном с ней об
ращении теряет такие качества, как содержательность, точность,
логичность, выразительность и, наконец, правильность. Я надеюсь,
что после посещения Музея русского языка вы поняли это и будете
беречь родной язык от «иностранных слов».
Закончить нашу сегодняшнюю экскурсию хочется словами И. Бунина:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный - речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В рамках недели русского языка и литературы. Внеклассное мероприятие по литературе. Музей восковых фигур.
Если вы хотите провести нестандартное, приносящее массу положительных эмоций мероприятие, то эта разработка для Вас....
Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве". (Повторение по теме Служебные части речи Предлоги и союзы)
Представляется методическая разработка урока русского языка по теме: «Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве» (Повтор...
План-конспект урока-экскурсии в музей русского языка Тема: «Удивительное наречие». ( повторение и обобщение темы «Наречие»).
В данной работе представлен материал, который поможет ученикам обобщить знания, полученные в ходе изучения темы "Наречие"....
Внеклассное мероприятие "Экскурсия в Музей русского языка"
Разработка позволяет подготовить мероприятие, которое может стать ярким событием в рамках предметной недели. Рекомендую использовать в качестве подготовительной работы - ...
Внеклассное мероприятие "В музее русского языка"
Внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы....
Школьный музей истории русского языка как фактор формирования духовного мира учащихся
В статье рассказывается о том, как помогает современным школьникам освоить учебный материал Музей истории русского языка, созданный в одной из московских школ....
Сценарий праздника русского языка "В музее русского языка"
И. Бунина:И нет у нас иного достоянья!Умейте же беречьХоть в меру сил, в дни злобы и страданья,Наш дар бесценный – речь....