Рабочая программа по русскому языку 9 класс 2016-2017
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Письменова Наталия Васильевна

рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания предмета, календарно-тематического планирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_9_klass.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                       «Согласовано»                                  «Утверждаю»

на заседании методического                 на заседании методического

объединения учителей                            совета школы

предметов  гуманитарного цикла

                   

«___» _______________ 2016 г.            «___»  __________ 2016 г.             «____» ________2016г.

Протокол №___                                      Протокол №_____                           Приказ №    _____

Руководитель ШМО                              Зам. директора по УВР                   Директор школы

_______  Л.В.Подколзина                        ________ Н.И. Иноземцева          ______О.Н.Мясищева

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Рабочая программа

по русскому языку

9 класс

на 2016-2017 учебный год

Учитель Письменова Наталия Васильевна

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программа по русскому языку  в 9 классе составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- примерной программы основного общего образования по русскому языку;   

 -  авторской программы  общеобразовательных учреждений  «Русский язык» для 5- 9 классов; авторы:  Т.А.Ладыженская,  М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцова. Москва, «Просвещение», 2011. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

          Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и  развития обучающихся средствами учебного предмета  в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартами.

Структура документа

          Рабочая программа по русскому языку представляет собой  целостный документ, включающий  семь разделов: пояснительную записку; общую характеристику предмета; место предмета в учебном плане;  содержание учебного предмета; учебно-тематический план; календарно-тематический план;  перечень  информационно-методического обеспечения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

          Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

          Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

          В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

          Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

         Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

          Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

         Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Специфика предмета.

      Изучение русского языка в основной школе предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

      Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.

       Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в данной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

       Таким образом, данная рабочая  программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре данной рабочей  программы.

        Программа состоит их трех тематических блоков:

-    в первом  блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения;

-    во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся;

-  в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

        Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы.

Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Настоящая рабочая программа рассчитана на 105 учебных часа (3 урока в неделю) и составлена на основе учебно-методического комплекта «Русский язык» для 5- 9 классов; авторы:  Т.А.Ладыженская,  М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцова. Москва, «Просвещение», 2011.  (Издательство «Просвещение», М., 2011).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Международное значение русского языка (1ч.)
  2. Повторение изученного в 5-8 классах (6+1ч.)

Развитие речи: устная и письменная речь; стили и типы речи;

Контроль: входная контрольная работа

  1. Сложное предложение. Культура речи.  

Сложные предложения. Союзные сложные предложения (6 ч+1ч.)

Союзные и бессоюзные предложения; разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения; интонация сложного предложения;

Контроль: контрольный диктант по теме «Сложные предложения»

  1. Сложносочинённые предложения (5ч.)

Сложносочиненные предложения и их особенности. Сложносочиненные предложения  с союзами; разделительные знаки препинания  между частями сложносочиненного предложения.

Развитие речи: контрольное изложение с тестовыми заданиями.

Контроль: контрольное изложение с тестовыми заданиями.

  1. Сложноподчинённые предложения (21+3ч.)

Сложноподчиненное предложение  и его особенности; главное и придаточное предложения; союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным; разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями; виды придаточных предложений; сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными; знаки препинания в них;

Развитие речи: сопоставительный анализ художественных текстов, создание собственного высказывания по проблеме; подготовка к сжатому изложению;

Контроль: сжатое изложение с тестовыми заданиями; сочинение – рассуждение на лингвистическую тему; контрольное тестирование;

  1. Бессоюзное сложное предложение (6+2 ч.)

Бессоюзное сложное предложение и его особенности; смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения; интонация в бессоюзном сложном предложении; разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;

Развитие речи:  подготовка к изложению с тестовыми заданиями.

Контроль: изложение с тестовыми заданиями.

  1. Сложные предложения с различными видами связи (6+1 ч.)

Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них; сочетание знаков препинания;

Развитие речи: подготовка к сочинению.

Контроль: контрольное сочинение.

  1. Общие сведения о языке (3ч.)

Роль языка в жизни общества; язык как исторически развивающееся явление; красота и выразительность русского языка; русский язык как национальный язык русского народа; место русского языка среди языков мира; видные учёные русисты, исследовавшие русский язык.

  1. Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (7 ч.)

