Рабочая программа по русскому языку 5 класс.2016 год.
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования на основе учебной программы «Русский язык. Рабочие программы», предметная линия учебников под ред. М. Разумовской. Программа по русскому (родному) языку. 5-9 классы. Авторы программы: М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова. - М., Дрофа, 2014
Учебник: Русский язык. 5 класс: учебник. /М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др., под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта.-М: Дрофа, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_5_klass.docx | 85.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Калачинска Омской области «Лицей»
Рассмотрено на заседании кафедры Протокол № от | Согласовано на методсовете Протокол № от . | Утверждаю Директор БОУ «Лицей» Л.Ю. Кирилихина
|
Рабочая программа по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования на основе учебной программы «Русский язык. Рабочие программы», предметная линия учебников под ред. М. Разумовской. Программа по русскому (родному) языку. 5-9 классы. Авторы программы: М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова. - М., Дрофа, 2014
Учебник: Русский язык. 5 класс: учебник. /М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др., под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта.-М: Дрофа, 2014.
Класс: 5
Учитель: Михайлова Светлана Петровна, учитель первой квалификационной категории
г.Калачинск 2016г.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5 класса БОУ «Лицей» разработана на основе нормативных документов и информационно-методических материалов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. (с учётом изменений в стандарте ФГОС от 31.12.2015)
2.Основная образовательная программа основного общего образования БОУ
г. Калачинска «Лицей ».
3.Рабочая программа по русскому (родному) языку. 5-9 классы. Авторы программы: М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова. - М., Дрофа, 2014.
В соответствии с годовым календарным графиком, расписанием уроков, учебным планом по БОУ «Лицей» на 2016-2017 учебный год количество уроков по данному предмету составляет 175 часов ( 35 недель по 5 часов в неделю). Учебник: «Русский язык .5 класс». М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова. – М.: «Просвещение», 2014 год.
Практическая часть программы:
Контрольные работы- 13
Изложений- 3
Сочинений- 3
Р. Р. – 34
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1)Аудирование:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному языку):
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтектовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпичес-кие, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуни-кативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествователь-ного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом в неязыковых требований
, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание учебного предмета
Общие сведения о русском языке
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу славянских языков.
Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики.
Осознание важности коммуникативный умений в жизни человека, понимание роли русского языка.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Система языка
Фонетика. Орфоэпия.
Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция.
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Орфоэпический словарь.
Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Проведение фонетического разбора слова.
Нормативное произношение слов. Оценка собственно и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря.
Графика
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения звука.
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знаний алфавита при поиске информации в словарях.
Морфемика и словообразование
Морфемика – как раздел лингвистики. Морфема – минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах. Возможность исторических изменений в структуре слова.
Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы образования слов. Словообразовательная пара, цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательные словари.
Лексика и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексика с точки зрения ее происхождения: Исконно русские и заимствованные слова. Лексика с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Лексика с точки зрения сферы ее употребления. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Стилистически окрашенная лексика русского языка.
Фразеологизмы; их значение и употребление. Разные виды лексических словарей.
Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения.
Проведение лексического разбора слова. Извлечение необходимой информации из словарей.
Грамматика. Морфология.
Морфология как раздел грамматики.
Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора. Применения морфологических знаний и умений в практике правописания. Основные морфологические нормы русского литературного языка.
Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Типы. Виды связи.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения. Виды сказуемого. Структурные типы простых предложений: предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные
Виды односоставных предложений.
Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции. Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Основные выразительные средства синтаксиса. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация.
Орфография как система правил правописания. Орфограмма.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге. Сочетание знаков препинания.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Использование орфографических словарей.
