Школьный музей истории русского языка как фактор формирования духовного мира учащихся
статья по русскому языку по теме
В статье рассказывается о том, как помогает современным школьникам освоить учебный материал Музей истории русского языка, созданный в одной из московских школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey_istorii_russkogo_yazyka_gou_sosh_1238.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО МИРА УЧАЩИХСЯ
Денисова Т. А.
Современная школа, являясь центром целенаправленного обучения, обеспечивая социализацию детей и молодежи, содействует формированию мировоззрения учащихся, этнического, национального сознания, основ нравственной культуры школьников, установлению взаимосвязей между культурами.
Создание школьных музеев разнообразной направленности способствует решению как образовательных, так и воспитательных задач. Объединяя учащихся, интересующихся определенной тематикой, современный школьный музей становится своеобразным культурным центром.
Таким культурным центром стал Музей истории русского языка, созданный в 2007 году в ГОУ СОШ № 1238 с углубленным изучением английского языка г. Москвы. Создатели музея, прежде всего, ставили перед собой задачи воспитания в подрастающем поколении чувства патриотизма, гордости и уважения к прошлому своего народа, приобщения школьников к национальной духовной культуре через изучение истории русского языка. История языка неотделима от истории народа. Он, как зеркало, отражает все этапы развития общества, объединяя разные поколения, ныне живущие и давно ушедшие. Известный языковед Виктор Владимирович Виноградов утверждал: «Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих жизненных сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры и его великой и славной исторической судьбы»¹.
Русский язык – один из самых распространённых в мире. Более 140 млн. человек считают его родным. О нём восторженно отзывались многие русские писатели, от М. В. Ломоносова до наших современников. И. С. Тургенев писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!..»²
С середины XX века русский язык стал общепризнанным мировым языком, что обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература.
Велико значение русского языка, являющегося орудием
_______________________
¹Цит. по: Гвоздарев Ю. А. Язык есть исповедь народа… - М.: Просвещение, 1993. – С. 14.
²Тургенев И. С. Собр. соч.: В 5 т. – Т. 3. – М.: Русская книга, 1994. – С. 519.
межнационального общения. Это государственный язык Российской Федерации, полиэтнического государства, в котором, кроме русских, составляющих 83 % населения, живут более 170 народов. Таким образом, через создание Музея истории русского языка реализуется и программа интернационального воспитания учащихся.
Основная задача музея – формирование целостного представления об этапах развития русского языка. Стенды музея отражают разные периоды его истории - от глубокой древности до наших дней, рассказывают о внутренних и внешних причинах изменения в русском языке, а также о перспективах его эволюции. Познав законы развития языка, можно понять историю и культуру народа, который на протяжении столетий думал, говорил и писал на этом языке.
Постоянная экспозиция в музее находится в процессе формирования. В настоящее время здесь широко представлены труды учёных-лингвистов, книги, изданные в разные исторические периоды: на русском языке, церковнославянском и других славянских языках.
Важной структурной частью экспозиции является многочисленное и разнообразное собрание словарей, ведь словари – это не только справочники, но и элемент национальной культуры: в слове запечатлены многие стороны народной жизни. Всё богатство и разнообразие лексических запасов языка собрано в словарях.
Кроме того, в музее представлены другие экспонаты, связанные с различными этапами развития письменности: носители информации и письменные принадлежности.
Известно, что язык – душа народа. Отражают душу народа и предметы бытовой культуры. Поэтому в Музее истории русского языка представлена коллекция изделий, которые были созданы русскими мастерами. Эти изделия показывают богатства культурных традиций России.
В музее проводятся лекции, учебные занятия, праздники (Международный день родного языка, День славянской письменности и культуры), лингвистические игры, конкурсы, организуются просмотры видеофильмов.
Школьный музей дает возможность приобщиться к истокам русского слова, обратиться к периоду существования праславянского языка, постичь тайны языкового развития, обратившись к научной этимологии, изучив новейшие гипотезы лингвистов, занимающихся исследованием истории русского языка.
Какие проблемы вызывают интерес у современных школьников?