Развитие речи: сопоставительный анализ художественных (публицистических) текстов;

Контроль: контрольное тестирование; контрольное сочинение-рассуждение;

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  1. производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический. стилистический;
  2. составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
  3. определять стиль и тип текста;
  4. соблюдать все основные нормы литературного языка;

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения;

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературоно-критической статьи. Писать сочинения публицистического характера. Писать заявления, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения. Находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении  с собеседниками соответствующий речевой этикет.

 Значение данного предмета для решения общих задач образования, определённых в образовательной программе данной ступени обучения.

        Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

         Согласно государственному образовательному стандарту, изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно - коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению родному языку:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  2. воспитание интереса и любви к русскому языку;
  3. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
  4. обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  5. развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  6. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  7. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

     Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

     В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные  умения:

  1. коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
  2. интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
  3. информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
  4. организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

     Период обучения  в 5 – 11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности.  

     В связи с этим  приоритетными задачами  обучения в основной школе  (5- 9 классы) являются:

-   развитие  и совершенствование речевой и мыслительной деятельности учащихся; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

- углубление и расширение   знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о  стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; интенсивное обогащение словарного  запаса  школьников  и   расширение круга используемых ими грамматических средств.

-   развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

    На старшей ступени обучения (10-11 классы)  подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной  ориентации, строят планы на будущее.

    В связи с этим задачей обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации;

    На базовом уровне предусматривается  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения.

    На профильном уровне, помимо указанного,   происходит углубление  лингвистических  знаний, а также совершенствование  речевых умений в профессионально ориентированной сфере общения.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Сочинения

1

Введение

1

2

Повторение изученного в 5-8 классах

6

3

Сложное предложение

1

4

Союзные и бессоюзные сложные предложения

5

1

5

Сложносочиненные предложения

5

6

Сложноподчиненные предложения

21

2

7

Бессоюзные сложные предложения

6

1

8

Сложные предложения с различными видами связи

6

9

Общие сведения о языке

3

10

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах

7

11

Подготовка к ГИА

33

12

Резервные уроки

3

Итого

105

4

Норма работ по развитию речи:

Изложения — 3 (по данной программе — 10);

Сочинения — 3 (по данной программе — 4).

Норма контрольных работ — 9 (по данной программе — 9).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата проведения

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Виды учебной деятельности

Формы контроля

План

факт

Учителя

Ученика

Введение (1ч.)

1

Международное значение русского языка.

1

Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты, социальные диалекты(жаргоны), и просторечия. Национальный язык – единство его различных форм (разновидностей)

Беседа с учениками.

Выразительное чтение стихотворения А.Шибаева «Слова,слова, слова», подтвердить примерами мысль «Язык и стар, и вечно нов»

Анализ текста. Создание устного высказывания.

Повторение изученного в 5-8 классах (8+4ч.)

2

Фонетика. Орфоэпия.

1

Элементы сжатия текста; упрощение; комплексный анализ текста упражнений 3,

 

Комплексный анализ текста.

Комплексный анализ текста.

Анализ ответа ученика. Чтение с соблюдением определенной интонации. Анализ текста

3

Лексика и фразеология.

1

Элементы сжатия текста; упрощение; комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста.

Комплексный анализ текста.

Анализ ответа ученика.

4

Морфемика и словообразование.

1

Названия стилей, различие стилей, жанр, тема, основная мысль текста, тип, сознание собственного высказывания, учитывая выразительные средства каждого стиля речи

Комплексный анализ текста.

Комплексный анализ текста.

Заполнение схемы «Стили литературного языка». Анализ текста

5

Морфология.

Орфография

1

6

Стили языка. Устная и письменная речь. Монолог и диалог.

1

Устная и письменная речь. Монолог и диалог.

Комплексный анализ текста.

Комплексный анализ текста.

Выполнение типовых заданий А1-А5

Анализ ответа ученика. Чтение с соблюдением определенной интонации. Анализ текста

7

Простое предложение и его грамматическая основа.

1

Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов, виды односоставных предложений, предложения с однородными членами и знаки препинания при них.

Сообщает тему и цель урока, организует работу с текстом, комментирует задания к упражнению,

Читают текст, выполняют упражнение по заданию, отвечают на вопросы

Зрительный диктант. Объяснительный диктант.  