Язык и культура
Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей
Тематическое планирование русский язык 5 класс ФГОС
№ | Количество часов | Тема |
1 | 5 | О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ Зачем человеку нужен язык |
2 | Что мы знаем о русском языке | |
3 | Что такое речь (в отличии от языка) | |
4-5 | Речь монологическая и диалогическая | |
6 | 3 | ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Звуки и буквы. Алфавит |
7 | Что обозначают буквы Е.Ё,Ю,Я | |
8 | Фонетический разбор слова | |
9 | 4 | ТЕКСТ Что такое текст. |
10 | Тема текста | |
11 | Основная мысль текста | |
12 | Р\Р Сочинение контрольная работа №1 Сочинение "один день моих летних каникул". | |
13 | 10 | ПИСЬМО И ОРФОГРАФИЯ Зачем людям письмо. |
14 | Орфография. Нужны ли правила | |
15 | Орфография. Нужны ли правила? | |
16 | Орфограммы гласных корня. Правила обозначения буквами гласных звуков | |
17 |
Сочетания букв жи-ши, ча-ща и др. | |
18 | Буква ь после шипящих на конце существительных и глаголов | |
19 | Разделительные ъ и.ь | |
20 | Не с глаголами | |
21 | Правописание тся,ться в глаголах | |
22 | Контрольная работа № 2 Диктант «Повторение изученного в начальных класса» | |
23 | 2 | СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ Почему корень, приставка, суффикс и окончание-значимые части слова |
24 | Как образуются формы слова | |
25 | 3 | СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ . МОРФОЛОГИЯ. Самостоятельные части речи |
26 | Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы | |
27 | Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы | |
28 | 4 | ТЕКСТ. ПРОДОЛЖЕНИЕ От чего зависит порядок расположения предложений в тексте |
29 | Абзац как часть текста | |
30 | План текста | |
31 | Сжатие и развертывание текста. | |
32 | 7 | ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. Что изучает фонетика |
33 | Звуки гласные и согласные | |
34 | Слог, ударение | |
35 | Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных звуков | |
36-37 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова | |
38 | Контрольная работа №3 по фонетике и орфоэпии | |
39 | 19 | ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ПРАВОПИСАНИЕ. Как определить лексическое значение слова |
40 | Сколько лексических значений имеет слово | |
41-42 | Когда слово употребляется в переносном значении | |
43 | Как пополняется словарный состав русского языка | |
44-45 | Как образуются слова в русском языке | |
46 | Какие чередования гласных и согласных происходят в словах | |
47 | Правописание чередующихся гласных в корнях лаг,лож, раст, ращ, рос | |
48 | Буквы о-Ё после шипящих в корнях слов | |
49 | Чем отличаются друг от друга слова-омонимы | |
50 | Что такое профессиональные и диалектные слова | |
51 | О чем рассказывают устаревшие слова | |
52 | Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова | |
53 | Правописание корней слов | |
54 | Правописание приставок | |
55 | Буквы и-ы после ц | |
56 | Значение, строение и написание слова. | |
57 | Контрольная работа №4: диктант с заданиями. | |
58 | 6 | СТИЛИ РЕЧИ. Что изучает стилистика |
59 | Разговорная и книжная речь | |
60 | Культура речевого поведения | |
61 | Художественная речь | |
62 | Научно-деловая речь | |
63 | Р/Р Контрольная работа №5 Изложение «Барсучок» | |
64 | 23 | СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.ВВОДНЫЙ КУРС. Что изучает синтаксис и пунктуация |
65-66 | Словосочетание | |
67-68 | Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения | |
69 | Главные члены предложения. | |
70 | Тире между подлежащим и сказуемым | |
71-72-73 | Предложения распространенные и нераспространенные | |
74-75 | Однородные члены предложения .Обобщающие слова при однородных членах предложения | |
76 | Контрольная работа №6 и её анализ | |
77 | Обращение | |
78 | Синтаксический разбор простого предложения. | |
79-80,81 | Сложное предложение. | |
82-83 | Прямая речь | |
84 | Диалог | |
85 | Повторение и обобщение «Синтаксис и пунктуация» | |
86 | Контрольная работа№7. .Диктант и задание к нему | |
87 | 4 | ТИПЫ РЕЧИ. Что такое тип речи |
88,89 | Описание, повествование, рассуждение | |
90 | Оценка действительности | |
91-92 | 6 | СТРОЕНИЕ ТЕКСТА. Строение текста типа рассуждения-доказательства |
93 | Анализ текста: определение типа речи Контрольная работа№8 (изложение) | |
94 | Соединение типов речи в одном тексте. Контрольная работа№9 | |
95 | Анализ изложения | |
96 | 18 | МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ. Самостоятельные и служебные части речи |
97 | Что обозначает глагол | |
98 | Правописание не с глаголами | |
99 | Как образуются глаголы | |
100 | Вид глагола | |
101 | Корни с чередованием е-и | |
102 | Инфинитив | |
103 | Правописание тся-ться | |
104 | Наклонение глагола | |
105 | Как образуется сослагательное наклонение глагола | |
106 | Как образуется повелительное наклонение глагола | |
107-108 | Времена глагола | |
