Рабочая программа по русскому языку для 7 класса.2016 год.
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе учебной программы «Русский язык. Рабочие программы», предметная линия учебников под ред.
М. Разумовской. Программа по русскому (родному) языку. 5-9 классы. Авторы программы: М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова. - М., Дрофа, 2014
Учебник: Русский язык. 7 класс.: учебник. /М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др., под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта.-М.: Дрофа, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_7_klass.docx | 105.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Калачинска Омской области «Лицей»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании кафедры на методсовете Директор БОУ «Лицей»
Протокол № Протокол № Л.Ю.Кирилихина
от от .
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе учебной программы «Русский язык. Рабочие программы», предметная линия учебников под ред.
М. Разумовской. Программа по русскому (родному) языку. 5-9 классы. Авторы программы: М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова. - М., Дрофа, 2014
Учебник: Русский язык. 6 класс.: учебник. /М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др., под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта.-М.: Дрофа, 2014.
Класс: 7
Составитель: Михайлова Светлана Петровна, учитель первой квалификационной категории
г.Калачинск 2016г.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 7 класса БОУ «Лицей» разработана на основе нормативных документов и информационно-методических материалов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. (с учётом изменений в стандарте ФГОС от 31.12.2015)
2.Основная образовательная программа основного общего образования БОУ
г. Калачинска «Лицей ».
3.Рабочая программа по русскому (родному) языку. 5-9 классы. Авторы программы: М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова. - М., Дрофа, 2014.
В соответствии с годовым календарным графиком, расписанием уроков, учебным планом по БОУ»Лицей»на 2016-2017 учебный год количество уроков по данному предмету составляет140 часов ( 35 недель по 4 часа в неделю).
Учебник: «Русский язык .6 класс». М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова. – М.: «Просвещение», 2014 год
Количество часов: всего 140 (4 часа в неделю).
Выполнение практической части:
Сочинения -4;
изложения-3;
диктант-5;
контрольная работа -14( тематические -3);
развитие речи-34
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения русского (родного) языка:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
- представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструк-ций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира
Содержание учебного предмета
О языке
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка.
Речь
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Текст. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений — наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же.
Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение.
Типы речи: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека, рассуждения-размышления.
Язык. Правописание. Культура речи Закрепление и углубление изученного в 6 классе
Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация.
Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис.
Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.
Морфология. Орфография
Наречие
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Степени сравнения наречий: положительная, сравнительная, превосходная.
Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ъ после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н—нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов.
Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (слова состояния).
Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.
Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки.
Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев.
Культура речи. Правильное произношение употребительных наречий.
Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.
Служебные части речи. Предлог
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов.
Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.
Союз
Общее понятие о союзе.
Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях.
Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.
Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений.
Культура речи. Правильное произношение союзов.
Частица
Общее понятие о частице.
Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные идр.).
Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения.
Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц.
Наблюдение за использованием частиц как средством выразительности речи.
Междометия и звукоподражательные слова
Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета.
Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов. Трудные случаи разграничения языковых явлений. Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п
Тематическое планирование
№ урока | Тема О языке Время изучения: 1 час |
1 | Р.Р1.О языке Изменяется ли язык с течением времени |
Тема Повторение изученного в 5 - 6 классах Время изучения:14 часов (4 ч речь) | |
2 | Р.Р 2 Что мы знаем о стилях речи |
3 | Р.Р. 3Что мы знаем о типах речи |
4-5,6, | Фонетика и орфоэпия |
Стартовая контрольная работа (тест) | |
7,8,9, 10,11 ,12 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи СТАРТОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