8 — 9

Предложения с обособленными членами. Знаки препинания в них Типология заданий. А1-А5 (ОГЭ).

2

Предложения с обособленными второстепенными членами.

Сообщает тему и цель урока, осуществляет выборочный контроль, комментирует задания к упражнению

Осуществляет комментированное письмо, отвечает на вопросы, сравнивают составленные предложения,

 Письменно ответить на вопрос: «Какие члены предложения называются обособленными?»

10— 11

Сжатое изложение №1.

2

Сжатое изложение, упрощение текста, обобщение теста.

Сжатое изложение

Сжатое изложение

Сжатое изложение

12

Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Типология задание ОГЭ А1-А5.

Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.

Сообщает тему и цель урока, осуществляет выборочный контроль, комментирует задания к упражнению, организует взаимопроверку

Беседа, упражнения, тренинг.

задания ОГЭ А1-А5

13

Стартовая диагностическая работа по русскому языку.

1

Контрольная работа на тему: «Повторение изученного в 8 классе»

Контроль знаний

Контрольная работа

Контрольная работа

14

Понятие о сложном предложении. Задания ОГЭ А1-А5.

1

Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения.

Работа с учебником, проблемные задания, диктант с продолжением (№ 45)

Работа с учебником, проблемные задания, диктант с продолжением (№ 45)

задания ОГЭ А1-А5

15 -   16

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

2

Типы сложных предложений. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в союзных и бессоюзных предложениях.

Работа с учебником, проблемные задания.

Работа с учебником, проблемные задания.

Словарный диктант.

Словарный диктант.

17 -  18

Р.Р. Сочинение в форме дневниковой записи. Впечатления от картины Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой».

2

Сочинение в форме дневниковой записи.

Сочинение

Сочинение

Сочинение

19 -  20

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Задания ОГЭ  группы  А.

2

Знаки препинания и их функции, Знаки препинания в сложном предложении. Авторское употребление знаков препинания.

Работа с учебником, упражнения, диктант,

Выполнение заданий ОГЭ

Выполнение заданий ОГЭ

21

Интонация сложного предложения.

1

Интонация сложного предложения.

Работа с учебником, упражнения,

Работа с учебником, упражнения,

Словарный диктант.

Сложносочиненное  предложение (6ч.)

22-23

Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении.

2

Сложносочиненное предложение, его грамматические признаки, строение. Смысловые отношения между его частями способы их выражения.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Выполнение заданий ОГЭ

24 -  26

Сложносочиненное предложение с соединительными, разделительными, противительными союзами.

3

Сложносочиненное предложение с соединительными, разделительными, противительными союзами.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Выполнение заданий ОГЭ

27

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения

1

Сложносочиненное предложение с соединительными, разделительными, противительными союзами.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Словарный диктант

28

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Подготовка к диктанту.

1

Сложносочиненное предложение с соединительными, разделительными, противительными союзами.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Подготовка к диктанту.

29

Контрольный диктант по теме: «Сложносочиненное предложение».

1

Контрольный диктант по теме: «Сложносочиненное предложение».

диктант

диктант

диктант

30

Анализ контрольного диктанта.

1

Анализ контрольного диктанта

Анализ контрольного диктанта

Анализ контрольного диктанта

Анализ контрольного диктанта

Сложноподчиненное предложение (29+5ч.)

31

Понятие о сложноподчинённом предложении.

1

Сложноподчиненное  предложение, его строение. Главная и придаточная части. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Выполнение заданий ОГЭ

  32 -  33

Место придаточного предложения по отношению к главному.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Подготовка к  ОГЭ.

2

Главная  и придаточные части предложения, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое). Средства связи частей сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Выполнение заданий ОГЭ

34-  35

 Р.Р. Сочинение-рассуждение на тему «Мир вокруг нас»

2

структура сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение.

Сочинение-рассуждение.

Сочинение-рассуждение.

36

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.

1

связь придаточного предложения с главным осуществляется с помощью подчинительных  союзов или союзных слов.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Выполнение заданий ОГЭ

37

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. Подготовка к промежуточной аттестационной работе.

1

Место придаточного в сложноподчинённом предложении. Главное предложение с указательным словом. Пунктуационные и синтаксические нормы.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем. Выполнение заданий ОГЭ.

