Внеклассное мероприятие "Экскурсия в Музей русского языка"
методическая разработка (9 класс) на тему
Разработка позволяет подготовить мероприятие, которое может стать ярким событием в рамках предметной недели. Рекомендую использовать в качестве подготовительной работы - проектную деятельность обучающихся. Необычная форма проведения занятия позволяет вызвать живой интерес подростков к русскому языку как к проявлению внутренней культуры человека. Мероприятие имеет познвательное, коррекционно-развивающее и воспитывающее значение. Особая его ценность в том, что учащиеся "примеривают на себя" роль экскурсоводов, что развивает их связную речь, формирует умение свободного общения в официальной обстановке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe._muzey_rya.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Павловская Светлана Иосифовна,
учитель русского языка и чтения
ГБОУ РК «Бахчисарайская специальная школа-интернат»
г. Бахчисарай, Республика Крым.
«Экскурсия в музей русского языка»
Внеклассное мероприятие для учеников 6 -9 классов
Цель: повысить интерес учащихся к изучению русского языка.
Задачи:
1. Формирование умения работать с информационными источниками.
2. Расширение кругозора учащихся и обогащение их словарного запаса.
3. Воспитание бережного отношения к родному языку.
Ход мероприятия.
В роли экскурсоводов «Музея русского языка», героев инсценировок выступают учащиеся 8 и 9 классов школы-интерната.
Учитель:
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно! (А.Шибаев)
- Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычное событие, мы организуем экскурсию в Музей русского языка. Залы музея хранят уникальные экспонаты. Как вы думаете, какие?
- Не тратя времени, я приглашаю вас на экскурсию. И вот перед нами первый зал.
Зал истории письменности.
Экскурсовод 1.
- Приглашаем Вас в зал «Истории письменности».
Человеку всегда было интересно знать, как жили его предки, чем занимались, с кем дружили, с кем воевали. А, как это можно узнать? (Спрашивают у зрителей) Конечно же, из книг. Средством, рассказывающим о прошлом, стало письмо. А родилось письмо не сразу. Выделяют три этапа развития письма.
Экскурсовод 2.
Часто первобытные люди хотели передать сведения о важных событиях своего племени. Они делали рисунки на камне. Попробуйте прочитать вот это письмо (обращаются к зрителям)
Такое письмо рисунками – называется пиктографией. Мы и сейчас используем картинки для передачи информации. О чем сообщают картинки на дорожных знаках? Пиктограммы могут прочитать люди, говорящие на разных языках. Вот почему они широко используются в современном мире.
Экскурсовод 1.
Затем появились иероглифы. Сообщение делилось на части, слова – на слоги и каждая часть изображалась условным знаком-символом. Иероглифами пользуются в Китае и Японии. В Китае выпустили словарь, в котором 20 миллионов иероглифов и все их надо запомнить! А сколько букв надо запомнить нам? ( 33)
- Как вы думаете, что обозначает этот иероглиф?
Экскурсовод 2.
Третий этап развития письменности – звуко-буквенный. Когда каждый звук обозначается буквой. Звуковым письмом пользуется большинство народов мира, и осуществляется оно с помощью азбуки или алфавита. Алфавитному письму почти 3000 лет.
- А что такое алфавит? Посмотрите на таблицу. На ней 33 буквы, но алфавит ли это? Почему? (Потому что алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке, а здесь буквы стоят не по порядку)
Дидактическая игра «Знаете ли вы алфавит?»
Отвечайте, только быстро – какое слово стоит в словаре раньше: алфавит или букварь? Понедельник или вторник? День или вечер? Математика или литература? Осень или зима?
- Большое спасибо за экскурсию, а мы отправляемся в следующий зал.
Зал пунктуации
Экскурсовод 1.
- Мы рады приветствовать вас в зале пунктуации! Прежде, чем мы начнем экскурсию по залу отгадайте загадку:
Эко диво: поглядишь - чистёхонько, поглядишь - гладёхонько, а станешь читать - везде задевается.
- Правильно, это знаки препинания. В русском языке даже существует пунктуационный алфавит. Сколько всего в нем знаков?
- Подсчёты знаков препинания оказываются разными: обычно называют 10 знаков, хотя на самом деле их больше.
- Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знакомы со знаками препинания.
Загадки
У ребят в руках перевернутые таблички с изображением знаков препинания. После отгадывания загадки они показывают свою табличку.
- Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца! ( ! )
- Ляжет палочкой на строчку: - Проходите по мосточку… ( - )
- Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом. ( ? )
- Словам раскрывают объятья: - Ждем в гости вас, милые братья! ( : )
- Выйдет на дорожку, всем подставит ножку. ( , )
- Загораживает путь, предлагает отдохнуть. ( . )
Экскурсовод 2.
- Со знаками препинания связано много веселых и грустных историй. Вот одна из них. Один цирюльник (найдите синоним - парикмахер) заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл поставить, где нужно, знаки препинания. Когда посетители заметили это, они сообщили цирюльнику. «Я сам все исправлю!» - заявил парикмахер и действительно, запятые были поставлены. Утром люди прочитали:
«Здесь зубы, дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы моют».