13 | Контрольная работа № 1 по морфемике, словообразованию, лексике |
14 | Р.Р.4Текст. Способы и средства связи предложений |
15 | Контрольная работа № 2. Обучающее изложение по рассказу Ю. Казакова «Арктур — гончий пёс» |
Тема Правописание: орфография и пунктуация (повторение и углубление) Время изучения: 27 часов | |
16 | Р.Р5О роли чтения и письма в жизни людей Орфография и пунктуация |
17 | Правила употребления некоторых букв. |
18 | Ь для обозначения мягкости и как показатель грамматической формы слова |
19 | О,Е(Ё) после шипящих в разных морфемах |
20-21 | Правописание приставок 2 ч |
22-23-24 | Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем 3 ч |
25-26-27 | Правописание суффиксов 3 ч |
28 | Контрольная работа. № 3. Диктант с грамматико – орфографическим заданием по теме «Орфография» |
29-30 | Анализ диктанта. Правописание окончаний 2 ч |
31-36 | Слитно – дефисно – раздельное написание слов. НЕ с глаголами, деепричастиями, сущ. И прилагательными 2ч |
37-38 | Р.Р6.Словарное богатство русского языка. Русские лингвисты: Д. Н. Ушаков, С. И. Ожегов |
39-40,41 | Грамматика: морфология и синтаксис 3 ч |
42 | Контрольная работа. № 4. Диктант с грамматико – орфографическим заданием по теме «Орфография, пунктуация» |
Тема Речь Публицистический стиль. Время изучения: 5 часов | |
43 | Р.р. 7Стили речи. Публицистический стиль речи |
44 | Р.р.8Публицистический стиль речи |
45 | Р.р.9 Заметка в газету |
46 | Р.р .Контрольная работа.№5. Сочинение. Заметка в газету |
47 | Р.Р10..Анализ сочинения |
№ | Тема Наречие. Речь. Время изучения: 41 час ( 7 ч речь) |
48-49,50 ,51 | Какие слова являются наречиями. Как отличать наречия от созвучных форм других частей речи Р.Р.Русские лингвисты: А.Н.Гвоздев |
52-53,54, | Разряды наречий по значению. Слова состояния. 3 ч |
55-56-57-58 | Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. 4 ч |
59-60-61-62 | Словообразование наречий 4 ч |
63 | Контрольная работа № 6 по теме «Наречие» |
64-65-66 | Анализ контрольной работы. Правописание наречий 3 ч |
67 | Правописание наречий. Правописание НЕ с наречиями на О,Е |
68-69 | Правописание наречий. Буквы Н,НН в наречиях на О,Е 2 ч |
70 | Правописание наречий. Буквы О,Е после шипящих в конце наречий |
71 | Р.р 11.Рассуждение - размышление |
72 | Контрольная работа № 7. Р.р. Сочинение – рассуждение публицистическо-го характера по данному началу(тезису) |
73 | Анализ сочинения. Правописание наречий. Буквы О,А в конце наречий |
74-75 | Правописание наречий. Дефис в наречиях. 2 ч |
76 | Правописание наречий. НЕ и НИ в отрицательных наречиях |
77 | Правописание наречий. Буква Ь в конце наречий после шипящих |
78-79 | Р.Р. 12,13Употребление наречий в речи 2 ч |
80-81 | Произношение наречий 2 ч |
82 | Повторение темы «Наречие» |
83 | Контрольная работа.№8 Диктант с грамматико – орфграфическими заданиями по теме «Наречие» |
84 | Анализ диктанта. Р.р. 14 Описание состояния человека |
85-86 | Р.р 15,15.Описание состояния человека 2 ч |
87-88 | Р.р.Контрольная работа.№9 Сочинение – воспоминание «Как я первый раз…» |
Тема Служебные части речи Предлог. Речь. Время изучения: 10 часов ( 5 ч речь) | |
89 | Предлог как часть речи. Разряды предлогов |
90-91 | Правописание предлогов |
92 | Р.Р. 17Употребление предлогов в речи |
93-94 | Р.р. 18,18 Текст. Прямой порядок слов в монологической речи. 2 ч |
95 | Р.р 20.Прямой порядок слов в спокойной монологической речи |
96-97 | Р.р. 21,22 Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи 2 ч |
98 | Р.р. Контрольная работа.№10 Изложение текста «Поговорим о бабушках» |
Тема Союз. Речь. Время изучения: 12 часов(4 ч речь) | |
99-100 | Союз как часть речи. Разряды союзов. 2 ч |
101-102 | Правописание союзов 2 ч |
103 ,104, 105 | Р.Р. 23,24 25Употребление союзов в простых и сложных предложениях 3 ч |
106 | Контрольная работа.№11 Диктант с грамматико – орфографическим заданием |
107 | Анализ диктанта. Р.р 26. Текст. Описание внешности человека |
108 | Р.р. 27Текст Описание предмета |
109-110 | Р.р. Текст 28,29. Описание внешности человека 2 ч |
Тема Частица Время изучения: 11 часов | |
111 | Частица как часть речи. Разряды частиц 1 ч |
112 ,113, 114 | Правописание частиц 3 ч |
115 | Контрольная работа.№12 Диктант с грамматико – орфографическими заданиями |
116 | Анализ диктанта. |
117 118 119 | Р.Р. 30,31,32Употребление частиц в речи 3 ч |
120 121 | Произношение предлогов, союзов, частиц 2 ч |
Тема Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Время изучения: 6 часов | |
122 123 | Междометие 2 ч |
124 | Звукоподражательные слова |
125 126 127 | Омонимия слов разных частей речи 3 ч |
Тема Речь Время изучения: 6 часов | |
1 28 129 130 | Р.р.33 Характеристика человека 3 ч |
131 | Р.р. Контрольная работа.№13 Сжатое изложение по тексту К.И.Чуковского «О Чехове» |
132 | Анализ изложения |
133 | Р.р. 34Повторение изученного по теме «Характеристика человека» |
134-135 | Р.р. Контрольная работа.№14 Сочинение о человеке. |
Тема Обобщающее повторение Время изучения: 3 часа | |
136 137 | Анализ сочинения. Повторение изученного. Русские лингвисты |
138 139 | Контрольная работа №14 за год (итоговый тест) Анализ контрольной работы |
140 | Резервные уроки |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Общеучебные умения и навыки, универсальная учебная деятельность
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными учебными действиями:
В блок личностных универсальных учебных действий входят:
- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;
- действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.