Выполнение заданий ОГЭ

38-  39

Промежуточная аттестационная работа по русскому языку за I полугодие. Анализ промежуточной аттестационной работы.

2

Промежуточная аттестационная работа за первое полугодие.

Организация контроля

Написание контрольного диктанта, выполнение грамматического задания.

Контрольная работа

40 -  41

Основные группы сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

2

Основные группы сложноподчиненных предложений по значению и строению. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем. Выполнение заданий ОГЭ.

Выполнение заданий ОГЭ

42 -  43

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Подготовка к диктанту.

2

Место придаточных изъяснительных сложноподчинённых предложений. Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические и пунктуационные нормы.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем. Выполнение заданий ОГЭ.

Словарный диктант.

44-45

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

2

Виды придаточных обстоятельственных. Простые и составные союзы  с   придаточными обстоятельственными.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Выполнение заданий ОГЭ

46-47

Р.Р.  Сжатое  изложение  №2  

2

Сжатое  изложение.

Сжатое  изложение  

Сжатое  изложение  

Сжатое  изложение  

48-  49

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места. Выполнение заданий ОГЭ.Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия.

2

Виды придаточных места и времени. Простые и составные союзы с  придаточными места и времени.

Виды придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия. Простые и составные союзы  в придаточных причины, условия, уступки, цели, следствия

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Выполнение заданий ОГЭ

50 -

51

Сложноподчиненные предложения  с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

2

Придаточные образа действия, меры, степени и сравнительные. Простые и составные союзы с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Выполнение заданий ОГЭ

52

Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».

1

Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».

Контрольная работа

Контрольная работа

Контрольная работа

53

Анализ контрольной работы.

1

Анализ контрольной работы.

Анализ контрольной работы

Анализ контрольной работы

Анализ контрольной работы

54

Р.Р.  Сочинение на основе тезиса, сформулированного в ходе анализа текста.

1

Сочинение на основе тезиса.

Сочинение

Сочинение

Сочинение

55 -  56

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них.

2

Виды подчинительной связи в предложениях с несколькими придаточными

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Выполнение заданий ОГЭ

57 -

58

Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.

2

Порядок разбора сложноподчиненного предложения

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Выполнение заданий ОГЭ

59

Повторение по теме «Сложноподчинённое предложение». Подготовка к контрольной работе в виде ОГЭ.

1

Сложноподчинённое предложение

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Выполнение заданий ОГЭ

60

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения» в виде ОГЭ.

1

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения» в виде ОГЭ

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения» в виде ОГЭ

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения» в виде ОГЭ

Контрольная работа

61

Анализ контрольной работы.

1

Анализ контрольной работы

Анализ контрольной работы

Анализ контрольной работы

Анализ контрольной работы

Бессоюзное сложное предложение (14+2ч.)

62 -  63

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзном сложном предложении. Выполнение задание ОГЭ.

2

Бессоюзные сложные предложения, их грамматические признаки. Смысловые отношения между частями в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем. Решение заданий ОГЭ.

Выполнение заданий ОГЭ

64 -  65

Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

2

Бессоюзные сложные предложения, их грамматические признаки. Смысловые отношения между частями в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем. Решение заданий ОГЭ.

Выполнение заданий ОГЭ

66 -  67

Р.Р. Сжатое изложение. №3.

2

Сжатое  изложение.

Сжатое  изложение  

Сжатое  изложение  

Сжатое  изложение  

68 -  69

Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

2

Бессоюзные сложные предложения, их грамматические признаки. Смысловые отношения между частями в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем. Решение заданий ОГЭ.

Выполнение заданий ОГЭ

70 -  71

Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия, следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

2

Бессоюзные сложные предложения, их грамматические признаки. Смысловые отношения между частями в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем. Решение заданий ОГЭ.

Выполнение заданий ОГЭ

72 -  73

Сочинение на лингвистическую тему.

2

Сочинение на лингвистическую тему.

Сочинение

Сочинение

Сочинение

74 -  75

Повторение по теме «Бессоюзные сложные предложения». Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзном сложном предложении.

2

Бессоюзные сложные предложения, их грамматические признаки. Смысловые отношения между частями в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем. Решение заданий ОГЭ.

Выполнение заданий ОГЭ

76

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение» в виде ОГЭ.

1

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение» в виде ОГЭ.