109 | Спряжение глагола. Лицо,число | |
110-111 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | |
112-113 | Безличные глаголы. Переходные и непереходные | |
114115 | 5 | СТРОЕНИЕ ТЕКСТА.ПРОДОЛЖЕНИЕ. Как связываются предложения в тексте . «Данное» и «новое» в предложениях текста |
116117118 | Строение текста типа повествования | |
119 | 16 | ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Что обозначает имя существительное |
120 | Как образуются имена существительные | |
121-122 | Употребление суффиксов чик-щик, Употребление суффиксов ек-ик | |
123 | Слитное и раздельное написание не с именами существительными | |
124 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | |
125 | Собственные и нарицательные имена существительные | |
126-127 | Род имен существительных Существительные общего рода Род несклоняемых имен существительных. | |
128 | Число имен существительных | |
129 | Падеж и склонение имен существительных Морфологический разбор имени существительного | |
130 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | |
131-132 | Употребление имен существительных в речи | |
133-34 | Контрольная работа № 10 Диктант «Имя существительное» Анализ контрольного диктанта | |
135 | 7 | СТРОЕНИЕ ТЕКСТА. ПРОДОЛЖЕНИЕ. Строение текста типа описания предмета |
136-137 | Редактирование текстов типа описание | |
138-139 | Создание текста типа описание предметов художественного и делового стилей | |
140-141 | Контрольная работа № 11 Сочинение | |
142 | Типы речи в тексте | |
143-144 | Анализ и редактирование текстов | |
145-146 | Контрольная работа №12Сочинение «Что я люблю и почему» или «Как я однажды пёк (пекла) пироги» | |
147-148 | Контрольная работа № 13 изложение и его анализ | |
149 | 21 | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Что обозначает имя прилагательное. |
150-151 | Прилагательные качественные Прилагательные относительные и притяжательные | |
152-153 |
Правописание окончаний прилагательных | |
154 | Образование имен прилагательных | |
155-156 | Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных на шипящий. | |
157-158 | Сравнительная и превосходная степень качественных прилагательных ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ | |
159-160 | Промежуточная аттестация Анализ результатов промежуточной аттестации | |
161-170 | Обобщающее повторение по темам: «Имя существительное»,»Имя прилагательное», «Глагол» «фонетика»,«орфография» | |
171-175 | РЕЗЕВНЫЕ УРОКИ |
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Общеучебные умения и навыки, универсальная учебная деятельность
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными учебными действиями:
В блок личностных универсальных учебных действий входят:
- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;
- действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.
В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические, логические, действия постановки и решения проблем.
В число общеучебных входят:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации (в том числе умение работать с картами различной тематики, масштаба и разнообразными статистическими материалами);
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (в геоинформационных системах); знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
- умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений, доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В состав коммуникативных действий входят:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Универсальные учебные действия
Личностные
Приоритетное внимание уделяется формированию:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки.
Регулятивные
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные
Учащийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные
Ученик получит возможность научиться:
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения
Индикаторы функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, - универсальные учебные действия
Личностные:
Л1 - понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
Л2 - осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
Л3 - достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Коммуникативные:
К1 - владение всеми видами речевой деятельности,
К2 - построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
К3 - адекватное восприятие устной и письменной речи;
К4 - точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме;
К5 - соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета и др.
Познавательные :
П1 - формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис;
П2 - осуществление библиографического поиска, извлечение необходимой информации из различных источников;
П3 - определение основной и второстепенной информации, осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели;
П4 - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
П5 - переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами и др.