В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические, логические, действия постановки и решения проблем.
В число общеучебных входят:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации (в том числе умение работать с картами различной тематики, масштаба и разнообразными статистическими материалами);
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (в геоинформационных системах); знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
- умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений, доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В состав коммуникативных действий входят:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Универсальные учебные действия
Личностные
Приоритетное внимание уделяется формированию:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки.
Регулятивные
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные
Учащийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные
Ученик получит возможность научиться:
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения
№ раздела | тема | ууд |
1 | О языке и речи. 2 + 2 (4) | Метапредметные результаты : личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания ;применяют правила делового сотрудничества. познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием. |
2 | Повторение изученного | Метапредметные результаты : личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания ;применяют правила делового сотрудничества.познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания; регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием. |
3 | Фонетика. Орфоэпия. | Метапредметные результаты : личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания ;применяют правила делового сотрудничества. познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием. |
4 | Лексика. Словообразование. Правописание | Метапредметные результаты : личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания ;применяют правила делового сотрудничества.познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания; регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием. |
5 | Синтаксис и пунктуация | Метапредметные результаты : личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания ;применяют правила делового сотрудничества. познавательные:воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием |
6 | Морфология. Правописание | Метапредметные результаты : личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания ;применяют правила делового сотрудничества. познавательные:воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием. |
7 | Систематизация и обобщение изученного . | . Метапредметные результаты : личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания ;применяют правила делового сотрудничества. познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания;регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием. |
Календарно -тематическое планирование русский язык 7 класс ФГОС
Название раздела: О языке
Время изучения: 1 час
№ | Дата | Тема урока |
1 | Р.Р1.О языке Изменяется ли язык с течением времени |
Название раздела: Повторение изученного в 5 - 6 классах
Время изучения:14 часов (4 ч речь)
2 | Р.Р 2 Что мы знаем о стилях речи | |
3 | Р.Р. 3Что мы знаем о типах речи | |
4-5,6, | Фонетика и орфоэпия | |
Стартовая контрольная работа (тест) | ||
7,8,9, 10,11 ,12 | Словообразование знаменательных изменяемых частей речи | |
13 | Контрольная работа № 1 по морфемике, словообразованию, лексике | |
14 | Р.Р.4Текст. Способы и средства связи предложений | |
15 | Контрольная работа № 2. Обучающее изложение по рассказу Ю. Казакова «Арктур — гончий пёс» |
Название раздела: Правописание: орфография и пунктуация (повторение и углубление)
Время изучения: 27 часов
16 | Р.Р5О роли чтения и письма в жизни людей Орфография и пунктуация | |
17 | Правила употребления некоторых букв. | |
18 | Ь для обозначения мягкости и как показатель грамматической формы слова | |
19 | О,Е(Ё) после шипящих в разных морфемах | |
20-21 | Правописание приставок 2 ч | |
22-23-24 | Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем 3 ч | |
25-26-27 | Правописание суффиксов 3 ч | |
28 | Контрольная работа. № 3. Диктант с грамматико – орфографическим заданием по теме «Орфография» | |
29-30 | Анализ диктанта. Правописание окончаний 2 ч | |
31-36 | Слитно – дефисно – раздельное написание слов. НЕ с глаголами, деепричастиями, сущ. И прилагательными 2ч | |
37-38 | Р.Р6.Словарное богатство русского языка. Русские лингвисты: Д. Н. Ушаков, С. И. Ожегов | |
39-40,41 | Грамматика: морфология и синтаксис 3 ч | |
42 | Контрольная работа. № 4. Диктант с грамматико – орфографическим заданием по теме «Орфография, пунктуация» |
Название раздела: Речь Публицистический стиль.
