Сценарий праздника русского языка "В музее русского языка"
план-конспект
И. Бунина:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_muzee_russkogo_yazyka.docx | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника русского языка "В музее русского языка". 5-й класс
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный праздник, мы открываем Музей русского языка. Залы музея хранят уникальные экспонаты. Я приглашаю вас на экскурсию в первый зал музея.
Зал истории письменности
Экскурсовод Яна: Приглашаем Вас в зал “Истории письменности”. Человеку всегда было интересно знать, как жили его предки, чем занимались, с кем дружили, с кем воевали. А как это можно узнать? Конечно же, из книг. Средством, рассказывающим о прошлом, стало письмо. А родилось письмо не сразу. Выделяют три этапа развития письма:
Часто первобытные люди хотели передать сведения о важных событиях своего племени. Они делали рисунки на камне. Попробуйте прочитать вот это письмо (обращаются к зрителям).
Такое письмо рисунками называется пиктографией. Мы и сейчас используем картинки для передачи информации. О чем сообщают картинки для передачи информации. О чем сообщают картинки на дорожных знаках? Пиктограммы могут прочитать люди, говорящие на разных языках. Вот почему они широко используются в современном мире.
Затем появились иероглифы. Сообщение делилось на части, слова – на слоги и каждая часть изображалась условным знаком-символом. Иероглифами пользуются в Китае и Японии. В Китае выпустили словарь, в котором 20 миллионов иероглифов, и все их надо запомнить!
Третий этап развития письменности-звуко-буквенный, когда каждый звук обозначается буквой. Звуковым письмом пользуются большинство народов мира, и осуществляется оно с помощью азбуки или алфавита. Алфавитному письму почти 3000 лет. А что такое алфавит? Посмотрите на таблицу. На ней 33 буквы, но алфавит ли это? (Нет, потому что алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке, а здесь буквы стоят не по порядку).
Зал пунктуации
Экскурсовод Саша: Мы рады приветствовать вас в зале пунктуации! Прежде чем мы начнем экскурсию по залу, отгадайте загадку: Эко диво: поглядишь – чистёхонько, поглядишь – гладёхонько, а станешь читать – везде задевается.
Правильно это знаки препинания. В русском языке даже существует пунктуационный алфавит. Со знаками препинания связано очень много историй. Вот одна из них.
Один цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл поставить, где нужно, знаки препинания. Когда посетители заметили это, они сообщили цирюльнику. “Я сам все исправлю!” - заявил парикмахер, и , действительно, запятые были поставлены. Утром люди прочитали: “Здесь зубы, дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы моют”.
Как вы думаете, пришли посетители к цирюльнику? Почему?
Иногда постановка одной запятой может стоить человеку жизни.
Сценка “В королевстве пунктуации”
Придворный: Ваше Величество, Королева пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.
Королева: Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться. (Входит Федя).
Федя: Какие деревья странные. А там, кажется, кто-то сидит. Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве). Эй, ты каракатица, что у тебя на голове?
Королева: (Поправляет корону) Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя: Федя.
Королева: Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь – жив будешь, неправильно – умрешь.
Федя: Давайте ваше предложение и запятую. Вот так: Казнить, нельзя помиловать.
Королева: Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
Федя: Ой, подождите, подумать - то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре “Что? Где? Когда?” так и говорят: “Минута на размышление”. А тут жизнь решается.
Королева: Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя: Ну, куда же ляпнуть-то её, думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя: Не надо. Мне домой, если можно.
Королева: так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении: Не надо мне домой если можно?
Федя(ставит запятые):Не надо, мне домой. Если можно.
Королева: Ну, теперь ясно. Беги, Федя.(уходит)
- Посмотрите, как быстро летит время. Мы и не заметили, как подошли к залу частей речи.
Зал частей речи.
Экскурсовод Полина: Наша речь состоит из множества слов. Словами обозначено все, что есть на свете: предметы, действия или признаки. А иногда за словом можно увидеть целую картину.
Произнесите слово “темнота”, и сразу вам представится опускающийся на землю вечер и звезды на небе.
Все слова в русском языке объединены в большие групп, которые называются части речи.
Великий писатель М. Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку.
Но, чтобы хорошо владеть этим инструментом, всему надо учиться. А вот мальчик из стихотворения Г. Граубина “Ленительный падеж” думал иначе.
(ученик читает стихотворение)
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассержено:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог ты новые
Придумать имена?
Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец, Простительный!
- Ребята, каких падежей, названных в стихотворении, нет в русском языке?
(Дети называют.На экране исчезают лишние слова.)
Спасибо, что посетили наш зал частей речи и показали хорошие знания. Нам было очень приятно!
