Упражнения на понимание и построение текста для 7-8 классов на основе рассказа А.И.Куприна «Белый пудель»
статья по русскому языку (7, 8 класс) по теме
В статье предлагаются задания на понимание и построение текста, разработанные на примере заданий, предложенных в книге Н.А.Шапиро "Учимся понимать и строить текст. 5–9 классы" для 7-8 классов, которые могут быть использованы на уроках русского языка для развития речи учащихся, формирования навыков построения устного и письменного высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_na_ponimanie_teksta.docx | 15.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения на понимание и построение текста
для 7-8 классов на основе рассказа А.И.Куприна «Белый пудель»
Сергеева Ирина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №6» НМР РТ
Для усвоения материала при изучении любого учебного предмета важно, чтобы ученик точно и полно понимал прочитанное, мог выражать свои мысли, строить высказывание. Но как учащиеся среднего звена, так и старшеклассники употребляют сегодня в речи короткие предложения, одинаковые по структуре, ничем не осложненные, что серьезно осложняет построение устного и письменного высказывания. Чтобы искоренить лексическую и синтаксическую бедность языка, нужно использовать на уроках русского языка упражнения на понимание и построение текста.
Для решения данной проблемы можно предложить задания на восстановление семантико-синтаксических связей. Такой тип заданий предлагает в своей книге Н.А.Шапиро [1]. Учащиеся должны увидеть, что перед ними так называемый испорченный текст из коротких, почти бессвязных предложений, который нужно восстановить (оригинал текста в начале работы ученики не видят). Ученикам необходимо предложить алгоритм работы. Пусть они решат, между какими предложениями можно вставить союз, подходящий по смыслу, и зачеркнуть его в списке, а также удалить неоправданные повторы и опустить лишние слова.
Для своих учеников я разработала несколько заданий, взяв в качестве материала текст рассказа А.И.Куприна «Белый пудель» [2].
Образцы заданий.
- Дедушка одной рукой непрерывно вертел ручку шарманки, извлекал из нее дребезжащий кашляющий мотив. Другой рукой дедушка бросал мальчику разные предметы, которые тот искусно подхватывал на лету. Репертуар у Сергея был небольшой. Работал он хорошо, «чисто», как говорят акробаты, и с охотой. Он подкидывал вверх пустую бутылку. Она несколько раз перевертывалась в воздухе… (А.И.Куприн «Белый пудель»)
Задание: объедините простые предложения в сложные там, где это нужно, используйте деепричастный оборот, устраните ненужные повторы. Для связи используйте союзы а, но, так что.
Оригинал
Дедушка одной рукой непрерывно вертел ручку шарманки, извлекая из нее дребезжащий кашляющий мотив, а другой бросал мальчику разные предметы, которые тот искусно подхватывал на лету. Репертуар у Сергея был небольшой, но работал он хорошо, «чисто», как говорят акробаты, и с охотой. Он подкидывал вверх пустую бутылку, так что она несколько раз перевертывалась в воздухе…
- Старик и мальчик легли рядом на траве. Они подмостили под головы свои старые пиджаки. Над их головами шумела темная листва корявых, раскидистых дубов. Сквозь листву синело чистое голубое небо. Ручей журчал так однообразно и так вкрадчиво, завораживал кого-то своим усыпительным лепетом. Ручей сбегал с камня на камень. Дедушка некоторое время ворочался, кряхтел и говорил что-то. Сергею казалось, что голос его звучит из какой-то мягкой и сонной дали. Слова были непонятны, как в сказке.
Задание: объедините простые предложения в сложные там, где это нужно, для построения предложения используйте причастный и деепричастный оборот. Устраните в тексте ненужные повторы, для связи между предложениями используйте союз точно, но.
Оригинал
Старик и мальчик легли рядом на траве, подмостив под головы свои старые пиджаки. Над их головами шумела темная листва корявых, раскидистых дубов. Сквозь листву синело чистое голубое небо. Ручей, сбегавший с камня на камень, журчал так однообразно и так вкрадчиво, точно завораживал кого-то своим усыпительным лепетом. Дедушка некоторое время ворочался, кряхтел и говорил что-то, но Сергею казалось, что голос его звучит из какой-то мягкой и сонной дали, а слова были непонятны, как в сказке.
- Сергей не хотел будить дедушку. Это сделал за него Арто. Арто в одно мгновение отыскал старика среди груды валявшихся на полу тел. Прежде чем тот успел опомниться облизал ему с радостным визгом щеки, глаза, нос и рот. Дедушка проснулся, увидел на шее Арто веревку, увидел лежащего рядом с собой мальчика и понял всё. Сергея был покрыт пылью.
Задание: объедините простые предложения в сложные там, где это нужно, для построения предложения используйте причастный оборот. Устраните в тексте ненужные повторы, для связи между предложениями используйте союз но, и.
Оригинал
Сергей не хотел будить дедушку, но это сделал за него Арто. Он в одно мгновение отыскал старика среди груды валявшихся на полу тел и, прежде чем тот успел опомниться, облизал ему с радостным визгом щеки, глаза, нос и рот. Дедушка проснулся, увидел на шее пуделя веревку, увидел лежащего рядом с собой покрытого пылью мальчика и понял всё.
Использованная литература
1. Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5–9 классы.
М.: Первое сентября, 2002. – (Серия «Педагогический практикум»)
2. Куприн А.И. Чудесный доктор. Ю-ю. / А.И.Куприн. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 235 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе«Причины столкновения персонажей в рассказе А.И.Куприна «Белый пудель».
Развитие компетенций учащихся, связанных с образным мышлением и анализом произведения....
Презентация к уроку "Жизненные ценности героев рассказа А.Куприна "Белый пудель"
Презентация к уроку литературы в 6 классе по программе Меркина. Презентация отражает ход урока, основные задания для учеников....
Урок по рассказу А.И.Куприна "Белый пудель"
Презентация с иллюстрациями, подробно описывающими сюжет произведения....
Урок по рассказу А.И. Куприна "Белый пудель"
На уроке по рассказу А.И.Куприна "Белый пудель" рассматриваются проблемы взаимоотношений детей и взрослых, формируется умение анализировать текст художественного произведения....
Понимание поэтического текста учащимися 5 –11 классов гимназии, или Поэтические эксперименты
Как сделать так, чтобы каждый ученик не со слов учителя, а сам понял значимость литературы?Ученик должен стать ее исследователем, выявляя проблемы самостоятельно. Открывая для себя М. В. Ломоносова, А...
Конспект индивидуального урока литературы Тема: «А. И. Куприн «Белый пудель»»
Конспект содержит в себе полный ход урока, хрономертажём и описанием речевой деятельности учителя и учеников....
Урок литературы в 6 классе на тему "Рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор". Понятие о рождественском рассказе".
Форма проведения: урок-размышление.Цель урока: расширение знаний учащихся о таких понятиях, как сострадание и любовь к ближнему, бескорыстное добро (на примере художественного произведения).Задачи:* о...