Время изучения: 5 часов
43 | Р.р. 7Стили речи. Публицистический стиль речи | |
44 | Р.р.8Публицистический стиль речи | |
45 | Р.р.9 Заметка в газету | |
46 | Р.р .Контрольная работа.№5. Сочинение. Заметка в газету | |
47 | Р.Р10..Анализ сочинения |
Название раздела: Наречие. Речь.
Время изучения: 41 час ( 7 ч речь)
48-49,50 ,51 | Какие слова являются наречиями. Как отличать наречия от созвучных форм других частей речи Р.Р.Русские лингвисты: А.Н.Гвоздев | |
52-53,54, | Разряды наречий по значению. Слова состояния. 3 ч | |
55-56-57-58 | Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. 4 ч | |
59-60-61-62 | Словообразование наречий 4 ч | |
63 | Контрольная работа № 6 по теме «Наречие» | |
64-65-66 | Анализ контрольной работы. Правописание наречий 3 ч | |
67 | Правописание наречий. Правописание НЕ с наречиями на О,Е | |
68-69 | Правописание наречий. Буквы Н,НН в наречиях на О,Е 2 ч | |
70 | Правописание наречий. Буквы О,Е после шипящих в конце наречий | |
71 | Р.р 11.Рассуждение - размышление | |
72 | Контрольная работа № 7. Р.р. Сочинение – рассуждение публицистическо-го характера по данному началу(тезису) | |
73 | Анализ сочинения. Правописание наречий. Буквы О,А в конце наречий | |
74-75 | Правописание наречий. Дефис в наречиях. 2 ч | |
76 | Правописание наречий. НЕ и НИ в отрицательных наречиях | |
77 | Правописание наречий. Буква Ь в конце наречий после шипящих | |
78-79 | Р.Р. 12,13Употребление наречий в речи 2 ч | |
80-81 | Произношение наречий 2 ч | |
82 | Повторение темы «Наречие» | |
83 | Контрольная работа.№8 Диктант с грамматико – орфграфическими заданиями по теме «Наречие» | |
84 | Анализ диктанта. Р.р. 14 Описание состояния человека | |
85-86 | Р.р 15,15.Описание состояния человека 2 ч | |
87-88 | Р.р.Контрольная работа.№9 Сочинение – воспоминание «Как я первый раз…» |
Название раздела: Служебные части речи Предлог. Речь. Время изучения: 10 часов ( 5 ч речь)
89 | Предлог как часть речи. Разряды предлогов | |
90-91 | Правописание предлогов | |
92 | Р.Р. 17Употребление предлогов в речи | |
93-94 | Р.р. 18,18 Текст. Прямой порядок слов в монологической речи. 2 ч | |
95 | Р.р 20.Прямой порядок слов в спокойной монологической речи | |
96-97 | Р.р. 21,22 Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи 2 ч | |
98 | Р.р. Контрольная работа.№10 Изложение текста «Поговорим о бабушках» |
Название раздела: Союз. Речь.
Время изучения: 12 часов(4 ч речь)
99-100 | Союз как часть речи. Разряды союзов. 2 ч | |
101-102 | Правописание союзов 2 ч | |
103 ,104, 105 | Р.Р. 23,24 25Употребление союзов в простых и сложных предложениях 3 ч | |
106 | Д | Контрольная работа.№11 Диктант с грамматико – орфографическим заданием |
107 | Анализ диктанта. Р.р 26. Текст. Описание внешности человека | |
108 | Р.р. 27Текст Описание предмета | |
109-110 | Р.р. Текст 28,29. Описание внешности человека 2 ч |
Название раздела: Частица
Время изучения: 11 часов
111 | Частица как часть речи. Разряды частиц 1 ч | |
112 ,113, 114 | Правописание частиц 3 ч | |
115 | Д | Контрольная работа.№12 Диктант с грамматико – орфографическими заданиями |
116 | Анализ диктанта. | |
117 118 119 | Р.Р. 30,31,32Употребление частиц в речи 3 ч | |
120 121 | Произношение предлогов, союзов, частиц 2 ч |
Название раздела: Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи.