Во-первых, привлекает внимание вопрос о происхождении языка, на который исследователи так и не дали точного ответа. Со второй половины XIX века наступило всеобщее разочарование в попытках решить проблему происхождения языка. В XX веке лингвисты почти перестали заниматься этим вопросом. Наши ученики в поисках собственных ответов идут по тому пути, по которому шли ученые прошлых эпох. Лингвистическая игра позволяет актуализировать вопрос, рассмотреть различные концепции, высказать аргументы за и против.
Во-вторых, интересны, несомненно, проблемы славянской филологии, изучение которых позволяет по-иному взглянуть на процессы, происходившие в далеком прошлом, и переосмыслить события недавних лет. О. Н. Трубачев отмечал особую значимость двух вопросов: «Если бы меня спросили, какие проблемы из всей обширной науки славянской филологии привлекают меня более всего, я бы назвал две равновеликие проблемы – происхождение славянских языков и народов и возникновение славянской письменности»¹.
В истории русского языка много загадок. Существует немало версий, касающихся распространения и развития праславянского языка. Не все из них приняты научной общественностью. Но, как известно, самые необычные и удивительные гипотезы впоследствии порою находили подтверждение и занимали место теорий, которые казались прежде неоспоримыми. Поэтому в Музее истории русского языка школьники имеют возможность познакомиться с разными точками зрения на процессы, которые привели к появлению современного русского языка.
Особый интерес вызывает у учащихся проблема возникновения письменности у славян. Ведь славянское письмо – основа нашего культурного самосознания.
Известно, что разновидности первоначального письма существовали у славян задолго до образования связей с Византией. Об этом свидетельствуют многие средневековые авторы. Вид «первоначального докирилловского» письма получил название письма типа «черт и резов»,
или «славянского рунического» письма (такие надписи найдены на территории современного расселения славян и датируются IV – X вв. н. э.). Лингвистические данные тоже подтверждают существование письменности у славян в докирилловский период. Ведь слова «писать», «читать», «письмо», «книга» являются общими для славянских языков. Следовательно, эти слова и славянская письменность возникли ещё до разделения общеславянского языка на три ветви – южную, западную и восточную.
Результаты дешифровки праславянской письменности, полученные Г. С. Гриневичем и изложенные в книге «Праславянская письменность», свидетельствуют: этой письменностью выполнены древнейшие на Земле письменные памятники. Например, критские
надписи (20 – 13 вв. до н. э.), в том числе надписи, исполненные «линейным письмом А», «линейным письмом Б», и надписи, сделанные
_______________________
¹ Трубачев О. Н. В поисках единства. – М.: ИИПК «ИХТИОС», 2005. – С. 24.
на Фестском диске.¹
Появление современной славянской азбуки связано с именами двух великих людей – Кирилла и Мефодия. Очень быстро - за несколько месяцев - Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык основные богослужебные книги. Это объясняется как раз тем, что создавалась азбука не на пустом месте. Славяне, по всей видимости, уже владели высокой письменной культурой.
Учащиеся имеют возможность сопоставить две формы славянского письма: глаголицу (от существительного «глагол», что означает «слово», «речь») и кириллицу (она названа так по имени Кирилла). Долгое время шёл спор, какой из двух алфавитов древнее, какой создан Кириллом и Мефодием. Многие современные учёные считают, что славянские просветители создали глаголицу, а их ученики – кириллицу. Независимо от того, кириллицу или глаголицу составили Кирилл и Мефодий, их заслуга как просветителей славян велика.² Кирилл и Мефодий канонизированы православной и католической церквами. 863 год - первый год пребывания Кирилла и Мефодия в Моравии - официально, по решению ЮНЕСКО, признан годом создания славянской азбуки. А праздником обновления и просвещения назван день 24 мая – День Кирилла и Мефодия, День славянской письменности и культуры, который ежегодно торжественно отмечается в ряде славянских стран. В этот праздник в Музее истории русского языка проходят различные мероприятия, позволяющие их участникам не только прикоснуться к некоторым загадкам нашей общей истории, но и просто-напросто получить те элементарные сведения, без владения которыми невозможно быть образованным человеком.