Регулятивные:Р1 - постановка и адекватное формулирование цели деятельности, планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее;
Р2 - осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции и др.
№ раздела | тема | ууд |
1 | О языке и речи. 2 + 2 (4) | Метапредметные результаты : личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания ;применяют правила делового сотрудничества. познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием. |
2 | Повторение изученного | Метапредметные результаты : личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания ;применяют правила делового сотрудничества.познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания; регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием. |
3 | Фонетика. Орфоэпия. | Метапредметные результаты : личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания ;применяют правила делового сотрудничества. познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием. |
4 | Лексика. Словообразование. Правописание | Метапредметные результаты : личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания ;применяют правила делового сотрудничества.познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания; регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием. |
5 | Синтаксис и пунктуация | Метапредметные результаты : личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания ;применяют правила делового сотрудничества. познавательные:воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием |
6 | Морфология. Правописание | Метапредметные результаты : личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания ;применяют правила делового сотрудничества. познавательные:воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием. |
7 | Систематизация и обобщение изученного . | . Метапредметные результаты : личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания ;применяют правила делового сотрудничества. познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, структурируют знания;регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием. |
Календарно-тематическое планирование русский язык 5 класс ФГОС
№ | Дата | Тема |
1 | Р.Р1 | Зачем человеку нужен язык |
2 | Р.Р.2 | Что мы знаем о русском языке |
3 | Р.Р.3 | Что такое речь (в отличии от языка) |
4-5 | Р.Р4,5 | Речь монологическая и диалогическая |
6 | Звуки и буквы. Алфавит | |
7 | Что обозначают буквы Е.Ё,Ю,Я | |
8 | Фонетический разбор слова | |
9 | Р.Р.6 | Что такое текст. |
10 | Р.Р7 | Тема текста |
11 | Р.Р8 | Основная мысль текста |
12 | Р\Р Сочинение контрольная работа №1 Сочинение "один день моих летних каникул".2 часа | |
13 | Р.Р9 | Зачем людям письмо. |
14 | Орфография. Нужны ли правила | |
15 | Орфография. Нужны ли правила? | |
16 | Орфограммы гласных корня. Правила обозначения буквами гласных звуков | |
17 |
Сочетания букв жи-ши, ча-ща и др. | |
18 | Буква ь после шипящих на конце существительных и глаголов | |
19 | Разделительные ъ и.ь | |
20 | Не с глаголами | |
21 | Правописание тся,ться в глаголах | |
22 | Контрольная работа № 2 Диктант «Повторение изученного в начальных класса» | |
23 | Почему корень, приставка, суффикс и окончание-значимые части слова | |
24 | Как образуются формы слова | |
25 | Самостоятельные части речи | |
26 | Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы | |
27 | Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы | |
28 | Р.Р10 | От чего зависит порядок расположения предложений в тексте |
29 | Р.Р11 | Абзац как часть текста |
30 | Р.Р12 | План текста |
31 | Р.Р.13 | Сжатие и развертывание текста. |
32 | Что изучает фонетика | |
33 | Звуки гласные и согласные | |
34 | Слог, ударение | |
35 | Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных звуков | |
36-37 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова | |
38 | Контрольная работа №3 по фонетике и орфоэпии | |
39 | Как определить лексическое значение слова | |
40 | Сколько лексических значений имеет слово | |
41-42 | Когда слово употребляется в переносном значении | |
43 | Как пополняется словарный состав русского языка | |
44-45 | Как образуются слова в русском языке | |
46 | Какие чередования гласных и согласных происходят в словах | |
47 | Правописание чередующихся гласных в корнях лаг,лож, раст, ращ, рос | |
48 | Буквы о-Ё после шипящих в корнях слов | |