Время изучения: 6 часов
122 123 | Междометие 2 ч | |
124 | Звукоподражательные слова | |
125 126 127 | Омонимия слов разных частей речи 3 ч |
Название раздела: Речь
Время изучения: 6 часов
1 28 129 130 | Р.р.33 Характеристика человека 3 ч | |
131 | Изл | Р.р. Контрольная работа.№13 Сжатое изложение по тексту К.И.Чуковского «О Чехове» |
132 | Анализ изложения | |
133 | Р.р. 34Повторение изученного по теме «Характеристика человека» | |
134-135 | С | Р.р. Контрольная работа.№14 Сочинение о человеке. |
Название раздела: Обобщающее повторение
Время изучения: 3 часа
136 137 | Анализ сочинения. Повторение изученного. Русские лингвисты | |
138 139 | К | Контрольная работа №14 за год (итоговый тест) Анализ контрольной работы |
140 | Резервные уроки |
Тематическое планирование 7 класс литература. ФГОС
Название раздела: Введение
Время изучения: 1 час
№ | Дата | Тема урока |
1 | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы |
Название раздела: Устное народное творчество.
Время изучения: 6 часов
2-3 | П | УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО . ПРЕДАНИЕ Эпос народов мира «Вольга и Микула Селянинович» Воплощение нравственных свойств русского народа. Прославление труда ПРОЕКТ№1 «Описание памятника Вольге или Микуле» |
4 | В.Ч.№1 П | Русские былины Киевского и Новгородского циклов»Илья Муромец и Соловей-разбойник» «Садко»Своеобразие былины Проект№22Составление эл. сборника «Русские былины» |
5 | В.Ч.№2 | «Калевала»-карело-финский эпос. Изображение жизни и традиций народа |
6 | П | «Песнь о Роланде».Французский героический эпос. ПРОЕКТ №3Составление эл. сборника «Персонажи эпоса народов мира» |
7 | П | Пословицы и поговорки. Выражение в них духа народного языка. Проект №4 «Составление сборника пословиц» |
Название раздела: Из древнерусской литературы.
Время изучения: 2 часа
8 | «Поучение Владимира Мономаха»,«Повесть временных лет».Нравственные заветы Древней Руси | |
9 | П К ДОМ. К.Р.№1 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Гимн любви и верности. Житие . Проект № 5Составление электронного иллюстрированного альбома «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси».Домашняя контрольная работа (ответить на проблемный вопрос письменно) |
Название раздела: Из русской литературы 18 века
Время изучения:2 часа
10 | Понятие о жанре оды. М.В.Ломоносов .О поэте.«К статуе Петра Великого», « Ода на день восшествия» Патриотизм и призыв к миру | |
11 | Г.Р.Державин. О поэте. «Река времён в своём стремленье…», «На птичку…», «Признание» Размышления о смысле жизни. |
Название раздела: Из русской литературы 19 века
Время изучения:26 часов
12 | Н | А.С.Пушкин .О поэте. «Полтава», Мастерство автора в изображении Полтавской битвы. Мужество и отвага солдат.. Чтение наизусть |
13 | «Медный всадник».Образ Петра .Настоящее и будущее России | |
14 | «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Развитие понятия о балладе | |
15 | «Борис Годунов».Пушкин- драматург .Размышление о труде как о нравственном подвиге | |
16 | «Повести Белкина»: «Станционный смотритель»..Изображение маленького человека в обществе. Достоинство и протест. | |
17 | ДОМ К.Р.№2 | Пушкин. « Станционный смотритель» ..Автор и герои. Дуня и Минский. Притча о блудном сыне Проект№6:Исценирование фрагментов «Повестей Белкина». Домашняя контрольная работа (письменный ответ на вопрос) К.р. « Как в образе Самсона проявились черты маленького человека» |
18-19 | П | М.Ю. Лермонтов. О поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича»Конфликт и система образов. Проблематика и поэтика. Особенности сюжета. Проект № 7:Составление электронного альбома «Герои «Песни…» в книжной графике» |
20 | Н П | « Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел»,«Молитва».Анализ стихотворений. Чтение наизусть Проект№8Лермонтовский вечер-презентация |
21 | Н.В.Гоголь. О писателе. «Тарас Бульба». Литературный герой. Героизм Тараса и его товарищей | |
22 | П | Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» . Эпос. Остап и Андрий. Осуждение предательства. Проект № 9 Составление электронной презентации «Повесть «Тарас Бульба» в иллюстрациях художников и учащихся» |
23 | Р.Р. | Подготовка к письменному ответу на вопрос по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» |
24-25 | И.С.Тургенев О писателе. .«Бирюк». Автор и герой .Цикл рассказов. Смысл названия, быт крестьян. Поэтика рассказа | |