- Как вы думаете, пришли посетители к цирюльнику? Помогите ему расставить запятые так, чтобы клиенты не боялись, что им будут дергать бороды!
- Иногда, постановка одной запятой, может стоить человеку жизни. Об этом расскажут ученики 6 класса. Сценка «В королевстве пунктуации»
Придворный. Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.
Королева. Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться. (Входит Федя).
Федя Перестукин. Какие деревья странные. А там, кажется, кто-то сидит. Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?
Королева. (Поправляет корону) Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя Перестукин. Федя.
Королева. Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь – жив будешь, неправильно – умрешь.
Федя Перестукин. Давайте ваше предложение и запятую. Вот так: Казнить, нельзя помиловать.
Королева. Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
Федя Перестукин. Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.
Королева. Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя Перестукин. Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева. Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя Перестукин. Не надо, мне домой, если можно.
Королева. Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении: Не надо мне домой если можно?
Федя Перестукин. (ставит запятые). Не надо ЗАПЯТАЯ мне домой ЗАПЯТАЯ если можно.
Королева. Ну, теперь ясно. Беги, Федя. (Федя уходит).
- Посмотрите, как быстро летит время. Мы и не заметили, как подошли к третьему залу, залу частей речи.
Зал частей речи
Экскурсовод 1.
- Мы рады пригласить вас в зал частей речи.
- Наша речь состоит из множества слов. Словами обозначено всё, что есть на свете: предметы, действия или признаки. А иногда за словом можно увидеть целую картину.
- Произнесите слово «темнота», и сразу вам представится опускающийся на землю вечер и звезды на небе.
- Все слова в русском языке объединены в большие группы, которые называются части речи. Какие части речи вы знаете?
(ведущий обращается к залу, выслушивает ответы)
Экскурсовод 2.
- Великий писатель М.Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку.
Но чтобы хорошо владеть этим инструментом, всему надо учиться. А вот мальчик из стихотворения Г. Граубина «Ленительный падеж» думал иначе. ( Читает ученик)
Спросили Лежебокина:
– А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
– В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
– Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог ты новые
Придумать имена?
– Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!
- Ребята, каких падежей, названных в стихотворении, нет в русском языке?
- Назовите правильно все 6 падежей русского языка.
- Спасибо, что посетили наш зал частей речи и показали хорошие знания. Нам было очень приятно!
Зал современного русского языка
Экскурсовод 1.
- Следующий зал, который мы посетим, называется «Зал современного русского языка».
- Этот зал расскажет о современной речи молодежи, а точнее о нарушении ее содержательности и чистоты. А чтобы вам, ребята, было все понятно, я приглашаю заглянуть в одну из школ. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два одноклассника…
Сценка «Непонятный язык» (готовят учащиеся 8 класса)
Звучит современная мелодия. Навстречу друг другу выходят Саша и Вова
Саша: Привет, Вова!
Вова (небрежно). Салют, дерево!
Саша (недоуменно). Ой, где дерево?
Вова (объясняет). Это же ты, кореш.
Саша. Я не корень, я парень… Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?
Вова. Отпад!
Саша. Что???
Вова. Ну, ништяк!
Саша. Ой, а что это?
Вова. Это значит, что прикид у нее клевый!
Саша. Что она прикидывает и кого клюет?
Вова. Ну, убойная чувиха.
Саша (испуганно). Она кого-то убила? Она что – киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!
Вова (мечтательно) Не! В смысле, с ней бы потусоваться.
Саша. Это что – в карты поиграть?
Вова. Не! Это у шнурков отпроситься и на диску пришкандыбать.
Саша (смотрит на его ботинки). Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо?
Вова. Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают.
Саша. Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки дает?
Вова (утомленно). Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.
Саша. Это я, наверно, ручкой испачкался.
Вова. Да не! Я говорю, когда шнурков нет в стакане, то можно у меня на хате собраться с мочалками.
Саша. С мочалками на хате? (Растерянно) Это в бане с губкой?
Вова. Ты лох, что ли?
Саша. Нет, я не оглох.
Вова (кричит). Ты не въезжаешь, что я мелю?
Саша. Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?
Вова. Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит…
Саша. Я колбасу утром ел, это верно.
Вова. Ты что – упертый?
Саша (возмущенно). Я ничего не упер, потому что не ворую.
Вова. О! (Хватается за голову) Ты меня своей тупостью просто убил.
Входит Света.
Вова. Светка-монетка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!
Света (удивленно). Здравствуй, Вова.
Вова. В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.
Света (пятится). Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?
Вова. Не, просто бубен у тебя симпотный.
Света (непонимающе) Кто – потный?
Вова. Нет, вообще ты классная.
Света. А из класса я давно уже ушла.
Вова. Ну, так как, в киношку слиняем?
Саша. Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Вова говорит “не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино”!
Света. Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша. (Берет Сашу под ручку)
Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.
Вова. Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то..
Саша. Больше не будешь так разговаривать?
Вова. Больше не буду.
Экскурсовод 2
- А вы, ребята, используете в своей речи такие слова?
