Урок по рассказу А.И. Куприна "Белый пудель"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
На уроке по рассказу А.И.Куприна "Белый пудель" рассматриваются проблемы взаимоотношений детей и взрослых, формируется умение анализировать текст художественного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rasskazu_kuprina_belyy_pudel.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
А.И.Куприн « Белый пудель».
«Не всё продается, что покупается»
Цель урока: формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное решение, отстоять свой выбор.
Оборудование: портрет А.И. Куприна, иллюстрации к рассказу, презентация
Ход работы:
После краткого сообщения о биографии писателя и обмена впечатлениями о рассказе ребятам предлагается составить устный рассказ на тему «Один день из жизни бродячей труппы», попытавшись представить не тот день, который описал Куприн, а любой другой .
2. Какие трудности встречаются на пути бродячих артистов? (Голод, унижения, побои)
3. Какой характер складывается у человека, которому приходится жить в подобных условиях?
4. Докажите, Серёжа и дедушка Лодыжкин не ожесточились, не озлобились.
Устное рисование: дедушка Лодыжкин и Серёжа
(«Дедушка Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо».
«Столько же, сколько шарманку, может быть, даже немного больше, любил он своих младших спутников в вечных скитаниях: пуделя Арто и маленького Сергея».
« - Что, брат пёсик? Тепло? – спросил дедушка»
« - Поди сюда, Арто, поди, моя собаченька».
............
- Н-да, братец ты мой, ничего не поделаешь...»
«- Иди-иди, дурашка, чего рот разинул? – подталкивал его шутливо старик»
«Сергей остался навеки связан с дедушкой и душою, и мелкими житейскими интересами»
« - Тут и выкупаемся, дедушка Лодыжкин, сказал решительно Сергей. На ходу он уже успел , прыгая то на одной, то на другой ноге, стащить с себя панталоны.»
Что дальше сделал Сергей?
« - Давай я тебе пособлю орган снять»
«Дедушка раздевался не торопясь».
Почему?
« Прикрыв глаза ладонью от солнца и щурясь, он с любовной усмешкой глядел на Сергея».
«Потом он разломил краюху на три неровные части..»
Как дедушка Лодыжкин разделил хлеб?
«...одну, самую большую, он протянул Серёже, другую, поменьше, оставил для пуделя, самую маленькую взял себе»
О чём мечтает дедушка Лодыжкин?
«- Перво дело - куплю тебе костюм: розовое трико с золотом... туфли тоже розовые, атласные... В Киеве, в Харькове или, например, скажем, в городе Одессе - там, брат, во какие цирки!.. Фонарей видимо-невидимо... все электричество горит... Народу, может быть, тысяч пять, а то и больше... почему я знаю? Фамилию мы тебе сочиним непременно итальянскую. Что такая за фамилия Естифеев или, скажем, Лодыжкин? Чепуха одна - нет никакого в ней воображения. А мы тебя в афише запустим - Антонио или, например, тоже хорошо - Энрико или Альфонзо...»
Обратить внимание: мечтает не о собственном благополучии, а о благополучии Сергея.
- Какой эпизод ярче всего раскрывает силу любви артистов маленькой бродячей труппы?
- Почему дедушка не продал Арто, ведь на эти деньги он мог бы осуществить все свои мечты?
- Какие ещё качества характера помогают Серёже и дедушке Лодыжкину ?
(Интерес к жизни, умение видеть красоту окружающего мира, восхищаться ей: «...многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые. Магнолии, с их твердыми и блестящими, точно лакированными листьями и белыми, с большую тарелку величиной, цветами; беседки, сплошь затканные виноградом, свесившим вниз тяжелые гроздья; огромные многовековые платаны с их светлой корой и могучими кронами; табачные плантации, ручьи и водопады, и повсюду - на клумбах, на изгородях, на стенах дач - яркие, великолепные душистые розы, - все это не переставало поражать своей живой цветущей прелестью наивную душу мальчика. Он высказывал свои восторги вслух, ежеминутно теребя старика за рукав.
- Дедушка Лодыжкин, а дедушка, глянь-кось, в фонтане-то - золотые рыбы!.. Ей-богу, дедушка, золотые, умереть мне на месте! - кричал мальчик, прижимаясь лицом к решетке, огораживающей сад с большим бассейном посредине. - Дедушка, а персики! Бона сколько! На одном дереве!»