49 | Чем отличаются друг от друга слова-омонимы | |
50 | Что такое профессиональные и диалектные слова | |
51 | О чем рассказывают устаревшие слова | |
52 | Р.Р.14 | Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова |
53 | Правописание корней слов | |
54 | Правописание приставок | |
55 | Буквы и-ы после ц | |
56 | Значение, строение и написание слова. | |
57 | Контрольная работа №4: диктант с заданиями. | |
58 | РР15 | Что изучает стилистика |
59 | РР15 | Разговорная и книжная речь |
60 | РР17 | Культура речевого поведения |
61 | РР18 | Художественная речь |
62 | РР19 | Научно-деловая речь |
63 | Р/Р Контрольная работа №5 Изложение «Барсучок» | |
64 | Что изучает синтаксис и пунктуация | |
65-66 | Словосочетание | |
67-68 | Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения | |
69 | Главные члены предложения. | |
70 | Тире между подлежащим и сказуемым | |
71-72-73 | Предложения распространенные и нераспространенные | |
74-75 | Однородные члены предложения .Обобщающие слова при однородных членах предложения | |
76 | Контрольная работа №6 и её анализ | |
77 | Обращение | |
78 | Синтаксический разбор простого предложения. | |
79-80,81 | Сложное предложение. | |
82-83 | Прямая речь | |
84 | Диалог | |
85 | Повторение и обобщение «Синтаксис и пунктуация» | |
86 | Контрольная работа№7. .Диктант и задание к нему | |
87 | РР20 | Что такое тип речи |
88,89 | РР21 | Описание, повествование, рассуждение |
90 | РР22 | Оценка действительности |
91-92 | РР23 | Строение текста типа рассуждения-доказательства |
93 | РР24 | Анализ текста: определение типа речи Контрольная работа№8 (изложение) |
94 | Соединение типов речи в одном тексте. Контрольная работа№9 | |
95 | Анализ изложения | |
96 | Самостоятельные и служебные части речи | |
97 | Что обозначает глагол | |
98 | Правописание не с глаголами | |
99 | Как образуются глаголы | |
100 | Вид глагола | |
101 | Корни с чередованием е-и | |
102 | Инфинитив | |
103 | Правописание тся-ться | |
104 | Наклонение глагола | |
105 | Как образуется сослагательное наклонение глагола | |
106 | Как образуется повелительное наклонение глагола | |
107-108 | Времена глагола | |
109 | Спряжение глагола. Лицо,число | |
110-111 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | |
112-113 | Безличные глаголы. Переходные и непереходные | |
114115 | РР25,26 | Как связываются предложения в тексте . «Данное» и «новое» в предложениях текста |
116117118 | РР27,28 | Строение текста типа повествования |
119 | Что обозначает имя существительное | |
120 | Как образуются имена существительные | |
121-122 | Употребление суффиксов чик-щик, Употребление суффиксов ек-ик | |
123 | Слитное и раздельное написание не с именами существительными | |
124 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | |
125 | Собственные и нарицательные имена существительные | |
126-127 | Род имен существительных Существительные общего рода Род несклоняемых имен существительных. | |
128 | Число имен существительных | |
129 | Падеж и склонение имен существительных Морфологический разбор имени существительного | |
130 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | |
131-132 | Употребление имен существительных в речи | |
133-34 | Контрольная работа № 10 Диктант «Имя существительное» Анализ контрольного диктанта | |
135 | РР29 | Строение текста типа описания предмета |
136-137 | РР30,31 | Редактирование текстов типа описание |
138-139 | РР32 | Создание текста типа описание предметов художественного и делового стилей |
140-141 | Контрольная работа № 11 Сочинение | |
142 | Типы речи в тексте | |
143-144 | РР33,34 | Анализ и редактирование текстов |
145-146 | Контрольная работа №12Сочинение «Что я люблю и почему» или «Как я однажды пёк (пекла) пироги» | |
147-148 | Контрольная работа № 13 изложение и его анализ | |
149 | Что обозначает имя прилагательное. | |
150-151 | Прилагательные качественные Прилагательные относительные и притяжательные | |
152-153 |
Правописание окончаний прилагательных | |
154 | Образование имен прилагательных | |
155-156 | Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных на шипящий. | |
157-158 | Сравнительная и превосходная степень качественных прилагательных ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ | |
159-160 | Промежуточная аттестация Анализ результатов промежуточной аттестации | |