Несомненно, внимание к истории славян и славянских языков в наше время способствует укреплению связей между народами, содействует межкультурной деятельности среди учащихся, воспитанию патриотизма и интернационализма.
Актив музея огромное значение придает борьбе за чистоту языка,
против его искажения и засорения. Школьники, гости музея, должны осознать: без хорошего знания родного языка – без умения правильно говорить и писать, пользоваться большим запасом слов – нельзя быть культурным человеком. «Берегите чистоту языка, как святыню! Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас»,³ - эти слова И. С. Тургенева воспринимаются как своеобразное завещание
________________________
¹См.: Гриневич Г. С. Праславянская письменность. Результаты дешифровки – М.: Общественная польза, 1993. – С. 111 - 128
²См.: Слово о русском языке. – М.: Русский язык, 1991. – С. 55 – 56.
³ Русские писатели XVIII – XIX вв. о языке. Хрест.: В 2 т./ Под ред. Н. А. Николиной, - М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2005. – Т. 2. - С. 203.
нам, тем, кто сегодня владеет великим богатством, русским языком, но распоряжается им так, словно не осознает, какой бесценный дар получен в наследство от предыдущих поколений.
Современные деятели культуры все чаще и чаще обращают внимание общественности на состояние нашего языка. С тревогой говорил А. И. Солженицын, характеризуя ситуацию, сложившуюся в нашей стране в последние десятилетия: «Это боль наша – состояние нашего языка. Мы скоро просто его лишимся, станем немые. Теперь, когда наш народ находится в духовном провале, особенно молодежь, именно теперь так важно языковым воспитанием сохранить, спасти, дать опору для возрождения нашего национального сознания…»¹ Думается, что языковое воспитание, внимание к проблемам языка, пробуждение интереса к истории русского языка - это одно из направлений деятельности современной школы, которое позволит заполнить духовный вакуум, образовавшийся в нашем обществе.
В Музее истории русского языка проходят уроки русского языка и литературы, а также факультативы: риторика, основы культуры речи. На занятиях большое внимание уделяется качеству нашей речи, особенности которой отражают духовный портрет ее создателя. Одной из важнейших речевых характеристик является богатство речи. Многих учеников, приходящих в музей, интересует, как достичь совершенства в овладении языком. Ответ мы находим у наших классиков, анализируя литературные тексты, и в трудах тех, кто посвятил свою жизнь изучению русского языка. «Если бы литературный язык оторвался от диалектов, от «почвы», то он, подобно Антею, потерял бы всю свою силу и уподобился бы мёртвому языку, каким является теперь латинский язык», - утверждал Щерба Л. В.
В каждой школе России дети изучают русский литературный язык. Его отличительная черта – нормированность, т. е. наличие правил, соблюдать которые обязаны все члены общества. Эти правила закреплены в словарях современного русского языка и грамматических справочниках. Но важно не забывать, что питало и питает наш литературный язык, который сам является «потомком» говоров: в его основе лежат говоры Москвы и окружавших её деревень. Вспоминаются известные слова Н. В. Гоголя: «…Необыкновенный язык наш есть еще тайна… он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названия из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим
_____________________
¹Цит. по: Бобров А. Август.//Советская Россия. – 2008. – 30 авг. – С. 1.
провинциям»¹.
В настоящее время очень важно привить школьникам навык общения со словарем: прежде всего, с разными видами толковых словарей и с этимологическим. Таким образом можно решить две задачи: с одной стороны, пополняется словарный запас, а с другой, через понимание закономерностей развития языка, законов словообразования формируется особое видение структуры современного русского слова, что способствует повышению грамотности учащихся.