Жизнерадостность, умение с юмором относиться к своим неудачам: «Долгое время старик и мальчик шли молча, но вдруг, точно по уговору, взглянули друг на друга и рассмеялись: сначала захохотал Сергей, а потом, глядя на него, но с некоторым смущением, улыбнулся и Лодыжкин.
- Что?, дедушка Лодыжкин? Ты все знаешь? - поддразнил его лукаво Сергей.
- Да-а, брат. Обмишулились мы с тобой, - покачал головой старый шарманщик». )
- А удалось ли героям сохранить в такой обстановке гордость, чувство собственного достоинства?
(Несмотря на скитания, голод и унижения, героям удаётся сохранить чувство собственного достоинства. Это доказывает эпизод с монетой: «Наконец барыня вышла на балкон, швырнула сверху в подставленную шляпу Сергея маленькую белую монетку и тотчас же скрылась. Монета оказалась старым, стертым с обеих сторон и вдобавок дырявым гривенником. Дедушка долго с недоумением рассматривал ее. Он уже вышел на дорогу и отошел далеко от дачи, по все еще держал гривенник на ладони, как будто взвешивая его.
- Н-да-а... Ловко! - произнес он, внезапно остановившись. - Могу сказать... А мы-то, три дурня, старались. Уж лучше бы она хоть пуговицу дала, что ли. Ту по крайности куда-нибудь пришить можно. А что я с этой дрянью буду делать? Барыня небось думает: все равно старик кому-нибудь ее ночью спустит, потихоньку, значит. Нет-с, очень ошибаетесь, сударыня. Старик Лодыжкин такой гадостью заниматься не станет. Да-с! Вот вам ваш драгоценный гривенник! Вот!
И он с негодованием и с гордостью бросил монету, которая, слабо звякнув, зарылась в белую дорожную пыль»
Составление сценария кинофильма: чем занималась барыня четверть часа, пока Сергей и дедушка Лодыжкин ждали плату за выступление?
О чувстве собственного достоинства свидетельствует и разговор дедушки Лодыжкина с дворником: «Дедушка, который успел уже в это время напялить на себя коричневый, позеленевший на швах пиджак, гордо выпрямился, насколько ему позволяла вечно согнутая спина.
- Я тебе одно скажу, парень, - начал он не без торжественности. - Примерно, ежели бы у тебя был брат или, скажем, друг, который, значит, с самого сыздетства. Постой, друже, ты собаке колбасу даром не стравляй... сам лучше скушай... этим, брат, ее не подкупишь. Говорю, ежели бы у тебя был самый что ни на есть верный друг... который сыздетства... То за сколько бы ты его примерно продал?
- Приравнял тоже!..
- Вот те и приравнял. Ты так и скажи своему барину, который железную дорогу строит, - возвысил голос дедушка. - Так и скажи: не все, мол, продается, что покупается».)
- Во время трудных испытаний по-разному раскрываются характеры героев. Давайте откроем 5 главу и посмотрим, что изменилось во взаимоотношениях артистов после пропажи собаки.
(Если в первых главах дедушка Лодыжкин выступал в роли руководителя труппы, то после пропажи Арто он проявляет беспомощность и слабость, а Серёжа, напротив, ведёт себя как мужественный, решительный человек, командует дедушкой Лодыжкиным и помогает ему.)
- В какой момент Серёжа принял решение вернуть Арто?
- Докажите, что в дальнейшем Серёжа не бросит дедушку?
( «- Пойдем, дедушка, - сказал он повелительно и ласково в то же время. - К черту пачпорт, пойдем! Не ночевать же нам на большой дороге».)
- Мы начинали урок с того, что пытались представить один день из жизни бродячей труппы. А теперь давайте попытаемся представить себе один день из жизни Трилли.
- «Как его, такого, вырастили, шут его возьми?»
- Почему нищие артисты оказались добрей и благородней живущих в достатке богачей?
- Как вы думаете, кто счастливее: Сергей или Трилли?
- Мать Трилли не смогла купить собаку у дедушки Лодыжкина. Чего ещё она не сможет купить ни за какие деньги?
- О чём заставил задуматься рассказ Куприна «Белый пудель»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Жизненные ценности героев рассказа А.Куприна "Белый пудель"
Презентация к уроку литературы в 6 классе по программе Меркина. Презентация отражает ход урока, основные задания для учеников....
Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...
Урок по рассказу А.И.Куприна "Белый пудель"
Презентация с иллюстрациями, подробно описывающими сюжет произведения....
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...
Контраст как основа композиции рассказа (урок по рассказу Л.Н. Толстого "После бала")
урок литературы...
План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку
План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....