26 | П | Стихотворения в прозе как жанр. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Проект№10Сборник «Иллюстрируем и сочиняем стихи в прозе» |
27 | Н.А.Некрасов . О поэте. Поэма .«Русские женщины». Величие духа русских женщин. | |
28 | В.Ч. Н | Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль за судьбу народа. Трёхсложные размеры стиха. Чтение наизусть |
2* | А.К.Толстой. О писателе. »Василий Шабанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады. Правда и вымысел | |
30-31 | В.Ч. П | М.Е.Салтыков – Щедрин Смех сквозь слёзы. .»Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Нравственные пороки общества.,»Дикий помещик»Смысл названия сказки . Гротекс, ирония. Проект №11: Подготовка спектакля «Сказки для детей изрядного возраста» |
32-33 | Л.Н.Толстой. «Детство»(главы). Автобиографическая повесть . Взаимоотношения детей и взрослых. Главный герой и его духовный мир | |
34 | Р.Р. | Контрольная работа. тестирование по произведениям Н.В.Гоголя,И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова - Щедрина |
35-36-37 | В.Ч№5П | А.П.Чехов. Смешное и грустное рядом. «Хамелеон» Проблематика и поэтика рассказа. «Злоумышленник», «Размазня» «Тоска». Грустный юмор и сатира Чехова. Проект№12 «Читаем рассказы Чехова»альбом. |
38 | Р.Р.№3 Н | «Край ты мой, родимый край…» В.А.Жуковский «Приход весны»,И.А.Бунин «Родина»,А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…»Изображение природы и авторского настроения. Чтение наизусть |
Название раздела: Из литературы 20 века. Из литературы народов России.
Время изучения: 24часа
39 | И.А.Бунин. О писателе. «Цифры » Сложность взаимоотношений детей и взрослых | |
40 | В.Н. | И.А.Бунин Лапти» и другие рассказы ( «В деревне»)Нравственный облик героев |
41-42 | М.Горький .О писателе. «Детство»(главы). Тема и идея произведения Свинцовые мерзости жизни. Светлые стороны жизни. Вера в народ | |
43 | М.Горький «Старуха Изергиль»( «Легенда о Данко)». Романтический характер легенды | |
44 | П | Л.Н.Андреев «Кусака».Гуманость в рассказе. Проект №13.Образы собак в русской литературе : Каштанка, Белый пудель, Белый Бим Чёрное Ухо, Кусака, Чанг и др. |
45-46 | Н | В.В.Маяковский .О поэте. «Необычайное приключение…». Роль поэзии в жизни общества. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Тоническое стихосложение. Ритм и рифма. Чтение наизусть |
47-48 | П | А.П.Платонов .О писателе. «Юшка». Неповторимость человеческой личности. Проект № 14: Подготовка диспута «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» |
49 | В.Ч. | Платонов. «В прекрасном и яростном мире» .Идея доброты, взаимопонимания. |
50 | Р.Р. №4 | Сочинение «Почему в жизни людей необходимо сострадание?»(по произведениям писателей 20 века). |
51 | Н | Б.Л.Пастернак . О поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…»Картины природы. Сравнение и метафора. Чтение наизусть |
52 | А. Твардовский. «Снега потемнеют синие»,»Июль-макушка лета», «На дне моей жизни». | |
53 | В.Ч. Н П | .На дорогах войны. Стихотворения о войне А.Ахматовой, К.Симонова ,А.Суркова ,А.Твардовского, Н.Тихонова. героизм и патриотизм. Интервью как жанр публицистики. Проект№15 «Вечер произведений о войне» Чтение наизусть. |
54 | Ф.А.Абрамов . О писателе. «О чём плачут лошади». Литературная традиция. Нравственные проблемы. | |
55-56 | Е.И.Носов «Кукла» , «Живое пламя» .Протест против равнодушия к людям. Взаимосвязь человека и природы. | |
57 | Ю.П.Казаков «Тихое утро».О писателе. Подвиг мальчика и радость от поступка. | |
58 | П | Д.С.Лихачёв. О писателе. «Земля родная»(главы). Публицистика. Духовное напутствие молодёжи. Проект№16«Искусство моего края» |
59 | В.Н. П | Вн.чт. Писатели улыбаются. М.Зощенко «Беда» и другие рассказы. Смешное и грустное в рассказе. Проект№17 «Конкурс чтецов» |
60 | Н | «Тихая моя Родина» Стихи В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого. Чтение наизусть |
61-62 | П К К. .Р№4 | Песни на слова русских поэтов 20 века Вертинский,Гофф,Окуджава.. Начальное представление о песне как синтетическом жанре искусства Проект №18 Составление иллюстрированного электронного альбома «Стихи и песни о Родине, дорогие каждому россиянину» Тестирование. |
63 | Н | Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Стихи. Особенности образности аварского поэта Чтение наизусть |
Название раздела: Из зарубежной литературы. Уроки итогового контроля.