Проблема появления и развития русского языка требует рассмотрения его во взаимосвязях с другими языками, прежде всего родственными - славянскими, индоевропейскими. Интересно проследить взаимодействие различных языковых систем. «Открытия», которые совершают учащиеся, проводя свои исследования, позволяют лучше понять исторические процессы. Например, школьники узнают, какое влияние русский язык оказал на многочисленные литературные языки народов России и недавнего Союза, формирование которых происходило преимущественно на переводах с русского. О. Н. Трубачев говорит о «русском языковом союзе»², который точно характеризует суть явления. Н. С. Трубецкой первым выдвинул концепцию языковых союзов - объединений языков, сходных не по происхождению, а по свойствам приобретенным, благодаря длительным контактам. А идея о существовании русского языкового союза представляется не разъединяющей, а наоборот, объединяющей культуры и их представителей.
В Музее истории русского языка есть экспонаты, касающиеся истории других языков. И дело тут не только в возможных взаимосвязях, общности процессов, происходящих в языковых системах (несомненно, вспоминается и теория происхождения всех языков от одного общего праязыка), в настоящий момент очень важно показать, сколько еще тайн скрывает история и каковы перспективы их раскрытия. Есть в музее интересный экспонат – копия знаменитого Розеттского камня, благодаря которому Ф. Шампольон разгадал загадку египетских иероглифов. Может возникнуть закономерный вопрос: нужен ли здесь этот камень? Оказывается, нужен. И вот зачем: расшифровка иероглифов - событие значимое, можно сказать символическое, для лингвистов. Такая находка, как Розеттский камень, – великая удача для исследователей. А ведь в истории русского языка тоже еще немало загадок, и, может быть, разгадка их впереди.
В музее много символических предметов: ручки, какими писали во времена Пушкина, Есенина (орудия, при помощи которых создавался и
__________________________
¹ Цит. по: Гвоздарев Ю. А. Язык есть исповедь народа… - М.: Просвещение, 1993. – С. 14.
² Трубачев О. Н. В поисках единства. – М.: ИИПК «ИХТИОС», 2005. – С., 10.
совершенствовался современный литературный язык); панно, на котором изображено языковое дерево - славянские языки; панно «Русь», на котором в символической форме отражено прошлое, настоящее и будущее России: восходит солнце, горят купола белокаменных храмов за крепостной стеной, богатырь внимательно всматривается вдаль (художник
Теренина Т. М.); берестяная грамота (найденные в Смоленске, в Новгороде, в Пскове, в Витебске берестяные грамоты свидетельствуют о широком распространении грамотности на Руси в XI – XIII веках) и др. Продуманностью и логичностью отличается концепция оформления музейной экспозиции, все элементы которой призваны эстетически воздействовать на зрителя: заинтересовать, заставить задуматься, удивить.
И музей, что очень важно, справляется со своей задачей.
В целях установления обратной связи среди школьников-старшеклассников, посетивших Музей истории русского языка, было проведено анкетирование, которое было нацелено на выявление отношения школьников к идее создания такого музея и степени понимания проблем, связанных с функционированием языка. Опрос учащихся дал следующие результаты: все опрошенные положительно отнеслись к факту существования Музея истории русского языка в школе, а также отметили, что осознают неблагополучие в языковой сфере в нашем обществе. Среди проблем учащиеся назвали следующие:
- бедность словарного запаса,
- невыразительность речи наших современников,
- злоупотребление грубой лексикой,
- отсутствие интереса к классической литературе,
- снижение уровня речевой культуры представителей средств массовой информации,
- отсутствие необходимых знаний об истории русского языка,
- недостаточно внимательное отношение к слову, этимологии.
Кроме школьников, были опрошены также и взрослые посетители музея, которые проявили солидарность с детьми, подтвердив, что музей такого типа необходим, так как решает ряд важнейших задач, поставленных нашим временем перед нами. В частности, было отмечено, что музей выполняет следующие функции:
- способствует формированию духовной культуры,
- просвещает, обогащая необходимыми сведениями о русском языке,
- способствует развитию учащихся,
- является важным звеном как патриотического, так и интернационального воспитания.
Показательным является и то, что взрослые участники опроса единодушно ответили на вопрос, считают ли они необходимым усилить в настоящее время воздействие общества на развитие и функционирование языка. Ответы свидетельствовали: да, сегодня необходима продуманная языковая политика. Были названы возможные пути воздействия общества на язык:
- нормирование нововведений в лексике;
- пропаганда лингвистических знаний средствами массовой информации;
- повышение уровня речевой культуры представителей СМИ;
- увеличение количества часов на изучение русского языка и литературы в школе.