Учитель:
- Ни для кого не секрет, что среди молодежи немало тех, чью речь без переводчиков сложно понять. Современный русский язык очень часто «засоряется» неоправданным использованием слов иностранного происхождения, употреблением новых, изобретенных неизвестно кем и непонятно для чего слов, а самый опасный «словесный мусор» - это ненормативная лексика, нецензурные выражения. К сожалению, мы сталкиваемся с этим в общественных местах, транспорте, на улице, в повседневной жизни. Вы, ребята, не должны в своей речи, даже в быту, использовать такие слова и выражения. У каждого воспитанного и образованного человека это вызывает отторжение и возмущение. А если брань звучит в присутствии женщины или человека почтенного возраста, это равносильно оскорблению!
Экскурсовод 1
В заключении нашей экскурсии мы приглашаем вас к стенду со словарями. Словарь – это не просто книга, это настоящий помощник всех, кто любит и стремится знать русский язык.
Толко́вый слова́рь живо́го великору́сского языка́ — словарь, составленный Владимиром Ивановичем Далем в середине XIX века. Один из крупнейших словарей русского языка. Содержит около 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и присловий, служащих для пояснения смысла приводимых слов. В основе словаря лежит живой народный язык с его областными видоизменениями, словарь включает лексику письменной и устной речи XIX века, терминологию и фразеологию различных профессий и ремёсел.
Экскурсовод 2
Слова́рь совреме́нного ру́сского литерату́рного языка́ или Большо́й академи́ческий словарь русского языка — академический толково-исторический словарь русского литературного языка. Отражает языковое богатство русского языка со времён А. С. Пушкина. Словарь включает большое количество значений слов, их оттенков; помимо литературной лексики в словарь также включались разговорно-просторечные слова и выражения. Словарь вышел в 1937 году, новое издание словаря начато в 2004 году, в нем будет 30 томов, около 150 тысяч слов.
Экскурсовод 1
Большой толковый словарь русского языка. Толковый словарь разъясняет значение слов, даются грамматические признаки слов, приводятся справки о происхождении слова, даются указания о произношении слов и правописании, а также показывается употребление слов в словосочетаниях. Издан в 1998 году.
Экскурсовод 2
Слова́рь ру́сского языка́ — однотомный толковый словарь русского языка, созданный известным советским ученым Сергеем Ивановичем Ожеговым Первое издание словаря выпустили в 1949 году в Москве. При жизни С. И. Ожегова вышли шесть изданий словаря, в 70-ые годы словарь дополнила и редактировала Наталья Юрьевна Шведова, в последующие годы словарь издавался более двадцати раз. До нашего времени этот словарь остается самым простым и доступным для учителей и учащихся.
Учитель:
- Умелое использование словарей может помочь выполнить домашнее задание, написать сочинение или изложение и получить высокую оценку на уроке. Если вы, читая газету или книгу, встречаете непонятное слово и хотите узнать его значение, вам поможет толковый словарь. Причем, если у вас нет словаря и нет возможности попасть в библиотеку, поможет всемирная сеть: в интернете можно найти электронную версию необходимого словаря. Даже перевести слово с русского на любой другой язык или с иностранного языка на русский вы можете с помощью интернета.
Речь современного человека должна быть правильной, выразительной, образной. Русский язык при неумелом и неаккуратном с ним обращении теряет такие качества, как содержательность, точность, логичность, выразительность и, наконец, правильность. Я очень надеюсь, что после посещения Музея русского языка вы поняли это и будете бережно относится к родному языку, не будете в своей речи использовать брань и словесный мусор.
А закончить нашу сегодняшнюю экскурсию хочется словами классиков русской литературы, которые словно вторят друг другу!
Иван Сергеевич Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием!»
Иван Алексеевич Бунин:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие -конкурс по русскому языку "Знатоки русского языка"
Конкурс "Знатоки русского языка" можно провести в классе или между классами в рамках недели русского языка.В сценарии есть задания не только командам, но и болельщикам.Конкурс сопровождается презентац...
План-конспект урока-экскурсии в музей русского языка Тема: «Удивительное наречие». ( повторение и обобщение темы «Наречие»).
В данной работе представлен материал, который поможет ученикам обобщить знания, полученные в ходе изучения темы "Наречие"....
Внеклассное мероприятие – конкурс по русскому языку «Знатоки русского языка». 6-8 класс
Внеклассное мероприятие – конкурс по русскому языку«Знатоки русского языка».6-8 класс...
Внеклассное мероприятие "В музее русского языка"
Внеклассное мероприятие в рамках недели русского языка и литературы....
«В МУЗЕЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Cценарий праздника русского языка для учащихся 5—7 классов...
Устный журнал «Слава русскому языку!» Внеклассное мероприятие по родному русскому языку.
Устный журнал «Слава русскому языку!»Внеклассное мероприятие по родному русскому языку в рамках предметной недели для учащихся 6-8 классов...
Сценарий праздника русского языка "В музее русского языка"
И. Бунина:И нет у нас иного достоянья!Умейте же беречьХоть в меру сил, в дни злобы и страданья,Наш дар бесценный – речь....