Время изучения: 6 часов
64 | В.Ч .П | Вн.чт. Р.Бёрнс «Честная бедность» Анализ стихотворения.
Проект№19 «Жизнь Б ёрнста» |
65 | Дж.Байрон. «Душа моя мрачна..».Ощущение разлада героя с жизнью | |
66 | Японские хокку. Особенности жанра хокку Промежуточная аттестация | |
67 | О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Рождественский рассказ .Любовь и преданность. | |
68 | Р.Д.Брэдбери «Каникулы». Жанр фантастики- стремление уберечь людей от зла и опасности на земле | |
69 | В.Ч. | Детективная литература. Жанр и его черты. |
70 | Урок контроля | Итоговый тест |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Печатные издания
1.О.П.Баландина Обучение сочинению по картине 5-9 классы - В.: Учитель, 2011
2. М.Разумовская Поурочные разработки по русскому языку в 7 класса –
М: Дрофа , 2013
3. А.И.Купалова Изучение синтаксиса и пунктуации – М: Дрофа, 2012
4. .С.Н.Пименова Дидактические материалы по русскому языку 7 класс-М: Просвещение, 2014
5..И.В.Текучёва Контрольные и проверочные работы 7 класс - М.: АСТ 2012
6. Н М. Шанский Занимательный русский - М.: Дрофа, 2005
7. Баранов, М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М. Т. - М. : Просвещение, 2006.
8. Баранов, М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М. Т. 5-е изд. - М. : Просвещение, 2008.
9. Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, -М. : Просвещение, 2003.
10. Семенюк, А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А. Семенюк, М.
А. Матюшина. - М. : Просвещение, 2006.
Материально – техническое обеспечение
Карточки по теме: «Орфография» |
Карточки по теме «Фонетика» |
Карточки по теме «Морфология» |
Портреты русских лингвистов |
Демонстрационные таблицы по темам: «Звуки речи»,»Части речи», «Однородные члены предложения», «Разряды наречий» |
Тестовые задания по теме «Описание внешности человека» |
Персональный компьютер, оснащённый акустическими колонками. |
Цифровые ресурсы
http://www.gumfak.ru/russian.shtml/ – Учебные материалы по русскому языку
http://www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка
www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
http://philology.ru/default.htm – Русский филологический портал
http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание»
http://mlis.ru – Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы
http://school-collection.edu.ru/ - Энциклопедия «Кругосвет»http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник
График контрольных работ. Русский язык, 7 класс
№ | Вид контрольной работы, тема | № | дата |
1. 2 | Стартовая контрольная работа №1. Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение» (по морфемике, словообразованию, лексике, фонетике и орфоэпии) | ? 13 |
|
3 4 | Контрольная работа №2. Обучающее изложение по рассказу Ю. Казакова «Арктур – гончий пёс». Контрольная работа №3. Диктант с грамматико - офографическими заданиями по теме «Орфография». | 15 28 |
|
5 | Контрольная работа №4. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями по темам «Морфология» и «Синтаксис». | 42 |
|
6 7 8 9 | Контрольная работа № 5. Заметка в газету. Итоговая административная контрольная работа за 1-е полугодие. Контрольная работа №6 . Тест по теме «Наречие» Контрольная работа №7. Сочинение-рассуждение публицистического стиля по данному началу. | 46 63 72 | |
10 | Контрольная работа № 8. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями по теме «Наречие». | 83 | |
11 12 13 | Контрольная работа № 9. Сочинение-воспоминание «Как я первый раз…». Контрольная работа №10. Изложение текста «Поговорим о бабушках». Контрольная работа № 11 . Диктант с грамматико-орфографическими заданиями по теме «Союзы». | 87 98 106 | |
14 | Контрольная работа №12. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями по теме «Частицы». | 115 | |
15 16 17 18 | Контрольная работа №13. Сжатое изложение по тексту К. И. Чуковского «О Чехове». Контрольная работа №14. Сочинение о человеке. «Что за человек мой друг?» Контрольная работа № 15. . Промежуточная аттестация. Тест | 131 134 138 |