Таким образом, опросы, проведенные в ГОУ СОШ № 1238, позволяют утверждать, что в обществе существует понимание многих проблем, связанных с языковой культурой, с языковым воспитанием, и есть стремление разрешить эти проблемы.
Бережно относиться к наследию предков призывают юные экскурсоводы музея:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил,
в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Это слова И. А. Бунина. Один из лучших писателей XX века не случайно призывал беречь родной язык. Слово – это то, что связывает нас с прошлым, слово – это то, что связывает нас друг с другом в настоящем. Русский язык – памятник духовной культуры народа, отражение его жизни, национального самосознания. И как ответ И. А. Бунину звучат в музее строки другого поэта, А. А. Ахматовой:
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
Опыт ГОУ СОШ № 1238 с углубленным изучением английского языка, где был создан Музей истории русского языка, заслуживает внимания, это пример удачного использования методик развивающего обучения, реализации принципа личностно ориентированного образования. Велик и эффект воспитательного воздействия. Уважение к языку способствует воспитанию уважения к истории и культуре его создателей, ведь наиболее полно народ отражает себя в языке своем.
Практика показывает: патриотическое и интернациональное воспитание – единый процесс. Стирание из памяти народа целых пластов его истории, культуры, отсутствие объективной оценки исторических фактов, принижение роли русской культуры в историческом процессе, непродуманность языковой политики – все это не способствует миру и взаимопониманию между народами. Прежде всего, надо знать и уважать культуру своего народа, защищать и развивать ее. Только на этой основе может возникнуть настоящее понимание и истинное уважение к культуре другого народа, его традициям и обычаям. Языковое воспитание представляется одним из направлений духовно-нравственного воспитания, способствующего становлению личности современного школьника.
Использованная литература.
Гвоздарев Ю. А. Язык есть исповедь народа… - М.: Просвещение, 1993. – С. 143.
Гриневич Г. С. Праславянская письменность. Результаты дешифровки. – М.: Общественная польза, 1993. – 328 с.
Горбачевич К. С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее. – М.: Просвещение, 1984. – 191 с.
Кедайтене Е. И. История русского литературного языка. – М.: Изд.
РУДН, 1994. – 192 с.
Костомаров В. Г. Жизнь языка: от вятичей до москвичей. – М.:
Педагогика-Пресс, 1994. - 240 с.
Реформатский А. А. Введение в языкознание. - М.: Аспект Пресс,
1997. – 536 с.
Русские писатели XVIII – XIX вв. о языке. Хрест.: В 2 т./ Под ред. Н. А. Николиной, - М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2005. – Т. 2. - С. 203.
Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Основы этнологии. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 351 с.
Сидорина Т. Ю., Полянников Т. Л. Национализм: теории и политическая история. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. – 356 с.
Слово о русском языке. – М.: Русский язык, 1991. – 368 с.
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 368 с.
Трубачев О. Н. В поисках единства. – М.: ИИПК «ИХТИОС», 2005. – 352 с.
Трубачев О. Н. Заветное слово. – М.: ИИПК «ИХТИОС» , 2007. – 224 с.
Тургенев И. С. Собр. соч.: В 5 т. – Т. 3. – М.: Русская книга, 1994. – С. 519.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »
Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....
Школьный музей: история и современность (к вопросу о духовно-нравственном воспитании учащихся)
В статье изложена концепция гражданско-патриотического воспитания учащихся на базе созданного при школе музея...
Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»
Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...
Лингвистические разминки на уроках русского языка как средство формирования лингвистической компетенции учащихся
Лингвистическая разминка на уроках русского языка...
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся
Необходимостью повышения интереса учащихся к занятиям русским языком, поскольку недостаточный уровень интереса тормозит успешно обучение. Падение интереса к чтению художественной литературы, низкая к...
статья "Школьный музей истории русской поэзии. (Поэтический салон)"
Статья о создании и работе школьного музея....