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение» в виде ОГЭ

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение» в виде ОГЭ

Контрольная работа в виде ОГЭ

77

Анализ контрольной работы.

1

Анализ контрольной работы.

Анализ контрольной работы

Анализ контрольной работы

Анализ контрольной работы

Сложное предложение с несколькими видами связи (9+2ч)

78 -  79

Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях.

2

Сложные предложения, называемые  многочленными, виды синтаксической связи.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем. Решение заданий ОГЭ.

Выполнение заданий ОГЭ

80 -  81

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с разными видами связи.

2

Сложные предложения, называемые  многочленными, виды синтаксической связи.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем. Решение заданий ОГЭ.

Словарный диктант

82 -  83

Р.Р.  Сжатое изложение № 4.

2

Сжатое  изложение.

Сжатое  изложение  

Сжатое  изложение  

Сжатое  изложение  

84 -  85

Повторение по теме «Сложное предложение с различными видами связи». Подготовка к  зачёту.

2

Сложное предложение с различными видами связи.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем. Решение заданий ОГЭ.

Словарный диктант

86

Урок-зачёт.

1

зачёт.

зачёт.

зачёт.

зачёт.

87

Контрольный диктант по теме: «Сложное предложение».

1

Контрольный диктант по теме : «Сложное предложение».

Контрольный диктант по теме : « сложное предложение»

Контрольный диктант по теме : « сложное предложение»

Контрольный диктант по теме : « сложное предложение»

88

Анализ контрольного диктанта.

1

Анализ контрольного диктанта.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Анализ контрольного диктанта

Общие сведения о языке (2+1ч.)

89

Роль языка в жизни человека и общества. Подготовка к промежуточной аттестационной работе.

1

Язык художественной литературы: цели, функции.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Выполнение заданий ОГЭ

90

Промежуточная аттестационная работа по русскому языку за II полугодие.

1

Промежуточная аттестационная работа за первое полугодие.

Организация  контроля

Написание контрольного диктанта, выполнение грамматического задания.

Выполнение контрольных заданий заданий  

91

Анализ аттестационной работы. Русский язык в современном мире.

1

Язык художественной литературы: цели, функции.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Выполнение заданий ОГЭ

92 -  93

Фонетика. Графика. Лексика. Фразеология.

2

Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Словарный диктант

94 -  95

Морфемика и словообразование.

2

Морфемы, передающие информацию о слове. Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Основные способы объяснения лексического значения. Определение основных способов словообразования. Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Выполнение заданий ОГЭ

96 -  97

Контрольная работа по теме: «Бессоюзные сложные предложения».

2

Контрольная работа в виде ОГЭ.

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение» в виде ОГЭ

Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение» в виде ОГЭ

Контрольная работа в виде ОГЭ

98

Анализ контрольной работы.

1

Анализ контрольной работы.

Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий.

Анализ контрольной работы, работа с учебником, составление схем.

Анализ контрольной работы, работа с учебником.

Анализ контрольной работы, выполнение заданий ОГЭ

100 -  101

Морфология. Синтаксис.

2

Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Работа с учебником, упражнения, составление схем.

Выполнение заданий ОГЭ

102

Итоговый урок.

1

103-105

Резервные уроки

3




 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1.Учебники: Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, и др. – М.: Просвещение, 2011.

2. Учебные пособия.

3.Методические пособия

4. Интернет-ресурсов по русскому языку для самостоятельной работы обучающихся ЦДО

  

http://www.gramma.ru - сайт «Культура письменной речи». Русский язык: Морфология, Орфография, Синтаксис, Лексикология, Фразеология. Ликбез от "Gramma.ru".  Экзамены. Стиль документа. Справочный раздел, словари и др.

 

http://www.gramota.ru - справочно-информационный портал «Грамота.ру». Словари, ссылки, материалы к уроку, игра. Новости, журнал, олимпиады и др.

 

http://www.rus.1september.ru - «Я иду на урок Русского языка». Статьи по темам: Грамматика. Синтаксис (43); Орфография (96); Пунктуация (26); Развитие речи (171); Языковая норма (45); Выразительность русской речи (15).