161-170 | Обобщающее повторение по темам: «Имя существительное»,»Имя прилагательное», «Глагол» «фонетика»,«орфография» | |
171-175 | РЕЗЕВНЫЕ УРОКИ |
График контрольных работ
русский язык 5 класс А
№ | № урока | Дата | Вид работы |
1 | 12 | Контрольная работа № 1Сочинение «Памятный день каникул» | |
2 |
| Стартовая контрольная работа | |
3 | 22 | Контрольная работа № 2. Диктант по теме «Орфография» | |
4 | 38 | Контрольная работа № 3 по теме «Фонетика и орфоэпия» | |
5 | 57 | Контрольная работа № 4. Диктант по теме «Орфография» | |
6 | 63 | Контрольная работа №5 Изложение «Барсучонок» | |
7 | 76 | Контрольная работа №6 по теме «Синтаксис» | |
8 | 86 | Контрольная работа №7. Диктант по теме «Синтаксис « | |
9 | 93 | Контрольная работа №8 Анализ текста | |
10 | 94 | Контрольная работа №9 Изложение «Джек» | |
11 | 134 | Контрольная работа №10 диктант по теме «Имя существительное» | |
12 | 140 | Контрольная работа №11.Сочинение. «Мой друг» | |
13 | 145,146 | .Сочинение «Как я пек пироги» | |
14 | 147,148 | Контрольная работа №12.Изложение «Друг детства» | |
15 | 159,160 | Контрольная работа №13 Итоговый тест | |
16 | Промежуточная аттестация |
Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса
Печатные издания:
1.О.П.Баландина Обучение сочинению по картине 5-9 классы - В.: Учитель, 2011
2. А.И.Купалова Изучение синтаксиса и пунктуации – М: Дрофа, 2008
3. С.Н.Пименова Дидактические материалы по русскому языку 5 класс-М: Просвещение, 2008
4. М.Разумовская Поурочные разработки по русскому языку в 5 класса – М: Дрофа , 2010
5..И.В.Текучёва Контрольные и проверочные работы 5 класс - М.: АСТ 2005
6. Н М. Шанский Занимательный русский - М.: Дрофа, 2005
Лингвистические словари:
1. Баранов, М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М. Т. - М. : Просвещение, 2006.
2. Баранов, М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М. Т. 5-е изд. - М. : Просвещение, 2008.
3. Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка / В. П. Жуков, -М. : Просвещение, 2003.
4. Семенюк, А. А. Школьный толковый словарь русского языка / А. А. Семенюк, М.А. Матюшина. - М. : Просвещение, 2006.
Материально – техническое обеспечение:
Карточки по теме: «Орфография», «Имя существительное», «Словообразование», «Словарные слова» . |
Карточки по теме «Существительные собственные и нарицательные», «Виды глагола» |
Карточки по теме «Словосочетание» |
Карточки по теме «Имя прилагательное» |
Портреты русских лингвистов |
Демонстрационные таблицы по темам: «Части речи», «Типы речи», «Спряжение глагола», «Имя прилагательное»и др. |
Тестовые задания по темам: «Данное и новое в предложении», «Виды глагола», «Типы речи», «Суффиксы имён прилагательных», «Род имён существительных». |
Персональный компьютер, оснащённый акустическими колонками. |
Цифровые ресурсы
http://www.gumfak.ru/russian.shtml/ – Учебные материалы по русскому языку
http://www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка
www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
http://philology.ru/default.htm – Русский филологический портал
http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание»
http://mlis.ru – Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы
http://school-collection.edu.ru/ - Энциклопедия «Кругосвет»http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник
Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»
Htpp//edu.1september.ru
Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский языкHttp://ege.go-test.ru/ege/rus/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 11 кл класс 2016-2017
новый вариант...
Рабочая программа по русскому языку 11 класс 2016-2017 (2 часа)
новое положение...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса.2016 год.
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего об...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса .2016 г.
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего об...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс 2016-2017
Программа базовая по стабильному учебнику Ладыженской, измененному в связи с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс 2016-2017
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания программы, тематического планирования...
Рабочая программа по русскому языку по программе Быстровой 8 класс 2016-2017 уч.год
Рабочая программа составлена в соответсвии с новыми требованиями к рабочим программам...