Зал этимологии
Экскурсовод Полина: Нам пора в следующий зал с непонятным нам пока названием “Этимология”. Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём. Язык нам нужен как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. А ведь это целая наука, очень интересная и серьёзная, и имя ей этимология, что в переводе с греческого означает “наука о значении и происхождении слов”. В этом зале мы видим книги.
Учитель: Что это за книги?
Ученики дают ответы на вопросы.
Учитель: Да. Это “Толковый словарь живого великорусского языка”, который составил известный учёный и писатель Владимир Иванович Даль. В этом словаре даётся толкование значений более 200 тысяч слов. И “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова. В этом словаре даётся толкование значений более 70 тысяч слов.
Экскурсовод Полина: Толковый словарь объяснит значение любого слова, даже такого слова, которое употреблялось в речи много лет назад. Вот перед нами стоят лапти. Посмотрим значение этого слова в словаре С.И.Ожегова (Ученики читают из словаря). “Лапоть … В старое время: крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу”. В наше время такую обувь не носят, но прочитав описание лаптей в словаре, становится понятно, кто и когда носил эту обувь.
Учитель: Обратите внимание на эти слова: кичка, овин, онучи, лапти, говядо. Как называются такие слова?
Ученики: Такие слова называются устаревшими.
Учитель: Употребляем ли мы в своей речи сейчас слова: кичка, овин, онучи, лапти? Почему?
Ученики: Нет. Сейчас люди не пользуются этими предметами.
Учитель: Уходит из жизни предмет, вместе с ним уходит и его название. Такие слова называются историзмами. Есть и другая группа устаревших слов. (Демонстрация) Есть слова, которые перестали употребляться не потому, что ушёл из жизни предмет, а потому что место этого слова заняло другое, с тем же значением. Такие слова называются архаизмами. Вот перед вами изображение человека. Здесь указаны названия частей тела. Скажите, как раньше называли лоб, глаза, левая рука, правая рука. (Ученики дают ответы).
Учитель: Что обозначали слова выя, ланита, перст, уста? (Ученики дают ответы)Пользуются толковым словарём.
Как видите, одни слова умерли и вместо них появились другие.
Следующий раз, который мы посетим, называется “Зал современного русского языка”.
Этот зал расскажет о современной речи молодежи, а точнее о нарушении её содержательности и чистоты. А чтобы вам, ребята, было все понятно, я предлагая посмотреть видеофрагмент.
- Ни для кого не секрет, что среди молодых людей есть немало таких, которых без переводчиков точно не поймешь. Но, к сожалению, современная речь при неумелом и неаккуратном с ней обращении теряет такие качества, как содержательность, точность, логичность, выразительность и, наконец, правильность. Я надеюсь, что после посещения Музея русского языка вы поняли это и будете беречь родной язык от “иностранных слов”.
Я благодарю вас, ребята за подготовку и работу на уроке. Надеюсь, экскурсия была полезной и интересной.
Выполняя домашнее задание, письменно ответьте на вопросы:
Каково, по вашему мнению, будущее нашего языка?
Что ты предпринимаешь для сохранения родного языка?
Хочу дать вам несколько советов.
Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным
Совет 1: для повышения речевой грамотности больше читайте лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: " Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал".
Совет 2: привыкайте пользоваться словарями! Их в нашем кабинете много, и задачи у них разные (указать на словари и их назначение) Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надежных помощников!
Закончить нашу сегодняшнюю экскурсию хочется словами И. Бунина:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
Просмотр видеоролика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ»(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 42013-2014 уч.год...
Сценарий праздника (турнира смекалистых) по русскому языку в 5-х классах.
Сценарий турнира смекалистых по русскому языку содержит материал, предназначенный для подготовки и проведения внеклассного мероприятия в 5- м классе....
Методическая разработка праздника русского языка и толерантности "«Без языка невозможно прожить! Русский язык нам поможет дружить"
Это внеклассное мероприятие проводится в полиэтнической школе, в 5-6 классах, в рамках недели русского языка и литературы. Праздник позволяет активизировать интерес к изучению русского языка, сп...
Сценарий праздника "Великий и могучий русский язык"
Сценарий праздника предназначен для проведения в коррекционной школе. Мероприятие способствует привлечению внимания учащихся к нарушению норм культуры речи, формирует навыки правильной речи....
Сценарий предметного праздника русского языка, литературы, истории и МХК «Мы целомудренно бездомны…»
Сценарий предметного праздника русского языка, литературы, истории и МХК«Мы целомудренно бездомны…»...
Сценарий праздника "Русский язык - нам есть чем гордиться"
Как хорошо, что многие ребята знают и любят свой язык. Наверное, мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Чер...
Сценарий праздника русского языка.
Материал для внеклассной работы.. Может быть использован для общешкольного мероприятия или в классе ко дню русского языка или во время проведения предметной Недели, а также для рабоы кружка или внеуро...