 

http://www.rus.1september.ru/index.php?year - электронная версия газеты «Русский язык».  Статьи по темам: Материалы к уроку, Анализ текста, Методические разработки, Готовимся к экзаменам, Я иду на урок, Библиотечка учителя, Язык в задачах, Тесты и многое др. (Установлен годовой интервал между выходом номера газеты и появлением материалов этого номера на сайте.)

http://russweb-ru.com Информационная  Онлайн-поддержка Единого государственного экзамена ЭОР.  

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сжатое изложение.

ТЕКСТ №1 «Мир детства»

 Мир детства расширяется стремительно и ежедневно. И злое и доброе детская душа впитывает одинаково жадно, дурные и хорошие впечатления запоминаются одинаково ярко на всю жизнь. А.С.Пушкин писал: "Говорят, что несчастие - хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному..." Ровное, доброе отношение взрослого к ребёнку не противоречит требовательности и строгости.

  Детские воспоминания всегда определённы и образны, но каждому из людей запоминается что-то больше, что-то меньше. Если взять весну, то, наверно, почти всем запомнились ощущения, связанные с такими занятиями, как установка скворечника с отцом, дедом или старшим братом, устройство запруды, канавы, игрушечной мельницы, первое ужение рыбы и многое другое.

  Некая неуловимая грань при переходе одного состояния в иное, порой противоположное, больше всего волнует в детстве. Дети - самые тонкие ценители таких неуловимо-реальных состояний. Но и взрослым известно, что самая вкусная картошка чуть-чуть похрустывающая, на грани сырого и испечённого. Доли секунды перед прыжком через препятствие, момент, когда качели ещё двигаются вверх, но вот-вот начнётся обратное движение, миг перед падением в воду или в солому - всё это рождает непонятный восторг счастья и жизненной полноты.

 (По В.И.Белову) 184 слова

ТЕКСТ №2 «Дерево»

   Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далёким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нём шло движение живительных соков – точно так же. Как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твёрдость.

   Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же её страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.

  Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские художники и поэты оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И.Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом.

 (По А.Камкину) 198 слов

ТЕКСТ №3 «Леса»

 Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть. И я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии.

   Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. Он душист, свеж, полон озона. Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха.

 В лесах вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. Кто испытал это на себе , кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчётной радости и силы , охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.

 (По К.Паустовскому) 187 слов

ТЕКСТ №4  «Доблесть»

  А что такое доблесть? Доблесть – это не только красивая форма, не только выправка, молодцеватый вид, не только смелость. Доблесть – это способность добывать победу. Без победы не бывает доблести, без победы доблесть превращается в карикатуру, в насмешку. Только там, где победа, там – доблесть. А победа – дело трудное. Победа требует напряжения всех сил. Победу нельзя добыть только технической силой, совершенным оружием, правильными знаниями военного дела, хотя и без этого не обойтись. Победа всегда достигается силой человеческого духа. Никакой доблести не будет, если не будет сильного духа.

  А что значит сильных дух? Разве каждый смелый человек обладает сильным духом? Бывают совершенно безрассудные люди, которые совершают бесшабашные поступки. В них не доблесть, не сила духа, а то, что народ наш называл ухарством – безумной смелостью. Этим ухарством ни одной победы никогда не удавалось достичь, потому в ухарстве – тщеславие, показуха, а в доблести – подлинная сила духа.

  Почему казаки избрали Александра Невского своим покровителем и его именем нарекли войсковой храм? Потому что он был человеком доблести. Став великим князем, он так и правил нашей страной, защищая от нашествия с Запада воинов, стремившихся крестовыми походами покорить Русь, и ублажая умной и мудрой дипломатией ещё более грозного врага с Востока, который тогда оккупировал всё пространоство исторической Руси.

(По Кириллу, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси) 198 слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 6 класс 2016-2017 уч.г.

рабочая программа по истории 6 класс под редакцией Торкунова А.В....

Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017

Рабочая программа. Биология. Человек 8 класс 2016-2017...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике 7 класс, 2016-2017 уч.год

Рабочая программа по математике 7 класс на 2016-2017 уч.год рассчитана на 210 часов (по плану 175 часов + 35 часов школьный компонент). Школьный компонент отводится на расширение знаний базо...

рабочая программа по МХК 11 класс 2016-2017

программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование на 2016-2017 уч.год...

Рабочая программа по математике 5 класс 2016-2017 учебный год

Работа предназначена для учителей математики, которые работают по учебнику Виленкина...