График контрольных работ. Литература, 7 класс
№ | Вид контрольной работы, тема | № урока | дата |
1. 2 3 4 5 6 | Домашняя контрольная работа №1 «Нравственные законы и заветы Древней Руси . Домашняя контрольная работа №2Письменный ответ на вопрос «Какой показана Россия у Пушкина» или «Тема «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина Р.Р. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов «Зачем в повести противопоставлены образы Андрия и Остапа?», «Какова авторская оценка образа Тараса Бульбы?» Рр.Контрольная работа.№3 Тест по творчеству Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого. РР. «Край ты мой « Рр.Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 9 17 23 34 38 50 | |
7 8 | Контрольная работа№4. по теме «Русские поэты XX века». Тест. Контрольная работа№5 Итоги года | 62 70 | |
8 | Промежуточная аттестация. Тест. |
График проектов. Литература, 7 кл.
№ | Вид работы, тема | № урока | дата |
1. 2 3 4 | Проект №1 «Описание памятника Вольге или Микуле». Проект №Составление электронного сборника «Русские былины» Проект №3 Составление электронного иллюстрированного сборника «Персонажи эпоса народов мира» Проект №4 Составление электронного иллюстрированного сборника «Пословицы разных стран на общую тему». | 3 4 6 7 | |
5 . 6
7 8 9 10 11 | Проект№5. Составление электронного иллюстрированного альбома «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси». Проект №6. Инсценирование фрагментов «Повестей Белкина», показ ученического спектакля. Проект №7. Составление электронного альбома «Герои «Песни…» в книжной графике. (После изучения «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника…» М. Ю.Лермонтова) Проект №8Лермонтовский вечер –презентация . Проект №9. Составление электронной презентации «Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в иллюстрациях художников и учащихся». Проект №10 «Иллюстрируем и сочиняем стихи в прозе » Проект №11 Подготовка ученического спектакля «Сказки для детей изрядного возраста» или создание иллюстраций к «Сказкам…» М.Е. Щедрина. | 9 17 18 20 22 26 31 | |
12 13 | Проект №12«Читаем рассказы Чехова « Проект №13 «Образы собак в русской литературе: Каштанка, Белый пудель, Белый Бим Чёрное ухо, Кусака, Чанг и др.». (После изучения Л.Н. Андреева «Кусака»). | 37 44 | |
14 15 | Проект №14 Подготовка диспута «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (После «Юшки» А. Платонова) Проект №15 «Час произведений о войне» | 47 53 | |
16 17 18 19 | Проект №16 «Искусство моего края» Проект №17. «Конкурс чтецов» Проект №18Составление иллюстрированного электронного альбома или литературно-музыкальной композиции «Стихи и песни о Родине, дорогие каждому россиянину». (После темы «Песни на слова русских поэтов 20в.»). Проект №19 «Жизнь и творчество Бёрнса» | 58 59 62 63 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 11 класс 2016-2017 (2 часа)
новое положение...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс.2016 год.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования на основе учебной программы «Русский язык. Рабо...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс 2016-2017
Программа базовая по стабильному учебнику Ладыженской, измененному в связи с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс 2016-2017
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания программы, тематического планирования...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс 2016-2017
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания тем учебного предмета, календарно-тематического планирования...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс 2016-2017
рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания предмета, календарно-тематического планирования...
Рабочая программа по русскому языку 11 класс 2016-2017
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания программы, календарно-тематического планирования, требований к уровню подготовки...